- Стали известны места празднования Масленицы в Пензе
- Крещение Господне
- История праздника
- Традиции и обряды праздника
- Купание на Крещение
- Свойства крещенской воды
- Гадания
- Что нельзя делать на Крещение
- Приметы и поверья
- Открытки
- Поздравления
- Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно
- 1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
- 2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
- 3. Тройка при лунном свете, середина 1890-ых гг. Константин Коровин.
- 4. Святочные гадания, 1890г. Константин Маковский.
- 5. Гадающая Светлана, 1836г. Карл Брюллов.
- 6. Русское милосердие, конец XIXв.. Павел Шмаров.
Стали известны места празднования Масленицы в Пензе
Администрация Пензы опубликовала перечень мест, где жители областного центра могут отпраздновать Масленицу.
13 марта в 11:00 гулянья пройдут на стадионе школы № 19 (пос. Ахуны, ул. Ягодная, 11). Для зрителей выступят хореографические и фольклорные ансамбли и вокалисты. Сожжение чучела состоится в 13:00.
В этот же день праздник пройдет в Центре культуры и досуга (ул. Ленина, 11а). В 12:00 перед гостями выступят ансамбль народной песни «Голоса России», этно-фолк-группа «Вертоград», клуб «Играй, гармонь!», ансамбль песни «Рощица», солисты центра. Клуб мастеров «Сурская мозаика» представит изделия народных промыслов.
Основные гулянья пройдут в Прощеное воскресенье, 14 марта. В Комсомольском парке (ул. Гагарина, 6) они начнутся в 11:00 с играми, катанием на лошадях, ярмаркой и концертом. Чучело Зимы зажгут в 17:00.
В 11:00 начнется праздник в структурном подразделении ЦКИД «Маяковский» (ул. Сосновая, 8). Гостей ждут встречи с ансамблем народной песни «Рощица», клубом здорового образа жизни «Совершенство», клубом «Пластилиновая ворона» и другими коллективами, а также разнообразные конкурсы и игры для детей и взрослых.
В Пензенском зоопарке (ул. Красная, 10) праздник проведут дважды — для детей и для взрослых. В 11:00 начнется детская Масленица, которая завершится в 11:45 сожжением малого чучела. Сразу после этого стартует развлекательная программа «Большая Масленица», большое чучело сожгут в 14:00.
В Детском парке, подразделении ЦПКиО им. В.Г. Белинского (ул. Кронштадтская, 1а), гулянья начнутся в 11:00. До 17:00 на сцене будет проходить концертно-развлекательная программа с участием творческих коллективов города. На аллеях разместится масленичная ярмарка, для всех любителей селфи будет работать праздничная фотозона. Участников праздника ждут конкурсы, спортивные соревнования, силовые состязания. Чучело Зимы загорится в 17:00.
В ЦПКиО им. В. Г. Белинского (ул. К. Маркса, 1) Широкая Масленица стартует в полдень. Здесь также выступят творческие коллективы Пензы, расположится масленичная ярмарка и фотозоны. Одно из излюбленных развлечений горожан — покорение столба с петухом на верхушке — объявят в 11:30. Завершится гулянье масленичной дискотекой. А сожжение чучела назначено на 19:00.
Подпишитесь на Penzainform в Google News и на канал в Яндекс.Дзен.
Источник статьи: http://www.penzainform.ru/news/social/2021/03/09/stali_izvestni_mesta_prazdnovaniya_maslenitci_v_penze.html
Крещение Господне
Дата в 2022 году: | 19 января , среда |
Празднуется: | в России, Украине, Беларуси и других странах мира |
Другие названия: | Крещение, Водокрещи, Богоявление, Иордань; устаревшие — Епифания, Теофания |
Церковное название: | Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа |
Значение: | крещение Иисуса в реке Иордан |
Традиции: | освящение воды; купание в проруби; песнопения, проповеди; религиозные шествия с иконами, хоругвями; гадания |
Крещение 2022 отмечается 19 января. Это великий двунадесятый праздник в православии. В церковном календаре он имеет название Крещение Господне (Святое Богоявление). Крещение завершает период рождественских праздников.
История праздника
Событие было установлено в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во времена жизни Спасителя крестили только взрослых людей, которые смогли прочувствовать религию и веру в Бога (Иисуса крестили в возрасте 30 лет).
