Это не праздник для вайнахов

Содержание
  1. Обычаи и праздники вайнахов
  2. Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.
  3. Новый год
  4. Праздник Тушоли
  5. Праздник выхода плуга
  6. Карлаг
  7. Родной очаг
  8. Ветер с Апшерона
  9. 23 февраля — черный день для азербайджанцев, чеченцев, месхетинцев, осетин, ингушей.
  10. Дом Виктора Кляйна стал музеем быта азербайджанских немцев
  11. Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?
  12. Эталон чеченской культуры

Обычаи и праздники вайнахов

Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.

Новый год

Новый год чеченцы называли «Кер ла шо», ингуши – «Ноджой». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: резали скотину, пекли всевозможные пироги и хлебы – треугольные, круглые, квадратные (для своей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. Считалось – чем богаче стол, тем изобильнее будет год.

Читайте также:  Пасха любимый праздник нашей семьи

В новогоднюю ночь после заката солнца детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от неё в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника.

Перед Новым годом в очаге зажигали новый огонь и на нём готовили праздничное угощение. На очаг клали специально заготовленное дубовое «новогоднее бревно», такое длинное, что оно не помещалось внутри дома. Чтобы оградить себя в наступающем году от бед и болезней, и взрослые, и дети перепрыгивали через новогоднее бревно. Когда оно сгорало настолько, что можно было наконец прикрыть дверь, все шли в этот дом с поздравлениями и хозяин устраивал для гостей угощение.

Вечером накануне праздника хозяйка клала в огонь вареник, говоря: «Пусть огонь будет навеки сохранён». Три вареника клали в стенные ниши и утром проверяли: если их погрызли мыши – можно было ожидать хорошего урожая. Утром полагалось встать как можно раньше, будили даже грудных детей. Первым делом все должны были посмотреть на деньги – чтобы они водились круглый год; пересыпали из чаши в чашу зерно – чтобы хлеба было вдоволь.

Праздник Тушоли

Тушоли – богиня весны и плодородия, её почитали все вайнахи. Тушоли изображали в виде деревянного идола. Праздник в её честь устраивали весной – он совпадал с выгоном скота на летние пастбища и с прилетом удода – священной для вайнахов птицы, вестницы весны. По-чеченски удод называется «курица Тушоли», убийство удода считалось большим грехом. Жрец накануне праздника приносил в святилище идол богини и священное знамя, на древке которого было три колокольчика и изображение головы барана. Жрец объявлял собравшимся, в каком настроении находится Тушоли – весела она или хмурится, и в том случае, если она сердилась, люди шли на поля и вытаптывали часть посевов, чтобы умилостивить богиню.

Праздник выхода плуга

День весеннего равноденствия – 22 мая – отмечали как день обновления человека и природы. Особое внимание уделяли выбору пахаря – он должен был иметь легкую руку, быть среднего роста и сильно волосатым – всё это предвещало хороший рост хлебов, обильный урожай. Волам, участвовавшим в пахоте, рога и шею смазывали маслом, на рога и хвост привязывали красные ленточки, на правый рог вешали калач. Сев сопровождался магическими действиями: семена пропускали через шкуру ласки, бросали в них обереги – уголёк, металлические предметы, запахивали в борозду треугольные хлебцы с изображением креста.

Карлаг

В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть на обочинах дорог высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественный поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, испортили дорогу, загрязнили водный источник, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.

Родной очаг

Родной дом, родной очаг – святыня для вайнахов. Очаг со всем относящимся к нему – огнем, золой, сажей, цепью и котлом – пользовался в доме особым почитанием. Перед едой в огонь (особенно по праздникам) бросали, молясь о благополучии семьи, куски пищи. Вечером хозяйка прикрывала угли золой, чтобы жар сохранился до утра, приговаривая: «Дай Бог огню никогда не угасать». Кража, совершенная вблизи от очага, наказывалась намного строже, чем похищение той же вещи, лежавшей в другой части дома. Вокруг очага обводили невесту, когда она прощалась с родным домом; убийца, успевший схватиться за надочажную цепь в доме убитого им человека, был избавлен от кровной мести. Даже старую, ненужную цепь никогда не выбрасывали.

Источник статьи: http://www.filipoc.ru/rodina/obyichai-i-prazdniki-vaynahov

Ветер с Апшерона

23 февраля — черный день для азербайджанцев, чеченцев, месхетинцев, осетин, ингушей.

