- Когда и как крестилась Армения. История любви и ненависти, вражды и примирения
- Армянская церковь отметит Рождество Христово и Крещение в один день
- Пост и рождественская литургия
- Освящение воды
- Когда и как крестилась Армения? История вражды и примирения
- «Водичка необъяснимо приятная»: Крещенское купание прошло в Армении
Когда и как крестилась Армения. История любви и ненависти, вражды и примирения
Общеизвестно, что Армения первая в мире приняла христианство, как государственную религию, но в этой истории интересно и другое — как два главных действующих лица сумели переступить через вражду и ненависть, привести страну к христианству и вместе войти в историю.
Самый простой вопрос — когда это было. Армения приняла христианство в 301 году указом царя Трдата (Тиридата) III. Правда у историков есть некоторые разногласия по этой дате. Часть исследователей называют 311-312 год, но сути это не меняет. Ни в 301 ни в 312 не было ни одного официально христианского государства. В Римской империи все еще украшали обочины дорог развешанными христианами, а Византии и вообще пока не существовало, да и Константинополь был все еще провинциальным городом под названием Византий.
Но разногласия разногласиями, однако в официальной христианской версии принята дата 301 год. На празднование в 2001 году 1700-летия съехались в Армении все главные иерархи христианских церквей, от Папы Римского до Патриарха РПЦ.
В истории крещения Армении было два главных действующих лица — правитель страны Трдат III и первосвященник Григорий Просветитель. Все нормально, в любых глобальных изменениях всегда есть мотор — люди, которые все и осуществляют на практике. Однако в данном конкретном случае эти два человека, исходя из обыденных человеческих представлений, просто не должны были и не могли действовать совместно. Это удивительная история.
Чтобы полностью разобраться в ситуации уйдем в историю несколько глубже. До Трдата в Армении царствовал его отец — Хосров II и был он заклятым врагом Персии, точнее не столько всей страны, сколько рода Сасанидов, которые незадолго до этого свергли парфянскую династию Аршакидов, родственную армянским царям. Кстати, многие парфянские аристократы в то время бежали в Армению.
Хосров II заключил союз с Римом и нанес Сасанидам ряд существенных поражений. Военным путем персам справиться не удалось и была проведена, говоря по современному, спецоперация.
В Армению под видом очередного политического беженца прибыл парфянский князь Анак Партев со всей семьей. Так как этот род был родственен армянской династии, то он был хорошо принят и приближен царем Хосровом. Это была роковая ошибка. Во время выезда в город Вагаршапат Анак организовал и осуществил убийство царя и всей его семьи. Одновременно в Армению вторглись персидские войска. Спастись удалось только одному из сыновей Хосрова II — Трдату, которого вывезли в Рим. Было это в 287 году, а вернуться на престол ему удалось только в 298 году. Именно его мы знаем как Трдата III Великого, царя, который крестил Армению.
Однако убийца царя Анак безнаказанным не остался. Его успели поймать и казнить и не только его, перебили всю его семью. Только одного сына удалось спасти няньке, которая сумела бежать с ребенком в Антиохию. Как назвали этого мальчика родители при рождении неизвестно, но при крещении в христианство, уже в Антиохии, он получил имя Григорий. Да, да, тот самый, который впоследствии стал первосвященником Армении и святым Вселенской церкви Григорием Армянским (Просветителем).
Вот так неоднозначно и очень трагично переплелись судьбы этих двух людей с самого детства. При таком стечении обстоятельств даже представить трудно, что эти двое могут простить друг друга и действовать совместно. Однако это случилось.
Надо сказать, что выросший и получивший образование в Риме царь Трдат был ярым язычником и ненавистником христиан. Рим как раз этим тогда и отличался. В первые годы царствования молодого царя христиан беспощадно преследовали. Против этого выступал, ставший к тому времени известным проповедником и священнослужителем и также вернувшийся в Армению, Григорий.
Естественно его быстро схватили. И уже в процессе выяснилось, что он еще и сын цареубийцы Анака. Для него выбрали самый тяжелой способ казни — медленную, очень медленную смерть. Григорий был брошен в Хор Вирап («глубокая темница» в переводе с армянского). Это облицованная камнем яма глубиной 6 и шириной 4.4 метра. Кстати она существует до сих пор. В V веке над ней построили часовню, а затем и основали монастырь Хор Вирап. Сейчас это является местом паломничества для всех армян.
По преданию Григорий просидел в этой яме 13 лет и выжил только потому, что некая вдова тайком приносила ему одну лепешку в день. Хотя конечно это очень маловероятно — выжить 13 лет на такой диете, да еще и в таких условиях, невозможно. Да и по датам это не очень совпадает. Однако года 2-3 ему пришлось отсидеть абсолютно точно.
А потом произошло необъяснимое. Григорий Просветитель был выпущен и допущен к царю. Крестил его и видимо убедил в необходимости крещения всей страны и в 301 году был царский указ об объявлении христианства государственной религией Армянского царства.
