- Этому празднику предшествует 40 дневный пост
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Не вкушать пищу до первой звезды: насколько это сейчас актуально? Священник Константин Горбунов рассказал о всех традициях Рождества, которых стоит придерживаться православному человеку
- Небольшое предисловие
- Что нужно делать на Рождество Христово
- Семейные традиции
- Народные суеверия
- Несколько слов о колядках
- Милосердие и дела праведные
- Как привнести в семью радостную весть, связанную с Рождеством Христовым?
- Заключение
- Рождественский пост: что нужно знать
- Смысл поста:
- История поста:
- Особенности поста:
- 3 факта, связанных с Рождественским постом:
Этому празднику предшествует 40 дневный пост
Великий пост имеет определенную продолжительность. С каким событием это связано? Почему именно столько дней необходимо его соблюдать для верующих. Спасибо.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе, называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы.
В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни) не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23). Они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69). Известный канонист епископ Никодим (Милош) пишет: «Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними Вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, – доказательством служить полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. 1, с. 10-11).
Святые отцы часто писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю:
– «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего». (Св. Амвросий Медиоланский. Слово перед Четыредесятницей).
– «Христос постился перед искушением, а мы постимся перед Пасхою. Христос постился 40 дней, а мы соразмеряем пост с силами» (Св. Григорий Богослов. Слово на св. Крещение).
– «Мы готовимся к таинству Господнему сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» (Блаж. Иероним. Беседа на Четыредесятницу).
– «Мы держим пост, который держал Господь, – святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни»(Святитель Симеон Солунский). Поэтому Четыредесятница называется также постом Господним.
Пост Страстной седмицы является продолжением подвига воздержания Четыредесятницы. Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице, вместе с тем они являются как бы вратами к искупительным Страданиям нашего Господа, поэтому являются днями постными. Поскольку эти дни являются праздничными, то ослаблен пост: в Лазарева субботу разрешается икра, а в вербное воскресение – икра и рыба.
Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).
Закончилась первая седмица Поста, которую называют зарей воздержания. Если был взят правильный настрой, то оставшееся время пройдет легко и благодатно. Для этого необходимо помнить, что телесное воздержание важно, но только как средство для духовного очищения, а целью являются духовные плоды: «для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост» (Святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/7071.html
Не вкушать пищу до первой звезды: насколько это сейчас актуально? Священник Константин Горбунов рассказал о всех традициях Рождества, которых стоит придерживаться православному человеку
Рождество — это самый главный праздник Христианства, поскольку на нашу грешную землю пришел Иисус Христос, который своей кровью смыл грехи с человечества. Издавна его с нетерпением ждал каждый православный человек, но современное общество мало что знает об этом празднике, позабыв все старинные традиции. Священник Константин Горбунов рассказал обо всем, что должен знать и чего придерживаться каждый верующий о Рождестве.
Небольшое предисловие
Рождество относится к непереносимым праздникам, который отмечается каждый год с 6 на 7 января. Оно ассоциируется с большой радостью, светом, очищением и началом новой жизни. Рождеству предшествует 40-дневный пост, на протяжении которого верующие воздерживаются от всего мирского, едят скоромную пищу, а все свободное время посвящают молитве. Но это далеко не все, что нужно знать о Рождестве. Современные христиане очень мало знают об этом празднике, из-за чего встречают его неправильно. Об основных традициях будет рассказано далее.
Что нужно делать на Рождество Христово
Самое первое, что должен сделать каждый верующий человек — это сходить в храм на литургию. Это очень важно, поскольку на протяжении всего поста христиане готовят себя к внутреннему очищению. Поэтому необходимо поститься, чтобы подготовить к празднику свою душу, отказавшись от всего телесного. Но недостаточно отказаться только от определенной пищи. Также очень важно ходить в церковь на богослужения, молиться и воздерживаться от всего греховного. На Рождество в церквях проводится богослужение, которое построено по определенному принципу. Вечером 6 января проводится литургия, а за ней идет рождественская служба, сопровождающаяся чтением некоторых библейских книг, а затем начинается всенощное бдение и освящение просфор и вина. Утром читается канон Рождеству Христову, а уже после идет самая важная служба — Божественная литургия.
Стоит отметить, что в каждом храме расписание празднования Рождества Христова отличается. Поэтому лучше предварительно уточнить его, если вы не хотите ничего пропустить. Вот таких храмовых традиций придерживаются христиане по всему миру на протяжении уже многих столетий. Несомненно за все это время они претерпели некоторые изменения, но общие положения остались такими же.
Семейные традиции
День перед Рождеством — это сочельник. Такое название он получил, потому что вся семья собиралась за одним столом и ела блюдо сочиво. Его основой выступает вареная пшеница, к которой добавляют мед, сухофрукты и орехи. Единого рецепта нет, поэтому в различных регионах страны его делали по-разному. Например, вместо пшеницы использовали рис или булгур. В наши дни эта традиция уже не слишком распространена. Как правило, ее придерживаются преимущественно в деревнях, а вот городские жители не готовят особого праздничного меню. Что касается церковного устава, то начинать трапезничать можно только после завершения Божественной литургии. Она должна быть обильной, поскольку на протяжении Рождественского поста люди сильно себя ограничивали, поэтому им требуется восстановить силы. И будет просто потрясающе, если на праздничном столе будет блюдо сочиво, поскольку его вкус символизирует наступление Рождества Христова.
