Виды физкультурно-спортивных праздников
По доминирующей задаче :
· Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники типа «Праздник чистюль», «В гостях у Айболита» и т.п. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с литературным текстом, включение детей в поединки с врагами здоровья (ленью, обжорством, страхами и т.п.), позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.
· Воспитание интереса к физкультуре и спорту. Праздники такого типа направлены на решение задачи воспитание стойких и глубоких интересов к занятиям спортом, к личным достижениям и успехам, интереса к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями данных праздников является включение в программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, связанного с историей олимпийского движения, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, российских спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Весёлые старты».
· Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения, направленные, главным образом, на создание хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, снарядов.
· Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей. Участниками праздника данного типа могут являться дети старшего дошкольного возраста. Правильно продуманная тематика, мотивация оказания помощи героям, отыскания клада, демонстрация своей удали и закалки, цепочка сложных заданий-испытаний для команд участниц делает этот праздник одним из самых привлекательных для детей 6-7 лет. Деятельность детей на таком празднике менее регламентирована, так как они сами определяют направления выхода из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды, неожиданными катаклизмами. Тематика определяется возрастом детей, их интересами, представлениями, возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».
· Демонстрация спортивных достижений. Данный вид праздника обычно совмещается с какими-либо итоговыми событиям в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка» ) или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник Русалок»).
· Воспитание интереса к народным традициям. Это фольклорные по тематике и содержанию праздники, проводимые в соответствии с христианским календарём (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Праздники составляются на доступном детям фольклорном материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, с использованием атрибутов национальной одежды, инвентаря.
· Формирование познавательной активности. Эти праздники направлены на расширение и систематизацию знаний в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. Игры и двигательные задания, составляющие основу таких праздников, наполняются соответствующим познавательным содержанием. В праздник включаются элементы соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.) в виде викторин, решения простейших кроссвордов, отгадывания загадок. Знания и прикладные умения детей проверятся при решении задач, имеющих социально значимую, направленность: спасти Землю от экологической катастрофы, наладить контакт с внеземными цивилизациями, научиться правилам безопасной жизнедеятельности. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.
· Воспитание нравственных качеств.Эти праздники особенно ценны для разновозрастных и разнополых коллективов, где создаются благоприятные условия для реализации задачи формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Включение детей в игровую деятельность, направленную на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить персонажа из опасной ситуации является непременным и обязательным условием содержания таких праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях. Первое: все дети-участники объединяются одной целью оказания действенной помощи попавшему в беду герою-персонажу и вступают в противоборство с силами зла. Второе: дети в соответствии с сюжетом делятся на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную деятельность, предусматривающую активное сотрудничество, оказание взаимопомощи в борьбе с общими врагами: злом, страхами, жестокостью, завистью.
По двигательному содержанию:
· Комбинированный. Он строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений.
· На основе спортивных игр. Целым событием в детском саду может быть проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д. Такого типа праздник проводится в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с правилами. Чтобы привлечь к участию в празднике всех детей, можно включать в перерывы между таймами танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности еще недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (ведение мяча и бросок в корзину, кто больше продержит теннисный мяч на ракетке, забить волан ракеткой в круг, кто больше забьёт мячей в ворота и т.п.) Лучше всего для этой роли подходят игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.
· На основе спортивных упражнений (см средняя группа).
· На подвижных играх, аттракционах, забавах. Праздник не требует большого количества сложного инвентаря, оборудованной площадки, так как его можно провести на любой достаточно большой полянке или утрамбованной дорожке.
· Интегрированные. В содержание праздника этого вида наряду с двигательной включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.
По методам
Выделение разновидностей праздников в соответствии с данным признаком достаточно условно, так как в любом их них используется широкий арсенал методов и приёмов обучения и воспитания детей. Поэтому речь пойдёт только о преимущественном использовании какой либо одной группы. Итак, это праздники с использованием:
· Соревновательного метода. Разновидности : 1) участники двух и более команд соревнуются между собой или 2) все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.
· Метода сюжетного рассказа. Одна из наиболее привлекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сюжетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединяются единой темой и идеей.
· Метода творческих заданий, направленного на формирование творческой активности, самостоятельности принятия решений, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей. Его проведение требует от взрослого высокого профессионализма, находчивости, так как неожиданное для ведущего решение детей может изменить ход сценария. Поэтому в его основу закладываются разные варианты выхода из предлагаемой детям ситуации, чтобы участники почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.