Название «Богоявление» праздник получил за то, что во время совершения таинства крещения Спасителя явилась Святая Троица. На Иисуса Христа снизошел Святой Дух в образе белого голубя и небесный глас Отца, который провозгласил его Сыном Божьим.
Традиции и обряды праздника
На Крещение люди посещают богослужения, на которых совершают таинство причащения богоявленской водой. В ночь на 19 января в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в утреннюю литургию. Люди приносят святую воду домой, окропляют ею углы комнат, чтобы уберечь жилище и членов семьи от нечистой силы.
В ночь на 19 января принято загадывать желания.
В праздничный день семьи собираются за пышным столом, на котором присутствуют разные вкусности. Пост 19 января отсутствует.
Крещение завершает период святочных колядований и гаданий. В этот день люди убирают и прячут до следующего года новогодние и рождественские украшения. Хозяйки собирают сено, которое клали под скатерть на Рождество, и отдают его домашним животным.
Важный атрибут праздника – купание в проруби.
Купание на Крещение
Православная Церковь противилась празднованию Святок, на которых люди грешили путем обращения к нечистой силе в обрядах ряжения и гаданий, берущих свои корни с языческих времен. Лица духовенства пошли на компромисс, придумав обряд купания на Крещение. Для этого в природных водоемах делают прорубь – иордань, которую батюшка освящает путем опускания в нее креста. Считается, что тот, кто три раза окунется в иордани, очистится от грехов. Купание на Крещение набирает популярности не в целях духовного очищения, а как процесс закаливания.
Свойства крещенской воды
Православная Церковь именует крещенскую воду великой Агиасмой (Святыней). Агиасма способна оставаться свежей и не портиться на протяжении всего года. Прихожане освящают воду в храмах во время богослужений. Если не удается пойти в церковь или место жительства находится далеко от места ее расположения, то в качестве крещенской воды можно заготовить воду из любого природного водоема. Считается, что в этот день вся вода обладает чудодейственными свойствами.
В некоторых регионах батюшки посещают дома своих прихожан и окропляют их великой Агиасмой. Такой обряд помогает очистить дом от злых духов. Богоявленская вода способна исцелять от болезней. Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть.
Гадания
В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего. При помощи магических обрядов и ритуалов они пытаются увидеть грядущие события и получить знаки судьбы. Хорошие предсказания вселяют надежду и веру на счастливое будущее, а плохим не стоит уделять особого внимания. Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода. Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами.
Что нельзя делать на Крещение
19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. 19 января, после окончания Крещенского сочельника, запрещается гадать.
Приметы и поверья
- Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным.
- Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь.
- В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.
- Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
- Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой.
19 января – один из главных праздников Православной Церкви. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой. Она способна исцелять и оберегать от нечисти.
Открытки
Поздравления
С Крещением Господним поздравляю!
Пускай очистит праздник мысли и сердца.
Пускай омоет тело и залечит раны
Освященная молитвами вода.
Пускай развеет разум все плохие мысли,
Сознанье станет, словно чистый лист.
Желаю с попутным ветром идти вам по жизни,
Пусть путь ваш будет легок, не тернист!
Крещение Господне безгрешною водою
Сегодня через тело омоет душу пусть.
Чтоб никогда на свете не встретиться с бедою,
Чтоб не терзали сердце разлука, боль и грусть.
Тепло пускай подарят крещенские морозы,
Здоровье и удачу, и Божью благодать.
Пускай от счастья только в глазах искрятся слезы,
Пусть Бог тебе поможет по жизни побеждать!
Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/vodokreshchi
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно
Заканчиваются Святки в Крещенский сочельник — день, предваряющий праздник Крещения Господня (19 января). Так как Святки посвящены радости рождения Христа, то на все это время отменяется пищевой пост по средам и пятницам, но — и это важно! — еще не разрешены венчания браков: по причине того, что это период телесного, полового воздержания. Почему так? Да потому что это время радости духовной, а телесное, как мы знаем, может легко перенаправить нашу духовную радость совершенно в иное русло.
В Церкви все устроено мудро: глубоко понимая природу человека, Церковь готовит нас к приходу праздника — многодневным постом, всем ходом богослужений, дает прочувствовать, пережить праздник, и не обрывает его, наоборот, позволяет нам во всей полноте человеческих чувств насладиться его радостью. Именно поэтому великие церковные праздники имеют так называемые предпразднства и попразднства: дни, предшествующие празднику и те, что после него. Сам праздник Рождества Христова, к примеру, завершается 13 января, когда в храмах служат его «отдание».