Народные суеверия
Стоит отметить, что на протяжении многих столетий христиане не только строго соблюдали церковные правила, в народе также всегда существовало множество суеверий, связанных с Рождеством. Так, например, считается, что в сочельник на белый свет выбирается нечистая сила, поэтому этот день ведьмы и колдуны использовали для проведения различных ритуалов и гаданий. Как рассказал Константин Горбунов, все это, к сожалению, процветает и сегодня. Но любое колдовство является одним из самых страшных грехов, поскольку оно предполагает вступление человека в связь с бесами и демонами. Об этом говорится как в Ветхом, так и в Новом завете. И если христианин был замечен в волшебстве, его отлучали от церкви. Поэтому никаких обрядов проводить не нужно не только в Рождество Христово, но и в любой другой день. Поскольку магия была дана человеку дьяволом, поэтому от нее следует держаться как можно дальше.
Несколько слов о колядках
Издревле на Руси было принято в сочельник наряжаться в красочные наряды и ходить по улицам, распевая песни. Но эта традиция пришла в нашу страну из-за границы. Тем не менее она сильно понравилась людям и прижилась у нас. Священник Константин Горбунов говорит, что колядки относятся к народным традициям и не имеют к церкви никакого отношения. С точки зрения религии, она не имеет совершенно никакого значения, поэтому нет ничего страшного в том, что и сегодня многие верующие придерживаются ее. Более того, есть множество колядок, по своему смыслу приближенных к Рождеству, которые способствуют созданию праздничного настроения.
Милосердие и дела праведные
Хорошие поступки являются неотъемлемой частью жизни христианина. И наиболее подходящее время для их совершения — это святки. Сейчас до Рождества еще остается несколько дней, поэтому каждый из нас может проявить милосердие по отношению к окружающим и совершить праведные поступки. И это касается не только близких, но и друзей, знакомых и даже посторонних людей. Если вы знаете, что кто-то оказался в затруднительной ситуации, не стойте в стороне. В церкви есть программа помощи людям, отбывавшим наказание в местах лишения свободы, а также посещение хосписов. Если вы хотите принять участие в подобных мероприятиях, то узнать о них можно в своем храме или епархиальном благотворительном отделе. Это будет полезно всем, ведь сегодня мы живем в очень непростые времена, в которые в буквальном смысле идет духовная война между добром и злом. И повлиять на ее исход, а также сделать окружающий нас мир хоть немного лучше может каждый из нас.
Как привнести в семью радостную весть, связанную с Рождеством Христовым?
К сожалению, далеко не все семьи в современной России являются воцерковленными. Многие из них далеки от религии, но если ваша не входит в их число, то вы можете организовать внебогослужебные праздники, на которых можно петь тематические колядки. Это позволит создать благоприятную почву для дальнейшего духовного развития и последующих походов в храм на Божественную литургию. Но, по словам Константина Горбунова, если кто-то из членов семьи не хочет ходить в церковь, то не нужно насильно принуждать его к этому. Во-первых, Всевышний предоставил нам право выбора, а во-вторых, в этом совершенно не будет искренности. Лучше просто начните молиться за этого человека, прося Господа о том, чтобы он укрепил его веру и даровал вразумление. Если молитва будет искренней, то он услышит ее и непременно поможет.
Заключение
Рождество Христово — это один из важнейших праздников христианства, поскольку оно и послужило началом нашей веры. Поэтому к его празднованию необходимо подходить очень серьезно. И выше было подробно рассказано о том, как встретить этот светлый праздник и что нужно делать. Придерживайтесь приведенных рекомендаций, и вы сможете очистить свою душу и стать более праведным человеком.
Напоследок хотелось отметить, что сегодня не все придерживаются церковных традиций. Правильно это или нет, каждый решает для себя самостоятельно. Главное, чтобы в такие праздники ваше сердце было наполнено теплом и любовью. С Рождеством Христовым!
Источник статьи: http://fb.ru/post/holidays/2021/1/4/275532
Рождественский пост: что нужно знать
Даты: 28 ноября — 6 января
Название: Рождественский (Филиппов) пост
Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его название.
Смысл поста:
Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.
Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу.
В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя (о чем говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к Своему служению в мире.
В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами.
«Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
История поста:
По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.
В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.
О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице.
Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: четкого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю. — Прим. ред.)».
Особенности поста:
Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (в этом году это как раз среда), то разрешается рыба.
После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.
Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).
3 факта, связанных с Рождественским постом:
1.
Филипп, как и большинство апостолов, был родом из Галилеи — северной провинции Палестины. Именно он, согласно Евангелию от Иоанна, привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин 1:46); он участвовал в раздаче пяти тысячам человек хлебов, умножившихся по слову Господа (Ин 6:5–13); он привел к Нему эллинов, желавших видеть Христа (Ин 12:21–22); во время Тайной Вечери он желал увидеть Отца и получил от Господа Иисуса знаменательный ответ: Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:8–9).
После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал в Галилее, а затем в Греции среди местных евреев. Об этом прослышал иудейский первосвященник и прибыл в Грецию, чтобы пресечь деятельность Филиппа, но тот прилюдно обличил первосвященника в подкупе стражников, которые охраняли Гроб Господень, и в повелении им лгать, будто тело Христово похитили и скрыли Его ученики.
Странствовал апостол и по другим землям, всюду проповедуя Евангелие и много страдая: Филиппа и его сестру Мариамну, с которой он путешествовал, побивали камнями, сажали в тюрьму, изгоняли из селений.
Скончался апостол Филипп в городе Иераполе Фригийском, где перед этим умертвил огромную змею, которой местные жители выстроили храм как божеству. Он был распят на кресте вместе с апостолом Варфоломеем, который, в отличие от Филиппа, остался жив и дошел с проповедью о Христе до Армении.
2.
Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите (встречайте. — Прим. ред.); Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися», — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге.
Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры.
3.
Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… — и так далее.
Источник статьи: http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-chto-nuzhno-znat.html