Это был действительно праздник города

Субъективный взгляд на Праздник города, или обо всем по чуть-чуть 63

И все же, позвольте немного анализа и толику критики в адрес того праздника, который остался позади.

Я понимаю, что на вкус и цвет мужей не выбирают, но для меня выбор группы для главного концерта так и остался загадкой. Против Лагутенко лично ничего против не имею. Он поет свою музыку для своей аудитории. Это аудитория большая, даже не буду ставить под сомнение, но это никак не исполнитель для главного торжества на площади при полном аншлаге. Понятно, что у нас «за бесплатно» и Бюльбюль-оглы собрал бы аншлаг, и яблоку бы упасть не было где, несмотря на то, что добрая половина города задалась бы вопросом «А, собственно, это кто такой?»

Скорее всего при выборе исполнителя руководствуются именно ценой и тем, что кто бы не приехал петь для горожан — явка будет обеспечена. И если откровенно попытаться выяснить насколько жителям Даугавпилса понравился Мумий Тролль, предполагаю, что мнения разделятся, и чьих будет больше — нужно будет еще посмотреть. Вы меня простите, но это не популярная музыка. Это неформат. Для старшего поколения — непонятный и тяжеловесный. С учетом того, что молодежи в городе 1/4, то выбор откровенно мимо.

Читайте также:  Как сделать юбилей праздником

Уверена, что кто-то из организаторов праздника города сейчас непременно произнесет «зато по-карману, относительно дешево и сердито».

Может быть я сейчас поставлю себя под обстрел критики, но мне кажется, что «дешево» — это не всегда правильный принцип. И бесплатным такие концерты могли бы и не быть. Во-первых, это нагрузка на бюджет. Большая. Я думаю, если мы увидим финальную цифру трат на праздник города в течение недели, у нас у всех челюсти отвиснут. Но нам все время кажется, что этот банкет нам оплачивает кто-то. То ли дума раскошелилась, то ли идейные вдохновители. Если же признаться себе, что этот праздник оплатил каждый из нас, возможно, отношение было бы совсем иным.

Давайте представим, что на День города нет бесплатного концерта. А есть концерт, который организует дума за деньги бюджета, но по входным билетам за символическую плату. 3-5 евро. Деньги небольшие, согласитесь, найти можно. При простом подсчете, если на такой концерт соберется 10-15 тысяч зрителей, город вернет себе большую половину потраченных на привоз артиста средств. И будет это не неформальный Мумий Тролль, а действительно стоящая звезда — будь то российской, будь то европейской эстрады.

Для примера. Не так давно в ДКис пел Лепс. Билеты от 40 до 100 евро. Мест свободных не было. А их в зале 1070. При средней цене 70 евро за билет, тысяча зрителей заплатила за концерт 70 тысяч. Как вы думаете, согласны бы были горожане придти на этот же концерт за 5 евро на площадь в праздник города? И это был бы выбор каждого. Хочу — трачу свои 5 евро и присоединяюсь к празднику, не хочу — никто меня не может заставить. А так как сегодня — нет никакого выбора. Я сама со своих налогов оплатили себе совсем не дешевый билет на концерт, на который не хотела идти. Странно ведь получается, правда?

Читайте также:  Проект проведения праздника день матери

Мне кажется, что пора менять подход к празднику города. Должна быть бОльшая вовлеченность простых людей. Не просто ходить и тратить деньги в торговых точках литовцев, которые наварили здесь за эти дни и уехали счастливые домой. Людей надо объединять, заряжать. Шествие — хорошая ведь идея и незатратная. Люди с удовольствием вовлекаются. Надо чтобы праздник был не только созерцательным мероприятием, или, даже потребительным, но и «вовлекательным», если так можно выразиться.

Тогда и пьяных людей, может быть, будет чуть меньше. Я для себя отметила, что вечером их уже было крайне много. С маленькими детьми и с бутылками в руках. Понятно, что праздник и что хочется расслабиться, но когда очереди стоят в алкогольные магазины на улицы — это неправильно, на мой взгляд.

