Есть у тофаларов праздники
Карагасский календарь, как и календарь тюрков Южной Сибири, являлся фенологическим. В нем определялось время, связанное с конкретным занятием, а не отрезок времени, объединенный современным понятием месяца.
Календарь, составленный Н.Ф. Катановым:
Кюрюк-ай (сухая юрта) — январь;
Торбаш-ай (месяц чурбанов, т.е. заготовки дров) — февраль;
Ыттыр-ай (собачий месяц) — март;
Шамурь-ай (месяц зелени) — апрель;
Тозак-ай (месяц бересты) — май;
Кызар-ай (месяц сараны) — июнь;
Чойлар-ай (месяц кочевания летом) — июль;
Эптын-ай (месяц собирания орехов) — август;
Чарыш-ай (месяц гона) — сентябрь;
Алдылар-ай (месяц охоты на соболя) — октябрь;
Оргюлер-ай (месяц коротких дней) — ноябрь;
Сок-ай (холодный месяц) — декабрь.
По материалам Ю. Штубендорфа, год делился на 13 месяцев, каждый из которых имел 4 недели:
Шомрай (7 мая — 4 июня), от слова шомр — мелкая трава;
Дозарай (7 июня — 2 июля) (дозор — кора) — время, когда снимается берестовая кора, береста для летних юрт;
Айкыслай (2 — 30 июля) (аи — сарана, кысел — красно) — время, когда сарана красна, т.е. цветет;
Айнарай (30 июля — 27 августа) (пар — копать) — время, когда копают сарану;
Эптынхай (27 августа — 24 сентября) (эптын — большой молоток, которым колотят кедровник);
Джаррытерай (24 сентября — 28 октября) (джар — бык оленя, ыттер — бегаться) — время, когда олени «бегаются»;
Каштырай (22 октября-19 ноября) (кыш- соболь, тер — ловить) — время, когда начинается соболий промысел;
Ырглерай (19 ноября — 17 декабря) (ырглер — дневка) — время коротких дней;
Соогай (17 декабря — 15 января) (соог — мороз) — время морозов;
Уллуссогай (15 января-12 февраля) (улусе — большой) — время самых сильных морозов;
Хругоог (12 февраля — 12 марта) — «зверя на лыжах гнать»;
Торбытай (12 марта — 9 апреля) — в это время снег становится вязким;
Ыталларай (9 апреля — 7 мая) — «собаками зверя гнать».
Названия месяцев, приведенные Ю. Штубендорфом, не совпадают с названиями, указанными Н.Ф. Катановым. Нам не известны маршруты обоих исследователей. Однако можно предположить, что исследователи работали с населением, говорящим на разных диалектах, то есть с представителями западной и восточной групп.
Затесы выполняли несколько функций: с помощью записанных углем значков-символов и рисунков тофы отмечали тропу, местонахождение лабазов с припасами, передавали информацию от вперед ушедших, а также затесы использовались для подсчета оленей и пристреливания ружей. С появлением русской письменности на затесах появились тексты, однако держались они недолго. Записи углем (обгоревшей веточкой) смывали дожди, снег, закрывала текущая смола. С целью повторного использования затеса предыдущую информацию (если она еще сохранялась) снимали. Другими словами, можно сказать, что затесы выполняли роль таежной «записной книжки».
Б. Чудинов в 1929 году, кочуя вместе с карагасами в районе р. Хангарок, видел на затесах рисунки, выполненные углем, изображавшие белку, соболя, лошадь, оленя, чум, а также рисунок, «изображавший шамана с бубном в руках и перьями на голове. Над шаманом были скрещены в виде лучей прямые линии, передававшие верхушку юрты».
основные цифры
сложные изображения чисел
подсчет оленей
А вот пример подсчета оленей на летниках: на высокий ошкуренный пень, либо на широкий затес на стволе дерева наносились горизонтальные штрихи (насечки), которые располагались вертикально по одной стороне пня или дерева. Оленей считали, когда загоняли в загон.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Мельникова Л.В. «Тофы». Иркутск. 1994 г.
