Еда для праздника ивана купала

Магические блюда на Иван Купалу


Славянские народы в день летнего солнцестояния, 7 июля, отмечают праздник Иван Купала (другие названия – Купальская ночь, Купалье). В ночь на Иван Купалу пробуждаются все животворящие силы природы. И спать в эту ночь не стоит ложиться тем, кто хочет обрести какие-то новые силы, знания и возможности. Именно в ночь на Ивана Купалу нужно отправляться в лес на поиски цветущего папоротника, плести венки, отправлять их по воде, чтобы обрести своего суженного, купаться в лучах луны, прыгать через костры и собирать травы. Ясновидящая Кажетта Ахметжанова считает, что на Ивана Купалу важно не только соблюдение обрядов, но и то, какие блюда вы подадите на стол. Она готова поделиться рецептами специальных магических блюд, которые…

Традиционных блюд, которые готовились на этот праздник, много. И почти все они так или иначе похожи у разных народов. Если в Белоруссии обязательно готовили мучную кашу (кулагу), то в России варилась ячменная «обетная каша», которой поминали предков. Эту кашу варили всей деревней, с утра угощали нищих, а вечерам то, что оставалось съедали сами, приправив сливочным маслом. Вкушая эту кашу, люди обращались к высшим силам и просили у них самого необходимого для себя: здоровья, благополучия, семейного счастья. Так что, такая каша была одним из самых главных блюд на столе.

Читайте также:  С праздником извини меня

«Обетная каша» (ячневая каша)

Ячменную кашу можно варить как из цельной крупы, ячневой дробленой, так и из всем хорошо известной перловки. Вкус полученных каш будет различаться, но все они очень питательны и полезны.

Ингредиенты:
ячневая крупа 1 ст.
вода 2,5 ст.
соль 1 ч.л.
сливочное масло 30 г

Способ приготовления: Прежде чем варить ячневую крупу, промойте ее водой и подсушите на сквородке, без воды и масла, постоянно перемешивая. Пока крупа подсушивается, наливаем в кострюльку воду и ставим на огонь. Как только вода закипела, отправляем в нее небольшими порциями крупу. Добавляем сливочное масло, соль, перемешиваем. После этого накрываем кастрюлю крышкой и варим минут 10-15. Как только вода выкипит, выключаем огонь и ставим кастрюлю в разогретую духовку минут на 20, чтобы каша настоялась. Теперь кашу можно подавать к столу.

Квас

Самый правильный напиток на Ивана Купалу – это квас. Он не только обладает освежающим и тонизирующим действием, но и имеет магические свойства. В древности пить квас в этот праздник надо было приговаривая специальные слова, которые должны были привлечь удачу тому, кто решился испить волшебного напитка.

Ингредиенты:
вода 10 л
ржаные сухари 1 кг
сахар 750 г
изюм 15 г
пивные дрожжи 2-3 ст.л
лист черной смородины 2-3 шт.

Способ приготовления: Сухари нужно залить горячей водой и настаивать в течение 12 ч, в другой емкости следует черносмородиновые листья, которые настаиваются от 3-5 ч. Настой сухарей процеживаем через сито, добавляем к нему настой смородиновых листьев, сахар и дрожжи и ставим для брожения на 4 ч. Затем все процеживаем и разливаем по бутылкам. В каждую бутылку нужно положить по 2-3 изюминки и оставить на 2 дня, чтобы квас настоялся и дошел до нужной кондиции.

Драники

А в Белоруссии Купалье не обходится без картофельных драников. Традиции празднования Купалья в Белоруссии можно назвать самыми архаичными, если в России многие обряды этой волшебной ночи разбросались по другим праздникам: Петров день, Троица, то здесь они остались неизменными.