И еще, на следующие дни после праздника все фейсбук-ленты пестрили фотографиями с надписями — «Это мой любимый город, он самый лучший на земле» и т. д. Самое печальное, что фотографии эти размещают люди, которые уже давно наш город покинули и живут в Англии, Германии, Норвегии, Австрии, Ирландии. Конечно, им в десять раз приятнее приезжать в Даугавпилс к своим родным, близким и друзьям в летне-праздничное время. Жаль только, что любить этот город им легче издалека.

Простите в целом за сумбур. Возможно, многие с мнением не согласятся, но на то оно и мнение, что открыто к обсуждению.

Источник статьи: http://gorod.lv/novosti/282565-subektivnyi-vzglyad-na-prazdnik-goroda-ili-obo-vse-po-chut-chut

Как в СССР отмечали 6 праздников, которые ждали все без исключения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Люди любят праздники. Это возможность отдохнуть, встретиться с друзьями, расслабиться, вкусно поесть. Сегодня праздников много, а некоторые из них стали отмечать в стране не так давно, как например, день Святого Валентина. А чего стоят длинные новогодние каникулы! В советские времена праздникам уделялось большое внимание. Люди много работали и хотели отдыхать. Трудовой календарь был единым для всех, и дней, окрашенных красным, ждали с нетерпением. К ним готовились, о них говорили, предвкушали. Читайте о том, какие праздники были самыми популярными при Советском Союзе и как люди их отмечали.

Мужское-женское, 23 февраля и 8 марта и что подарить мужчине на День советской армии, чтобы получить хороший презент на Женский день

Одним из самых любимых праздников советского народа был День советской армии, 23 февраля. В этот день в 1918 году Красная Армия одержала победу над войсками кайзеровской Германии. Такое название праздник носил только с 1949 года, до этого он был днем Красной Армии.
В советские времена большинство мужчин служили в армии, это считалось уделом настоящих мужчин. Поэтому праздник отмечался широко и повсеместно. Постепенно 23 февраля стали называть мужским днем. Во всех коллективах в этот февральский денек женщины поздравляли коллег-мужчин, а дома мужей, братьев, отцов и дедов ждали подарки.

Заканчивался февраль, наступала весна, март, и советские женщины с нетерпением ждали 8 марта. Это был Международный женский день, который в народе с любовью называли днем Клары Цеткин и Розы Люксембург. Мужчины поздравляли любимых, мам и бабушек, сестер и подруг. Символом 8 марта стала мимоза, эти милые веточки с желтыми шариками мужчины дарили своим избранницам.

Женщины шутили, что если хочешь получить хороший подарок на 8 марта, то постарайся подарить своему мужчине что-нибудь приятное на 23 февраля. Выбор в Советском Союзе был не особо большой, но женщины старались. Купленная «по блату» электробритва, одеколон, качественные носки. Да-да, именно носки, которые были в дефиците и достать их было не так-то просто. Речь не о странных растягивающихся моделях отечественного производства, а, например, о прибалтийской продукции, которая хоть и считалась советской, но отличалась высоким качеством и всегда сметалась с прилавков.

День победы – любимый праздник всего народа и продуктовые наборы ветеранам

Еще один праздник, которые отмечали во всех семьях и коллективах — это День победы, когда по радио и телевидению Лев Лещенко исполнял знаменитую песню, ветераны надевали пиджаки с медалями, а на Красной площади проходил парад, начинавшийся с тревожной мелодии «Вставай, страна огромная».
Парад смотрели по телевизору, выискивая в толпе лица знакомых. Это был действительно прекрасный праздник, когда люди вспоминали о победе над фашизмом, плакали, смеялись, поздравляли друг друга.