По месту проведения :
· на спортивной площадке или стадионе,
· в природных условиях (в лесу, у водоёма, в парке),
Источник статьи: http://infopedia.su/12x13c.html
Физкультурные досуги и праздники
Физкультурные досуги и праздники – одна из наиболее эффективных форм организации физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников обеспечивающая совершенствование двигательных умений; развитие физических качеств; формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; повышение интереса к физкультурным занятиям; воспитания чувства коллективизма, взаимовыручки, организованности; выдержки, внимания, смелости, упорства. Совместное проведение данных мероприятий на спортивных базах начальной школы позволяет детям старшего дошкольного возраста пройти успешную адаптацию к обучению в школе.
Физкультурный досуг – это нетрадиционная форма проведения физкультурного занятия. В основе физкультурного досуга лежит подвижная игра. Подвижные игры с правилами, это комплексный воспитательно-образовательный процесс важнейшего значения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению задач физического воспитания.
Физкультурный досуг является одной из форм активного отдыха детей. Эта форма физкультурной деятельности решает задачу реализации естественной потребности детей в движении, способствует закреплению двигательных умений, воспитывает чувство коллективизма, ответственности, дисциплинированности.
Досуги проводятся один раз в месяц во второй половине дня на открытых площадках, так и в помещении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут. Содержание досуга может состоять из индивидуальных и командных соревнований, подвижных игр–эстафет и проводиться в сюжетной форме с введением интеллектуальных заданий, элементов спортивных игр, сюрпризных моментов.
Варианты построения содержания физкультурных досугов:
I вариант – строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях.
II вариант – строится на упражнениях в основных видах движений по блоку (в основу организации должен быть положен принцип дифференцированного подхода).
III вариант – «Веселые старты», строится в основном на играх-эстафетах.
IV вариант – строится на элементах спортивной игры (баскетбола).
V вариант – музыкально-спортивный.
Физкультурный (спортивный) праздник – это нетрадиционная форма организации физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников. Назначением праздников является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.
Физкультурные праздники решают задачу продемонстрировать достижения дошкольников за определенный период работы, способствовать пропаганде занятий физическими упражнениями. Проводятся праздники один раз в сезон — осень, зима, весна, лето и длятся от 30 до 60 минут в зависимости от возраста и количества участников.
В программе праздника предусматривается чередование физической нагрузки с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников, и задания для зрителей (конкурсы, загадки на спортивную тему и т.п.).
В настоящее время получили распространение праздники физической культуры, проводимые с детьми старшего возраста нескольких дошкольных учреждений (районные, городские), в большей степени носящие соревновательный характер, так называемые праздники-соревнования. Наиболее распространенные из них это различные варианты «Веселых стартов».
Сценарий физкультурного праздника включает следующие положения:
• название спортивного праздника;
• цели и задачи праздника;
• показательные выступления группы поддержки МДОУ № 1;
• инвентарь (спортивное оборудование);
Ход спортивного праздника:
• парад открытия (построение, торжественное шествие, приветствие всех участников праздника, показательное выступление группы поддержки МДОУ №);
• разминка (её можно не включать в случае насыщенности содержания праздника различными движениями, выполняемыми детьми);
• игры-эстафеты – 3, после этих эстафет музыкальная пауза или выступление приглашённых гостей-спортсменов; далее ещё 3-4 эстафеты (всего 6-7, делятся на 2 подхода, в связи с тем, что дети должны отдохнуть); эстафеты можно оформить в таблице;
• парад закрытия (построение, подведение итогов, вручение призов и грамот, выход из зала);
• ответственные за проведение спортивного праздника заранее проводят судейскую коллегию: приглашают инструкторов физической культуры; знакомят их с положением о проведении данного мероприятия, раздают положение на руки инструкторам, которые проводят со своими детьми запланированные эстафеты.
Особенности организации физкультурного досуга и физкультурного праздника с дошкольниками представлены в таблице 3.
Особенности организации физкультурного досуга
и физкультурного праздника с дошкольниками
Особенности | Физкультурный досуг | Физкультурный праздник |
Количество | Планируется 1 раз в месяц | Планируется 3-4 раза в год |
Форма организации | Проводится с 1-2 группами детского сада | Проводится с детьми всего дошкольного учреждения; с участием детей других детских садов; детей 1-2 классов начальной школы |
Время | Продолжительность равняется длительности физкультурного занятия: (младшая группа – 15-20 мин; средняя группа – 20-25 мин; старшая группа – 25-30 мин; подготовительная группа – 30-35 мин) | Продолжительность – 50-60 мин |
Место | Проводится педагогом в знакомой обстановке (спортивном, музыкальном зале, на площадках ДОУ), с обычными атрибутами | Проводится на стадионе школы или микрорайона, в ФОКе (физкультурно-оздоровительном комплексе), бассейне |
Организатор | Сценарий составляет инструктор исходя из блочного планирования | Сценарий составляется бригадой специалистов (инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, специалист изодеятельности, заранее готовятся красочные атрибуты, соответствующая форма и обувь) |
Особенности | Физкультурный досуг | Физкультурный праздник |
Содержание | Содержание составляют знакомые подвижные игры, эстафеты в соревновательных условиях | Содержание составляют известные детям и обновлённые игры-эстафеты, путём введения неожиданных для ребят условий, пособий, атрибутов, способов организации |
Особенности | Планируется на вторую половину дня | Планируется на первую половину дня (во второй половине планируется, когда родители приглашаются в роли участников данного мероприятия) |
Пример оформления физкультурного досуга «Юные баскетболисты»
1. Закрепить: технику ловли и передачи мяча двумя руками от груди.
