Праздник «Международный день родного языка»
Класс: 2
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
3. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
4. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.
7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” — на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…
8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.
9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.
Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.
10. Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.
Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.
11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей — мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке:
13.»Язык — это история народа. Язык — это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (Александр Иванович Куприн)
14.»Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». (Максим Горький)
15.»Русский народ создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)
16. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!». (Иван Сергеевич Тургенев)
17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)
19. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.
21. Язык наш прекрасный —
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
22. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки —
23. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.
25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека — без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
26. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
27. Сначала подумай — потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори — больше дела твори.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.
28. У народа речь — союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.
29. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
30. Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
31. Сценка “Словечки-колечки”.
Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.
(Входит с ранцем ученик)
Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.
(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)
Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!
Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!
Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!
Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.
32. Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.
33. Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский.
Как этот русский лес.
34. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
35. Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, —
Значит, будет жить она.
Частушки в исполнении ребят 2а класса.
36. Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.
37. Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.
38. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
39. Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!
40. На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.
41. Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!
42. С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.
43. Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.
44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)
45. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” —
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
47. Вспомнится наречие “светло” —
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.
48. Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!
49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Дети исполняют песню “У моей России”.
50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
51. Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
52. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!
Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.
54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/639184
Фестиваль родного языка
план-конспект занятия на тему
Музыкально-игровая программа ко дню родного языка с детьми старших и подготовительных групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_rodnogo_yazyka_2017.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» Московского района г. Казани
ФЕСТИВАЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
Музыкально-игровая программа ко Дню родного языка с детьми старших и
Музыкальный руководитель Г.И.Манько
Воспитатель по обучению тат. языку
Воспитатель Микеладзе Ц.И.
Фестиваль родного языка
Программные задачи: Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их деятельности, культуре.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье.
Ведущий: Добрый день! Уважаемые гости, и дорогие наши дети! Сегодня мы отмечаем День родного языка. У каждого человека есть Родина и свой родной язык. Каждый должен знать и хорошо говорить на родном языке.
Россия — многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране.
Есть у каждого язык,
Что родной навеки.
Без родного языка, нету человека.
Дөньяда иң-иң матур ил, ул-минем илем.
Дөньяда иң-иң матур тел, ул-минем туган телем.
О, родной язык, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.
«Балам» — диеп, туган телдә, эндәшә миңа әткәм.
“Әнием! – дип, әнкәемә, мин туган телдә дәшәм.
Песня “Родной край” (“Туган илебез”)
Ведущий: Как называется республика, в которой мы с вами живем?
Дети: Республика Татарстан.
Ведущий: Правильно, а как называется город, в котором мы живем?
Ведущий: Люди какой национальности живут в нашей республике?
Дети: Татары и русские.
Ведущий: А еще люди какой национальности живут в Татарстане?
Дети: Башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, турки, грузины, украинцы, азербайджанцы.
Ведущий: Правильно, хотя они живут в Татарстане, но свой родной язык не забывают.
Ведущий: Чуваши живут в Чувашии, башкиры в Башкирии, марийцы в Мари-Эль. Они там говорят на своем родном языке. У них свои обычаи, культура и праздники. Они, как и мы любят песни петь, танцевать, играть в разные подвижные и хороводные игры.
Хороводная игра «Бар матур бакча» ст.гр. №6
1)Бар матур бакча,
Анда кишер үсә. (түгәрәктә йөриләр)
Менә шундый кишер зур, (хәрәкәт белән
Менә шундый кечкенә. күрсәтәләр)
Кишер, кишер, кил әле, (1 бала “кишер”
Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии)
Биеп, биеп кит әле. кул чабалар)
2) Бар матур бакча,
Анда суган үсә. (түгәрәктә йөриләр)
Менә шундый суган зур, (түгәрәктә йөриләр)
Менә шундый кечкенә. күрсәтәләр)
Суган, суган, кил әле, (1 бала “суган”
Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии)
Әллә-лә, әллә-лә, (балалар
Биеп, биеп кит әле. кул чабалар)
3) Бар матур бакча,
Анда кыяр үсә. (түгәрәктә йөриләр)
Менә шундый кыяр зур, (түгәрәктә йөриләр
Менә шундый кечкенә. күрсәтәләр)
Кыяр, кыяр, кил әле, (1 бала “кыяр”
Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии)
Әллә-лә, әллә-лә, (балалар
Биеп, биеп кит әле. кул чабалар)
4) Шофер, шофер, кил әле, (1 бала “шофер”
Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии,
Әллә-лә, әллә-лә, балаларны “капкадан”
Биеп, биеп кит әле. алып чыгып китә)
Ведущий: Ребята, предлагаю вам поиграть в переводчиков.
Игра «Переводчики» ст.гр.№6
(в кругу детям раздаются эмблемы с изображением семьи, дети называют
эти слова по-татарски). Затем проводится игра «Мой дом» (Минем өем).
Татарская хороводная игра “Мой дом”
(Җырлы-биюле уен “Минем өем”)
Монда яши бабай.
Монда яши малай.
-Мин малай (малайлар чыга).
-Мин кыз (кызлар чыга).
Әйе шул, әйе шул.
Ведущий: Следующая игра называется “Тюбетейка” (Түбәтәй). 4гр.
(Играющие становятся в круг. Воспитатель дает в руки ребенку тюбетейку. Под татарскую плясовую музыку, дети передают тюбетейку по кругу. Музыка останавливается. Тот ребенок, у кого оказывается тюбетейка в руках, приглашает в круг на танец любого ребенка. Танцуют под татарскую мелодию, остальные дети хлопают).
Ведущий: А сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное Дню родного
Вам его хранить желаю,
Чтобы речь была легка,
Бранных слов не повторяя,
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Ведущий: Еще мы с вами знаем русские народные игры.
Русская народная хороводная игра “Плетень” подгот. гр.№3
Русская народная подвижная игра “ Гори, гори ясно! ” 4 гр.
Ведущий: Сейчас предлагаю поиграть в татарскую народную игру. Игра называется «Продаём горшки» («Чүлмәк сату уены»). подгот. гр.№3
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.
Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок, продай горшок!
-Сколько дать тебе рублей?
(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.
Ведущий: В России русский язык является языком межнационального общения. Сейчас споем песню на русском языке « »
Ведущий: Праздника пришла пора,
Смех звучит и песня.
В гости нас зовет игра-
Русская народная игра «Удочка» 6гр.
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становится в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та «рыбка», которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится «рыбаком».
Ведущий: Нет для дружбы расстояний,
Для сердец преграды нет.
Мы сегодня в этот праздник
Детям мира шлем привет.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры.
Поэтому изучение и сбережение родного языка является насущной
Величайшее богатство народа – его язык, тысячелетиями накапливаются
и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Самая большая ценность народа – это родной язык, на котором человек
мыслит, думает, говорит и пишет.
— Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!
Ведущий: Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 апреля, в день рождения великого татарского поэта и просветителя Габдуллы Тукая, в Республике Татарстан отмечается еще одно знаменательное событие — День родного языка.
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия.
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития.
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра.
Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями.
Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с «Живой язык — родное слово» с веселыми ведущими ско.
Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/09/28/festival-rodnogo-yazyka