Ингредиенты:
картофель 4 шт.
мука 4 ст.л.
яйца 2 шт.
соль, перец, приправы по вкусу
растительное масло

Способ приготовления: Тщательно моем картофель, чистим его от кожуры и натираем на терке, можно измельчить при помощи мясорубки. В полученную массу добавляем яйца, муку, соль . Все тщательно перемешиваем. Затеи Наливаем в сковороду масло и ложкой выкладываем картофельную массу. Жарим до готовности.

Кроме того традиционными кушаньями на Иван Купалу считаются также сыр, яичница с салом, лепешки с конопляным семенем. Еда должна быть сытной, полезной и зарядить энергией, ведь впереди самая магическая ночь в году.

Источник статьи: http://foodika.ru/magicheskie-blyuda-na-ivan-kupalu/

Что приготовить на Ивана Купала: 7 обрядовых блюд на Купайло

Купало или Купайло – один из самых колоритных и ярких праздников, которые пришли к нам еще из дохристианских времен. Как и в любой другой праздник, 6 и 7 июля хозяйки готовили особые обрядовые блюда по традиционным рецептам. Узнайте, чем угощались наши предки на Ивана Купалу.

Дни 6 и 7 июля — Купальская ночь и праздник Купалы — связаны с многими обрядами, традициями, приметами и суевериями.

Топ-7 блюд для праздника Ивана Купалы

Кулага

Кисло-сладкая каша, которую варили из гречневой или ячневой крупы или муки, иногда добавляли квас, часто – ягоды

Клецки

Картофельные или просто мучные клецки подавали с поджаренным луком, мясом или сметаной.

Блины

Блины с различными начинками – волшебное блюдо Купайла. Если девушка в этот праздник угощала ими молодого парня, то суждено им быть вместе, хотя бы только в эту Купальскую ночь.

Вареники

Вареники с вишнями, картошкой, творогом, вареньем, капустой – традиционно блюдо нашей кухни, без него не обходились и купальские дни.

Пироги и караваи

Пироги с овощами, ягодами, зеленью, пышные караваи – традиционная выпечка к празднику Купалы

Травяные чаи

Травы в Купальскую ночь обладали особой силой и магией, поэтому и чай считался особенным и волшебным. Для чая собирали листья различных садовых деревьев (липы, вишни, смородины, яблони) и травы (чабрец, душицу, календулу).

Квас

Квас – традиционный напиток, без которого не обходилось ни одно лето и ни один праздничный стол у наших предков. У каждой семьи был свой особенный рецепт приготовления домашнего кваса.

Вам будет интересно узнать, что приготовить из кабачков

Облако тегов

Материалы по теме

Янтарное варенье из кабачков с лимоном: волшебный экзотический вкус

Часы Ангела-Хранителя в июле 2018: когда лучше обращаться за помощью

Камень-талисман, который поможет избавиться от долгов

1 июля праздник Ярилин день: что можно и нельзя делать женщинам

Популярное на сайте

Новости коронавируса в Украине 8 марта: статистика

Врач назвал ТОП-6 противопоказаний к вакцинации от коронавируса

Масленица-2021: традиции, старинные гадания на пирогах, блинах и фасоли

Масленица 2021: что должна обязательно сделать каждая женщина в этот праздник?

Полезное на сайте

Масленица 2021: ТОП-3 начинки для блинчиков, от которых вы будете в восторге

Врач назвал распространенные последствия COVID-19

Украинских школьников снова переводят на дистанционное обучение – названа дата

Родительская суббота 6 марта: что можно и нельзя делать

© 2021, ТОВ «ВИДАВНИЦТВО УКРАЇНСЬКИЙ МЕДІА ДІМ». Все права защищены.

Источник статьи: http://kolobok.ua/mamina-shpargalka/vkusnye-retsepty/814807-chto-prigotovit-na-ivana-kupala-7-obrjadovyh-bljud-na-kupajlo

Что приготовить на Ивана Купала: ТОП-5 рецептов

В день Ивана Купала на праздничном столе все блюда были постными, так как до окончания Петрова Поста мясо и молочные продукты были под запретом. Помимо традиционных блюд, люди готовили травяные настои для утоления жажды. Что же приготовить на праздник Ивана Купала? Рецептами вкусных блюд делится с вами Ivona.

