Французский подарок американскому народу

Si vis pacem, para bellum!

31/03/2018 Статуя Свободы — подарок французского народа, ставший символом США

Продолжаем повествование о женщинах — символах государств и сегодня речь пойдет об американской Свободе (Liberty).

Богиня Cвободы (Libertas) или просто, Свобода — статуя, которая стала символом свободы для Соединенных Штатов и визитной карточкой страны для иммигрантов, прибывающих из-за границы. Она держит в правой руке факел, в левой — табличку с надписью «JULY IV MDCCLXXVI» (4 июля 1776) — датой подписания Декларации Независимости США, а у ее ног лежат сломанные оковы.

Подарок американскому народу от народа Франции

Статуя Свободы — подарок американскому народу от народа Французской Республики, который чтит «Альянс двух наций в достижении независимости Соединенных Штатов Америки и подтверждает их постоянную дружбу» была спроектирована французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди и построена французским инженером Густавом Эйфелем.

Идея создания Статуи Свободы была впервые предложена Эдуардом Рене де Лабуле — президентом Французского общества по борьбе с рабством и видным политическим деятелем своего времени. Проект прослеживается от середины 1865 года с договора между де Лабуле и Бартольди.

Статуя была построена во Франции, отправлена ​​разобранной в ящиках в США и собрана там на острове Бедло (теперь называемом Островом Свободы). Завершение статуи ознаменовалось парадом в Нью-Йорке и церемонией открытия под председательством президента Гровера Кливленда 28 октября 1886 года.

Читайте также:  Как сделать квест найди подарок дома

Истоки

В ранней американской истории, две женские фигуры часто использовались в качестве культурных символов нации. Один из этих символов — персонифицированная Колумбия, рассматривался как воплощение Соединенных Штатов таким же образом, как Британия была отождествлена ​​с Соединенным Королевством, а Марианна стала представлять Францию. Колумбия вытеснила более раннюю фигуру индейской принцессы, которая стала считаться нецивилизованной и унизительной для американцев.

Эта картина «Дух границы» 1872 года изображает Колумбию, несущую телеграфные линии через западную границу

Слово «Колумбия» — это новый латинский топоним, используемый с 1730-х годов для тринадцати колоний Британии, который происходил от имени итальянского исследователя Христофора Колумба. Название «Колумбия» впервые появилось в 1738 году и позже, установилось как альтернатива или поэтическое название для Америки. Оно породило имена многих людей, мест, объектов, учреждений и компаний, например, Колумбийский университет, округ Колумбия, река Колумбия, корабль «Columbia Rediviva», кинокомпания «Columbia Pictures», логотип которой в точности повторяет статую Свободы.

Другой значительный женский символ в американской культуре был представлен ​​Либерти, (лат. Libertas) — богиней свободы, которой поклонялись в Древнем Риме.

Фигура Свободы украшала большинство американских монет того времени, появлялась в популярной литературе и скульптуре. Пример тому — «Статуя Свободы» Томаса Кроуфорда (1863 г.) на вершине купола здания Капитолия Соединенных Штатов. Статуя Кроуфорда была спроектирована в начале 1850-х годов и, первоначально, была увенчана пилюсом — головным убором освобожденных рабов в Древнем Риме. Военный министр Джефферсон Дэвис, который, впоследствии, будет председателем Конфедеративных Штатов Америки, был обеспокоен тем, что пилюс будет восприниматься, как символ отмены смертной казни и приказал заменить его шлемом.

Художники XVIII и XIX веков, стремящиеся прославить республиканские идеалы, обычно использовали Свободу, как аллегорический символ. Фигура Свободы была также изображена на Великой Печати Второй Французской Республики в 1848 году. На ней головной убор Свободы похож на корону «Статуи Свободы», которую, 40 лет спустя, французский народ предложит американскому народу. И, теперь, семь небесных лучей, освещающие мир на короне статуи, символизируют 7 морей и 7 континентов, как это принято в западной географической традиции.

Дизайн, стиль и символизм

Бартольди и Лабуле долго думали, как лучше всего выразить идею американской свободы. В итоге, им удалось избежать образа революционной свободы, который изображен на знаменитой картине «Свобода, ведущая народ на баррикады» Эжена Делакруа. В этой картине, посвященной французской революции 1830 года, полуобнаженная Свобода ведет вооруженную толпу над телами погибших.

Лабуле не проявлял симпатии к революции, и, поэтому, фигура Свободы у Бартольди была полностью одета в плавно ниспадающие одежды. Вместо впечатления от насилия в работе Делакруа, Бартольди хотел, чтобы статуя была мирной, и выбрал факел, представляющий прогресс, который держала в руке Свобода. При этом, он избегал сходства с Марианной, которая неизменно носит фригийский колпак. Вместо него, он использовал диадему или корону на голове. Семь её лучей образуют ореол, они напоминают солнце, олицетворяют семь морей и семь континентов и представляют собой другое средство, помимо факела, посредством которого, Свобода просвещает мир.

