Эстер история праздника пурим

Тайны свитка Эстер или праздник Пурим 1946 года

Книга Эстер, повествует о событиях, благодаря которым возник в еврейском календаре праздник Пурим. На первый взгляд, перед нами — классическая восточная цветистая история о том, как красавица-еврейка очаровала могучего персидского владыку и тем самым спасла свой народ от гибели. Красивая сказка со счастливым концом — не больше. И читая ее, как-то легко забываешь о том, что книга Эстер — часть Торы, и как вся Тора — полна величайших тайн, разгадать которые простому смертному не под силу. Давайте еще раз развернем древний свиток и попробуем внимательно вчитаться в его строки. Кто знает, может быть нам удастся хотя бы прикоснуться к одной из его тайн…

Итак, место действия — Персия, время действия — 3405 (355 до н. э.) г. от сотворения мира. Ахашверош, могущественный и грозный владыка, возвеличивает одного из своих царедворцев, Амана, и наделяет его почти неограниченной властью. Новоиспеченный министр, интриган и антисемит по совместительству, пользуясь полномочиями, решает свести счеты с ненавистными ему иудеями. Он добивается от царя указа, согласно которому в течении одного дня, 13-го числа месяца Адара, все еврейское население Персии — от мала до велика — будет уничтожено. Но Всевышний милостив к Своему народу. Еврейский народ спасают раскаяние и молитвы. И, конечно же, вмешательство Эстер, перед красотой которой могущественный Ахашверош устоять не смог. Евреи спасены, их враги уничтожены, а инициатор всей этой интриги, Аман, вздернут на висилице. Вместе с ним повешены и десять его сыновей. И вот здесь начинается тайна.

Читайте также:  Эксперт криминалист праздник когда

«В столице моей, Шушане, иудеи убили пятьсот человек и с ними — десятерых сыновей Амана. Скажи, что еще за желание у тебя? И будет оно исполнено», — обращается Ахашверош к Эстер. «…Пусть же повесят десятерых сыновей Амана!» — отвечает Эстер (9:12-14). Странная, необъяснимая просьба. Ведь сыновья Амана уже мертвы! Более того, они — уже повешены! Зачем же убивать их повторно?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на одну любопытную деталь. Свиток Эстер — единственная книга Торы, в которой ни разу открыто не упоминается имя Всевышнего. Слово «открыто» подчеркнуто не случайно. Наши мудрецы объясняют, что персидский владыка Ахашверош, главный герой событий, описанных в свитке Эстер, — олицетворение Высшего Владыки здесь, на земле (Вавилонский Талмуд, тр. «Мегила», 11 а). Внимательный читатель, должно быть, заметит, что по ходу книги Эстер, обращаясь к Ахашверошу, всегда использует слово «король». Комментаторы объясняют это тем, что на деле Эстер обращалась к Владыке всех владык, самому Всевышнему. И вот здесь-то напрашивается предположение: а не направлена ли просьба Эстер в будущее.

Перенесемся в середину XX-го столетия, в год 1946-й по гражданскому летосчислению.

Только что закончилась Вторая Мировая война, и мир приступил к подведению страшных ее итогов. С 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия) проходил международный судебный процесс над главными нацистскими преступниками. Перед судом предстала группа нацистских лидеров, наиболее активно пытавшихся решить ими же придуманный «еврейский вопрос». Одиннадцать из них были приговорены к казни через повешение. В отношении десятерых приговор привели в исполнение, а одинадцатый покончил с собой.

Снова вернемся к свитку Эстер. В начале предпоследней главы, в стихе, где перечисляются имена десяти повешенных сыновей Амана, бросаются в глаза четыре буквы: «Тав», «Шин» и «Зайн», которые написаны намного меньше остальных, и «Вав», которая написана значительно крупнее.