Ветераны получали продуктовые наборы, в которые входили некоторые дефицитные продукты, например зеленый горошек, гречневая крупа, сервелат, сгущенка. К сожалению, на каждую «вкусняшку» приходилось некоторое количество неликвида – макарон плохого качества, морской капусты в банках, сухарей. Но зато в так называемых Столах заказов при магазинах можно было заранее подать заявку, предъявив удостоверение участника войны, а потом выкупить продукты. Тогда ветераны были еще относительно молоды, их было не так мало, как сегодня, и праздник действительно отмечался широко и приносил много радости людям.

Первомай и 7 ноября – демонстрации, на которые ходили коллективами

В мае советские люди отмечали Первомай, или День международной солидарности трудящихся. И вот, демонстрируя эту самую солидарность с трудовым народом всего мира, люди выходили на демонстрацию и шествовали мимо трибун, на которых располагались официальные лица, в основном обкомовское и райкомовское руководство. Воздушные шары, плакаты, флаги, искусственные цветы, смех, веселье и музыка — это был Первомай. Несмотря на политическую подоплеку, праздник очень нравился советским людям. Это была возможность собраться, расслабиться, прогуляться по улице, попеть песни, пусть патриотические (а иногда и не очень), почувствовать весну и единение.

7 ноября отмечалась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Многих удивляло, почему революция октябрьская, а праздник 7 ноября. Учителя объясняли школьникам, что это расхождение в старом и новом стиле, но это было на самом деле не так уж и важно. В отличие от Первомая, на демонстрацию посвященную этому празднику люди ходили не слишком охотно — возможно, дело было в том, что в ноябре во многих регионах уже холодало, часто шли дожди, да и от самого названия праздника как-то не веяло безмятежностью и счастьем. Зато праздновали 2 дня — седьмого и восьмого ноября, а в гастрономах можно было найти дефицитные продукты, о которых в обычные дни даже и мечтать не приходилось. В трудовых коллективах обычно вывешивался приказ об обязательном посещении демонстрации. Нарушителей ждало общественное порицание и иногда даже лишение премии.

Новый год: «Ирония судьбы» по телевизору и забег по магазинам 31 декабря

Ну и несомненно фаворитом среди праздников был, да и, пожалуй, остается Новый год. Его любили все и всегда. 31 декабря было напряженным днем, люди готовились к празднику, докупали необходимые продукты из тех, что можно было найти в магазинах, паковали подарки, созванивались с друзьями, решали организационные вопросы. 31 декабря все работали и приходили домой всего лишь на час раньше. Практически в каждой семье устанавливалась елка, которая тщательно и с любовью наряжалась, развешивались фонарики, гирлянды, флажки и снежинки, вырезанные из бумаги.

Ну и какой Новый год в советские времена без знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром». Его всегда показывали в последний день года. Это был своеобразный символ праздника, без которого сложно было себе представить, что через несколько часов наступит новогодняя ночь. У школьников начинались каникулы, самые длинные, зимние, которые длились почти 2 недели. Многие получали билеты на так называемые елки, театрализованные представления, где также вручали подарки.

В разноцветных коробочках обязательно были мандарины и вафли. Дед Мороз поздравлял людей с экранов телевизоров, по радио, а на улицах можно было встретить этого забавного старика в белой шубе, с посохом и мешком подарков. И не одного, а много. Новогодние праздники были горячим временем заработка для артистов. Дедов Морозов заказывали для празднования Нового года на предприятиях, их вызывали на дом для поздравлений, они участвовали в елках и новогодних спектаклях. Кстати, у взрослого населения каникул не было: 2 января все должны были быть на работе.

Вместе с тем постреволюционные настроения в обществе складывались под сильным влиянием пропаганды. Так, красные комиссарши долгое время определяли моду и нравы социалистического общества.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/200920/47624/

День города: изобретенная традиция и праздник локальной солидарности

Первые городские дни рождения стали отмечаться только в 1970-х годах. Ни в Российской Империи, ни в СССР до этого времени дней города не было

Отдельные крупные и знаменитые города могли позволить себе отпраздновать юбилей, но далеко не все и не так уж часто.