Все ранние модели Бартольди были по-своему похожи: женская фигура в неоклассическом стиле, представляющая свободу, одетая в мантию или плащ, распространенные в изображениях римских богинь, и держащая факел в руке. Согласно некоторым источникам, лицо Свободы было смоделировано с матери скульптора Шарлотты Бейссер Бартольди, но, Реджис Хубер, куратор музея Бартольди, говорит, что это — спекуляции, не имеющие фактических подтверждений.

Скульптор сконструировал фигуру с неосложненным силуэтом, который был хорошо спланирован благодаря его размещению в гавани и позволял пассажирам на судах, входящих в Нью-Йоркский залив, менять направление взгляда на статую, когда они двигались к Манхэттэну. Он придал ей смелые классические контуры и применил упрощенное моделирование, отражающее огромные масштабы проекта и его торжественную цель.

Посвящения Статуе Свободы

После того, как Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 году, изображения статуи были в значительной степени использованы как в плакатах, так и в рекламе Liberty Bond, которые побуждали американских граждан поддерживать войну в финансовом отношении. Это производило впечатление на публику, а заявленной целью войны было обеспечение свободы.

В 1984 году Статуя Свободы была признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В «Заявление о значимости» ЮНЕСКО статуя описывается, как «шедевр человеческого духа», который является вдохновляющим символом созерцания, дискуссии и протеста и таких идеалов, как свобода, мир, права человека, отмена рабства и демократия. Сейчас, это один из самых популярных туристических объектов Нью-Йорка.

В качестве американского символа, Статуя Свободы была изображена на марках страны. Она появилась на юбилейных монетах, выпущенных в ознаменование своего столетия 1986 года. Также, изображение Статуи Свободы было выбрано для американских монет из платины серии «American Eagle» в 1997 году, где было помещено на реверсе. А два изображения факела Статуи Свободы имеются на десятидолларовом купюре.

Статуя Свободы является частым предметом, используемым в популярной культуре. В музыке, для того, чтобы оказать поддержку американской политике, как в песне Тоби Кейта «Предоставлено красным, белым и синим», и в оппозиции, на обложке «Мертвого Кеннедиса», альбом «Bedtime for Democracy», который протестовал против администрации Рейгана. Факел является местом для кульминации фильма режиссера Альфреда Хичкока «Саботажник» 1942 года. Статуя Свободы играет одну из своих самых известных кинематографических ролей в картине 1968 года «Планета обезьян», в которой она предстает наполовину похороненной в песке. А в научно-фантастическом фильме «День независимости» и в «Кловерфилде» — с оторванной головой.

Роберт Холдсток, консультант-редактор «Энциклопедии научной фантастики», задался вопросом в 1979 году: «Где бы научная фантастика была без Статуи Свободы? На протяжении десятилетий она возвышалась или рушилась … и символ свободы и оптимизма стал символом пессимистического взгляда научной фантастики на будущее.»

И, напоследок, впечатляющие фото на фоне лунного затмения 31 января 2018 года.

И так, заканчивая цикл статей о женщинах — символах государств, хотелось бы сделать некоторые обобщения. Все эти символы: Британия, Марианна и Свобода, несмотря на ряд национальных различий, имеют и определенное сходство. И это неудивительно, так как, все они произошли от одних корней — античных богинь Греции и Рима. Даже, Марианна, при всей своей революционности, имеет признаки классической богини…

Источник статьи: http://paraparabellum.ru/istoriya/statuya-svobody-podarok-francuzskogo-naroda-stavshij-simvolom-ssha/

Кто подарил Америке Статую Свободы

Наверное, все знают, какая страна в честь юбилея подарила США символ независимости ‒ Статую Свободы. Через сто лет после подписания Декларации о независимости, в результате американской революции, при поддержке французов, народ Франции подарил американским гражданам скульптуру «Свобода, озаряющая мир». Местом установления монумента избрали остров Бедлоу, в трех километрах от нью-йоркской гавани, который впоследствии стали называть Островом Свободы.

Самое интересное о Статуе Свободы

«Свобода, озаряющая мир» ‒ символ Америки, ее демократии и независимости. Монумент, привезенный на остров на французском корабле в разобранном виде, устанавливался на протяжении четырех месяцев. Высота самой фигуры – сорок шесть метров, а вместе с постаментом – девяносто три. Выполнена скульптура из листов бронзы, и весит сто двадцать пять тонн. Она символизирует римскую богиню Либертас, отсюда еще одно название монумента ‒ леди Либерти.

У ног женщины лежат разорванные цепи, символизирующие освобождение от оков. В правой, вытянутой вверх руке, она держит факел, освещающий близлежащее пространство. В левой, согнутой в локте ‒ табличку с надписью даты провозглашения независимости американского народа. На голове – корона с окнами и семью лучами, символизирующими семь морей и частей света. Изначально памятник был золотистого цвета, но со временем приобрел зеленоватый оттенок из-за воздействия погодных условий.

