Фольклорный праздник сценарий для школьников

Сценарий фольклорного праздника
материал по теме

Игровой фольклор (для младших школьников).

Скачать:

Вложение Размер
scenariy_folklornogo_prazdnika.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт. Тымовское»

694400, Россия, Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, ул. Криворучко 27, тел/факс 8 (42447) 2-17-19, 2-10-40

Сценарий фольклорного праздника

«МЫ ИГРАЕМ И ПОЁМ, В ГОСТИ ВСЕХ К СЕБЕ ЗОВЁМ!»

(для младших школьников).

Цели праздника : Приобщение школьников к народным традициям – игровому

фольклору. Воспитание уважительного отношения к старине.

  1. Дети разучивают считалки, слова к играм, усваивают условия и правила проведения игр.
  2. На уроках труда вместе с учителем делают маски (шапочки) к играм.
  3. В зале (в классе) оформляется выставка рисунков по народным играм.

Звучит народная музыка.

Ведущий : «Делу время, потехи час» гласит народная пословица. Любил народ в старину после полевых работ или иной другой трудной работе применить силушку в лихих забавах и играх.

(на фоне музыки). Ведущий : Ото всех дверей, ото всех ворот. Выходи скорей, торопись, народ!

1-ая девица : Как у наших у ворот, собрался честной народ,

Петь, плясать, да в игры играть!

Инсценировка песни «Как у наших, у ворот» (в исполнении 1 класса).

1. Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,

Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.

2. Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,

Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.

3. Муха песенки поёт, муха песенки поёт,

Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.

4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.

Ай, люли позвала, ай люли позвала.

5. Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,

Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.

6. Уж я рад бы поплясать, да устал я мне не встать,

Ай, люли мне не встать, ай люли мне не встать. Вот!

2-я девица: На Руси уж так ведётся, что талантливый народ

Сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец!

Русская народная песня «А я по лугу гуляла».(в исполнении 2 класса).

1. А я по лугу, а я по лугу, я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

2. Я с комариком, я с комариком, с комариком плясала, с комариком плясала.

3. Мне комар ножку, мне комар ножку, комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.

4. Все суставчики, все суставчики, суставчики раздробил, суставчики раздробил.

5. А я матери, а я матери .я матери кричала, я матери кричала.

6. Ты подай мне мать, ты подай мне мать, подай мать мне косаря, подай мать мне косаря

7. Вот казнить рубить, вот казнить рубить, казнить будем косоря, казнить будем косаря.

8. Покатилася, покатилася, покатилась голова, покатилась голова.

9. Вдоль широкого, вдоль широкого, вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.

1—молодец : А вы гости, что сидите? Все на пляску выходите!

«Русский перепляс» (исполняют мальчики 4 класса).

2—молодец : Заиграли музыканты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Посмотрите, полюбуйтесь, как водят хороводы на Руси!

Хоровод-игра «Ой, вставала я ранёшенько» (в исполнении 2 класса).

В центр круга входит «медведь». Дети, выполняют движения по тексту песни.

  1. Ой, вставала я ранёшенько умывалась я белёшенько,

Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.

  1. Надевала черевички на босу и гнала свою корову на росу,

Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.

  1. Я гнала свою корову на росу, повстречался мне медведь во лесу,

Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.

  1. Я медведя испугалася, во часты кусты бросалася,

Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.

  1. Ты медведь, ты мой батюшка, ты не тронь мою коровушку,

Я коровушку доить буду, малых деточек поить буду.

Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.

Медведь : Не нужна мне ваша коровушка, а нужна мне только девица.

Дети : А какую тебе девицу?

Медведь : Вот такую. (подходит к девицы и тянет её в центр круга, девица упирается).

Дети : Медведюшка, не тащи, медведюшка, отпусти,

Медведь : Так и быть не потащу, так и быть отпущу, Только пусть она мне спляшет. (все хлопают , медведь и девица танцуют).

Ведущая : Играя в игры, водя хороводы, играющие показывали в движениях, как трудились в поле, ухаживали за домашними животными, показывали повадки зверей и птиц. В хороводах и играх отражались и времена года — зима, весна, лето, осень. Например: «Гуси и волк», «У медведя во бору», «Волк и овцы»,

«Птицы», «В садовника», «Родничок» «В дятла».

Ведущий : Рада вашему веселью,

Кто здесь ловкий и умелый, посмотреть хочу на вас!

: По считалке мы сейчас узнаем, кто из гостей первым покажет свою игру.

2 молодец : Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой,

Кто коня того поймает, игру первым начинает!

Игра «Зоря — зоряница» (показывают ученики 1 класса ).

Зоря — зоряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обранила,

Ключи не простые, ключи золотые,

Раз, два — не воронь, а беги как огонь!