2. Совершенствовать: технику ведения мяча правой (левой) рукой на месте, в движении; остановку прыжком; технику броска мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди.
3. Развивать: быстроту реакции, ловкость.
4. Воспитывать: организованность, чувство товарищества, умение преодолевать трудности, уважать противника.
Инвентарь: фишки – 3 шт.; бейсболка – 3 шт.; обручи – 3 шт.; мини-баскетбольный мяч – по количеству детей; кубики – 6 шт.
Вход, построение в 4 колонны (2 команды детей подготовительной группы, 2 команды учащихся 1-х классов по 7-8 человек), приветствие.
«На спортивное состязание,
Приглашаем дети вас!
Праздник юных баскетболистов,
Празднику спортивному рада детвора,
Перестроение в 3 колонны.
1.Подвижная игра: «Чьё звено быстрее соберётся»
2.Подвижная игра: «Вызов номеров!»
— бег с мячом в руках;
— с ведением мяча правой (левой) рукой, остановкой прыжком, броском мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди;
5.Подвижная игра «Мяч капитану»
Название | Подготовка | Ход | Правила |
1.Подвижная игра: «Чьё звено быстрее соберётся» | Дети строятся в 3 колонны. Капитаны–в бейсболке | По свистку дети двигаются врассыпную. По команде «стройся», дети находят своё место в колонне. Задания: — врассыпную шагом; -бегом; — «тараканчики» | Выигрывает команда, первой закончившая задание. За каждую победу в ходе игр-эстафет, команда получает очко (кубик). Команда, набравшая большее количество очков, побеждает |
2.Подвижная игра: «Вызов номеров!» | Дети в колоннах рассчитываются по порядку номеров. Перед каждой командой обруч, в нём б/б мяч, на расстоянии 6 м. — фишка | Педагог называет номера (не по порядку), вызванные дети берут в руки мяч, бегут к фишке касаются её мячом, возвращаются обратно, кладут мяч в обруч, встают на своё место в колонне | Ребёнок, выполнивший задание быстрее, приносит очко своей команде. Оббежать фишку, передать мяч на линии старта. Варианты: -педагог показывает ОРУ, дети выполняют |
3.Эстафеты: бег с мячом в руках; с ведением мяча правой (левой) рукой; остановкой прыжком, броском мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди | Дети строятся в 3 колонны | По свистку капитан выполняет: 1. бег с мячом в руках; 2. с ведением мяча правой (левой) рукой; 3. остановкой прыжком, броском мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди | Варианты: — можно выполнять броски по кольцу избранным способом, без ведения мяча, стоя в колоннах на расстоянии 2 м от баскетбольного кольца |
4.«Ловкий игрок» | Дети берут баскетбольные мячи. Встают произвольно, по всей площадке | По свистку дети выполняют ведение мяча на месте и в движении (правой, левой рукой). Их задача, не упустить свой мяч (усложнённый вариант — мяч соперника постараться выбить свободной рукой). Игрок, потерявший мяч, покидает площадку | Запрещается брать мяч в руки, препятствовать движению других игроков. Выигрывает команда, чей игрок последним останется на площадке. Игра повторяется 3 раза |
5.Подвижная игра: «Мяч капитану» | Дети строятся в 3 колонны.Капитан каждой команды с мячом в руках напротив своей команды на расстоянии 2 м от неё | По свистку капитан передаёт мяч первому игроку (двумя руками от груди) колонны, который ловит его, передаёт обратно и приседает. Таким же образом капитан передаёт мяч всем остальным игрокам. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встаёт | Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на своё место и передать мяч своему капитану. Выигрывает команда, которая раньше выполнила задание. Варианты: — передавая мяч называть цвет; — передавая мяч называть животных; — передавая мяч называть птиц |
«Хорошо спортсменом быть,
Быстрее всех бежать и плыть,
Выше всех бросать и прыгать,
И конечно не шалить.
Надо сильным быть и ловким, Чтобы мяч в кольцо забить.
Не забудь про тренировку,
Чтобы всех опередить»
Подведение итогов досуга, награждение детей.
Источник статьи: http://infopedia.su/19x1e5e.html