Фантик от конфеты для упаковки подарка

Волшебные фантики детства

Ну, во-первых, всех с Новым годом!

А в своей публикации хочу рассказать о том, что так тесно связано с новогодними праздниками, с подарками и детской радостью. Что же это? Конфеты! Вернее их упаковка, да-да, я хочу рассказать о фантиках.

Кто-то в детстве собирал фантики, кто-то закапывал «секретики». Кабы раньше то знать, что у этого увлечения есть официальное название — сакулумистика.

Тема кондитерского производства неисчерпаема, история предприятий и сладкой продукции тоже очень интересная. А я хочу познакомить вас с художником, который сделал мой Новый год и детство именно таким. И сейчас я интуитивно высматриваю на прилавках магазинов конфеты, похожие на те самые — из моих новогодних подарков.

У меня было обычное советское детство. Шоколадные конфеты в нашем доме появлялись,обычно, по праздникам. И, конечно, никто из нас не задумывался о дизайне упаковки. Мы просто узнавали и любили именно эти и именно такие обертки. А сейчас, к стыду своему, я с трудом разбираюсь и в названиях конфет, порой очень странных, и в их блестящих однотипных фантиках.

На главной фабрике сладостей — «Красный Октябрь» (бывшей «Эйнемъ») главным художником по фантикам был Леонид Челноков (р. 1919). Он пришел на предприятие в нелегком и совсем несладком 1949 году.

Его отец Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики и руководил производством упаковки. И начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года — сначала рядовым оформителем, а затем — главным художником.

Из под его кисти стали появляться знаменитые обертки: «А ну-ка, отними», «Раковые шейки», «Незнайка», «Садко», «Коровка», ирис «Кис-Кис», шоколадки «Сказки Пушкина», «Жар-птица», «Конек-Горбунок».

Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, и конфета получил Высшую награду. С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, более 20 из которых печатали свою вариацию обертки, видоизменяя шишкинский сюжет.

Пользуясь тем, что в свое время «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишки косолапый»» «Роспатентом» был закреплен за ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

Специально для сталинской семьи Челноков оформлял любимые ими цитрусовые конфеты. Потом они попали и в магазины, но по цене в десять раз больше, чем обычные карамельки.

Его фантики — стали «этикетками времени». Полетел в космос Гагарин, вечером звонят Челнокову: «Завтра в восемь утра встречаем героя с конфетами». Фабрика выпустила сразу коробку конфет, малую и большую плитки шоколада, которые были украшены портретом первого космонавта, написанного художником с экрана телевизора. За ночь макет был сдан и тираж запущен в печать. Утром пионеры дарили конфеты, а Челноков отсыпался дома. И ведь такая оперативность в докомпьютерную эпоху!

Конфеты и их упаковка шли в ногу со временем, по фантикам можно изучать историю страны.

Для детских новогодних подарков и даже для «главной елки страны» в Кремле, начиная с 1950-х годов, Л.К.Челноков придумывал и оформлял упаковки для подарков — наборов конфет и сладостей. Они имели формы баульчиков, кузовков, сундучков, даже барабанов, украшенных всевозможными новогодними изображениями. Коробки самой различной формы из жести были особым «шиком» в оформлении и упаковке кондитерских изделий. Изображение наносилось в результате уникального процесса печати прямо на металл. Некоторые из жестных упаковок — единственные из всей оформленной мастером продукции сохранили его подпись.

Изготовленные из жести коробки были удобным местом хранения бабушкиных мелочей, а — в случае барабана — еще и игрушкой и угрозой соседским ушам.

Позже новогодние подарки стали упаковывать в картонные коробки разных форм — многие из них тоже изобретал и оформлял Челноков.

Фантики, коробки, коробочки, банки, эксклюзивные объемные упаковки для членов правительства, важных гостей страны — все это расписывал Челноков, всего сделав более 1000 работ. Он же нарисовал и знаменитый логотип предприятия. Вскоре Челноков стал фактически главным художником фабрики и проработал в этой должности всю жизнь до 1990 года.

А когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, несмотря на признание его заслуг. Считается, что поскольку разрабатывая эскизы, он выполнял производственный заказ, то и его творения и наработки принадлежат фабрике.

В качестве основного логотипа торговой марки и даже в большой вывеске на фасаде и сейчас фабрика использует написание собственного названия в овале, которое впервые предложил Челноков для одной из конфетных коробок.

«Красный Октябрь» создал при фабрике музей, большая часть экспозиции которого состоит как раз из работ Челнокова. Ходят сюда в основном школьные экскурсии. Детей поят чаем с конфетами и шоколадками и рассказывают об истории производства.

Но ведь он был замечательным художником, писал цветы, Москву, портреты. Работы находятся во многих частных коллекциях, а картины выставляются. Когда восстанавливали храм Христа Спасителя, Челноков написал икону «Спас Нерукотворный» и подарил ее храму.

Наверное, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, и которые выпускаются по сию пору, созданы именно Леонидом Челноковым. И по истории каждой из них можно написать публикацию. Государственный заказ или переоформление старинной упаковки, идеи технологов или важное событие в жизни страны — художник откликался и вкладывал всю душу в незатейливый кусок бумаги. И его работы, надежно укрепившись в нашей памяти, стали символами, штампами детства и вкусного нового года.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2700245-volshebnye-fantiki-detstva

Читайте также:  Упаковка для подарков новинка
Оцените статью