Такая каша была одним из главных блюд на столе в день Ивана Купала. Ее варили с вечера всей деревней, щедро сдабривали медом и свежими ягодами. Каша издавна считалась символом изобилия и благополучия, поэтому занимала особое место на купальском столе

На Ивана Купала также обязательно готовили картофельные клецки. Так как это — “зеленый праздник“, в них добавляли разную зелень и заправляли зажаркой из лука и растительного масла.

Вареники с вишней — одно из самых вкусных и популярных летних блюд. К тому же часто используется в качестве обрядовой пищи на различные народные и религиозные праздники.

Простой и вкусный праздничный пирог для тех, кому хочется что-нибудь испечь к чаю, забыв про яйца и сливочное масло.

Листья черной смородины — кладезь витаминов, особенно витамина С. Они также содержат полезные для организма микроэлементы. Чай из листьев черной смородины успокаивает, стабилизирует давление и укрепляет иммунитет.

Ранее мы рассказывали, что можно приготовить из лепестков чайной розы.

Источник статьи: http://ivona.bigmir.net/cooking/452693-Chto-prigotovit—na-Ivana-Kupala—TOP-5-receptov

Иван Купала!

Купалье — древний обрядовый праздник. Под разными названиями известен индоевропейским народам. В древности был приурочен к летнему солнцестоянию, праздновался в честь солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых. Название «Купала» встречается в летописи XII в., в древних грамотах. Христианская церковь, борясь с языческими купальскими обрядами, приурочила праздник ко дню Иоанна Предтечи — «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (на завтрашний день, 7 июля (24 июня по старому стилю). Именно поэтому появилось сдвоенное имя «Иван (Ян) Купала». «Сегодня Купала, завтра Иван. » — говорится в песне.

Евангелие от Луки повествует о чудесном рождении мальчика у пожилой бездетной пары — священника Захария и его жены Елизаветы: «И много о рождении его возрадуются, ибо явился пророк и Предча пришествия Христова». Это он возложит на Иордане руку на того, о котором пророки предрекали. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. Рождество Христа — зимний солнцеворот, а Рождество Иоанна — летний. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя — «умаляться», как и говорил последний: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Христианский праздник слился с народным древним праздником в честь дня солнцеворота. Споры введения христианства в канву купального праздника постепенно включились те или иные элементы христианского богослужения: молебны, крестные ходы по берегам рек и водоемов, а все остальное, присущее Купале, шло своим чередом.

В Пиренеях издавна существовал обычай ежегодно в Иванов день приносить срезанные в громадном количестве лилии в церковь и ставить их в больших изящных вазах для освящения. Здесь они остаются в продолжение всей обедни и окропляются святой водой, а затем из освященных таким образом лилий делают букеты и, расположив их крест-накрест, прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты как бы считается под охраной Иоанна Крестителя. Тут букеты остаются до следующего Иванова дня. В католических странах лилия почитается особо. В венках из лилий здесь идут девушки в первый раз к Св. Причастию — в память того, что будто бы в таких венках в первые времена христианства все девушки принимали святое причастие.

Праздновался Иванов день в ночь с 6 на 7 июля — самую короткую ночь в году. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке. Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году. Из собранных цветов также плели венки. Сегодня многие трудятся над возвращением секретов зеленой магии. Время основательно упрятало их в своих пластах, однако еще и теперь можно узнать многое! Большинство трав на Ивана Купалу нужно рвать между заутренней и обедней, совсем нагому, какой человек родится; и не бояться ничего, что можно при том увидеть: «Чертям не больно любо, как рвут травы».
Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:

Той земля ecu сырая,
Земля матерая.
Матерь нам сей родная,
Всех сей нас породила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий ecu народила
И злак всякой напоила
Пользой беса отгоняти
И в болезнях отгоняти.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради пользы на живот!

Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

Приведем для примера магические свойства некоторых растений, собранных в ночь на Ивана Купалу, в которые верили наши предки, а, возможно, верят многие и сейчас.

ДЕВЯСИЛ. Накануне Иванова дня, до восхода Солнца, надо сорвать это растение, положить в тонкую холстину и носить у сердца в течение девяти дней, затем стереть в порошок вместе с серой амброй или росным ладаном и посыпать на букет, подносимый любимой особе, или зашить ей в платье.

ЗВЕРОБОЙ. Если день Ивана Купалы придется на канун новолуния, то собирать зверобай, — 25 июня. В этом случае он обладает следующим свойством: если пучки его повесить на дубовых колышках в поле, то поле это становится бесплодным; в крайнем случае можно собирать зверобой в любую пятницу до восхода Солнца. В качестве фимиама полезен против порчи, бесплодия. Это растение считается враждебным колдунам при условии сбора в ночь на Ивана Купалу. Утром нужно сплести из него венок, надеть на голову при обычной пляска около костра, а затем беречь, как предохранение от порчи. Ни черти, ни колдуны не имеют никакой власти над человеком, носящим на себе зверобой. Ветка зверобоя, повешенная над дверью или спрятанная под порог, не позволяет колдуну пройти в эту дверь. Разбросанный по полю при посеве зверобой предохраняет его от града. Из него приготовляют фимиам против духов — хранителей сокровищ, и против демонов-поработителей. Стебель зверобоя, будучи положен в обувь, предохраняет от дурных духов. В руке или на поясе, а также при обмывании ног освобождает от усталости при ходьбе. В качестве фимиама освобождает женщин от мертвого плода. Будучи сваренным в вине и часто принимаемым маленькими дозами, препятствует неудачным родам. От маточных кровотечений употребляется отвар зверобоя синего, собираемого в тихих местах, где не слышно петуха. Пить по чашке 2-4 раза в день.

ПЛАКУН-ТРАВА
. Существует обряд для придания этой траве силы. Знахари и колдуны выкапывают ее корень — каждый для своих целей — на заре Иванова дня, не имея при себе никаких железных вещей. По поверью, это растение обладает необычайной магической силой: помогает повелевать духами и способствует, таким образом, добыванию кладов, охраняемых прикованными к ним духами, которых заставляет плакать, откуда и получила свое название. Если будешь при себе иметь сию траву, то все неприязненные духи тебе покорятся. Она одна в состоянии выгнать дедушек домовых, кикимор и других и открыть приступ к заклятому кладу, который стерегут нечистые духи.

ПАПОРОТНИК.
Носимый на голом теле, защищает от колдовства и злых духов. Он защищает дома от молнии, поля — от града. Это талисман самого высшего счастья: имеет способность находить «кристаллы» и «золото», приготовлять магические зеркала и становиться невидимым; удачу во всех предприятиях, игре и любви. Дьявол питает к папоротнику глубочайшее отвращение, поэтому не появляется там, где он растет. Цветет папоротник под Иванову ночь. Бутон его раскрывается с треском и разрывается золотым или красным кровавым пламенем, нестерпимым для глаза. Оттого его еще зовут жар-цвет, свети-цвет, Перунов цвет. В то время, когда он цветет, клады выходят из земли, горят синими огоньками. Расцветает папоротник лишь на одно мгновенье: нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы. Не успеешь глазом моргнуть, как он блеснет и исчезнет. Кто желает добыть цветок папоротника, должен накануне праздника Купалы отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения. Как только загорится цветок, тотчас же должен сорвать его и спешить домой, накрыв себя скатертью, а дома тем же ножом разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок. Тогда все тайное и сокрытое будет ведомо и доступно. Жар-цвет — как бы ключ от всякого клада, который без этого редко кому дается. Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, оттого, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, который не «пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит ночью, когда цветет все, — накануне Ивана Купала. А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячка, который дает фосфоресцирующий свет, тем более, что он даже носит имя Иваново. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальской ночью представляется на редкость романтичным. И прежде всего — обряд пускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого венок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь. На ночь отправлялись с купальскими песнями. Песнями сопровождались обряды на празднике, хороводы, игры, заводилами которых являлись Купалинка и Купалиш. Участниками праздника делается и кукла — женское пугало, которое носят, вокруг которого танцуют, зажигают, а позже топят в воде.