Добраться до острова можно на пароме, который курсирует каждый час. Лучше для этого выбрать теплое время года. Внутри постамента находится музей с экспонатами. Смотровая площадка на шестнадцатом этаже позволяет осмотреть внутреннюю часть монумента через стеклянный потолок. Поднявшимся в корону по внутренней лестнице или на лифте, открывается чарующий вид на Нью-Йорк и его окрестности.

В разные времена скульптура была маяком, смотровой площадкой. Сейчас – это гордость и достопримечательность Соединенных Штатов, которую посещают туристы и местные жители, и она находится под защитой ЮНЕСКО.

Повод для подарка

После восстания британских колоний в борьбе за независимость им помогали французские патриоты, сначала тайно, а потом и открыто. В результате революции образовались Соединенные Штаты Америки. Если вспомнить о давней дружбе французского и американского народа, становится понятно, кто подарил Америке Статую Свободы. Поводом для такого подарка послужил столетний юбилей окончания американской революции за независимость и образование демократичной страны США.

Автор идеи

Французский ученый Лабулэ, рьяный сторонник политической системы США, выдвинул идею создания скульптуры, олицетворяющей независимость нации, для подарка американским друзьям к столетнему юбилею подписания Декларации.

На собрании сторонников идеи Лабулэ, куда был приглашен французский скульптор Бартольди, было решено именно ему поручить создание скульптуры, для подарка жителям Соединенных Штатов Америки, на что Фредерик Огюст Бартольди дал свое согласие.

Роль Эйфеля

Гюстав Эйфель сыграл немалую роль в создании леди Либерти. Скульптор Бартольди столкнулся с проблемой внутренней конструкции башни, и обратился за помощью к Гюставу Эйфелю, который принял решение при строительстве монумента применить стальную опору и сделать металлический корпус. Благодаря французскому инженеру жители Нью-Йорка могут любоваться величественной леди Либерти.

Сбор средств

Статуя Свободы была полностью построена за счет пожертвований французов и англичан. Правительства двух стран заключили между собой договор. Франция собирает деньги на возведение скульптуры, США ‒ на строительство постамента. После оглашения информации о пожертвованиях люди не спешили тратить свои финансы на возведение монумента. Жители Америки протестовали и пытались добиться прекращения сбора средств.

Активистам, поддерживающим идею власти, пришлось агитировать народ при помощи рекламы и тематических статей в газетах. В семидесятых годах восемнадцатого столетия в Америку был привезен фрагмент фигуры, в виде руки с факелом. За пятьдесят центов желающие могли подняться во внутрь факела. Полученную прибыль передавали в фонд строительства. Несмотря на трудности, деньги, в размере двести пятьдесят тысяч, были собраны. Франции удалось собрать четыреста тысяч долларов гораздо быстрее США.

Процесс изготовления

Изготовление памятника французы начинали с постройки деревянного каркаса. Потом, следуя образцу из гипса, рейки обивали тонкими листами меди, придавая фигуре нужную форму. Каркас монумента был изготовлен из прочной стали, после чего к нему крепились части конструкции. По окончанию работы готовая скульптура достигла сорока шести метров в высоту, а вес ее составил около ста пятидесяти тонн.

Прежде чем отправить скульптуру в Нью-Йорк, французы произвели пробный монтаж в Париже. Горожане на протяжении трех месяцев имели возможность любоваться скульптурой. В то же время американцы занимались строительством пьедестала для установки будущего изваяния. Сооружение отливали из бетона, предоставленного немецкой фирмой.

Высота постройки составила сорок семь метров, вес достиг двадцати семи тысяч тонн. Когда работы в Америке еще не были завершены, французы разобрали свое творение на триста пятьдесят фрагментов и отправили его на корабле в сопровождении лейтенанта Родольфа Виктора де Драмбура в Нью-Йорк.

На окончательный сбор и установку монумента на новый пьедестал было потрачено четыре месяца.

Открытие

Грандиозным событием для жителей США стало долгожданное появление колоссального скульптурного сооружения в Верхней Нью-Йоркской бухте. Торжественное открытие монумента произошло 28 октября 1886 года, при участии президента Америки – Гровера Кливленга. Праздник начался ранним утром, с шествия от Мэдисон-сквер до Бэттери-парка. После двенадцати часов дня провели военно-морской парад. Из-за ужасной погоды и густого тумана горожане почти ничего не могли разглядеть. Но даже плохая погода не могла затмить их радость.

В момент церемонии открытия вблизи леди Либерти находилось правительство и люди, занимающие высокое положение в обществе. Остальные могли наблюдать за торжеством только издалека. После выступления сенатора Эвартса с лица изваяния был снят флаг Франции. В этот момент американцы аплодировали и восторженно кричали — «Ура!»

Удивительный подарок Франция планировала преподнести Америке к столетнему юбилею, но задержалась на десять лет. Это не повлияло на искреннюю и безграничную благодарность жителей Соединенных Штатов народу Франции.

Источник статьи: http://gozakordon.com/northamerica/usa/statuyu-svobody

Оцените статью