Первый юбилей, который отметила Москва, был 700-летием со дня основания (1847 год), а следующий – только через 100 лет, в 1947-м. И лишь с 1997 года этот праздник стал ежегодным. Петербург – Ленинград тоже был удостоен права устраивать торжество в день своего рождения. 200-летие города было отмечено в 1903 году. В 1953-м планировалось отпраздновать и 250-летие, но из-за смерти Сталина праздничные мероприятия были отложены на четыре года. Эти единовременные торжества, широко транслировавшиеся на всю страну, были всенародными, а не локальными праздниками. И существовали они для того, чтобы подчеркнуть национальную значимость этих городов.

Победное шествие Дня города по российским просторам началось лишь во второй половине 1980-х годов, охватив к середине 1990-х все без исключения населенные пункты. Именно в это время День города стал официальным праздником в Ленинграде (1986), Воронеже (1986), Новосибирске, Москве, Угличе, Жданове (1987), Клину (1988), Ярославле (1992), Вязниках (1990) и других городах.

Почему дней города не было раньше?

Потому что раньше человек не нуждался в знаках своей принадлежности к определенному месту. Для советской власти в первые годы ее существования было важно установить контроль над всей территорией страны, добиться всеобщего единения – отсюда политика установления общих языковых норм, введения единых учебников и образовательной системы. Отдельные города и населенные пункты не имели права на уникальность. Их ценность заключалась в том, чтобы быть одинаковыми во всех концах великой страны. Обычным людям была важна в первую очередь причастность к судьбе целого государства.

Интерес к малой родине оживился в 1960-е годы. В это время появились народные и общественные музеи, заработали школьные краеведческие кружки. И только во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов наряду с активным национальным движением возникло движение региональное.

То, что в XXI веке стало называться процессом регионализации, ранее означало целый ряд политических мер, направленных на изменение структуры управления и финансирования регионов и перевод многих сфер жизни на местный бюджет. Тогда же начался бум регионального брендирования. Каждый регион стремился создать свой собственный имидж, важными составляющими которого становились герб, музей, местная история и День города.

Россия превратилась в лоскутное одеяло, каждый кусочек которого стремится продемонстрировать другим свою уникальность и неповторимость. Как крупные города, так и маленькие населенные пункты заинтересованы в том, чтобы быть разными, но для этого недостаточно придумать красивую историю и поставить памятник на главной площади – для этого, как ни странно, нужно еще быть.

Речь ведь не идет о мертвых городах Камбоджи – мы говорим о вполне живых пространствах, населенных людьми. Но у города нет границы, крепостной стены или колючей проволоки, консервирующей внутреннее сообщество. Социальные связи здесь гораздо слабее, чем в деревне. Абсолютное число горожан не знакомы друг с другом. Известный английский исследователь, профессор Корнельского университета, автор книги «Воображаемые сообщества» Бенедикт Андерсон придумал очень сильную метафору – воображаемое сообщество. Он считал, что «все сообщества крупнее первобытных деревень, объединенных контактом лицом к лицу (а может быть, даже и они), – воображаемые». Андерсону это понятие было важно для разговора о появлении нации – воображаемого сообщества людей, которые никогда не видели друг друга, но несмотря на это, считают себя принадлежащими к одной группе.

Городское сообщество тоже является воображаемым. Точнее, оно становится воображаемым, как только кому-то приходит в голову его вообразить. Поэтому воображаемые сообщества городов и целых районов оказались важны и востребованы.

Как выбирают День города?

Если спросить местных жителей о выборе даты для празднования Дня города, большинство из них затруднится с ответом. Но можно встретить и такой вариант: «Просто так захотелось кому-то в мэрии в начале 1990-х годов». Это очень распространенное объяснение. Во многих городах местные праздники не привязаны к какой-то определенной дате.