(Условия игры: играющие стоят взявшись за руки по кругу, водящий за кругом в руке у него лента. На каждое слово водящий лентой касается рук играющих, на последнем слове «огонь» двое детей бегут в разные стороны по кругу, кто первым прибежит на своё место тот и становится водящим). Игру «За стеклянными дверями» покажут ребята 2 класса.

(дети взявшись за руки идут по кругу, в центре стоит «мишка – медведь»).

Дети — За стеклянными дверями, стоит мишка с пирогами,

Здравствуй, Мишенька — дружок, сколько стоит пирожок?

Медведь —Пирожок то стоит три,

Дети —А ловить то будешь ты! («медведь» ловит ребят, пойманный становится водящим).

Ведущий : А ребята 2 класса знают много русских народных игр вот ещё одна, называется «Баба Яга».

3 молодец ( по считалке выбирает Бабу ягу)

Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

—Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

Дразнилка —Баба Яга, Побежала в огород,

Костяная нога, Испугала весь народ.

С печки упала, Побежала в баньку

Ногу сломала. Испугала зайку!

Ведущий : А вот ещё одна старинная игра «Горелки» покажут её ребята 4 класса.

(Играющие выстраиваются парами дрг за другом—в колонну. Впереди, спиной к ним, становится горельщик. Ему поют:

Гори, гори, ясно, чтобы не угасло!

Делай дело, глянь на небо,

Облака плывут, журавли зовут:

—Курлы – си, курлы – си,

Побежим – ка по Руси!

После этих слов игроки, стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны, горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удаётся взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают впереди колонны, горельщик опять водит, и игра повторяется. А если горельщик поймает одного из бегущих, то он встаёт с ними впереди колонны, а водит игрок, оставшийся без пары.

4 молодец : Есть ещё игра для вас, мы покажем вам сейчас. Игра в «Ворона».

(По считалке выбираются ворон и заяц, остальные дети – зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет её палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:

— Ворон, ворон, что ты делаешь?

—Ямку копаю,— отвечает ворон.

—На что тебе ямка?

—На что тебе денежки?

—Зачем тебе ситчик?

— Зачем тебе мешочек?

— На что тебе камешки?

— В твоих деток кидать,

— Что тебе мои детки сделали?

В огород мой прибегали, А репку да мяточку —

Лучик да мачик потаскали! Потоптали пяточками!

-Кар – кар – р! – кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц их защищает. «Битва» продолжается до тех пор, пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из детей. Он и становится новым вороном.

Ведущая : Молодцы, гости. Кто старину почитает, тот бедным не бывает. Ибо богатство души ничем не измеришь и не заменишь. Веками создавалось народное искусство, и до наших дней дошло его наследие. Сегодня ребята, вы ещё больше узнали, о народных играх и традициях, и в каждом классе каждый из вас может организовать ребят на игру. До новых встреч!

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №3 пгт. Тымовское Сахалинской области

Мамаева Людмила Владимировна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитание школьника с активной гражданской позицией. Привить любовь к Родине невозможно без любви к малой Родине, к ее истории, к устному.

Сценарий праздника предполагает интегрированное использование предметов, таких как технология, народная культура, история, МХК.

Знакомство детей с народными традициями. Масленица самый разгульный праздник. Недаром в народе говорят «Широкая Масленица». Гуляют праздник 7 дней, и каждый день имеет своё название и назначение.

Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев.

Сценарий праздника «Капустные вечёрки»стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться педагогами доп.образования, а также классны.

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края. Цель: приобщить к старинным календарным традици.

Сенарий фолклорного праздника из цикла «Русскикие народные праздники, обряды и традиции».

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2013/04/27/stsenariy-folklornogo-prazdnika

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»
материал (1 класс)

Здесь представлен сценарий фольклорного праздника «Жаворонки», предназначенный для внеклассных мероприятий, фольклорных праздников в начальной школе.Сейчас возрождается интерес к обрядам и традициям русского народа, поэтому детям будет интересно не только познакомиться с традициями этого древнего фольклорного праздника на Руси, но и самим стать участниками этого яркого,красочного и интересного события.В сценарии много стихов, песен, закличек,игр и шуток.В завершении праздника дети угощают всех гостей жаворонками, испеченными своими руками вместе с родителями.)))

Скачать:

Вложение Размер
zhavoronki_1.docx 24.49 КБ
vesnyanka_pesnya.docx 24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна.
На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

  • На Сороки день с ночью меряются.
  • Зима кончается – весна начинается.
  • Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

Дети и педагог в народных костюмах входят в празднично оформленный зал, в руках у них “жаворонки”. Хором исполняют заклички.

Жаворонушки на соломушке,
Прилятите к нам; принясите нам
Лето теплое, весну красную.
Нам зима-то надоела,
Надоела, уморила.
Ручки, ножки занозила.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,

забываем мы о ней.

