Этот день словно праздник тире

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

3. Подлежащее – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

10. Составное именное сказуемое – это.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить. Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится: 1. Существительное + существительное Лесдруг человека. 2. Числительное + числительное Дважды двачетыре. 3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природулюбить родину. 4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задачахорошо учиться. 5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босикомудовольствие. 6. Это, вот, значит Чтениевот лучшее учение.

Тире не ставится: 1. При сказуемом есть не Старость не радость. 2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало. 3. Подлеж. = местоим. Он врач. Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/652365

Тире между подлежащим и сказуемым

Задание: расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.

1. Книга источ..ник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.
2. Дуб дерево крепкое. Учит..ся значит много трудит..ся.
3. Чай пить не дрова рубить. Решить задачу познать что-то новое. Учит..ся
всегда пригодит..ся..
4. Научит..ся играть в теннис это здорово! Бедность не порок. Курить
здоровью вредить.
5. Сер..це не камень. Он хороший плотник. Дело дрянь.
6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры 50 метров.
Кто твой приятель?
7. Москва сер..це России. Саша волейболист. Ссрёжа тоже волейболист.

Правильный вариант:
1. Книга – источник знаний. Мой отец учитель. Отец – учитель истории.
2. Дуб – дерево крепкое. Учиться – значит много трудиться.
3. Чай пить – не дрова рубить. Решить задачу – познать что-то новое. Учиться всегда пригодится.
4. Научиться играть в теннис – это здорово! Бедность не порок. Курить –
здоровью вредить.
5. Сердце не камень. Он хороший плотник. Дело — дрянь.
6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры – 5о метров.
Кто твой приятель?
7. Москва – сердце России. Саша – волейболист. Серёжа тоже волейболист.

1 вариант
Подчеркните главные члены предложения, поставьте, где нужно тире, объясните его постановку.
1) Венера самая яркая звезда ночного неба.
2) Земля велика и прекрасна.
3) Её глаза как яркие звёзды.
4) Курить здесь воспрещается.
5) Язык есть сама жизнь
6) Чужим умом жить добро не нажить.
7) Запись предложений на доске. Объяснить знаки препинания.
8) Наши души зеркала, отражающие нас.
9) В бою побывать цену жизни узнать.
10) В человеческой тёмной судьбе ты призыв к вышине.

2 вариант
Подчеркните главные члены предложения, поставьте, где нужно тире, объясните его постановку.

1) Воздух как роза.
2) Этот день словно праздник.
3) Север это болото без дна и края.
4) Голова без ума как фонарь без света.
5) Говорить не думая стрелять не целясь.
6) Эти равнины словно бескрайнее море.
7) Бедность не порок.
8) Наша Волга самая красивая река
9) Я всем чужой.
10 ) Жизнь прожить — не поле перейти.

1 вариант
Подчеркните главные члены предложения, поставьте, где нужно тире, объясните его постановку.
1) Венера самая яркая звезда ночного неба.
2) Земля велика и прекрасна.
3) Её глаза как яркие звёзды.
4) Курить здесь воспрещается.
5) Язык есть сама жизнь
6) Чужим умом жить добро не нажить.
7) Запись предложений на доске. Объяснить знаки препинания.
8) Наши души зеркала, отражающие нас.
9) В бою побывать цену жизни узнать.
10) В человеческой тёмной судьбе ты призыв к вышине.

2 вариант
Подчеркните главные члены предложения, поставьте, где нужно тире, объясните его постановку.

1) Воздух как роза.
2) Этот день словно праздник.
3) Север это болото без дна и края.
4) Голова без ума как фонарь без света.
5) Говорить не думая стрелять не целясь.
6) Эти равнины словно бескрайнее море.
7) Бедность не порок.
8) Наша Волга самая красивая река
9) Я всем чужой.
10 ) Жизнь прожить – не поле перейти.
15

  • 577120-8_klass_tire
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 3

Источник статьи: http://schoolfiles.net/1555647

урок `Тире между подлежащим и сказуемым` 8 кл.