Само-собой, в здравом возрасте, когда завершились школьные радости с раздачей дешевых подарков девочкам на 8 марта и мальчикам на 23 февраля, я так называемый «праздник мужчин» не отмечал. После убийства советской армией азербайджанцев в Баку и других городах 20 Января 1990 года, и массового расстрела армянами и Степанакертским полком СА жителей города Ходжалы в ночь на 25-26 февраля 1992 года, этот день для меня и многих азербайджанцев однозначно стал черным. Прочитав предельно впечатляющую статью-исследование в «Кавказском Узле», посвященную лживости причины депортации кавказцев с 23 февраля по 9 марта 1944 года, этот день стал еще более мерзким.

Дом Виктора Кляйна стал музеем быта азербайджанских немцев

Исследование голландского историка, работавшего в архивах Вермахта, а не переписывавшего, как многие наши псевдоисторики, агитки Сталина доказывает, что провал нескольких операций Вермахта по заброске на Кавказ десантников с целью поднятия антисоветского восстания, объясняется нежеланием масс чеченцев, осетин, ингушей и других кавказцев сотрудничать с немцами.

Были единичные случаи встреч, коллаборационизма, помощи кавказцев бедствующим, спустившимся с небес гостям. Но, как рапортовал командир одной из ликвидированных групп десанта, спасшийся немецкий офицер Ланге, совместных действий с местным населением не было, такое оказалось невозможным по ряду причин. Среди них — необразованность кавказцев. Они не знали чем власть Германии может стать лучше власти СССР. Хотя многие кавказцы были, вследствие политики насильственной коллективизации и атеизма, настроены против советов.

Историк Павел Полян, автор книги “Не по своей воле. История и география принудительных миграций в СССР” в комментарии “Кавказскому узлу” указал, чтогерманская операция “Шамиль” (цель — поднять Кавказ на антисоветский мятеж) приводится в качестве натянутого обоснования депортации чеченцев и ингушей.

“Из девяти народов СССР, беззаконно «наказанных» тотальными депортациями, только один – корейцы – был перемещен в 1937 году, т.е. до войны, хотя и в порядке подготовки к ней на Дальнем Востоке (очистка театра предполагаемых военных действий с Японией от неблагонадежного населения, то есть превентивно). Остальные восемь – немцы, финны, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы – выселялись во время войны. Случай турок-месхетинцев напоминает, скорее, корейский: та же очистка театра предполагаемых военных действий – на этот раз с Турцией. Немцы и финны – однозначно превентивные депортации этносов, титульных для воюющей с СССР стран-врагов. Карачаевцы, калмыки, балкарцы и крымские татары – это отчетливо депортации возмездия, коль скоро ареалы их традиционного расселения оказались под оккупацией, дав возможность проявить себя коллаборационизму (впрочем, случай крымских татар немного рифмуется и с турками-месхетинцами)», — отметил Полян.

Особняком в этом списке стоит депортация вайнахов, чеченцев и ингушей, выселенных на стыке февраля-марта 1944 года. «Превентивность тут отпадает: депортация состоялась спустя 14 месяцев после изгнания немцев. Возмездность, вроде бы, тоже: из территории ЧИАССР под оккупацию попал лишь Малгобек с русским преимущественно населением — так что обвинять в предательстве народ, даже не познакомившийся с немецким сапогом, было бы сложно…Стоп! Как это – не познакомившись?! А старший лейтенант Ланге и немецкие парашютисты? По некоторым сведениям, с августа 1942 по август 1943 года было десантировано аж восемь команд общей численностью 77 человек, из них большинство — завербованные вайнахи из военнопленных! Ну чем не оккупационная власть, пусть и попрятавшаяся по горным хуторам?! Сам Ланге вел скорее этнографический, чем разведывательный дневник и был весьма скептического мнения о боевом потенциале вайнахских повстанцев. Общее число их он оценивал максимум в тысячу человек, что в 2-3 раз меньше аналогичной их оценки охотившегося на них НКВД. Но и это — лишь полпроцента от численности депортированных вайнахов! Ловите, судите, наказывайте! И даже если предателей или просто нелояльных советской власти вайнахов было бы не 0,5%, а 50 или 95%, то судить нужно каждого и судить строго индивидуально!»- пояснил свою точку зрения Павел Полян.