Соловьев Д.К. Саянский промыслово-охотничий район и соболиный промысел в нем: отчет Саянской экспедиции департамента земледелия, работавшей в 1914-1916 гг. под начальством старшего специалиста по промысловой охоте Д.К. Соловьева. П., 1920 г.
Петри Б.Э. Карагасский суглан. Иркутск. 1926 г.
Катанов Н.Ф. «Поездка к карагасам в 1880 году». Зап. Русского геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891. Т.17. Вып.2.
Чудинов Б. Путешествие по Карагассии. М.: Молодая гвардия. 1931 г.
Штубендорф Ю. О карагасах. // Этнографический сборник. 1858 г.
Рисунок художника В.А. Адова
Источник статьи: http://www.etnografia.ru/aborigen/1_tofa/culture/kalendar.htm
Тофалары (тофа, карагасы) — малочисленный сибирский этнос с глубокими корнями
Народ с загадочным названием тофалары представляет собой немногочисленный российский этнос, сконцентрированный на востоке Сибири. Это коренное население Восточного Саяна. Родственным ему являются тюрки, саянские народы.
Численность
В настоящий момент насчитывается всего около 800 тофаларов. Стабильность низкой численности этого народа представляет собой удивительный факт. Известно, что с конца 17 века до начала 20 века их число не увеличивалось и не уменьшалось. Оно оставалось на уровне примерно 500 человек. При этом нет никаких упоминаний о гибели или уничтожении этого этноса другими народами. Такое низкое количество представителей отдельной этнографической группы является загадкой для историков.
Где живут
Тофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. Это горная система на юге Сибири. Поселения преимущественно располагаются вдоль рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Жители расселены по трем поселкам в центре Тофаларии:
Тофаларский язык принадлежит к саянской ветви восточнотюркских языков. На данный момент родным языком владеют всего 16% тофаларов. Это объясняется тем, что с приходом советской власти многие перешли на русский. Этому способствовали контакты с русскими поселенцами, которые жили на одной территории с тофаларами. Преподавание в советских школах велось на русском языке. Его знает 100% населения.
Религия
Христианство среди тофаларов начало распространяться с 18 по 19 век. До этого религиозные верования представляли собой анимизм, шаманизм. Большинство древних традиций распространено и сейчас.
Название
Самоназвание тофаларов — тофа (топа, тоха). Есть мнение, что тофа, или тоъфа, переводится как «человек», откуда и произошло название народа. Однако для обозначения этого слова в тофаларском языке есть термин «киши». Интересный факт, что тоъфа никак не переводится. Другим названием — карагасы — этот народ именовали до начала прошлого века, а местность, где они живут, называлась Карагасия. Этот термин переводят как «черные гуси».
История
Первые свидетельства существования народа можно найти в летописях древних китайцев. Они рассказывают о племени туба, или дубо, живущем возле реки Енисей. Это было время господства азиатских империй. С 17 века Тофаларию присоединила к себе Российская империя. Это была пограничная с Китаем территория. Жители платили дань пушниной и дичью. До прихода большевиков тофалары избирали местные органы самоуправления. У них была структура родоплеменного деления, между родами делились лесные угодья для охоты. Советская власть способствовала стиранию национальных устоев малочисленного народа.
Жизнь
Уклад жизни тофаларов был кочевой или полукочевой. Они перемещались по территории Восточного Саяна, занимаясь охотой и отгонным оленеводством. Зимой несколько семейств переезжало на равнину, в летнее время поднимались повыше в горы. Отыскивали место, богатое ягелем (для выпаса оленей). Стоянка размещалась на одном месте 2-3 недели, пока не заканчивался корм. Потом искали новое место. Стада оленей паслись вблизи стоянки, пастухи за ними не присматривали. Привязывали оленей только во время отела, который происходил в начале мая. После того, как самки отелялись, их начинали доить. Молоко получали до октября.
Летом оленеводы уводили стада подальше в горы, где был более благоприятный климат и больше корма, зимой спускались в долины рек. Оленей в основном использовали в качестве транспорта. Для перекочевки создавался караван: оленей связывали в длинную цепочку. Шатры, вещи складывали в тюки, сшитые из шкур животных, и привязывали к седлам. У одной семьи имелось стадо в несколько десятков особей. При переезде впереди ехала женщина, за ней везли детей, после них шли навьюченные олени-важенки. Муж и взрослые сыновья находились поблизости.