Точнее, не то чтобы совсем необъяснимое. В средневековых армянских хрониках все описано, но настолько окутано религиозной мистикой, что в это можно только верить или не верить.
Согласно источникам все началось с того, что в Армению из Рима бежали от преследований 50 девушек-христианок. Одна из них — Рипсиме — очень понравилась царю, но отказала ему. Царь Трдат очень разозлился и приказал замучать и казнить всех этих девушек. Вполне вероятно, ведь царь до крещения мягкосердечием не отличался и такое деяние вполне в духе времени. Кстати все эти девушки сейчас в ранге святых-великомучениц, а церковь святой Рипсиме в Эчмиадзине один из шедевров средневековой архитектуры Армении.
Это деяние сильно рассердило Господа и он в наказание наслал на царя болезнь, которая превратила его в свинью. Вот для того, чтобы его излечить и выпустили Григория Просветителя. И он это сделал, а Трдат в результате уверовал, крестился и крестил всю страну.
О такой версии сложно говорить что либо определенное. Это вопрос веры. Однако думается, что было множество и других причин — политических, экономических, социальных и этнических. На эти темы есть много специализированных исследований историков.
Однако факт в том, что царь Армении Трдат III и первый глава Армянской церкви Григорий Просветитель после всех этих событий и такой семейной истории, в течение многих лет жили и работали душа в душу и сделали Армению христианской страной, первой из всех ныне существующих . Они молодцы — сумели переступить через личное ради идеи.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bc46560dca03c00aba381e5/kogda-i-kak-krestilas-armeniia-istoriia-liubvi-i-nenavisti-vrajdy-i-primireniia-5ddf869811c0cc5b6d126eb8
Армянская церковь отметит Рождество Христово и Крещение в один день
ЕРЕВАН, 6 янв — РИА Новости, Гамлет Матевосян. Армянская Апостольская церковь (ААЦ) — единственная среди христианских церквей — отметит в среду праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления.
«Только Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день. Другие церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря или 7 января, а Крещение — 6 или 19 января», — сообщили РИА Новости в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина (монастырь в городе Вагаршапате, резиденция католикоса всех армян).
Согласно Ветхому Завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать в 30 лет и после крещения.
Все христиане до четвертого века праздновали Рождество 6 января. Однако даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу. Чтобы устранить языческие обычаи, в 336 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа.
Пост и рождественская литургия
Предшествующая Рождеству неделя — с 30 декабря до вечера 5 января — считается постной. В эти дни используются продукты исключительно растительного происхождения. По старому летоисчислению, армяне отмечали Новый год 1 числа месяца Навасард, то есть 11 августа, когда поста не было. С принятием нового летоисчисления Новый год стали праздновать 31 декабря — в день, совпадающий с постом, предшествующим Рождеству. Завершают пост 5 января, вечером в Сочельник, когда в церквях отслужат рождественскую литургию. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»
Праздник Рождества и Богоявления — это день прихода в мир, то есть явления Иисуса Христа. Он начинается вечером 5 января, так как церковный день сменяется после вечернего богослужения.
Сначала служат святую литургию Чракалуйца, которая совершается два раза в год — в праздники Рождества и Воскресения. «Чракалуйц» означает «возжигание светильников» (лампад), что символизирует свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам путь к младенцу Иисусу. Также во время литургии зажигают свечи, символизирующие божественный свет, благословение церкви. Поэтому зажженные в церкви лампады и свечи люди уносят в свои дома.
Освящение воды
Шестого января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром, после этого ее раздают присутствующим. На следующий день в армянской церкви служат литургию поминовения усопших, совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших.
В дни празднования Рождества также освящают дома. Впрочем, люди приглашают священнослужителя домой или на место работы, желая получить Божие благословение, и после Рождества и Воскресения.
Седьмого января, как и во все дни, следующие сразу за главными праздниками, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.
Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.
Источник статьи: http://ria.ru/20160106/1355354158.html
Когда и как крестилась Армения? История вражды и примирения
Общеизвестно, что армяне стали первым народом в мире, принявшим христианскую веру. Но еще более интересно другое — армянский народ к христианству привели два человека, сумевшие преступить через взаимную ненависть.
Приняла Армения христианство, согласно официальной версии, в 301 году нашей эры в годы правления знаменитого царя Трдата III Аршакида (Տրդատ Գ Մեծ ). Прославившегося еще и тем, что стал первым армянским Олимпийским чемпионом — по борьбе на античных Олимпийских играх.
На тот момент, 301 год от Рождества Христова, в мире еще не существовало ни одной христианской нации. В той же соседней с Арменией Римской империи христиан нет-нет да развешивали по обочинам дорог. А в Сасанидском Иране всецело господствовал зороастризм.
