Формы массовых праздников под открытым небом

Специфика проведения мероприятий под открытым небом

В статье рассказывается об особенностях режиссуры массовых мероприятий под открытым небом.

Специфика проведения мероприятий

под открытым небом

Ткешелашвили Георгий,

студент группы 41РТПиП

ГБОУ ВО «Белгородский государственный

институт искусств и культуры»

Праздники под открытым небом — неотъемлемая часть мировой праздничной культуры. История праздников насчитывает сотни и тысячи лет. Зародившись в далеком прошлом, когда люди жили в единстве с природой, праздники под открытым небом проводились и во времена античности, и в Средневековье. Культура Древней Руси не уступает в наличии празднеств под открытым небом – Святки, Масленицу, день Ивана Купала и другие праздники традиционно проводили на улице. В период СССР праздники под открытым небом стали проводится с особым размахом: парады и демонстрации, митинги и праздничные шествия были необходимы для распространения советской идеологии.

Со временем праздничный календарь нашей страны еще более пополнился, в регионах появились свои праздники, стали популярны различные фестивали и др. Большинство из них также проводятся под открытым небом, на площадях и в парках, что дает возможность широкого социального общения масс, характеризующегося эмоциональным подъемом, отсутствием иерархии, стиранием границ между богатыми и бедными, начальниками и подчиненными, людьми разного возраста и разных взглядов.

Такие массовые зрелища могут иметь самый разный масштаб, могут проходить на самых разных нетрадиционных площадках, поэтому их постановка требует от работы режиссера применения специфических приемов и выразительных средств.

Для проведения праздника под открытым небом можно использовать несколько разных площадок, которые будут действуют либо одновременно, либо поочередно. На них могут проходить разного рода действия, например выступления хоров, оркестров, хореографических коллективов и т.д. Причем все это должно быть единым действием, а не механическим объединением нескольких разнообразных действий. Только действие, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме и нашедшее единое художественно-образное воплощение станет действительно праздником для большого количества людей.

Праздники под открытым небом в большинстве случаев становятся зрелищами на больших пространствах. Площади и стадионы являются гигантскими сценическими площадками, огромными «зрительными залами». Очевидно, что зрители практически не видят лиц актеров, не видят его глаз и, соответственно, не замечают ни нюансы мимики, ни подробности пластического рисунка роли. Из-за удаленности зрителей от исполнителей зрители не слышат «живого» голоса актеров. Кроме того, множество отвлекающих факторов, связанных с реальностью окружающей среды, делают невозможным сконцентрировать зрительское внимание традиционными средствами. Отсюда и иные способы организации зрительского восприятия.

Праздник под открытым небом — это в первую очередь зрелище. Зрелище в том смысле, что здесь главенствуют зрительный ряд и визуальные средства выразительности. Одинокая фигура актера может быть объектом внимания лишь несколько минут, поэтому протяженная во времени мизансцена требует взаимодействия солиста и массы, взаимодействия, пластически выстроенного на контрастных движениях толпы и героя [1]. В массовых представлениях должна звучать фонограмма, хотя и в ней, зачастую, текст может отсутствовать. И это закономерно, поскольку словесные выразительные средства должны быть сведены к минимуму.

В искусстве массовых представлений создаются преимущественно не индивидуальные образы персонажей, а образ коллективного героя-массы или символические образы-аллегории. И это одно из существенных эстетических свойств театра массовых представлений. Синхронные действия массы, состоящей из сотен, а иногда и тысяч исполнителей уже сами по себе — мощный фактор эмоционального воздействия. А будучи художественно организованными «изобразительной режиссурой» массового представления, они становятся особым эстетическим феноменом, составляющим образную сущность массового театра.

Массовые представления – это всегда театр массы, который предполагает наличие масштабных композиций и динамических перестроений, больших кукол и стягов в виде полотнищ и т.д. Внимание зрителей привлечет использование разнообразных технические средств и пиротехнических эффектов.