2 Ведуший: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Первый месяц весны богат праздниками. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название “Сороки”, а иногда “Кулики”.
1 Ведущий: В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Считалось, что пернатые гости приносили на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась всегда с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
2 Ведущий: Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и “жаворонки”.

1 Вед.: Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
2 Вед:“ Жаворонки” раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну.
“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.
Деревня в этот день была полна детских песен, крика, смеха.

Весна-красна,
Нам добра принесла
На сопушке, на соломушке.

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Все: Отворяй весну, замыкай зиму. (Игровая попевка)

Ай, кулик – клик!
Жаворонок – клик!
Ай, сел на воду,
Отморозил бороду!

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!

Мальчик: Март, март, солнцу рад!

Девочка: Апрель, апрель, отворяй дверь!

Май, май, песню запевай!
Говорят, говорят. Ой, весна!

Народная игра “Солнышко”

Мальчик: Давайте поиграем в “Солнышко” (приглашают гостей для игры, выбирают водящего)

Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре на шесте – солнышко.

Солнышко, выгляни,
Красное высвети.
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,
А тебе-то не дают,
Всем ребятам раздают.

Мы потешки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Где потешки поют,
Там весело живут.
Здравствуйте, ребята!
Пришли мы к вам позабавиться,
Да потешиться!
Пошутить!
Поиграть!
Посмеяться!

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости.
У нас для каждого найдется
И словечко и местечко.

Бабушки садятся на скамеечки около домика.

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Для гостей дорогих споем песню русскую.

Дети исполняют русскую народную песню “Где был Иванушка».

Вы и пели, и плясали,
И, наверное, устали.
Всем вам отдохнуть пора!
А вот к отдыху игра (подходит к мальчику)

– Что ты, молодец, не весел, буйну голову повесил? Есть еще возможность сноровку да ловкость свою показать (вручает колокольчик девочке). – Вот тебе, милая колокольчик, ты ходи, ходи вокруг молодца, похаживай да потихонечку в колокольчик позванивай! А тебе, добрый молодец, уж не обессудь, мы завяжем глаза ясные. Должен ты поймать девицу за руки. Как поймаешь – жди подарочка, не поймаешь – пеняй на себя. Быть подарочку у красной девице. Расступись, честной народ, не скопляйся! А ты, красна девица, начинай игру, не стесняйся!

Тара-ра, тара-ра.
Идут девки со двора!
Песни петь да плясать.
Всех вокруг забавлять!

Дети исполняют песню “ На горе-то калина” с движениями.

Где песня льется,
Там легче живется.
Ну, гости, теперь ваш черед

Бубны, румбы, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд! Выбирай подряд!

Красиво – приятно, а для всех занятно!

Мальчики исполняют р.н.п. «Светит месяц» мальчики на народных инструментах

Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой-ли, ой-люли, ой-люли,
Прямо к синему морюшку.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.

Дети читают небылицы:

Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье,
И из тучки на него
Капало варенье.

Рано утром, вечерком.
Поздно, на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть,
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
На распашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
На голове карман.

Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок.
На ноге фуражка.

Инсценировка “Здравствуй Филя!”.

(Исполняют девочка и мальчик).

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала лепешек-оладушек.
– А ты что с ними сделал?
– Я их под лавку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы их в печь положила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала сарафан.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в печку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в шкаф повесила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать принесла барана.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в шкаф повесил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в хлев завела, водой напоила, сеном угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала Настасьюшку.
– А ты что с ней сделал?
– А я её в хлев завел, водой напоил, сеном угостил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы её за стол посадила, чаем угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала свинью.
– А ты что с ней сделал?
– А я её, за стол посадила, чаем угостила.
– Ну, ты, Филя, чудак!

Словно радуга живая,
В ярких красках расцвела
Огневая, вихревая
Песня русская слышна!

Поджидай меня,
Мой миленький,
Только выйду из ворот.
А сейчас веселый праздничный
Заводи-ка хоровод!

Хоровод “Ходила младешенька по борочку..”

Ведущий: Ходи, народ солнышко встречать, мороз прогонять!

Берет в руки 40 испеченных шариков.

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички — жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Зимушку с почетом провожаем
Добрых дел её не забываем,
Встретиться с зимою, мы желаем,
После осени к себе вновь приглашаем.

Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Угощают всех присутствующих на празднике гостей выпечкой – “жаворонками”. Звучит весенняя закличка.

По обычаям российским
От души поклон вам низкий (кланяются в пояс) .

Звучит русская народная песня на выбор педагога

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2019/04/08/stsenariy-folklornogo-prazdnika-zhavoronki

Читайте также:  Описание праздника ко дню учителя
Оцените статью