Это ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар

Сабантуй

Сабантуй
Тип народный праздник
Отмечается башкирами, татарами и др.
Связан с окончанием посевных работ, земледелием
Сабантуй на Викискладе

Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3] . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4] .

Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.

Содержание

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6] .

В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) [7] .

Читайте также:  Сценарий праздника форт боярд

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем [8] .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10] .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11] . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12] .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13] .

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя» [14] .

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников [15] , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба [16] . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [17] .

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей [18] .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9

«Праздник плуга»: история названия и традиции Сабантуя

15 июля в Казани будут отмечать национальный татарский праздник Сабантуй. ТАСС рассказывает об истории и традициях праздника, о том, что значит его название и почему разные города отмечают его в разное время.

Мне казалось, слово «сабантуй» означает шумное веселье, а оказывается, это праздник

Действительно, согласно словарю русского языка Ожегова, у этого слова есть такое значение. Но изначально это название праздника, которое происходит от тюркских слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник).

Сабантуй зародился у тюркских народов, занимающихся земледелием, много веков назад. Раньше праздник был приурочен к началу весенних полевых работ и отмечался в конце апреля. Сегодня он отмечает их окончание и празднуется в основном летом.

Как определяется дата Сабантуя?

Единой даты у летнего фестиваля нет. В разных регионах и населенных пунктах праздник отмечают в разное время. Торжества длятся несколько недель, обычно с конца мая по июль.

Так как сегодня в Татарстане праздник имеет статус государственного, дату его проведения назначает президент республики своим указом.

Если это татарский праздник, значит его отмечают только в Татарстане?

Это не так. Сабантуи проводятся и за пределами Татарстана — в регионах с крупной татарской диаспорой, — и даже за пределами страны, в частности в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Берлине, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и Париже.

С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй. Каждый год место проведения праздника меняется. Первый фестиваль состоялся в Саратове. В 2016 году это был Нижний Новгород, а в 2017 году Федеральный Сабантуй прошел в Астрахани.

В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. В этом году место проведения праздника — Средняя Елюзань Пензенской области, самая большая татарская деревня в РФ.

Как празднуют Сабантуй и какое отношение к этому имеет борьба корэш?

В Татарстане Сабантуй проводится в три этапа. Сначала праздник проходит в селах и деревнях республики, затем в крупных городах. Заканчивается фестиваль в Казани, где проходит главный Сабантуй, на который приглашаются почетные гости.

Кульминация праздника — состязания на майдане. Главным и самым популярным соревнованием является национальная борьба на поясах корэш. Единоборство батыров-силачей строго судят седые аксакалы — ветераны. Победителя ждет живой баран.

Сегодня борьба корэш из праздничного развлечения переросла в вид спорта, в котором проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России. Для многих известных борцов именно майдан стал началом их спортивной карьеры.

Одновременно с борьбой на майдане соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки, а также состязания певцов и танцоров.

Среди испытаний есть много необычных и забавных. Например, доставание ртом монеты из катыка (кефир), бой мешками, наполненными соломой, разбивание горшков с закрытыми глазами, бег с ведрами, наполненными водой, и ловля руками живой рыбы. Принять участие в состязаниях может любой желающий из числа зрителей.

Во второй половине дня молодежь собирается на вечерние игрища — кичке-уен, или так называемый вечерний Сабантуй.

Дмитрий Медведев на Сабантуе в Казани, 2011 год
© Дмитрий Астахов/ТАСС

В «празднике плуга» в разное время принимали участие все президенты РФ — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

В 1996 году, накануне президентских выборов, праздник посетил Борис Ельцин. В состязаниях на майдане президенту удалось с завязанными глазами с первого удара разбить битой глиняный горшок.

На празднике в Казани в 2000 году Владимир Путин принял участие в соревнованиях — достал из чана с катыком монетку счастья.

В 2011 году президент РФ Дмитрий Медведев на праздновании Сабантуя прогулялся по национальным подворьям, попробовал татарское блюдо чак-чак, примерил тюбетейку, а также в импровизированной кузнице молотом выковал на подкове последние буквы фразы «Кузнецу — счастья народного».

При подготовке материала использованы данные ТАСС-ДОСЬЕ

Источник статьи: http://tass.ru/obschestvo/4406218

Праздник весенней пахоты

Последняя бука буква «й»

Ответ на вопрос «Праздник весенней пахоты «, 8 букв:
сабантуй

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сабантуй

Весенний праздник на Востоке

Весенний праздник у тюркских народов

Татарский весенний праздник

Определение слова сабантуй в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Сабанту́й — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья ( чувашей , марийцев , мордвы , удмуртов ), так и у некоторых тюркских народов Кавказа ( балкарцев и ногайцев.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
САБАНТУЙ (от тюрк. сабан — плуг и туй — праздник) праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир.

Примеры употребления слова сабантуй в литературе.

Ты же знаешь, от меня Мефодий переехал к Стасу Малахову, а Стас с вашей милой компанией не якшается и, следовательно, о сабантуе у Генриха ничего не знает.

Вышел из машины такой радостный, словно у Колодия очередной сабантуй намечается.

Когда я получила тебя, я устроила грандиозный сабантуй, чтобы это отметить.

Товарищ десятый, я прошу разрешения перенести срок сабантуя на час раньше, — уклоняясь от бесплодного теперь спора, сказал он.

Неужели вы думаете, что у меня перед завтрашним сабантуем нет других дел, кроме как рассказывать о положении на фронтах?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник статьи: http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1955877

Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
материал на тему

Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».

Скачать:

Вложение Размер
tatarskiy_natsionalnyy_prazdnik_sabantuy.docx 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.

Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».

Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

История происхождения праздника

В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» — весну, время начала полевых работ.

Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.

По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.

Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.

Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, — договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.

Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали : «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.

Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные , как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.

До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.

Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.

Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.

Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.

Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.

Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.

Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/11/22/tatarskiy-natsionalnyy-prazdnik-sabantuy

Оцените статью