Не стоит забывать, что многие площадки проведения праздников расположены на территории парков и исторических памятников, поэтому любое мероприятие должно проходить под строгим контролем администрации города. Одно из самых строгих требований — полная сохранность ландшафтов зеленых зон. Организаторы всегда должны стремиться найти общий язык и с представителями власти, и с администрациями парков и усадеб, на территориях которых планируется работать.

Важной специфической чертой режиссуры и драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового действия выступает синтез. Именно таков язык этого искусства, поэтому постановка массового зрелища требует подробной, всесторонней подготовки и совместных усилий всех членов постановочной группы.

Праздники под открытым небом стали хорошей традицией для Дворца культуры поселка Майский Белгородского района. В теплое время года люди значительно охотнее посещают мероприятия на открытом воздухе и это дает возможность привлечь большое количество зрителей. Сезон 2017 года открыла детская игровая программа «Первомай, зажигай!», в которой юные жители поселка Майский попробовали свои силы в интеллектуальных викторинах и спортивных эстафетах. 9 мая прошли митинг «Есть память, которой не будет конца» с возложением цветов к памятнику погибшим воинам и концерт «В память о павших, во славу живых», посвященные 72-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне. 16 мая тематическим концертом «Семья, согретая любовью» был отмечен День семьи, а 25 мая была организована дискотека для молодежи, посвященная Последнему школьному звонку. 27 мая на площадке ДК жители поселка отметили День соседей и приняли участие в театрализованно-спортивной программе «Сосед соседу улыбнись!».

1 июня 2017 года была проведена театрализовано-игровая программа «Позабудем про тревоги, вот и лето на пороге», посвященная международному дню защиты детей. Главные герои программы – мальчик Фин и волшебная собака Джейк (герои популярного среди детей и молодежи мультсериала «Время приключений») поздравили зрителей с началом лета и вовлекли их в свои игры и приключения. Программа была построена на интермедиях и непосредственно играх, которые были драматургически связаны друг с другом, а персонажи, действующие в интермедии, стали ведущими игр. Большим сюрпризом для детей стало появление деда Мороза, который, подружившись со Снежным королем, на собственном примере показал детям, как заводить знакомства и объединил всех участников в дружном хороводе. Закончили мероприятие фотосессия с героями представления и фаер-шоу.

Театрализовано-игровая программа «Позабудем про тревоги, вот и лето на пороге», проводившаяся по открытым небом привлекла большое количество участников. Хочется заметить, что театрализованные праздники и представления для детей – благодарная почва для творчества режиссеров и сценаристов, актеров и исполнителей.

Литература:

  1. .Генкин, Д.М. Массовые праздники. – М.: «Просвещение», 1975.
  2. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М.: «Наука», 1978.

Источник статьи: http://pedsovet.org/publikatsii/detskie-i-yunosheskie-obedineniya/spetsifika-provedeniya-meropriyatiy-pod-otkrytym-nebom

Шествия и демонстрации как формы современной праздничной культуры

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению шествий и демонстраций как форм праздничной культуры России. В работе проведен сравнительный анализ шествий и демонстраций в контекстах праздничной культуры СССР и современной России. В статье приведены основные результаты исследования, выделен ряд особенностей, отличающих шествия и демонстрации от других форм праздничной культуры.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of marches and demonstrations as forms of festive culture of Russia. The paper presents a comparative analysis of marches and demonstrations in the context of festive culture of the USSR and modern Russia. The article presents the main results of the study, highlighted a number of features that distinguish the march and demonstration from other forms of festive culture.

Ключевые слова: режиссура театрализованных представлений и праздников, праздничная культура, шествие, демонстрация, монстрация, процессия.

Keywords: directing theatrical performances and holidays, festive culture, march, demonstration, monstration, procession.