Воспитательные
Продолжить воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, здорового образа жизни.

Технологии: ИКТ, проблемная, технология уровневой дифференциации, игровая, здоровьесберегающая технология.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Ход урока
I.Оргмомент.
Приветствие
Чтобы совсем хорошо себя чувствовать, начать работу с позитива, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.
Я начну на русском — Здравствуйте! — Нихао ! (Китай) — Гомар Джоба ! (Грузия) — Хэллоу! (Англия) — Бонжур! (Франция) — Здравей! (Болгария) — Здоровэньки булы! (Украина) — Добры дзень! (Белоруссия) Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы?
Ребята, желаю хорошего рабочего дня и призываю не терять время впустую на нашем уроке.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Тему запишем попозже.
II.Повторение изученного
1.Работа у доски по карточкам (2 чел.)
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Жизнь прекрасна и удивительна!
Сияют переливаются купола собора.

1.Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
2.Краткость достоинство прозы.

(В это время)
2.Лингвистический футбол
(вызывается ученик, ему учащиеся задают 5 вопросов по пройденному материалу)

Проверка работ учащихся у доски

Вопрос по предложению «Краткость-достоинство прозы»
-Почему поставили тире?
-Какие случаи постановки тире мы знаем?

Обратите внимание на экран (слайд).
Вы видите предложения, записанные в два столбика.
Венера – самая яркая звезда ночного неба.
Чужим умом жить – добро не нажить.
Её глаза как яркие звёзды.
Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.
— Почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?
— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)
— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).
Запишите тему в тетрадь (слайд)
— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)
— Молодцы!
Учитель:
Существует мнение, что тире ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Когда свои подчеркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – мое короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак.

Итак, давайте разбираться, когда же нужно ставит тире, а когда нет.

IV.Изучение нового материала.
Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.
(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, записанными ниже)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)
Тире ставится:

1. Существительное + существительное
Лес друг человека.

2. Числительное + числительное
Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу-любить Родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком удовольствие.

6. Перед сказуемым-существительным в Им.п.-это, вот, значит
Чтение вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. Перед сказуемым-существительным в Им.п. стоим частица не
Старость не радость.

2. Перед сказуемым –сущ.,в Им.п. стоит связка есть, сравнит.союз: как, будто, словно, точно,что;
Пруд как зеркало.
Мысль есть начало всего.

3. Подлеж. выражено личным местоим., а сказуемое-сущ. в Им.п.
Он врач.

Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться
Ты — лучший человек на свете.

Карточка с предложениями для заполнения таблицы ( у ребят).
Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину. Мысль есть начало всего.

— Эту табличку приклейте дома в тетрадь конспектов.
Физкультминутка
V.Закрепление изученного
1.Работа в парах
Поставьте тире в предложениях, где оно нужно.
Наша задача хорошо учиться.
Ум без книги как птица без крыльев.
Старость не радость.
Человек вот правда жизни.
Люди как реки.
Великое дело новость.
Пятью пять двадцать пять.
Погода несносная, дорога скверная.
Татьяна не дитя.
Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
2.Запись под диктовку.
Пешком ходить- долго жить. Воздух, солнце и вода — три кита здоровья.
Систематически заниматься спортом — значит заботиться о своем здоровье. Курить- здоровью вредить.
-Ребята, какую мысль несут все эти предложения? (нужно заботиться о своем здоровье, заниматься спортом)
3. Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
Работа для группы А
1.Жизнь прекрасна и удивительна.
2. В бою побывать цену жизни узнать.
3. Воздух как роза.
4. Этот день словно праздник.
5. Бедность не порок.
6. Наша Волга самая красивая река.
7. Великое дело новость.
8. Пятью пять двадцать пять.
9.Дело художника рождать радость.
Правильные ответы:
1. Жизнь прекрасна и удивительна.
2. В бою побывать — цену жизни узнать.
3. Воздух как роза.
4. Этот день словно праздник.
5. Бедность не порок.
6. Наша Волга — самая красивая река.
7. Великое дело — новость.
8. Пятью пять — двадцать пять.
9.Дело художника — рождать радость.