Тем не менее за неимением чего-либо более вразумительного нынешняя постсоветская историография вынуждена пользоваться следующим объяснением мотивации действий Кремля. «Для пресечения деятельности бандформирований советское руководство решило одним ударом максимально сузить социальную базу повстанчества… [и провести] поголовную депортацию ряда северокавказских народов». Но народ – не социальная база и не единица репрессии, кто бы ни приказывал его суживать или гнобить – Гитлер ли, Сталин или кто-то еще., — заключает Анастасия Кириленко («Кавказский узел»)

Почему кавказцам следовало конфликтовать с немецкими десантниками, если взрослое поколение жителей кавказских сел прожило насильственную коллективизацию, атеизм, сталинские репрессии, бедность и голод? Но и немцы кавказцев не прельщали, так как в то время о Германии жители гор имели смутные представления. В сумме за немцев активно воевали всего полпроцента от всего депортированного вайнахского населения. Это может быть больше, чем русских солдат в армии предателя Власова. Тем не менее, после разрушительной гражданской войны, еще более ужасной Отечественной войны, сталинцы кавказцев выселили, убивая голодом на пути в Центральную Азию. Выселение началось 23 февраля 1944 года, завершившись 9 марта.

Источник статьи: http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83772/posts/47085

Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?

23 февраля во всей России считается днем вооруженных сил, праздником защитников отечестве и вообще всех мужчин в целом.

У чеченского и ингушского народов к этой дате отношение особое. Праздником у нохчий и гIалгIай 23 февраля считаться вообще не может. Почему так? Читайте на канале Чеченский след.

Итак, 23 февраля для всех без исключения чеченцев (включая аухцев) и ингушей — весьма скорбная дата. Именно 23 февраля 1944 года в отношении вайнахов было совершенно страшное преступление — насильственное выселение чеченцев и ингушей с родных мест в Среднюю Азию. Так называемая операция Чечевица. Чеченцы называют произошедшее Дохадар — т.е Разрушение. Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет.

Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина. Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты.

Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби. Но в 2011-м году эту дату власти внезапно перенесли на 10 мая (день похорон Ахмата Кадырова).

Также был демонтирован и частично перенес на новое место установленный в Грозном еще при Джохаре Дудаеве знаменитый памятник жертвам депортации (работы скульптора Дарчи Хасаханова). Тот самый со знаменитой надписью Духур дац . Доьлхур дац Диц а дийр дац (не сломаемся, не заплачем, не забудем).

Сегодня в Чечне 23 февраля в честь вооруженных сил и защитников Отечества проводятся некоторые праздничные мероприятия, звучат поздравительные речи. Однако, повторимся, чеченцы на бытовом уровне 23 февраля праздником не считают. И не отмечают его.

Глава Республики Рамзана Кадыров в этот день также всегда напоминает своему народу о трагических событиях 1944-го года.

В соседней Ингушетии, чей народ разделил с братьями-чеченцами трагедию выселения 1944-го года, 23 февраля однако официальная скорбная дата. День национального траура ингушского народа.

В Назрани сталинской депортации вайнахов посвящен целый мемориальный комплекс, что можно увидеть в Назрани. Например, тут можно увидеть теплушку, в которой людей везли в Среднюю Азию.

В том числе, тут стоит знаменитая вайнахская башня, опутанная символически цепями.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/chechnya/pochemu-chechency-i-ingushi-ne-otmechaiut-prazdnik-23-fevralia-6034b80ebd729c71d1e28254

Эталон чеченской культуры

Возрождение национальных обычаев и культуры стало для властей республики приоритетной задачей. Наряду с популяризацией исламских ценностей они способствуют развитию народного творчества и главной его части — чеченского танцевального искусства. Как и в древнейшие времена сегодня в чеченском обществе танцуют лезгинку по многим поводам — на свадьбах, на сценах, в гостях и на праздниках – любовь к танцам у вайнахов с годами не иссякла, а наоборот стала символом духовно-нравственного возрождения.

Недавно чеченские танцы признали эталоном народной культуры. Послужил этому большой праздник — в Грозном целую неделю отмечали 70-летие легендарного ансамбля танца «Вайнах». На праздник съехались танцевальные коллективы из Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Абхазии, Адыгеи. Среди приглашенных была заслуженная артистка РФ Надежда Бабкина.

«Для чеченского народа ансамбль «Вайнах» не просто коллектив народного танца. Это его сердце, его любовь, его надежда, потому что в самые тяжелые, судьбоносные периоды истории чеченского народа коллектив всегда был вместе с ним, — говорит министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. — Так было в 1957 году, когда «Вайнах» первым эшелоном вернулся из Казахстана и первым вышел на сцену после ссылки. И в 2001 году — еще не утихли боевые действия, а мы дали в селении Ножай-Юрт первое послевоенное выступление, вселив в людей уверенность в благополучное будущее нашего региона. Народ любит «Вайнах», потому что он всегда согревал людские сердца, залечивал раны своим понятным искусством, вселял надежду на достойную жизнь, давал возможность гордиться культурой своего народа».