Привели армян к христианству вышеупомянутый царь Трдат и его друг, первосвященник Григорий Просветитель ( армянам известен как Գրիգոր Պարթև — Григор Партев). Самое любопытное, что отец Григория Анак по персидскому заказу убил отца Трдата — армянского царя Хосрова II .
Трдат, выросший в Риме, слыл поначалу ярым язычником и желал бороться против христиан. По его приказу арестовали Григория, ставшего крутым христианским проповедником. Когда же стало известно, что Григорий еще и понятно чей сын, то разъяренный Трдат обрек его на медленную смерть в темнице Хор-Вирап ( Խոր Վիրապ , глубокая яма в переводе с армянского языка).
По легенде, Григорий провел в темнице долгих пятнадцать лет. И выжил лишь потому, что его подкармливала лепешками через решетку некая сердобольная вдова.
А затем Григорий внезапно был выпущен и отправлен в столицу Великой Армении город Вагаршапат — под ясны очи к царю Трдату. На которого, по преданию, Господь наслал тяжелую душевную болезнь — в отместку за лютую казнь пятидесяти девушек-христианок.
Григорий немедля излечил Трдата, несмотря на все мучения, что претерпел от властителя. А тот в благодарность, и сам крещение принял, и бок о бок с Григорием весь армянской народ в христианскую веру обратил. И до самого своего ухода в 330 году нашей эры нещадно боролся против язычества в Армении. Армянская Апостольская церковь признала Трдата III Великого святым.
Григорий же Просветитель стал первым Католикосом всех армян. Ушел из жизни в 326 году. Погребен в Эчмиадзине — армянском «Ватикане». Признан святым. На месте его узилища воздвигнут монастырь Хор-Вирап.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/armenia/kogda-i-kak-krestilas-armeniia-istoriia-vrajdy-i-primireniia-5dee613fa1bb8704f99a5933
«Водичка необъяснимо приятная»: Крещенское купание прошло в Армении
Последователи русской православной церкви объявляют о начале праздника в месте, которое гюмрийцы называют «Черкезское ущелье». Из года в год количество желающих принять участие в Крещении возрастает.
ЕРЕВАН, 18 янв — Sputnik, Арменуи Мхоян. Уже десятый год сотрудники посольства России, представители консульства в Гюмри, военнослужащие и офицеры российской базы отмечают важнейший церковный праздник вдали от родины, в Армении.
Большинство верующих уже знают, что смогут нырнуть в прорубь после водоосвящения – только после освящения вода становится святой. После этой церемонии нужно троекратно повторить «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», перекреститься и нырнуть.
Православный священник — Отец Сергей освящает прорубь в месте под названием «Черкезское ущелье», происходит погружение верующих в воду. Потом все желающие могут угоститься водкой, блинами с красной икрой или горячим чаем.
Священник российской базы в Армении крестил 150 человек в дни празднования Крещения. Он крестил более 50 военнослужащих и около 100 членов их семей в храме Святой мученицы царицы Александры.
Многие пришли на Крещение с семьями. Офицер 102-й военной базы Сергей Черданцев в беседе со Sputnik Армения сказал, что уже долгие годы служит в Армении и не упускает возможности принять участие в Святом Крещении.
«Я пришел с семьей. Даже привел младшего сына, ему год и два месяца, зовут Платон. Конечно, ему еще рано нырять в прорубь, но когда вырастет, обязательно посоветую ему это сделать. Я каждый год ныряю, а когда окунаешься с верой, то даже в сильный мороз не мерзнешь», — отметил офицер.
Александр Остранков служит в Армении 11 лет и утверждает, что гюмрийская вода в мороз очень даже приятная.
«Уже восьмой раз ныряю в крещенскую прорубь. Водичка необъяснимо приятная. Вселяет силу и веру», — признался военнослужащий.
Желание окунуться возникает не только у православных. Некоторые армяне тоже полюбили это действо.
«В России принимал участие в Крещении, в Армении участвую в первый раз. Очень приятное чувство: новое и необъяснимое. А самое главное, что вода обогащает душу человека», — в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил доктор социологических наук, профессор Армен Саакян.
Крещенские купания — это народная традиция, посвященная крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. По этой причине открытые водоемы, которые освящаются во время богослужения называются «иордани». В эти дни вода в водоемах освящается в память о явлении Святого духа. Русская православная церковь отмечает праздник Великое Крещение в ночь на 19 января.
По преданию, трижды погрузившиеся в воду люди освобождаются от грехов. Купания в крещенских прорубях проходят в ночь на 19 января. Освящение воды проходит в церквях накануне праздника, а вода в реках и озерах освящается прямо в день Крещения. Верующие также пьют освященную воду, чтобы получить духовные силы и здоровье. Священной водой также окропляют дома.
Праздничная литургия пройдет завтра в православной церкви.
Источник статьи: http://ru.armeniasputnik.am/society/20190118/16836482/vodichka-neobyasnimo-priyatnaya-kreshchenskoe-kupanie-proshlo-armenii.html