Форма шествий известна человечеству с древних времен. Человеческая повседневность вмещает в себя различного рода процессии: свадебные, похоронные, церемониальные, карнавальные, политические, праздничные и т.д. Сохраняя свою основную черту, т.е. структуру динамической мизансцены – поступательное движение участников в заданном направлении и траектории, — процессии способны воплощать самые разные смыслы и выполнять различные социокультурные функции. Процессия как вид зрелищной культуры обнаруживает бесконечную содержательную гибкость и вариативность.

В Советском союзе шествия и демонстрации были распространенной формой процессий: первомайские демонстрации, спортивные, профессиональные и театрализованные шествия и т.д. В современной России данная форма зрелищной культуры воспринимается в основном, как политическое действие и используется режиссерами массовых мероприятий редко.

На протяжении нескольких последних лет в России пытаются возродить первомайские демонстрации, но зачастую участниками таких демонстраций становятся работники государственных бюджетных учреждений, которым «вменили в обязанность» быть на такой демонстрации. Соответственно, уровень вовлеченности участников демонстрации низкий. Но если рассматривать современную первомайскую демонстрацию с точки зрения зрелищной культуры, то можно сделать ее актуальной и интересной, обозначив тему и идею – а это уже задача режиссеров массовых праздников.

Об этом пишет в своей книге «Режиссура эстрады и массовых представлений» Шароев И.Г.: «…все массовые шествия, проезды и проходы по улицам города – зачастую только подготовительный этап праздника. И к ней надо готовить зрителя, увлекая его общим ритмом и красочным рисунком шествия по городу, занимательностью и неожиданностью режиссерского решения» [7]

Еще одна современная форма процессии – монстрации (впервые прошла в Новосибирске в 2004 году). По определению автора, Артема Лоскутова: «Монстрация — близкое к хэппенингу игровое действо без готового сценария, массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами, которые придумывают участники проекта». Монстрация как форма паблик-арта располагается в пространстве между художественной деятельностью, социальной активностью и политическим жестом. Главная цель монстрантов — выразить себя, выступая с абсурдистскими и одновременно концептуальными или парадоксальными плакатами. Ежегодно растет количество городов, поддержавших монстрацию и соответственно, растет численность участников [11]

Чтобы понять значение шествий в праздничной жизни человека, обратимся к истории. В течение всего своего существования, человечество, познавая мир, создавало различные формы художественного осмысления мира. Полученные знания выражались в символах и образах, которые со временем трансформировались под воздействием социальных, культурных, временных изменений. Символы и образы постепенно стали неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, а впоследствии и зрелищ, праздников, представлений.

Древние люди совершали жертвоприношения, их действия складывались в последовательные ритуалы и в этих действиях уже можно выделить элементы шествий, процессий. Например, прежде чем совершить жертвоприношение, нужно было принести жертву к месту ритуала, и это зачастую была важная часть самого ритуала. С течением времени появлялись атрибуты, элементы одежды, раскрашивание лиц – а это уже можно отнести к прообразу карнавала.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что шествия появились интуитивно, когда нужно было уделить особое внимание к какому-либо объекту или действию, привлечь к участию большое количество людей и вызвать чувство сопричастности к происходящему.

Одним из элементов шествий является некая ритуальность, определенная последовательность действий, финалом которой является обряд. То есть, нет шествия ради шествия, любое шествие имеет конечную цель в виде того или иного обряда или ритуала.

В средневековых религиозных шествиях уже можно выделить такие элементы как: строгий регламент, маршрут, длительная подготовка, определенный сценарий, просветительская направленность. В тоже время в карнавальных шествиях: свобода самовыражения, яркие костюмы и маски, своеобразное «протестное шествие».

Подводя итог изучения исторического развития форм шествий и демонстраций, можно выделить ряд особенностей:

  1. Эмоциональное воздействие.
  2. Способ организации.
  3. Масштабность (территориальная и массовая).
  4. Наличие финальной цели.

В 20 веке в Советском Союзе шествия и демонстрации получили наиболее яркое развитие и широкое их использование в режиссуре праздников под открытым небом. Вся основная литература, посвященная изучению данных форм праздничной культуры, была издана в период с 1920-х по 1990-е года.