1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
«Пришли святки, — читаем у Толстого — и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени».
По-видимому, «потребность какого-нибудь ознаменования» этих морозных дней, жажда чего-то необыкновенного, особенного жила не только в героях романа «Война и мир», а была органично свойственна всему русскому народу многие столетия — вне зависимости от общественных формаций. Когда в 990 г. князь Владимир низвергал в Днепр языческих идолов, Святки как обряд существовали уже больше пятисот лет. Но счастливая особенность крещения Руси заключалась в том, что оно проходило ненасильственно: дух христианства вносился в языческие верования без агрессии, постепенно — шло ненасильственное преображение народной жизни. Именно поэтому уцелели традиции и Святок, и масленицы.
В знаменитом фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» достаточно точно показаны и маски, в которые рядились на Святки ряженые — медведь, петух, смерть с косой, турок, — и атмосфера разнузданного веселья. Хотя, конечно, само веселье не всегда носило такой откровенно хулиганский характер. Чаще всего это была просто необузданная радость.
2. Ряженые, середина 1910-х гг. Сергей Судейкин.
«Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры, — читаем у Толстого — …Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда… С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки».
3. Тройка при лунном свете, середина 1890-ых гг. Константин Коровин.
Но ряженые, колядки (от греч. слова «каланда», новомесячие) — песни, исполняемые перед хозяевами и испрашивающие у них угощение, шутки, езда на тройках — не единственная традиция Святок.
«Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках, — читаем мы у этнографов — в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святках» ( Песни русского народа. СПб., 1838).
4. Святочные гадания, 1890г. Константин Маковский.
А Юрий Лотман в комментариях к «Евгению Онегину» добавляет: «Святочный цикл включал … явные гадания девушек «на блюде» и тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна».
- «Настали святки. То-то радость!
- Гадает ветреная младость,
- Которой ничего не жаль,
- Перед которой жизни даль
- Лежит светла, необозрима;
- Гадает старость сквозь очки
- У гробовой своей доски,
- Всё потеряв невозвратимо;
- И всё равно: надежда им
- Лжет детским лепетом своим».
Это — узнали? — Александр Сергеевич, про гадающую Татьяну Ларину. Гадали и Татьяна у Пушкина, и Светлана у Жуковского, и Наташа с Соней у Толстого. Гадала вся Россия.
5. Гадающая Светлана, 1836г. Карл Брюллов.
А Церковь боролась и с «бесчинными гуляниями», и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора (680 г., Константинополь) гласило: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Отлучение от Причастия — наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула.
И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства.
В своем идеале Церковь всегда защищает человека — в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек — еще бы! — такой опыт аскетики, науки о воспитании души человеческой. При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, «Дух Христов не враг благозаконных радостей», но именно «благозаконных».
Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник — Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?
Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна — для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Показывает дорогу. Она подсказывает, как, куда направить эту открытость, эту энергию радости, говоря: поделись с ближним.
Рождество и Святки становятся временем благотворительности. Нас крайне тактично учат, какую радость можно получить, отдавая. Духовную, высшую, ни с чем несравнимую! Поделись с другим — ближним, дальним. Об этом говорят в храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому побуждало когда-то и все общество.
Святки не знали сословных различий — барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами.
6. Русское милосердие, конец XIXв.. Павел Шмаров.
В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. губернская газета города Ставрополя печатала такое обращение к гражданам города:
«По случаю наступления праздника Рождества Христова и Нового Года взамен визитов приличия принимаются денежные пожертвования не менее как по два рубля серебром с каждой особы в пользу бедных, неимущих города Ставрополя. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в «Ставропольских губернских ведомостях» и разосланы на особых листах по городу».
Те, кто читал «Лето Господне» Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок — еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню — значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня — своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.
Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека. Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда. Вспомнить и вдруг, неожиданно даже для скупердяя, вырваться из пут жадности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым! С праздниками!
Источник статьи: http://rg.ru/2021/01/08/sem-dnej-rozhdestva-i-sviatki-pochemu-vazhno-veselitsia-pravilno.html