Большое значение в жизни тофаларов имела охота. Охотились на пушного зверя: белок, соболей, лисиц, выдр. Также стреляли тетеревов, глухарей, куропаток. Основным объектом охоты были крупные животные:
На пушных зверей охота начиналась в сентябре и заканчивалась с образованием снега. Для этого образовывали небольшие группы (2-4 человека), каждый брал свою собаку. Верхом на оленях уезжали в поисках добычи. Когда собака брала след, шли по нему несколько часов или даже дней, пока не находили животное. На крупных животных охотились круглогодично. Их добывали с помощью ловчих ям, облавным способом. Помимо этих промыслов, занимались рыболовством, собирательством. Рыбу ловили с помощью ловушек, острог. Крупную могли бить из ружья. Женщины собирали сарану, черемшу, съедобные коренья. Их засушивали на зиму. Также занимались сбором грибов, ягод, кедровых орехов. Из ремесел существовали:
- Кузнечное дело.
- Деревообработка.
- Резьба по рогу, бересте.
- Обработка кожи.
- Вышивка.
- Изготовление ювелирных изделий.
В древности народ разделялся на 8 родов, у каждого из которых имелся свой предок, давший начало роду. Каждый род заселял определенную территорию, у него были священные места поклонения богам. Несколько семей из одного рода образовывало союзы — аалы. Все члены аала кочевали, охотились совместно. Добыча делилась поровну между всеми охотниками. Существовал обычай взаимопомощи. Традиционно у тофаларов существовала многопоколенная семья с патриархальным укладом. О свадьбе договаривались родители, зачастую, еще когда дети были маленькие. Девушку выдавали замуж в 15-20 лет. Невеста имела хорошее приданое: летний и зимний шатры (со всеми составляющими), поголовье оленей, одежду, утварь. Жених платил родителям калым, который состоял из пушнины, оленей, шелка, предметов гардероба.
Жилище
Кочевые племена жили в шатрах (чумах). Основанием жилища являются длинные жерди, связанные вверху и расставленные по кругу. Летом их покрывали берестой, дранкой. Зимой утепляли звериными шкурами. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма. В середине чума делали очаг. Над ним размещался большой котел, чугунный или бронзовый. Традиционно чум делился на мужскую и женскую части (женская — справа от входа). Спальным местом была кошма или шкура животного. Из шкур шили вьючные сумки, в которых хранили вещи. С приходом советской власти племена, перешедшие на оседлый образ жизни, стали делать срубные дома. Появилась возможность разводить коров, лошадей, свиней. Для животных сооружали хлев неподалеку от дома. На участке разбивали огород. Позднее появились деревни с русским типом застройки.
Одежда
Мужской костюм не отличалась разнообразием. Круглогодично мужчины носили кожаны — одежду из выделанных оленьих шкур. Зимой надевали кожаны с мехом внутри. Шкуры сшивали жилами зверей, также использовали подшейные волосы оленя. На мужской кожан прикрепляли черные ленты, выкладывая из них геометрические узоры. Женские расшивались цветными ленточками. Сверху кожан подвязывался поясом. Застежка делалась на правую сторону у мужчин и у женщин. Мужчины носили летом войлочные шапки, зимой — меховые, которые подвязывали под подбородком. Женщины летом носили штаны и платья из тонких материалов, которые покупали у русских купцов. Девушки шили узкие туники, женщины старшего возраста — более короткие и широкие. У платья делали отрезную верхнюю часть, от которой закладывали складки. Полочки, рукава украшали лентами, вышивкой. Кроме платьев, шили юбки в пол, халаты с поясом. Праздничные платья делали из шелка. Женщины покрывали голову платками, обматывая их вокруг головы. Нарядный головной убор представлял собой красный платок с кистями. Богатые тофаларки расшивали головные уборы и одежу бисером, низ одежды и рукавов отделывали мехом. На праздники надевали много украшений: бусы, кольца, браслеты. На ногах носили унты (теплые сапоги мехом внутрь), летом — тонкие сапоги из оленьей кожи.
