- Еврейский праздник Ту би-Шват
- Когда празднуют Ту би-Шват
- История праздника Ту би-Шват
- Обычаи и традиции праздника
- Как празднуют?
- Что готовят?
- Ту би-шват или Новый год Деревьев
- Календарь еврейских праздников на 2021 г.
- Ту би-шват (Новый год плодовых деревьев) 2021
- Еврейский праздник Ту биШват в 2021 году отмечается 28 января
- Что такое Ту биШват?
- «Новый год» — в будний день
Еврейский праздник Ту би-Шват
Евреи признают одновременное существование четырех календарей: первый ведет историю Государства Израиль, второй – историю всех людей на земле, третий определяет возраст животных, а четвертый – возраст растений. Поэтому можно сказать, что евреи празднуют Новый год четыре раза – по всем календарям.
Здесь мы коснемся календаря деревьев, который начинается с месяца Швата. В это время отмечается еврейский праздник Ту би-Шват, называемый также Новым годом деревьев.
По традиции нельзя вкушать плоды дерева, которому не исполнилось 3 лет. Но как определить день рождения дерева? Этим днем евреи и считают Ту би-Шват.
Когда празднуют Ту би-Шват
Новый год деревьев празднуют 15 Швата. В 2018 году это было 31 января по григорианскому календарю. В это время в Израиле подходит к концу дождливый период, земля и природа пробуждаются, готовясь к новому сезону.
Название праздника напрямую связано с его календарным числом. Приставка «Ту» означает две буквы на иврите – «тэт» и «вав», обозначающие 9 и 6. Их сумма равна 15 – дате праздника.
История праздника Ту би-Шват
Еврейский праздник Ту би-Шват не встречается в Библии. Впервые он упомянут в Мишне – главном тексте Устной Торы.
В древности 15 Швата происходило отделение десятины от полученного урожая. Десятину отдавали служащим Иерусалимского Храма, у которых не было своих земель, а также нуждающимся людям. Такой обряд считался своеобразным налогом на урожай.
Этот налог нужно было отдавать ежегодно, и запрещалось отдавать часть урожая прошлого года в счет будущего года. Поэтому мудрые еврейские старцы определили праздник Ту би-Шват как границу между годами. К этому времени в Израиле проходят почти все дожди, и плоды, созревшие после 15-го Швата, считаются урожаем нового года.
Когда Храм был разрушен и евреи покинули Израиль, потребность в отделении десятины отпала. И еврейский праздник Ту би-Шват стал считаться днем памяти благословенной израильской земли в еврейских общинах по всему миру. Евреи собирались вместе, чтобы отведать плодов Израиля. Но посреди зимы трудно достать свежие фрукты, поэтому принято было заменять их на сухофрукты и варенье.
В 16 веке евреи, жившие в Цфате, дополнили празднование Ту би-Швата обрядами с чтением Торы, молитвами и песнями. Они воспевали благословенную землю Израиля, единство людей с миром деревьев и всем живым.
Возвращение евреев на землю отцов придало новое значение этому празднику. Вернувшись в Израиль, иммигранты увидели вокруг лишь безжизненную пустыню, оставшуюся после многочисленных сражений, и решили возродить былые зеленые массивы.
Именно на еврейский праздник Ту би-Шват в 1908 году началась первая всеобщая высадка деревьев в Израиле, и эта традиция не нарушалась в течение 100 лет. Благодаря ей сегодня Израиль похож на сияющий зеленый оазис. Но эта красота стоит людям немалых трудов.
Обычаи и традиции праздника
Основной обычай праздника, конечно же, посадка деревьев. В этот день нет выходного, поэтому люди выходят на посадку целыми организациями. Также в Ту би-Шват принято ходить в походы и на экскурсии, чтобы возродить в людях уважение и заботу о природе.
Как празднуют?
На Ту би-Шват в синагогах читают обычные будние молитвы, изучают Тору. Но так как это праздник, молитву покаяния («Таханун») не читают и не произносят траурных слов.
А потом в каждом доме устраивается веселая трапеза, похожая на пасхальный седер, с употреблением 4 бокалов вина и множества плодов и фруктов. Начинают праздник белым вином, заканчивают красным – это своего рода переход от зимы к лету. По одному преданию плодов и фруктов на столе должно быть 7 – только те, что растут в Израиле. По-другому – их должно быть 15, по числу дня праздника – 15 Швата.
Что готовят?
