Этом празднике должна быть
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники. » — писал К. Д. Ушинский.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание — важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник — это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.
Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 — 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.
Роль семейных праздников в жизни ребенка
В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.
Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.
День рождения
Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.
Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.
В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности — сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.
Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, рядом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.
Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вручаются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.
Важные элементы праздника — оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.
Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.
Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.
Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.
Празднование семейных событий
В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.
Празднование Дня свадьбы родителей — это празднование Дня рождения семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.
Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.
В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.
Источник статьи: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/270-znachenie-prazdnikov-v-zhizni-doshkolnikov-chast-1
СТАТЬЯ «ПРАЗДНИК — ЭТО ВСЕГДА РАДОСТЬ!»
материал
Рекомендации: статья адресована музыкальным руководителям, учителям-организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования и направлена для привлечения внимания педагогов, а также в помощь в вопросах качественной организации досуговой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник — это всегда радость!
Е. А. Селиверстова
ГБДОУ детский сад №32 Петроградского района
Рекомендации: статья адресована музыкальным руководителям, учителям-организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования и направлена для привлечения внимания педагогов, а также в помощь в вопросах качественной организации досуговой деятельности детей.
Знаете ли вы, с каким нетерпением дети ждут праздников?
Праздник для них — это смех, веселье, музыка и песни, танцы, разнообразные игры.
Праздник для них- это яркие костюмы, неожиданные сюрпризы, желанные подарки.
Праздник для них- это волнение перед первым выступлением, добрые лица близких людей, праздничное настроение, которое надолго остается в душе ребенка, оставляя яркий след и в его памяти.
Станет ли детский праздник именно таким — ярким, запоминающимся,
эмоционально окрашенным или останется событием очередным, заурядным, вызывающим чувство легкой досады или облегчения, — зависит от нас, взрослых.
С чегоже надо начинать?
Настоящий Детский праздник может сотворить человек с огоньком в глазах, любящий и понимающий детей и сам погруженный в чудесную атмосферу детства.
А теперь давайте попробуем вместе с вами взяться за дело. Итак, вы запланировали провести праздник для ребят. Это может быть календарный праздник (Новый год, Масленица и т.п.) или посвященный знаменательным датам (8 Марта, День Победы и т.п.). А быть может, это будет тематический праздник (день рождения, проводы в школу и т.п.). Обязательно учитывайте возраст ребят. Ведь интересы и возможности детей младшего и старшего возраста довольно различны.
Малыши склонны больше созерцать. Они очень эмоционально воспринимают все увиденное и услышанное, поют и пляшут по предложению взрослого и вместе с ним, с его помощью читают маленькие стихотворения. Праздник у этой возрастной группы не должен быть объемным, излишне насыщенным, изобиловать самыми разными персонажами. Дети еще не в состоянии, в силу своих психофизиологических особенностей, воспринять весь обрушившийся на них материал в полном объеме. Ребенок может стать апатичным или, наоборот, слишком возбужденным от всего происходящего, и никакой радости от так удачно начавшегося праздника просто не останется. Кроме того, тематика праздника должна быть понятна и доступна пониманию ребенка, должна базироваться на тех жизненных впечатлениях, знаниях, которые малыши уже успели получить.
Ребята старшего дошкольного возраста ведут себя на празднике вполне уверенно. Они самостоятельны во всех видах музыкальной деятельности, с удовольствием исполняют роли сказочных персонажей или даже становятся соведущими детского праздника. Они уже радуют нас, взрослых, самостоятельной творческой активностью, а сам праздник становится гораздо более насыщенным и тематически, и информативно, и эмоционально.
Теперь, когда вы определились с темой праздника и не забыли о возрасте ребят, дело за сценарием. Это, пожалуй, самая сложная и трудная часть подготовки праздника.
Форм сценария не так уж и много. Самая традиционная — концерт . Есть еще различные путешествия ( приглашения в гости, поиски чего-либо или кого-либо), конкурсы, КВНы, экскурсии и т.п .
Какую бы из форм вы не выбрали главное здесь — сделать так, чтобы сценарий был интересен как детям, так и взрослым. А для этого его надо логически грамотно выстроить. Даже если это форма концерта, в любом сценарии должна быть и завязка, и кульминация, и развязка. Любой сценарий должен строиться по театрально-композиционным законам. Не стоит концерт начинать с самых удачных, интересных номеров, оставляя на конец то, что не так ярко и зрелищно. Эмоциональная линия праздника должна быть не спадающей, а нарастающей: от простого к сложному, от интересного к еще более интересному. Кроме того, желательно так выстроить очередность номеров, чтобы музыкальные номера чередовались с танцевальными, одна группа выступающих детей чередовалась с другой. Ведь детям любого возраста интересно не только себя показать, но и на других посмотреть, а не бесконечно выступать«весь вечер на манеже».
Отсюда следует и другой вывод: д етям совершенно не нужно знать всего хода праздника , всех составляющих его номеров. В противном случае где тогда эффект новизны? Где непосредственный, детский, удивленно-заинтересованный взгляд? Где легкое сожаление о том, что все уже закончилось? Если всего этого не будет, то не будет и самого праздника.
Теперь мы подошли с вами к понятию «репертуар» праздника. Конечно, он должен быть доступен, понятен, познавателен и художественен .
Если репертуар слишком сложен для детей, к тому же малоинтересен им, если празднику предшествовали многократные изнуряющие репетиции, такой репертуар не станет любимым, желанным. В этом случае он не войдет в повседневную жизнь ребенка, когда малыш с удовольствием поет, танцует в домашней обстановке, когда ему хочется показать своим близким, что он умеет, похвалиться тем, как это у него хорошо получается.