Задание для группы Б
Ребята, посмотрите за окно. Как красиво, не правда ли? А все это осень. Так вот задание для вас будет как раз связано с этим временем года. Составьте предложения на правило, которое мы сегодня изучали, на тему «Осень».

4.Третье лишнее
1. Книга источник знаний. Наш школьный двор как сад.
А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.
2. Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Сердце не камень.
3. Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.
5. Площадь квартиры 5о метров. Я врач. Астана столица Казахстана.

Рефлексия
1.Мнения учащихся по уроку
2.Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Амос Коменский
-Как вы понимаете эти слова?
-Есть ли среди вас несчастные сегодня?

Домашнее задание
Параграф 15,
1. упр.88 +зад.2 (слабые)
2.Упр.87 + зад.2 группе учащихся 2(сильные)
Или Составить рассказ на тему «Чтение — вот лучшее учение», употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.

Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину.

Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину.

Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину.

Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину.
Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину.
Чтение-вот лучшее учение. Наша задача- хорошо учиться. Лес- друг человека. Он врач. Старость не радость. Ходить пешком-удовольствие. Пруд как зеркало. Дважды два – четыре. Ты- лучший человек на свете. Охранять природу-любить Родину.

Поставьте тире в предложениях, где оно нужно.
1.Наша задача хорошо учиться.
2.Ум без книги как птица без крыльев.
3.Старость не радость.
4.Человек вот правда жизни.
5.Люди как реки.
6.Великое дело новость.
7.Пятью пять двадцать пять.
8.Погода несносная, дорога скверная.
9.Татьяна не дитя.
10.Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поставьте тире в предложениях, где оно нужно.
1.Наша задача хорошо учиться.
2.Ум без книги как птица без крыльев.
3.Старость не радость.
4.Человек вот правда жизни.
5.Люди как реки.
6.Великое дело новость.
7.Пятью пять двадцать пять.
8.Погода несносная, дорога скверная.
9.Татьяна не дитя.
10.Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поставьте тире там, где оно нужно
1.Жизнь прекрасна и удивительна.
2. В бою побывать цену жизни узнать.
3. Воздух как роза.
4. Этот день словно праздник.
5. Бедность не порок.
6. Наша Волга самая красивая река.
7. Великое дело новость.
8. Пятью пять двадцать пять.
9.Дело художника рождать радость.

Поставьте тире там, где оно нужно
1.Жизнь прекрасна и удивительна.
2. В бою побывать цену жизни узнать.
3. Воздух как роза.
4. Этот день словно праздник.
5. Бедность не порок.
6. Наша Волга самая красивая река.
7. Великое дело новость.
8. Пятью пять двадцать пять.
9.Дело художника рождать радость.

Поставьте тире там, где оно нужно
1.Жизнь прекрасна и удивительна.
2. В бою побывать цену жизни узнать.
3. Воздух как роза.
4. Этот день словно праздник.
5. Бедность не порок.
6. Наша Волга самая красивая река.
7. Великое дело новость.
8. Пятью пять двадцать пять.
9.Дело художника рождать радость.
Сегодня на уроке я узнал Я смог
Было интересно На уроке я работал
Было трудно Своей работой на уроке
Я понял Материал урока мне был
Теперь я могу Я научилась

Сегодня на уроке я узнал Я смог
Было интересно На уроке я работал
Было трудно Своей работой на уроке
Я понял Материал урока мне был
Теперь я могу Я научилась

Сегодня на уроке я узнал Я смог
Было интересно На уроке я работал
Было трудно Своей работой на уроке
Я понял Материал урока мне был
Теперь я могу Я научилась

Сегодня на уроке я узнал Я смог
Было интересно На уроке я работал
Было трудно Своей работой на уроке
Я понял Материал урока мне был
Теперь я могу Я научилась

  • 93640-urok_8_klass
    Размер файла: 81 kB Загрузок: 0

Источник статьи: http://schoolfiles.net/175679

Читайте также:  28января что за праздник
Оцените статью