Традиции велят выставлять на праздничный стол фрукты, сухофрукты, орехи и злаки, которые растут в Израиле и упоминаются в Торе. Это пшеница, рожь, маслины, инжир, гранат и пр. Но современные иудеи придерживаются мнения, что фруктов на Ту би-Шват много не бывает, поэтому не ограничиваются лишь 7-ю израильскими.
Кроме того, из этих плодов готовят различные блюда: фруктовые салаты, штрудели, варенья, виноград в карамели, инжир в молоке, фруктовые и овощные запеканки, мясные рулеты с маслинами и курагой, пиццу с оливками, хлеб с сухофруктами и множество других прекрасных угощений.
Современные израильтяне, как и сто лет назад, сажают деревья на еврейский праздник Ту би-Шват, а также размышляют об экологии своей страны. Хоть большинство евреев и живет сегодня в городах, не имея подсобных хозяйств, каждый старается сохранить связь с землей и беречь родную природу.
© Еврейский культурный центр детские развивающие центры, курсы иврита, раннее развитие детей
Источник статьи: http://jcc.ru/article/evrejskij-prazdnik-tu-bi-shvat/
Ту би-шват или Новый год Деревьев
СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ТУ БИ-ШВАТ
Говорят, что деревья, узнав о том, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили даровать им такой же день. А так как в месяце ш ват подходит к концу сезон дождей и деревья начинают просыпать от зимней спячки, то именно по этому, этот месяц и был выбран для празднования Нового года деревьев земли Израиля.
Ту би-Шват – это праздник обновления природы. Примечательно, что плоды, созревающие после этого праздника, считаются плодами нового урожая. И еще в этот день принято сажать деревья.
КОГДА ОТМЕЧАЮТ ТУ БИ-ШВАТ
Этот праздник отмечают на пятнадцатый день еврейского месяца шват. Как известно в Израиле праздники носят религиозный характер и отмечаются по еврейскому календарю, который отличается смещением дат относительно григорианского календаря.
В 2021 году Ту би-Шват или Новый год деревьев земли Израиля приходится на 28 января.
Как и все еврейские праздники, празднование его начнется накануне вечером после захода солнца 27 января и продлится до вечера 28 января 2021 года.
КАК ПРАЗДНУЮТ ТУ БИ-ШВАТ
В этот день принято украшать праздничный стол всевозможными плодами земли Израиля, а семь из них должны присутствовать на праздничном столе обязательно – пшеница, ячмень, оливки, финики, инжир, гранаты и виноград.
Отмечая Новый год Деревьев, евреи вспоминают слова, приведенные в Торе о фруктовых деревьях. Согласно Торе фруктовые деревья нельзя не только рубить, но и ломать, так как они приносят плоды человеку. И еще принято считать, что фруктовое дерево символизирует человека.
Ведь, так же как и дерево человек силен своими корнями. Крона дерева – это человеческая жизнь. Плоды – как дети. А истинная вера, она настолько интимна, что, как и корни, никогда не выставляется напоказ. Но дерево может, символизировать не одного человека, а целый народ – дерево еврейства. И совместно с другими деревьями оно олицетворяет сад человечества.
Календарь еврейских праздников на 2021 г.
Источник статьи: http://israeliblog.ru/prazdniki-izrailya/tu-bi-shvat-ili-novyj-god-derevev.html
Ту би-шват (Новый год плодовых деревьев) 2021
в 2021 году отмечается 28 января
Новогодний праздник для плодовых деревьев в Израиле знаменует окончание продолжительного сезона дождей, после чего природа вступает в новый цикл своего развития, обновляется и возрождается. По канонам иудаизма для Израиля, всего человечества, мира животных и мира растений существуют свои отдельные календари, согласно которым измеряется возраст всего сущего на Земле.
Предание гласит, Бог создал для людей чудесный праздник – Новый год. Увидев всю прелесть торжества, деревья пожелали и для себя подобного веселья и радости. Бог услышал их прошение и незамедлительно удовлетворил. Издревле в полнолуние средина месяца Швата знаменует Новый год для плодовых деревьев. В иудаизме этот праздник считается весьма почитаемым и отмечается с большими почестями по ряду старинных обычаев.
В древности еврейский народ всегда отделял десятину от собранного урожая для нужд священнослужителей. Считалось, что священники заняты в храмах, они делают благое дело, молятся за хороший урожай и у них нет времени, чтобы самостоятельно обрабатывать поле. Крестьяне с радостью преподносили часть собранных плодов. Единственное условие правильного подаяния — передача точно в срок и только свежего урожая. Запрещалось отдавать плоды этого года в счет следующего. Именно поэтому мудрейшие установили особенный день Ту би-шват, чтобы разграничить урожаи разных лет. К тому же в Израиле действовал строгий запрет: не пользоваться плодами деревьев в первые три года их плодоношения. Праздник Ту би-шват помогал соблюдать запрет, поскольку был призван отсчитывать возраст каждого отдельного дерева.