Главным был купальский костер, разложенный на опушке леса, поляне, речном берегу, лугу. При разжигании костра проводился обряд добывания «живого огня» — парни и девушки терли осиновые палки. «Сегодня у нас Купала, сам Бог огонь разложил,» — считала молодежь. Для разжигания костра у белорусов служили также дрова из дуба — символического дерева Перуна, что видно из купальских песен: «Пожаром дубье горело. », «Горела дуброва, горела. » На огне готовили обрядовый ужин: кулагу, вареники, мачанку, и на месте же угощались все желающие. Иногда вместо костра или рядом стояла бочка, если есть — смоляная, где позволяет местность — на возвышении или крутой горе. Заливают костер бочками и ведрами, реже — «пускают» огонь по забору. Молодежь водила хороводы, прыгала через костер (огонь считался очищающим от злых духов). Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся — быть свадьбе. Старались прыгнуть выше — кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году. Сжигание просмоленных колес на счастье или спускание их, пылающих, с горы — отголоски поклонения светиле: «А на горе колесо, горит оно хорошо. » Молодежь валялась в росе, девушки гадали о судьбе на брошенных в воду венках. На высоком шесте поднимали промасленное зажженное колесо. Вся эта обрядность символизировала солнце и его жизненную силу.
По поверьям, в ночь Купалы нельзя спать, так как эта ночь считалась временем разгула темных сил природы, от которых делали разные обереги. Для оберега от нечистой силы на подоконники кладут жгучую крапиву (на Украине — липу, в Румынии — мирту), у дверей хлевов ставят вырванную с корнем осину или прибивают убитую сороку. В Иванову ночь, считалось, нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В эту ночь кресты ставят в избах, над окнами, над воротами над дверями, на разных других местах: около дорог, при въездах по краям улиц, на перекрестках, на пожнях, на высоких берегах, над могилами и пр.
Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки, считалось, вредят во всю мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший «шалит» в лесу — пугает и заводит в чащобу. Водяные, чьи именины приходятся именно на этот день, стремятся затащить человека в воду, так как, оказывается, ему в именины мешают — мутят воду. Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки, и потому делается очень опасной, бросаясь на человека стрелой, а может и пробить его насквозь. Именно 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Местом сбора избирают они Лысую гору близ Киева, Lize Gora под Сандомиром в Польше, и на Броккене в Германии (правда, немецкие ведьмы собираются в Вальпургиеву ночь — 1 мая).
В Британии в Иванову ночь на зеленых склонах холмов резвятся феи и эльфы, и многочисленные духи бродят повсюду. В странах Западной Европы существует поверье, что в эту ночь души всех людей покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь подойти к паперти, то можно увидеть души тех, кто умрет в приходе в следующем году.
В зачарованную купальскую ночь животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев, вода превращается в вино, и звонят затонувшие колокола.
Наиболее широко сохранились купальские гадания на Беларуси —-повсеместно до начала XX в., а местами и до сегодняшнего дня.
Иногда, молодежь, направлялась купаться к утру, а днем обливали все и всякого, причем не только водой, но и грязью — тут-то и начиналась настоящая свалка, хохот, крики, а потом все бежали купаться. В некоторых местностях использовалась баня для подготовки к празднику или очищению после Купалы. Утренняя роса считалась наилучшим «косметическим» средством. Собирать ее выходили на луг — «черпать росу». Брали чистую скатерть, которую водили по росе, затем выжимали скатерть в сосуд. Росой этой умывались. От Ивановой росы исчезают прыщи и угри, и кожа делается нежнее лепестка. Впрочем, росу использовали и для более прозаических целей — опрыскивали кровати от клопов. Иногда по росе катались. В Германии существовал несколько рискованный обряд: в эту ночь девушки выходили за пределы города и нагими катались по полю для улучшения урожая льна. После купания все отправлялись смотреть восход солнца.

