- 15 февраля — Сретение Господне: Почему в этот день зима с весной встречается, и какие обряды выполняли наши предки
- Библейская предыстория, заложенная в основу христианского праздника
- Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
- Приметы на Сретенье
- Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды
- Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля 2021 года
- Праздник кущей
15 февраля — Сретение Господне: Почему в этот день зима с весной встречается, и какие обряды выполняли наши предки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В дохристианские времена этот день почитался как переломный в годовом цикле. По приметам наших предков считалось, что именно в средине февраля встречается зима с весной. И с этим поверьем существовало немало традиций, примет и обрядов, дошедших до наших дней.
После крещения Руси почти все языческие обряды и торжества церковь «подстраивала» под христианскую веру. Так Сретение начало почитаться как долгожданная встреча человечества со своим Спасителем. Сретение Господне входит в двенадцать главных церковных праздников, приуроченных жизнеописанию Сына Божьего и Богородицы. И что примечательно, католики его отмечают 2 февраля, а в армянской православной традиции этот день чтят 14 февраля. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны.
Библейская предыстория, заложенная в основу христианского праздника
По еврейским законам женщина, родившая мальчика, не ранее нежели через сорок дней могла принести его в храм на обряд к Господу. И к тому же мать обязана была сделать очистительное жертвоприношение. Как правило, это был то ли годовалый ягненок, то ли пара голубей. Рожденную же девочку приносили и вовсе на 80-е сутки.
Богородица, согласно закону введенному Моисеем, принесла в иерусалимский храм своего сына в назначенный срок для обряда посвящения Богу, а также двух белых голубей, которые и были очистительной жертвой. Однако в жертвоприношении она не нуждалась, так как зачат младенец был непорочно. А Мария и здесь проявила смирение и покорность.
И когда Пресвятая Дева с Сыном Божьим на руках переступила порог храма, их встретил древний старец — по имени Симеон. «Он был муж праведный и благочестивый. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа.» Симеон был, одним из семидесяти двух книжников, которые по воле египетского царя Птолемея II переводили Библию с еврейского на греческий язык. И согласно писанию в год рождения Спасителя старцу исполнилось 360 лет (по иным источникам — 300). Святой Дух привел его в тот день в Иерусалимский храм дабы он воочию увидел чудо.
Старец осознал, что пророчество ангела, когда-то предрекшего ему знаковую встречу, исполнилось. И, что Младенец на руках Девы Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет до его появления на свет, и что теперь он может спокойно умереть. Богоприимец — так впоследствии стали называть Симеона — взял на руки младенца и благословил его.
Очень глубокий смысл заложен был в эту долгожданную встречу, описанную позже в Священном писании. В этот знаковый день соприкоснулись две эпохи, определенные двумя заветами: Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым. В лице старца Симеона, человека уходящего времени, Ветхий Завет с мудрой покорностью и смирением встретил Новый Завет, который в будущем будет воплощен в лице Сына Божьего — Иисуса Христа.
Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
При язычестве крестьяне молили в этот день богов смилостивиться и послать богатый урожай, а также хорошую погоду на целый год. Этот день издревле считался переломным в природных явлениях годового цикла, на рубеже которого по народным поверьям впервые встречались зима с весной. По вековым приметам после Сретения морозы шли на убыль и по крышам начинала стучать весенняя капель. И множество поговорок, пришедших из глубин веков, тому свидетельство — «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».
Испокон веков после этого дня в деревнях люди начинали во всю готовиться к весне: занимались подготовкой семян к посеву, обрезали и белили плодовые деревья, выгоняли скотину из хлевов в загоны, а еще начинали проводить множество других «весенних работ».
Ну и конечно же в это время народ в деревнях устраивал массовые гулянья, в особенности, когда Сретенье приходилось на масленичную неделю, как в этом году. На Сретенье, как и на Масленицу, пекли блины, круглые, золотистые, символизирующие Солнце.
Приметы на Сретенье
В народе веками бытовали земледельческие приметы. Так, к примеру, сильному ветру в этот день приписывалось очищение деревьев от нечистой силы. Поэтому до сих пор сохранился обычай — хорошенько трясти деревья в садах руками, дабы урожай был.
Вот еще несколько из них:
На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
Если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной.
Если ожидается оттепель, то жди теплую весну.
Тихий и облачный день — будет хороший урожай плодов и хлебов.
На Сретение небо звездное означает весну позднюю.
А еще в этот день хозяйки усердно кормили кур, приговаривая: «Корми в Сретение кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».
Но, как бы там ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.
Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды
По древнеславянскому обычаю 15 февраля еще называлось Громница, так как именно только в этот день среди зимы можно было услышать гром. Язычники также в этот день преклонялись стихии огня — Молнии, поэтому и жгли у дорог огромные костры. Примечателен этот день был и обычаем изготовления громничной свечи из воска, который собирали с восьми-десяти крестьянских домов. А потом целый год передавали из двора во двор, и жгли по очереди, постоянно наращивая. Эта «волшебная» свеча, имеющая невероятную мощь, использовалась в самых особых случаях: ею освящали поля перед посевом и перед уборкой урожая, лечили больных и провожали умерших, защищали свои дома от нечисти.
По преданиям считалось, что в Сретенье вода во всех источниках обретала особую силу и приравнивалась к крещенской. По обычаю эту воду не носили святить в храм, а собирали по капле с тающих сосулек. Люди свято верили, что Божья Благодать нисходит к ним в этот день, и освящает воду. Ведь главное — это вера и каждому воздастся именно по ней.
Празднование Рождества Христова — это великое событие в христианском мире. Таинство рождения Мессии на картинах старых западноевропейских мастеров можно увидеть в обзоре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/150218/37822/
Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля 2021 года
На Сретение было принято освещать воду. Она считалась целебной и ценилась наравне с крещенской.
Сретение – один из величайших христианских праздников, а также праздник первой встречи зимы с весной. Мы расскажем о народных приметах на Сретение и что следует делать 15 февраля 2021 года.
Сретение, или Сретение Господне – христианский праздник, отмечаемый ежегодно 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю). Он появился в IV веке и изначально был днем, завершающим 40-дневный цикл после праздника Богоявления. Сейчас Сретение – один из двунадесятых праздников: двенадцати важнейших христианских праздников после Пасхи. Оно связано с библейским сюжетом о встрече старца Симеона и младенца Христа.
На сороковой день от Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести младенца Иисуса в храм. В этот же день в храм пришел старец Симеон. По преданию, Ангел предрек ему дожить до встречи с Мессией. В глубинном смысле, Сретение — это встреча всего человечества в лице старца Симеона с Богом.
История народных примет на Сретение
Слово «сретение» славянское и означает «встреча». На Руси Сретенье являлось не только православным праздником, но и днем первой встречи весны. Вторая приходилась на «сороки» (День сорока святых), третья – на Благовещение. В крестьянской среде не все знали церковный смысл праздника. В народе говорили: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», «На Сретение кафтан с шубой встретился», «На Сретение цыган шубу продает». Его также называли «Громницы», «Зимобор», «Сретенские морозы», «Сретенские оттепели», «Семен Богоприимец».
Считалось, что на Сретение приходятся последние зимние морозы. После праздника не стоит отправляться в дальнюю дорогу на санях и, тем более, переезжать реки. Отправляться же в долгую поездку в этот день являлось плохой приметой.
На Сретение было принято освещать воду. Она считалась целебной и ценилась наравне с крещенской. Изначально сретенскую воду не носили в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.
В церквях также освящали свечи, а потом раздавали их прихожанам. По традиции, свечи — в народе их прозвали «громницы» — хранили дома в течение года. Им приписывали способность оберегать дом от пожара и бед, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней.
В праздник Сретения Господня рекомендовалось молиться, ведь произнесенные в этот день молитвы помогут каждому верующему, а также попросить прощения за грехи и делать добрые дела. В некоторых регионах в этот день обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса.
Сопровождался праздник и народными гуляниями. Женщины пекли блины – символ солнца. В некоторых районах пекли баранки и кормили ими скот – считалось, что это поможет защитить животных от болезней.
После праздника крестьяне начинали цикл весенних работ: выгоняли скот из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.
Что можно делать на Сретение
Любые церковные праздники сопровождались рядом предписаний.
Так, на Сретение стоит сходить в церковь на особое торжественное богослужение и молебен.
Из храма рекомендуется принести освященные свечи. А зажигать такую свечу нужно только в особых случаях.
В этот день принято приглашать родных на праздничный обед, а перед этим – испечь блины.
Еще одно важное занятие на Сретение – помощь ближним, важно не забывать про добрые дела.
Что нельзя делать на Сретение
Как и в большинство великих праздников, в этот день нельзя заниматься грязной и тяжелой работой, в том числе уборкой и стиркой. Также нельзя работать в огороде и топить баню.
День стоит провести дома, путешествовать и отправляться в дорогу нельзя: в лучшем случае дорога будет долгой.
Нельзя класть деньги на кухонный стол – таким образом можно прогнать удачу из дома.
На Сретение, как и в другие церковные праздники, нельзя браниться, ссориться и драться.
Грустить и унывать в этот день также не следует.
Не удивительно, что со Сретением связано множество земледельческих примет, а также предсказаний весенней погоды.
Поздний приход весны сулило звездное небо и вечерний мороз.
Оттепель говорила о ранней весне. Ее также пророчил и петух, напившийся воды в этот день.
Снег, выпавший на Сретение, говорил, что весна будет долгой и дождливой — «На Сретеньев день снежок – весною дожжок».