Читайте также:  Ууд для праздника 23 февраля

Как известно, каждая буква еврейского алфавита имеет свое числовое значение. Попробуем перевести четыре «нестандартные» буквы свитка Эстер в цифры. Невероятно. Из первых трех — «Тав»-«Шин»-«Зайн» — складывается календарный год в традиционном еврейском написании — 5707-й или же 1946-й по обычному летосчислению. Что же тогда означает крупная буква «Вав»? Ее числовое значение — шесть, а это прямой намек на шестое тысячелетие, то есть — нынешнюю эпоху. А все вместе — год казни 10-и нацистских преступников…

Любопытная деталь: один из приговоренных, Юлиус Штрайхер, идеолог фашизма и главный редактор антисемитского издания «Штюрмер», когда его подводили к виселице, в каком-то жутком предсмертном озарении закричал: «Праздник Пурим 46-го!»

«Но загадка решена не до конца!» — воскликнет дотошный читатель, и будет прав. Как быть с судьбой одиннадцатого преступника? Он вроде бы не совсем вписывается во всю эту картину…

Комментарии к свитку Эстер сообщают нам интересный факт. У Амана, помимо десяти сыновей, была, оказывается еще и дочь. Жизнь она прожила чрезвычайно короткую, а смертью умерла чрезвычайно глупой, если не сказать — абсурдной.

Один из эпизодов книги рассказывает нам о том, как Ахашверош в знак благодарности за спасенную ему жизнь возвеличил своего спасителя Мордехая (6:1-11). Монарх велел одеть его в царские одежды и посадить на белого жеребца. Вести коня под уздцы и громогласно сообщать о величии Мордехая было поручено Аману, который никогда, наверное, до этого не испытывал большего унижения.

Здесь дочь Амана и допустила оплошность, стоившую ей жизни. Выглядывая из окна своего дома, она предположила, что на коне во всем своем блеске и величии сидит ее отец. И тотчас же выплеснула вниз горшок с нечистотами, намереваясь жестоко унизить, как ей казалось, шагающего рядом с конем Мордехая. Осознав чудовищность своей ошибки, она выбросилась из окна и разбилась насмерть.

Какая же связь между этим событием и судебным процессом в Нюрнберге.

Одиннадцатым нацистским преступником, которому удалось избежать виселицы, был Герман Геринг. Его нашли мертвым в камере, возле унитаза, то есть рядом с нечистотами. Экспертиза показала, что он отравился, раскусив ампулу с ядом. Кроме того, согласно послевоенным исследованиям выяснилось, что Геринг был трансвеститом, носившим под мундиром женское белье.

Итак, все кусочки мозаики встали на свои места, явив нам удивительную картину — одну из величайших тайн древнего свитка. Но все же картина эта не будет цельной, если мы не дополним ее еще одним любопытным эпизодом, контекст которого все тот же — возмездие Всевышнего, настигшее врага еврейского народа…

Руки этого человека никогда не были обагрены кровью, и он лично никогда не нажимал на курок, чтобы выстрелить в затылок своей жертве. Но именно в его чудовищно извращенном мозгу зародился план истребления миллионов евреев. И не будет преувеличением сказать, что он — самый зловещий убийца всех времен и народов.

Достойный тезка своего вождя, Адольф Эйхман, архитектор геноцида, создавший маниакальную теорию «Окончательного решения еврейского вопроса» и сумевший воплотить ее в жизнь, по праву заслужил себе место в аду рядом с самыми жестокими злодеями-преступниками, оставившими в истории свой кровавый след.

В октябре 1944 года в уже горящем Берлине Эйхман доложил Гиммлеру, что, по его подсчетам, четыре миллиона евреев были уничтожены в лагерях смерти и еще два миллиона погибли от рук карательных отрядов, которые действовали в России. Он был доволен своими успехами, но жалел о том, что не достиг большего.

В хаосе последних дней «третьего рейха» Эйхман исчез. За его голову была назначена награда. В 1950-м году, пользуясь фальшивыми документами, Эйхману вместе с семьей удалось бежать в Аргентину.

В 1959 г. израильская разведка заинтересовалась личностью скромного служащего филиала «Мерседес-Бенц», расположенного в одном из пригородов Буэнос-Айреса. Звали этого человека Риккардо Клемент. За его домом было установлено тщательное наблюдение.