Ведь если смысл праздника в том, чтобы собрать всех горожан, то в выборе даты нужно руководствоваться не летописью города, а наиболее подходящими для торжества условиями – хорошей погодой и свободным временем у большинства жителей. Именно по такому принципу, как правило, и устанавливаются дни для праздников. Подавляющее большинство дней города в России приходятся на период с конца мая по конец августа, и обязательно на выходные.

Но здесь важен и другой аспект: сами горожане часто воспринимают День города как традицию, спущенную сверху. И несмотря на то что праздник всегда привлекает огромное количество людей, они все-таки не считают себя его главными героями. День города – это программа, придуманная и организованная кем-то наверху. Горожане – в первую очередь зрители, потребители предлагаемого продукта.

Экономика празднования

День города включает в себя несколько обязательных составляющих. Во-первых, будничное пространство превращается в праздничное, для чего создается своеобразная рекреационная зона.

Во-вторых, основное праздничное пространство становится ярмарочным полем. Летние дни города уже давно стали площадкой для развития индустрии развлечений. Палатки с дешевыми китайскими игрушками, надувные батуты, установки для тира с воздушными шариками, шашлыки и местные сувениры – весь этот стандартный набор не слишком заманчивых искушений кочует из праздника в праздник. Абсолютное большинство продаваемого не имеет отношения ни к местному бизнесу, ни к местным традициям. Одна-две палатки с работами местных рукодельниц обычно теряются в безбрежном море дешевого ширпотреба.

Третья обязательная составляющая любого Дня города –официальная программа. Чем больше город, тем больше сцена, но на ней всегда можно увидеть местную власть, культурную элиту, бизнес, представителей духовенства и детей. Эти пять компонентов – основные категории, с помощью которых во всех городах описывается и демонстрируется местное сообщество.

В конце любого праздника бывает концерт, куда непременно приглашаются «звезды» разного калибра.

Общая канва праздника абсолютно одинакова во всех населенных пунктах. То, что меняется, имеет отношение к символической рамке, в которую вписываются праздничные торжества. Такая рамка, или символический конверт, в который упаковывается все мероприятие, выбирается в соответствии с главным брендом региона.

В одних городах это память о войне, и тогда официальная программа праздника начинается с возложения венков на Могилу Неизвестного солдата и почетного шествия к другим воинским мемориалам. В других местах – религиозное возрождение, и тогда первая часть праздника проходит в церкви, а в его программу включается колокольный концерт.

В-третьих – древняя история, и в этом случае на сцене будет устроен костюмированный бой богатырей.

День города – это праздник локальной солидарности, существующий и востребованный для того, чтобы городское сообщество могло увидеть и почувствовать себя единым целым. Однако праздник никогда не отдается на откуп самому сообществу. И может быть, это только дело времени, но пока что мы приходим на День города как зрители, чтобы в который раз увидеть официальную картину того, чем являемся. И обнаруживаем, что официальные картины всех городов удивительно похожи.

Санкт-Петербург

Изобретенные традиции

В 1983 году, когда вышла книга Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества» под редакцией двух других британских историков – Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджера, была опубликована антология «Изобретение традиции». В нее вошли работы, посвященные традициям, которые выглядят очень древними, но на самом деле были «изобретены» в не слишком далеком прошлом. Смысл этой работы не в разоблачении, а в попытке понять, как и почему эти традиции изобретались, и главное – почему они были нужны и важны именно в качестве древних.

Все случаи, разбиравшиеся в книге, касались национальных историй, создание которых было тесно связано со становлением национальных государств Нового времени – тех самых воображаемых сообществ, для единения которых требовалось не только общее настоящее, но и общее прошлое. Именно общее национальное прошлое и создавалось в мифах о древнем шотландском килте или ритуалах британских королей.

Источник статьи: http://expert.ru/northwest/2013/21/otkuda-est-poshlo/

Оцените статью