Новый год плодовых деревьев в Израиле – старинный праздник со своей историей. Когда пал Второй Храм и привычный евреям государственный строй перестал существовать, Ту би-шват утратил свою важность и перестал отмечаться. Многим пришлось покинуть родную землю из-за надвигающейся угрозы войны. Военные конфликты преобразовали землю праотцов, многие леса были уничтожены, место цветущих садов заняла бесплодная пустошь.
Новый этап праздника – возникновение движения сионистов. Возвращение на родину воодушевило евреев на немедленное возрождение прежних природных прелестей страны. Благодаря активным защитникам природных богатств была создана новая традиция массовых акций по озеленению. Нежное миндальное дерево в пышном цвету – неотъемлемый символ праздника. Школьники, студенты, офисные работники и просто не безразличные люди в день Ту би-шват высаживают на улицах, в скверах и парках сотни молодых саженцев. Их цель – превратить пустыню в райский сад, привить молодежи любовь к природе, бережное отношение к собственной земле.
Новый год для плодовых деревьев не является официальным выходным днем в Израиле. Сегодня это больше повод для проведения масштабных акций в поддержку окружающей среды. Традиционно организовываются экскурсии и походы. В этот день принято употреблять особенную пищу, приготовленную из злаков и всевозможных фруктов, которые были собраны исключительно в Израиле. Имеет значения и порядок употребления блюд, а также их количество. В некоторых регионах количество плодов для праздничного стола достигает пятидесяти наименований. Таким образом евреи подчеркивают возможности собственной земли, ее богатство и плодородие. Они с особым трепетом и бережность относятся к каждому дереву, сравнивая его природу с природой человека: человек и дерево преисполнены силой благодаря своим корням, пышная крона подобна жизненному пути человека, а плоды дерева, что дети для человека.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/evrejskie-prazdniki/tu-bi-shvat
Еврейский праздник Ту биШват в 2021 году отмечается 28 января
Ту биШват — 15-е число еврейского месяца Шват, день, который в еврейской традиции принято называть «Рош аШана аИланот» — т.е. «Новый год деревьев».
Название «Ту биШват» связано с понятием гематрии — числового значения ивритских букв: «ту» — так читаются буквы «тет» и «вав», совместная гематрия которых равна 15. Дата 15 Швата определяла порядок отделения десятин (маасрот) от плодовых деревьев в эпоху Храма: плоды, созревшие до 15 Швата относились к прошедшему году, а созревшие после Ту БиШват — от них десятина отделялась уже как от урожая следующего года. Сегодня в Ту БиШват принято есть плоды земли Израиля; многие устраивают особую трапезу с фруктами. В современном Израиле также распространился обычай в этот день сажать деревья.
Что такое Ту биШват?
Каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата — Ту би-Шват (Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать).
1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.
1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.
Как известно, каждое десятое из родившихся в этом году кашерных для еды домашних животных передовалось Храму; эта десятина называлась маасер бгема. Все животные, родившиеся до первого Элула, относились к одному году и маасер от них должен был отделяться отдельно; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и их маасер был уже десятиной следующего года.
Животные, родившиеся до первого Элула, не могли передаваться Храму с тем, чтобы выкупить животных, родившихся после этой даты — и наоборот.
1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира; в этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, первое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты («саббатических лет», когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля («пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам), а также орлы (трехлетнего срока, в течение которого запрещено использовать каким бы то ни было образом плоды молодого дерева) и маасерот, относящихся к овощам и зерновым культурам.
Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.
Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).
Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.
Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.
Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».
Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.
«Новый год» — в будний день
Хотя Ту би-Шват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе — вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.
Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу — не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).
В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну («Давший нам дожить»).
В то же время другое «начало года» — 1-ое Элула — вообще никак не выделяется из череды будничных дней. Почему? Чем он «хуже» Ту би-Швата?
Дело в том, что Ту би-Шват — это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того — выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.
Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): «Г-сподь Б-г твой ведет тебя… в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока».
Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего — для евреев Израиля.
Насладившись плодами Эрец Исраэль, мы произносим благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем мы просим Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.
Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.
Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний — поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.
Источник статьи: http://vesiskitim.ru/2020/12/10/170853-evrejskij-prazdnik-tu-bishvat-v-2021-godu-otmechaetsya-28-yanvarya