Возмездие свершилось в месяце Адар, почти сразу же после праздника Пурим. 24 марта 1960 года Клемент, явился домой с огромным букетом цветов. Израильские агенты были на седьмом небе от радости: проверка показала, что эта дата — день свадьбы четы Эйхманов.

Судебный процесс над нацистским палачом длился почти полгода. 1 декабря 1961 года Эйхман был приговорен к смертной казни, войдя в историю как первый и единственный нацистский преступник, казненный на земле Израиля. В мае 1962 г. приговор привели в исполнение. Адольф Эйхман был повешен, труп его был сожжен, а прах развеян над морем…

Источник статьи: http://moshiach.ru/calendar/12/secret_esther_scroll.html

Эстер — царица Эсфирь

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Эсте́р (אסתר, в русской традиции — Эсфирь) — главная героиня событий праздника Пурим. Книга, описывающая эти события, названа ее именем — Свиток Эстер (Мегилат Эстер).

Свиток Эстер является частью Писаний (Ктувим), входящих в число 24-х книг Танаха.

Интересно, что раньше под именем «Мегила» (свиток) понимался именно Свиток Эстер. Чтение Свитка Эстер — одна из основных заповедей Пурима.

Как Эстер попала во дворец [↑]

Эстер, чье первое имя было Адасса (от ивритского «адас» — мирт), на чужбине была прозвана этим персидским именем. Эстер-Адасса была родственницей и приёмной дочерью еврея Мордехая, жившего в Сузах (Шушан), столице Персидского царства.

Свиток повествует о том, что персидский царь Ахашверош (Артаксеркс) устроил пир для своих подданных. Согласно принятой хронологии, это было в 3395 г. (365 г. до н.э.)

Особый пир был устроен и для жителей столичного Шушана. Туда были приглашены и евреи (Мегилат Эстер 1:4-5). На этом особом пиру царь Ахашверош и царица Вашти облачались в храмовые одеяния еврейских первосвященников, вывезенные Невухаднецаром (Новохудоносором) из Иерусалима (Эстер раба 2:1, 3:9). Кроме того, по обычаю персов, для гостей пригласили множество блудниц.

Мордехай, бывший одним из глав еврейской общины, запретил евреям участвовать в празднестве. Но большая часть из них, чтобы не обидеть царя, все-таки решили придти на пир. Тогда на Небесном Суде был вынесен приговор, по которому евреи персидской империи подлежали уничтожению (Эстер раба 2:5, 7:14, Радаль и Эц Йосеф; Ялкут Шимони, Эстер 6, 1057).

Во время пира царь повздорил с Вашти и, казнив гордую царицу, решил выбрать новую.

Для этого царь повелел собрать тысячи красивых женщин.

Среди прочих во дворец была насильно взята Эстер, родственница Мордехая.

Девушка была сиротой, и Мордехай воспитал ее в своем доме, как дочь (Мегилат Эстер 2:2-8, Беур Агро).

Известно, что Эстер была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу женщина.

Как и сам Мордехай, Эстер происходила из рода первого израильского царя Шауля (Саула). Мордехай строго наказал ей не говорить во дворце царя о своем происхождении (там же 2:10, Раши).

Тем не менее, именно Эстер приглянулась царю — в 3399 г. (361 г. до н. э.) она стала новой царицей при дворе Ахашвероша (там же 2:16-17; Седер адорот).

«Случайное» стечение обстоятельств [↑]

Вскоре Мордехай случайно услышал у ворот дворца разговор двух стражников Ахашвероша: они замыслили заговор против царя. Мордехай сообщил об этом царю через Эстер, чем спас его жизнь (Мегилат Эстер 2:21-23).

Однако, как часто бывает, возвышение Эстер возбудило зависть и злобу у некоторых придворных.

Возвысившийся при дворе Аман — потомок амалекитян, стал главным визирем царя. Он был крайне высокомерен и деспотичен. Согласно приказу царя, все сановники должны были кланяться перед Аманом, но Мордехай отказался склоняться перед этим идолопоклонником.

Раздраженный Аман решил расправиться не только с Мордехаем, но и со всей еврейской общиной страны. Он добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев.