Вообще, Купала — это праздник молодости и любви. Одной из особенностей Иванова дня была относительная свобода интимных отношений, и родителям девушек приходилось не дремать. В прошлом этот праздник называли «бесовским игрищем» или «игрищами между селами», о чем свидетельствует летопись: «Схожахуся на игрыща, и ту умыкаху (выкрадали) жены собе, с нею же кто совещашеся; имяху же по две и по три жены».
Но утром — перелом: наступает уже Иван.

Песней заканчивается ночь накануне Иоанна Крестителя. Ее поют перед зарей. Парни и девушки становятся в круг и, взявшись за руки, тихо ходят и поют. С последними словами песни девушки разбегаются в разные стороны с криками: «У-а! У-а!», парни их ловят, обнимают целуют. Возвращаются домой парами и не вместе, а как придется. Девушки кричат: «У-а! У-а!», чтобы каждый парень мог по голосу узнать свою избранницу. Горько той девушке, у которой не окажется пары. Она возвращается домой одна, если не найдет подруги по несчастью. В некоторых районах России 23 июня (по старому стилю), на праздник Ивана Купалы хозяйки готовили обязательную кулагу, ячневую кутью, в Беларуси — кулагу и бабки (пресные коржики), в Сербии пекли «крестный калач» — круглый пшеничный хлеб с большим крестом сверху, края которого разделялись на три ветви. В Литве девушки парили клецки, начиненные сыром, и пекли пироги. На Украине же этот день отмечался угощениями, но специальных обрядовых блюд, без которых проведение купальского праздника было бы невозможно, не зафиксировано. Если купальский праздник совпадал с зажинками или косовицей, то его сопровождали щедрые совместные обеды. Специально для жней еще с зимы сохраняли солонину (сало и мясо), чтобы напряженные рабочие дни не проходили впроголодь. Наиболее популярными в эти дни были на Украине вареники с сыром.

В этот день и в последующие три дня ничего из дома в долг не давали. Бытовало множество примет, связанных с днем Ивана Купалы. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно — много губ будет (по В. Далю, губа — гриб). Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке, «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана,» — говорит пчела. После Ивана не надо жупана. Верили: Ивановские дожди лучше золотой горы. Просили: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после мы, грешные, умолим». До Иванова дня — дождь в засек (прибавится хлеб), а после Иванова дня — дождь из засека. Во время дождя сену плохо, зерну хорошо.

Что приготовить на Иванов день

После того, как молодежь, стар и млад набегались, напрыгались через костер и искупались — накрывались праздничные столы. После очищения огнем молодежь шла купаться, а семейные пары и пожилые люди накрывали стол, рассаживались на берегу и начинали трапезу. Чего только не было на таких пирах — голубцы, вареники, бублики-свистуны и т. п. На праздничном столе все многочисленные блюда были постными, так как до окончания Петрова Поста мясо и молочные продукты были под строгим запретом. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу еда наделялась магическими свойствами.

Для счастья варили ночью на Ивана Купалу курицу, завязанную в новый головной платок. Когда опускали курицу в кипящую воду, говорили: «Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь». После чего не подходили до тех пор, пока курица не сварится. Сваренную курицу оставляли в той посуде, в которой она варилась. Утром доставали ее из платка, несли к церкви и отдавали нищим или монашкам. Пока курицу с рук не сбудут, нельзя было есть и пить нисколько.