Выглянувшее перед закатом солнце предвещало окончание последних морозов.
Если же в этот день вообще не видно солнце, жди власьевских морозов (24 февраля).
От погоды зависел и грядущий урожай. Так, капель сулила урожай на пшеницу, а метель и вьюга означали, что хорошего урожая не будет. Ветер говорил о плодородии фруктовых деревьев. 15 февраля садовники «трясли деревья руками, чтобы были с плодами».
Считалось, если утром на Сретение идет снег, в этом году будет урожай ранних хлебов, снег в полдень обещал урожай средних хлебов, а вечером — поздних.
Популярные вопросы и ответы
Можно ли жениться на Сретение?
В дни великих праздников, к которым относится и Сретение, венчание не осуществлялось. Этот день считается не подходящим для свадьбы. К тому же Сретение предшествует Великому посту. А свадьбы рекомендовалось играть уже после Пасхи.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771195883/
Праздник кущей
Праздник кущей евр. Суккот. Праздник кущей ( Лев.23.34 и дал., Втор 16.13 и дал.), один из 3-х самых больших праздников у евреев. Этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах (шалашах) во время сорокалетнего странствования по пустыне. (См. Лев.23.34 ). Он назывался также праздником собирания плодов ( Исх 23.16 , Исх 34.22 ), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда еще могли жить в кущах под открытым небом – в средине месяца Тишри (октября). Праздник продолжался 7 дней (15–21); восьмой день, который назывался «днем собрания», был как и первый день, святым днем отдыха и, кроме того, последним праздником истекавшего года. Впоследствии праздновали еще один день, 23 Тисри, когда оканчивалось чтение 54 парашим (отделений) книг Моисеевых; в следующую субботу начинали чтение парашим сначала.
Праздник Кущей был праздником радости; его празднование в позднейшее время может показаться слишком легкомысленным: оно сопровождалось черпанием воды, танцами с факелами и т.п. Хотя на праздник Пасхи разрешалось (если случалось дело, не терпящее отлагательства) возвращаться домой сейчас же после вкушения пасхального агнца, то, относительно, праздника кущей, закон предписывал, чтобы все находились у святилища в течение 7 дней. Каждый совершеннолетний мужчина должен был лично являться пред Господом и принести благодарение за те дары, которыми Бог его благословил в течение года. Радостному настроению в продолжение этого праздника содействовало также и то, что все жили в кущах или палатках. На улицах, открытых местах и на крышах домов строили кущи из ветвей деревьев, носили в руках ветки с плодами: лимонами и финиками, радостно пировали в кущах и т.д. По Талмуду, во время этого праздника носили в левой руке лимон, а в правой пальмовую ветвь, перевитую миртовыми и ивовыми ветвями, называемую «лулав». В святилище приносили в жертву за народ в течение праздника одних тельцов 70 штук и это делали в точно предписанном, удивительном порядке; далее, ежедневно по 2 овна, 14 однолетних агнцев, одного козла в жертву за грех и к этому предписанное хлебное приношение и возлияние. Жертвы 8-го дня состояли из одного тельца, одного овна, семи однолетних агнцев, при них хлебное приношение и возлияние, и одного козла в жертву за грех ( Чис 20.12 и дал.). В субботныи год торжественность праздника увеличивалась ежедневным чтением заранее определенных частей закона перед собранием мужчин, женщин, детей и пришельцев ( Втор 31.10 ). Последним обрядом этого торжественного праздника было выливание воды, состоявшее в том, что ежедневно, при совершении утреннего жертвоприношения, священник приносил в золотом сосуде воду из Силоамского источника и выливал ее вместе с вином в две серебрянные трубы, укрепленные на западной стороне жертвеника, при пении Галлелд (т.е. Пс 114.1 – Пс 118.1 ) или также Ис 12.1 и игре на музыкальных инструментах ( Ин 7.2 ). Он говорит о живой воде ( Ин 7.37 ). Обычай выливания воды понимается некоторыми, как молитва о даровании раннего дождя на посевы; другими, – как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне. Пророческие указания на этот обычай думают найти у Иоиль 3.18 , Иез 47.1 , Зах 14.8 . Впоследствии в начале праздника устраивали роскошную иллюминацию во время приношения вечерней жертвы. Священники и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели Пс 120.1 – Пс 134.1 в сопровождении игры на музыкальных инструментах, а мужчины устраивали танцы с факелами в женском притворе (Ср. Пс 117.24 и дал.).
В Езд 3.4 , Неем 8.14 и дал. рассказывается, как торжественно прошел праздник кущей после вавилонского плена. Будущее восстановление Израиля изображается, как подобие этого праздника ( Ос 12.9 ). У Зах 14.16 и дал. говорится, что языческие народы будут приходить в Иерусалим для того, чтобы праздновать праздник кущей.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-nustrema/1825