Аман стал готовить массовое уничтожение народа: была уже даже выбрана конкретная дата для «конечного решения еврейского вопроса» и подготовлено дерево, на котором Аман мечтал повесить самого Мордехая.

Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эстер, чтобы она заступилась перед царём за свой народ.

Для Эстер это могло означать не только потерю своего положения, но и жизни: согласно строгому придворному этикету, никто не мог являться к царю без приглашения.

По просьбе Эстер, все евреи Шушана постились в течение 3-х дней и поддержали ее своей молитвой (Мегилат Эстер 4:15-16, Тора тмима 18). Накануне встречи с царем постилась и сама Эстер.

Обычай поститься перед праздником Пурим сохранился и сейчас. Данный пост также носит имя Эстер (см. Пост Эстер).

Мужественная Эстер явилась к царю без приглашения и попросила его посетить приготовленный ею пир. Вместе с царем на пир был приглашен и Аман.

Перед пиром царю не спалось. Он велел читать ему царские летописи. Среди прочего ему прочли и о том, как иудей Мордехай раскрыл заговор против царя. Царь решил наградить Мордехая за его поступок.

Как раз в это время ко дворцу пришел Аман — он хотел просить у царя личного согласия на казнь Мордехая.

Ахашверош спросил Амана совета: «Что бы сделать человеку, которому царь желает оказать почет?»

Горделивый Аман подумал, что речь идет о нем самом, предложил облачить такого человека в царские одеяния и провезти по городу на царском коне. И тогда царь повелел ему выполнить эту почетную процедуру по отношению к Мордехаю (Мегилат Эстер 6:1-10).

Едва закончив эту миссию, Аман был тут же вызван на пир к царице Эстер.

На пиру Эстер призналась Ахашверошу, что она — еврейка, племянница Мордехая, и ее народу угрожает гибель. Она обвинила Амана. Царь разгневался и вышел из комнаты. Аман же припал к ее ногам, умоляя о пощаде.

В этот момент Ахашверош вернулся в покои, и, воспылав ревностью при виде такой картины, в гневе приказал повесить Амана — на том самом дереве, которое тот приготовил для Мордехая (Мегилат Эстер 7:1-10; Седер олам раба 29; Седер адорот).

В тот же день царь назначил Мордехая своим верховным визирем вместо Амана (Мегилат Эстер 8:1-2, 10:3).

По стране был разослан новый указ, дававший евреям право защищаться с оружием в руках и уничтожить тех, кто попытается на них напасть.

В 3406 г. /354 г. до н. э./, после смерти Ахашвероша, на престол был возведен его семилетний сын Дарий, который считался сыном Эстер (Раши, Эзра 4:24; Седер адорот; Седер адорот акацар с. 49). В тот период Мордехай даже чеканил свои монеты: на одной стороне их было написано его имя, а на второй — имя царицы Эстер

О значении Эстер в истории [↑]

Одна из отличительных черт Свитка Эстер — отсутствие в нем Имени Всевышнего. Некоторые толкователи видят в этом намек на чудо Пурима, данное неявным образом — путем его сокрытия за канвой объяснимых событий.

Само имя «Эстер» — однокоренное со словом «сетер» (скрывать, скрытое). Это намекает на «Эстер Паним» — «сокрытие Лица», то есть такую ситуацию, когда Б-г, кажется, лишил нас своего присутствия.

Но из истории Пурима мы видим, что в действительности Он продолжает руководить, находясь «в тени» и не привлекая внимания к Своему вмешательству.

Мордехай и Эстер жили уже в ту эпоху, когда прекратилось Пророчество (по сути, тогда эта эпоха началась и продолжается до сего времени).

В тяжелые времена еврейская девушка исполнила невероятную миссию. И хотя, на первый взгляд, все происходило как будто бы естественным образом, Дух Б-га неуловимо управлял действиями (5:1, Раши) из укрытия — в состоянии «Эстер Паним» — не посредством прямых указаний, как в пророческую эру, а более деликатными и тонкими путями.

Кроме этого, история Эстер научила еврейский народ посту и молитве — как нужно молиться вместе, всем народом, в дни опасности.

Источник статьи: http://toldot.ru/esfir.html

Оцените статью