Рацион тофаларов состоял в основном из мяса диких животных. Домашние олени использовались в транспортных целях, их забивали крайне редко. Рыба не играла большой роли, хотя ее вялили, ели сушеную и свежую. Зимой ели строганину (сырая рыба, нарезанная тонкими полосками). Мясо главным образом варили в котле, одновременно готовя похлебку. Жарили его нечасто, мелкую дичь запекали целиком. Рацион разнообразили засушенными кореньями, грибами, орехами. На основе ржаной муки, которую покупали у русских, пекли лепешки. Также готовили талкан (обжаренная мука) и заваривали его в кипятке. Пили травяной чай, оленье молоко. Из молока готовили простоквашу, сыр, сметану. Молоко замораживали на зиму, наливая его в кишки животных. С переходом на оседлый образ жизни меню тофаларов значительно разнообразилось. На столе появилась свинина, телятина, овощи, картофель.
Традиции
Тофалары не отказались от своих религиозных верований даже после принудительного обращения в христианство. Важное значение в их жизни имеют шаманские обряды. Раньше шаман был в каждой родовой общине. Искусство общения с духами передавалось по наследству. Шаман является связующим звеном между людьми племени и божествами. Через него люди узнавали будущее, передавали богам свои просьбы, просили их защитить. Шаман не только исполнял обряды и ритуалы, у него имелся широкий круг обязанностей. Это лечение соплеменников, поиск пропавших вещей, предсказание судьбы, помощь заболевшим домашним животным. Обряды проводились с различными целями: изгнание злых духов из людей или животных, привлечение удачи на охоте, сохранение семьи, рода. Ритуал мог исполнятся всю ночь беспрерывно. Во время обряда читались молитвы, совершались песнопения в определенной тональности. Шаман обращался к духам природы, зверей, птиц за помощью. Традиционным обрядом является посвящение оленя духу гор. Для этого выбирается лучшее животное в стаде, его украшают лентами, шерсть окрашивают в разные цвета. Олень у тофаларов ассоциируется с духовностью, возрождением, чистотой. Его ветвистые рога символизируют древо жизни, которое является основой всего. Кроме того, они олицетворяют солнце, плодородие. Ритуал проводился по указанию шамана в случаях, когда семью постигло какое-либо несчастье, давно не было добычи, кто-то заболел, случился падеж скота. Также поводом было желание расположить к себе хозяина гор — Даг-Ези. От него зависит жизнь тофалара, так как племена преимущественно находятся среди гор. Шамана приглашал тофалар, которого постигла какая-либо неудача. Тот спрашивал у духа, какого оленя он требует, его масть, приметы. Такое животное искали в стаде. Если подходящего не обнаруживалось, смотрели у соседей. После посвящения животное называли «шаман-олень». На него накладывалось табу. Ему нельзя было спиливать рога, ездить на нем. Разрешалось перевозить на нем только мешки с шаманскими вещами, так как они относились к священным. Стадо с посвященными оленями защищал сам Даг-Ези.
Культура
Важную роль в жизни тофаларов играет музыка. Существует множество различных песенных жанров:
- Лирический. Протяжные песни, повествующие о нелегкой судьбе или любви. Исполняются соло.
- Хоровой. Такие песни исполняли на свадьбах, гуляньях, во время отдыха, в пути.
- Эпический. Это сказания, истории о соседстве духов, животных с человеком, войнах, глобальных событиях. Их исполняли в особой горловой манере звучания.
- Ритуальный. Шаманские песнопения, состоящие из обрядовых возгласов, повторяющихся напевов, молитв. Сопровождаются ритмичными ударами в бубен, звуком специальных погремушек.
Песни часто исполняются на спортивных состязаниях, играх. Также их пели на собраниях рода, охотничьих праздниках. Песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах (щипковых, духовых, струнных). К ним относятся:
В настоящее время в тофаларских поселках принимаются меры по возрождению забытой культуры этого народа. Устраиваются фестивали, в которых принимают участие фольклорные ансамбли. Также проводятся ярмарки народного творчества.
Источник статьи: http://travelask.ru/articles/tofalary-tofa-karagasy-malochislennyy-sibirskiy-etnos-s-glubokimi-kornyami