Приготовленные на Иван Купалу блины, считались колдовскими: если девушка поделится одним из блинов с избранником, то это упрочнит их отношения и защитит от невзгод.

На Ивана Купалу также обязательно готовили вареный горох, ячменную кашу и пекли вкусные постные пироги и каравай. Помимо этих традиционных блюд на праздник ели медовую сыту, кулугу, постные сочни, клецки, вареники с домашним сыром, пили травяные настои в больших количествах.

Завершая праздничный ужин выбирали самый большой каравай и проходили с ним вдоль всех собравшихся. Каждый дотрагивался до каравая рукой и загадывал желание. Считалось, что оно обязательно сбудется.

Древнее блюдо из муки, кисло-сладкая мучная каша. Варили кулагу из ржаной или гречневой муки, из их смеси и ржаного солода. Муку сначала размешивали с холодной или тепловатой водой, потом заливали кипятком и доваривали. Блюдо приобретало сладкий вкус, потом ее ставили в теплое место или выливали в дежу, чтобы прокисла. Иногда кулагу запаривали, квасили, потом варили. Кулагу ничем не заправляли, ели с картофелем, хлебом. Иногда кулагу варили с калиной, черникой. В разных районах ее варили из разных видов муки.

Способ приготовления: Муку гречневую разводят теплой водой до консистенции теста для оладий, тесто заливают кипятком, тщательно вымешивают ложкой, добавляют ломтики сушеных яблок или моченую бруснику. Приготовленное, таким образом, тесто ставят в теплое место для брожения до следующего дня. Перебродившее тесто переливают в кастрюлю и варят 2 часа при медленном помешивании и слабом кипении. После варки разливают в тарелки и стаканы и подают в холодном виде.

Способ приготовления: Сырой картофель очистить, натереть, отжать сок. Отстоявшийся крахмал присоединить к отжатому картофелю. Из 1 стакана ячневой крупы сварить кашу. Присоединить кашу к отжатому картофелю, добавить соль, перемешать, сделать круглые клецки и отварить их в подсоленной воде. Подавать клецки горячими, посыпав их обжаренным луком.

Способ приготовления: Муку просеять, всыпать в посуду, добавить яйцо, соль, воды или молока такое количество, чтобы тесто можно было брать ложкой. Все компоненты перемешать до образования однородной массы. Тесто брать смоченной в холодной воде ложкой и класть в кипящую подсоленную воду. Варить на маленьком огне при закрытой крышке. Готовые клецки выбирать шумовкой и хорошо сцеживать. Подавать с маслом или под соусом.

Способ приготовления: В миску влить теплое молоко, добавить яйцо, раскрошенные дрожжи. Тесто вымесить и поставить в теплое место, чтобы подошло. Затем брать ложкой и класть в подсоленную кипящую воду. Варить, пока клецки не всплывут. Подавать горячими, полить жиром и посыпать панировочными сухарями, мелко порубленным сваренным вкрутую яйцом, тертым сыром или творогом.

Способ приготовления: Сырой картофель натереть, откинуть на сито, дать жидкости стечь. Добавить муку, соль и перемешать. Из полученной массы приготовить клецки с сырым мясным фаршем и обжарить в масле. Затем переложить в утятницу, залить сметаной и поставить в духовой шкаф на 20-25 минут.

Вареники с вишнями

Способ приготовления: Освободить вишню от косточек, положить в эмалированную, фарфоровую или стеклянную посуду, засыпать сахаром, дать постоять на солнце 2-3 часа и даже более, чтобы сахар хорошо впитался в мякоть вишен, затем слить сок в отдельную посуду и сухими вишнями начинить вареники. Косточки залить 0,75 стакана воды и кипятить в эмалированной посуде, причем 5-7 косточек крупно растолочь. Затем отвар процедить, добавить сахар, вновь довести до кипения, охладить, смешать с вишневым соком. Этот сироп подать к готовым вареникам.

Источник статьи: http://www.kulina.ru/articles/holy/ivan/

Оцените статью