Поклонники называют «Вайнах» брендом не только Чечни, но и России. В канун юбилея «Вайнаха» из итальянского города Торченто в Грозный приехали поклонники танцевального коллектива. Первая встреча итальянцев с танцорами прошла в 2003 году, когда «Вайнах» ездил в Италию для участия в ежегодном фестивале. 60-летний Адриано Ианнис и 48-летний Лоренцо Либералли рассказали, что стали фанатами чеченского ансамбля с первого их выступления. До этого они даже не слышали о чеченском народе, и тем более, о его самобытной культуре. «Когда шесть лет назад я познакомился с танцорами, я был просто очарован. Настолько они были просты в общении, открыты, доброжелательны. Складывалось ощущение, что это мы в гостях у них, а не наоборот. С тех пор мы поддерживали связь и когда узнали, что в этом году в Грозном состоятся юбилейные торжества, то были безмерно рады приглашению», — говорит Лоренцо Либералли.

«Какой ты чеченец, если не умеешь танцевать!»

Эти слова когда-то сказал великий танцор XX века, Махмуд Эсамбаев. В чеченском народе танцу придавали огромное значение во все времена, а людей, умеющих танцевать, помнили веками. Между тем в последнее время чеченцы были лишено возможности «вкушать плоды» культуры. Каноны танцевального искусства грубо нарушались, на ловзары (народные гулянья с танцами в честь свадьбы, рождения ребенка или молодежных вечеринок) превращались в сборища пьяных мужчин. «Сегодня философию танца возрождают – идет не только пропаганда утерянных ценностей, но и оказывается щедрая поддержка артистам и танцевальным коллективам. Народный танец — важная часть нашей самобытной культуры. Танец — это история народа, общение человека с окружающим миром без помощи слов», — разъясняет президент Кадыров.

В танце, как в зеркале отражается характер человека. Не зря чеченцы называют его халхар (хал хаар — узнать о состоянии). На ловзарах парни изучали понравившуюся девушку – стройна ли, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, вести себя. Считается, что в танце отражаются все мельчайшие детали характера. Вообще ловзар представляет собой ценное явление чеченской культуры. На чеченские свадьбы, например, приходят запросто, без приглашения, и в этом ярко проявляется замечательная черта национального характера — гостеприимство.

Чеченский танец – не набор виртуозных па, он имеет драматургическую завязку, сюжет. Это может быть одна из древних легенд или такой народный обычай как прекращение женщиной с помощью брошенного платка поединка между мужчинами. «Как и на всем Кавказе, самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Современная лезгинка, пожалуй, единственный танец без песенного начала. Здесь «говорят» движения партнеров: у женщин – плавные и грациозные, у мужчин – стремительные, темпераментные с «проходками» на пальцах, — объясняет опытный танцор, министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. — Чеченский народный танец — это беседа между партнерами, красивый диалог, насыщенный тончайшими нюансами. Во время танца юноша не должен касаться партнерши даже краем своего костюма! Прилюдно к возлюбленной он обязан относиться, как к сестре. Истинные чувства парню позволялось выражать лишь в традиционном месте свиданий — вечером у ручья. Второе разрешенное публичное место для таких встреч — свадьба. И третье – белхи, когда после трудового дня молодежь устраивала вечеринки. У чеченцев издавна влюбленные пары встречались только в публичных местах. Наши мудрые предки заботились о том, чтобы отношения будущих молодоженов были так же чисты, как родниковая вода. Вайнахская этика оберегала честь женщины».

Исследователь вайнахской культуры Марк Шейман уверен, что сейчас чеченцам не хватает народных игр и состязаний, таких как ловзар: «У людей сложилось впечатление, что чеченский ловзар — это только танцы, а ведь Александр Сергеевич Пушкин очень хорошо это отразил в своей поэме «Тазит», описывая привычные чеченские игры. На ловзаре, кроме того что танцуют, обязательно бывают скачки и ходьба на канатах, состязания лошадей и лазание по столбу, вольная борьба и стрельба из лука. Можно было бы в каком-нибудь дворце спорта еженедельно устраивать ловзары, молодежь России с удовольствием переключилась бы с дискотек на такие мероприятия. Народ отточил бы не только кавказские танцы, но и русские народные и даже бальные танцы. Это сблизило бы народы многонациональной России. Появилось бы чувство локтя, дружбы и доверия между представителями разных народов, которой нам сегодня так не хватает».

Кстати, ловзар вайнахи проводили и когда были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Как пишут знатоки, когда от голода и холода гибли люди, и казалось, наступил конец света, ловзар как одухотворяющая акция встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее.

Источник статьи: http://vestikavkaza.ru/articles/13273.html

Оцените статью