Где же взять такой замечательный сценарий, который отвечал бы всем вышеперечисленным требованиям? Работая над написанием сценария или выбирая из предложенных надо обращать на главные критерии: интересно ли вам самим было читать данный текст, смог ли он затронуть вас хоть чем-нибудь, возникло ли после его прочтения желание взяться за его постановку?
Поверьте, когда через ваши руки пройдет не один десяток выбранных и поставленных вами по тому или иному сценарию праздников, проблема написания и выбора последующих сценариев не будет стоять перед вами так остро. Просто придет долгожданный опыт.
Можно воспользоваться и чужим опытом. Учитесь на чужих хороших сценариях составлять и писать свои собственные, не сочтите за труд проанализировать их, сравнить, понять, что объединяет их и в чем секрет успеха того или иного отдельно взятого сценария.
Теперь мы с вами подошли к наиважнейшей роли ведущего на празднике. Совсем не важно, в какой роли сегодня наша ведущая Марья Ивановна — Добрая ли она Фея или проказливая Шапокляк. Главное — чтобы ведущая была опытным педагогом, хорошо знающим своих воспитанников, чтобы она обладала высокой культурой общения, умела свободно и непринужденно держаться на публике, могла при случае быстро и своевременно справиться с любой непредвиденной ситуацией, которая порой может возникнуть на празднике. Не помешают здесь и навыки актерского перевоплощения. Талантливая, свободная, естественная игра взрослого — истинное украшение любого детского праздника. Именно актерская игра взрослого производит неизгладимое впечатление на ребят.
Не забудем сказать и об оформительской стороне детского праздника . Оформление помещения, в котором будёт проходить намеченный вами праздник:, по стилю должно соответствовать теме праздника. Если вы готовите литературный вечер, пусть ваш зал станет уютной гостиной. Если вас ожидает прогулка по природе, то пусть в зале появятся искусственные деревья, кусты. Если же это путешествие по сказкам, то поможет вам, например, необыкновенных размеров книга — дверь в красочном переплете. Если вам хочется собрать детей на День смеха и юмора — 1 апреля, то пускай отовсюду: с потолка, со стен, с окон — на вас смотрят смеющиеся рты или забавные клоунские рожицы. Хотите отправиться на бал? Вот вам строгие, пусть даже картонные колонны, причудливые канделябры, ниспадающие драпированные ткани. Если вы задумали побывать с детьми в Стране Сновидений, то вам придется напрячь свою фантазию и сотворить в зале настоящее чудо оформительского мастерства с использованием самых разных доступных вам материалов. Главное здесь — не переусердствовать, все должно быть в меру. Аляповатое, неумелое оформление в кричащих тонах будет не радовать детей и зрителей, а лишь
раздражать. Кроме того, неуместное нагромождение декораций будет мешать ходу действия, невольно станет переключать внимание зрителей на себя. Что для нас важнее: неживые декорации или живые дети?
Сейчас многие учреждения оснащены звуковой и видеоаппаратурой, проекторами. Все это может стать вашим надёжным помощником: презентации, звуковые эффекты, анимация.
И немного о костюмах . Конечно же, все мы мечтаем о костюмированных праздниках, ярких и красочных. Но и здесь надо помнить, что костюм нужен для того, чтобы ребенок ярче и полнее смог ощутить себя тем или иным персонажем: красавицей Лисой, мудрым Филином с очками на носу, легкой Бабочкой с блестящими крылышками. При этом костюм должен хорошо сидеть на юном исполнителе, быть ему впору. Иначе упорно падающая с головы шляпка, постоянно развязывающиеся завязки, пелерина, все время съезжающая набок, сваливающаяся с ноги туфля — все это станет источником раздражения и напряжения выступающего ребенка, когда он вынужден, будет думать лишь об устранении причины своего неудобства и на ходу то поправлять сваливающуюся корону, то подбирать потерянный ботинок. В конце концов, малыш может не выдержать и расплакаться от обиды, броситься за помощью к маме или к той же ведущей, а может и вовсе отказаться от дальнейшего выступления.
Все эти подводные камни детского праздника можно заранее предугадать, а значит и обойти.
И еще один важный момент — как вести себя родителям на детском празднике ? Любой ребенок будет просто счастлив, если его мама и папа будут на празднике не сторонними наблюдателями или строгими судьями, а активными участниками действия. Но как привлечь зрителей, изначально настроенных на пассивное созерцание? Как убедить родителей отложить в сторону фотоаппарат и вместе со своим малышом поплясать, или спеть, или принять участие в веселой эстафете? Да просто попробуйте на первых же детских праздниках показать родителям, что разделенное с ребенком общее коллективное действие гораздо нужнее и полезнее, чем наблюдение за происходящим через объектив видеокамеры, рассказывайте родителям о достижениях их детей или о возникших проблемах. Тесный контакт с родителями , ваша заинтересованность в успехах малыша и ваш профессионализм помогут расположить к себе взрослых, и они, в свою очередь, со временем станут вашими активными помощниками. Ведь среди мам и пап встречаются часто и талантливые актеры, и музыканты, и столяры-плотники, и портнихи, и художники-оформители, и в этом случае было бы глупо и неосмотрительно не пополнить армию своих добровольных помощников.
И еще. Если вы хотите избежать авралов, нервотрепки из-за непредвиденных накладок, подготовку к празднику начинайте заблаговременно. Лучше, когда все уже будет готово к проведению праздника, занятия с детьми вовсе не проводить. Дети немного соскучатся по тому делу, которым они занимались все это время, и тогда в намеченный день они будут спокойны, собранны, в их глазах появится счастливый блеск, который так нужен им, нашим детям, а значит, и нам, взрослым.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/15/statya-prazdnik-eto-vsegda-radost