Этапы подготовки праздников в ДОУ
Ирина Киселькова
Этапы подготовки праздников в ДОУ
Этапы подготовки праздников в ДОУ.
Детский праздник — это всегда радостное событие, вносящее в жизнь ребенка положительные эмоции. Сегодня тематика праздников самая разнообразная, но особое значение имеют календарные праздники (Праздник Осени, Новый год, Масленица и др., а также традиционные для нашей страны праздники, посвященные знаменательным датам (23 февраля, Международный женский день 8 Марта, День Победы и др.). Очень любят дети праздник, посвященный выпуску из детского сада в школу.
Эти праздникиможно условно разделить на два типа:
Праздники
День Матери Праздник осени
Новый Год До свиданья, детский сад!
День защиты детей
Изучая опыт работы детских садов по организации праздников,
были выделены следующие этапы работы над праздником.
I этап — предварительное планирование.
II этап — работа над сценарием.
III этап — предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап — репетиции.
V этап — проведение праздника.
VI этап — подведение итогов.
VII этап — последействие праздника.
I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения, всё это вносится в годовой план. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику.
II. Подготовка утренников для всех групп начинается одинаково, а именно с выбора сценария. К обсуждению замысла сценария привлекаются старший воспитатель (методист, воспитатель группы, музыкальный руководитель (в отдельных случаях родители).
При составлении сценария особое внимание следует уделить подбору музыкального и литературного репертуара. Произведения, используемые на празднике, должны быть высокохудожественными, интересными и доступными для детей. Качество детского исполнения во многом определяется доступностью музыкального материала, его соответствием возрастным возможностям детей. Чрезмерное усложнение репертуара приводит к отрицательному результату и снижает воспитательный эффект выступлений. Только свободная, естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие, приносит им эстетическое удовлетворение.
Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста праздники и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут.
Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.
В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т. к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.
Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т. к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.
В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.
При составлении сценария необходимо обеспечить: яркое и торжественное начало праздника; развертывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, игры, песни, танцы, чтение стихов и т. д., развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема; кульминация, в которой вручаются подарки и призы.
Ш. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как дети поняли, что это за праздник, воспитатель рассказывает, о том кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т. д., и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. Определяются лица,отвечающие за каждый участок работы: за оформление зала, подго-товку костюмов, изготовление атрибутов и т. д.Особенно внимательно следует отнестись к выбору ведущего: им должен быть находчивый и веселый педагог, обладающий высокой культурой общения, хорошо знающий воспитанников, умеющий свободно и непринужденно держаться.
На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, объявившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы,которую определяют: непринужденность, естественность поведения детей, заинтересованность происходящим, радостные и добрые эмоции, рождаемые действиями персонажей праздника. Излишняя заорганизованность отрицательно сказывается на детях. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше праздникбудет соответствовать своему главному назначению: праздник — это всегда радость!
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей, и дети с замиранием сердца ждут начала действия. праздник начинается. проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI этап — это подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать » к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап — последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
При сохранении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, на наш взгляд,представляется перспективным преодоление некоторых стереотипов:
-отход от сложившейся модели праздничного утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;
-запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;
-подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаскивание на музыкальных занятиях;
-тесный контакт с родителями (даже совместная с собственным ребенком подготовка выступлений для праздника, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей.
Таким образом, организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Новый праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия примерно за 1,5-2 месяца до праздника. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности,что позволяет решать ряд специфических задач: голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольный период как таковой ещё нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки её развития.
Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребёнка, синтез практически всех видов искусств.
Русские народные традиции. Празднование «Масленицы» в детском саду. Праздник — время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни. Народный праздник — это веками отработанный способ единения людей в коллективном.
Здравствуй, Масленица! Этот праздник к нам идет раннею весною, Сколько радостей несет он всегда с собою! Ледяные горы ждут, и снежок сверкает, санки с горок.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-yetapy-podgotovki-prazdnikov-v-dou.html
Тема: Основные этапы подготовки и проведения мероприятий
Решение воспитательно – образовательных задач, достижение предполагаемых результатов в ходе тематических событий в ДОУ обеспечивается грамотно организованной подготовкой мероприятия.
Можно выделить следующие этапы работы над праздником:
1 этап – предварительное планирование. Определяется вид праздника, его тематическая направленность, место и сроки проведения;
2 этап – работа над сценарием. Отбирается речевой материал с учетом индивидуальных особенностей детей, способностей и знаний; музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, с детьми проводятся беседы о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если данный праздник уже проводился в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети более всего запомнили, и при необходимости, помогают детям вспомнить. Далее детям сообщают, кто будет присутствовать на празднике (родители, педагоги, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе определяются цель и задачи.
4 этап – репетиции. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. Продолжается также работа над сценарием: вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
5 этап – проведение праздника. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
6 этап – подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
7 этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Эффективному проведению праздника способствуют:
· объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
· отбор художественного материала;
· выбор эмоционально — выразительных средств;
· коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник:
· необходимо рассматривать его как важную самостоятельную форму культурнодосуговой деятельности
· не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии
· необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория)
Общая методика подготовкиконцерта делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
1 этап – планирование. Он включает в себя:
· постановку цели и прогнозирование результатов;
· определение основных направлений организационной деятельности, распределение ответственных, делегирование полномочий;
· определение формы проведения концерта, места и времени;
· разработку подробного организационного плана подготовки и проведения концерта, где четко определены организационные действия, сроки их исполнения, ответственные.
2 этап — подготовка концерта – составление, обсуждение и утверждение программы. Программа — это подробный перечень концертных номеров; реализация организационного плана подготовки и проведения концерта;
3 этап — подготовка концерта. После того, как программа составлена и утверждена, появляется возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Необходимо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
· работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение репетиций);
· оформление концертной (сценической площадки);
· изготовление реквизита и костюмов;
· звуковое оформление — поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
· разработка видеоряда (использование кино, видео, слайдов);
· разработка и изготовление рекламы.
4этап – проведение концерта. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой и слаженной работы всех ответственных за подготовку концерта; готовности творческих коллективов и отдельных исполнителей и т.п.
5этап– подведения итогов и анализ результатов. На данном этапе необходимо выяснить, была ли достигнута цель, какие ошибки были допущены и почему, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
При подготовке игры – путешествия её организаторам необходимо:
· проложить маршрут, желательно, чтобы он был кольцевым;
· разделить маршрут на 5 – 7 этапов (станций);
· составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа;
· определить судей – инструкторов для каждого этапа (станции);
· разработать критерии оценок заданий;
· подготовить для каждой команды маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций), порядок их прохождения, судьи – инструкторы на этапах и оценки;
· закодировать оценки в виде рмсунков, например: «отлично» — солнышко, «хорошо» — цветок «ромашка», «удовлетворительно» — елочка, тучка, кораблик;
· оформить названия этапов (станций) игры – путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими);
· подготовить награды и призы для победителей.
Источник статьи: http://studopedia.ru/19_226453_tema-osnovnie-etapi-podgotovki-i-provedeniya-meropriyatiy.html