Как утверждает Д.М. Генкин: «Массовое шествие, театрализованный митинг, массовое представление и театрализованный концерт являются ведущими формами современного советского массового праздника. Все эти формы массового праздника находятся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении и, ассимилируясь, приводят к возникновению новых форм» [5]. Однако, Генкин отмечает подчиненность шествий более общей структуре «в силу комплексного характера массового праздника». Тем не менее, в структуре некоторых праздников, таких как Первое мая, годовщина Октябрьской революции, стоит отметить главенствующее положение шествий в общем сценарии праздника.

В книгах Д.М. Генкина, В.С. Аксенова, А.Д. Жаркова, А.В. Бенифанда, А.А. Коновича, И.Г. Шароева подробно описаны примеры массовых шествий, демонстраций, парадов, карнавалов Советского союза, особое внимание авторы уделяют праздникам 1920-х – 1930-х годов.

Анализ Советских праздников позволяет сделать вывод, что шествия и демонстрации не являлись самостоятельной формой массового действа, но были либо основой праздника, либо важной ее частью. В любом случае, шествиям, демонстрациям, процессиям отдавали главенствующую роль в сценариях праздников, в особенности, тех праздников, которые входили в «Красный календарь».

Шествия, парады, демонстрации стали неотъемлемой частью практически любого праздника, в них появляются элементы театрализации, большое внимание уделяется художественному оформлению не только движущихся колонн, но и оформлению маршрутов, по которым движутся колонны демонстрантов.

Массовые праздники Советского Союза – пример идеологического воспитания, формирования коммунистической убежденности, стремления к единению, поддержки творческой инициативы.

В начале 90-х годов XX века после распада СССР форма шествий и демонстраций была не востребована режиссерами массовых праздников. Даже парад Победы не проводился с 1991 по 1994 годы.

Если рассматривать любое шествие, процессию как способ всеобщего высказывания, с помощью которого можно обратить внимание властей, общества к существующим проблемам или продемонстрировать достижения, то такая форма праздничной культуры будет привлекательна для участников и информативна для организаторов. Примером такого «свободного» шествия можно назвать современную монстрацию. Монстрация показывает готовность и желание жителей города собираться вместе, идти в шествии. А это, в свою очередь, доказывает, что шествие в любом его виде (будь то парад, карнавал, демонстрация и пр.) привлекательная форма праздничной культуры, как для самих участников, так и для многочисленных зрителей. Задача режиссеров и организаторов – придумать хорошую и интересную идейную основу, которая станет мощным стимулом для участия в том или ином шествии (к примеру, шествие «Бессмертный полк»).

Изучив историю шествий и демонстраций, сравнив их с современными шествиями, можно сделать следующие выводы:

  • в современной праздничной культуре демонстрации воспринимаются обществом как политическое (зачастую протестное) шествие;
  • без идейного смысла, понятного каждому участнику, шествие (или демонстрация) теряет свой смысл и становится неинтересной участникам и зрителям (соответственно, мы имеем низкий уровень вовлеченности);
  • шествие – более общее понятие, чем демонстрация, парад, карнавал. Соответственно, тематика шествий практически безгранична;
  • зачастую шествие является основным связующим компонентом праздника, придающим единое композиционное звучание, символический смысл;
  • шествие, демонстрация, парад, карнавал (и другие процессии) создают эффект сопричастности, чувство коллективности, что положительно сказывается на выполнении функции единения народа;
  • несмотря на коллективность, шествия позволяют раскрыть индивидуальные таланты за счет возможности участников импровизировать, поддерживать друг друга, создавать положительную конкуренцию;
  • добровольное и инициативное участие в таких формах шествий как монстрация, доказывает привлекательность форм шествий и демонстраций в праздничной культуре, как для самих участников, так и для многочисленных зрителей.

Источник статьи: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/7508

Читайте также:  Сценарий праздника пасхи для 2 младшей группы
Оцените статью