ПОДАРОК ПРОТЕСТАНТСКОМУ ДРУГУ
Священник Георгий Максимов / ПОДАРОК ПРОТЕСТАНТСКОМУ ДРУГУ / Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского Москва, 2017
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р17-6220860
Священник Георгий Максимов. По- дарок протестантскому другу. Право- славное миссионерское общество име- ни прп. Серапиона Кожеозерского, БФ
«Миссионерское движение святых апо- столов Петра и Павла»: М., 2017. 64 с.
Брошюра в спокойной и благожела- тельной манере отвечает на наиболее частые вопросы протестантов к право- славным и предлагает рассмотреть в свете Библии наши главные различия.
ОТ АВТОРА
Эта брошюра написана православным священником прежде всего для протестантов (в самом широком смысле слова), хотя может быть интересна и для православного читателя.
Господь Иисус Христос сказал о Своих учениках: «да будут все едино» (Ин. 17:21). Между тем очевидно, что в случае право- славных и протестантов этого единства не наблюдается. Из-за чего? Есть православ- ные книги, написанные для православных с объяснением причин разделения, есть про- тестантские книги, написанные для про- тестантов с той же целью. Но, кажется, не хватает книг, которые не ограничивались бы своей аудиторией, а были бы попыткой диа- лога. Эта брошюра — как раз из таких.
Она называется «Подарок протестант- скому другу», поскольку написана не с целью обвинять в чем-либо протестантов, а с целью дружелюбно и по-братски помочь разобрать- ся с тем, что же мешает нам быть «едино», в наших отличиях. За минувшие годы мне не раз довелось общаться с протестантами, вы- слушивать их вопросы, которые зачастую повторялись. В этой небольшой брошюре про- тестант сможет узнать православный ответ на самые распространенные вопросы, а так- же, возможно, посмотрит под новым углом на некоторые уже привычные для него темы.
ЦЕРКОВЬ
Что нас, православных и протестантов, больше всего отличает друг от друга? Многие скажут: почитание икон, святых, крещение младенцев, и многое другое, но вряд ли мы услышим: «понимание Церкви». А между тем это — самое главное. И с этого стоит начать.
Порой мне доводилось встречать у про- тестантских друзей желание отмахнуться от обсуждения этой темы, мол, самое главное, что мы верим во Христа, а остальное не так важно. Однако задумайтесь: известен ли вам хоть один стих в Библии, в котором бы го- ворилось о Церкви или о принадлежности к ней как о чем-то несерьезном, неважном?
Церковь есть «столп и утверждение ис- тины» (1Тим. 3:15), значит, оказаться вне Церкви это оказаться вне истины. Церковь — единственное сообщество, которое в Би- блии называется Телом Христовым (см.: Еф. 1:22–23), а значит, оказаться вне Церкви — это оказаться вне Тела Христова, то есть, вне Христа. Разве это мелочь? Разве это не тот вопрос, который заслуживает самого серьез- ного рассмотрения? Но мы не сможем отве- тить на вопрос, в Церкви ли мы, если сначала не поймем, что такое Церковь Христова.
Наверное, любой протестант скажет, что деноминация, к которой он в настоящее вре- мя принадлежит, и есть Церковь Христова. Но ему хорошо известно, что его деномина- ция появилась по историческим меркам не- давно — от нескольких лет назад до, в лучшем случае, начала Реформации. Но где, в таком случае, была Церковь Христова до этого вре- мени? Та самая, которую создал Христос и ко- торая описана в Деяниях апостольских?
Мне встречалось два вида ответа на этот вопрос у протестантов, назовем их условно радикальный ответ и мягкий ответ. Начнем с первого, поскольку он является более клас- сическим для протестантизма.
Этот радикальный ответ можно вы- разить так: изначально была Церковь апо- стольская, а затем, уже со II века, появились искажения в ее учении, и Церковь утрати- ла апостольское вероучение из-за того, что привнесла разные ложные практики и идеи в его чистоту, заимствуя их из язычества. Не- которые даже говорят, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством». И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апо- стольское учение будто бы вернули. Ну, с XVI века — это если «старые» протестанты: люте- ране, кальвинисты. А «новые» протестанты, такие, например, как баптисты, адвентисты, пятидесятники, возникли в еще более позд- нее время. И зачастую создание новых протестантских деноминаций сопровождалось подчеркнутым разрывом с предшествующей традицией. Например, основатель баптизма Джон Смит в 1609 году крестил себя сам, по- скольку был убежден, что истинной Церкви больше нет, и ее нужно создавать заново.
Давайте посмотрим, соответствует ли Библии эта идея про исчезнувшую Церковь? Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, она всегда останется той же «славною Церко- вью… святой и непорочной» (Еф. 5: 27), «до- мом Божиим… столпом и утверждением ис- тины» (1 Тим. 3: 15), какой ее изображают апостолы в Писании.
Есть и другое обещание, которое дал Го- сподь. Он сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). То есть, Христос обещает, что Сам будет с Церковью до конца времен. Как видим, нет ни слова о том, что Го- сподь собирается сделать паузу со II по XVI век или по XIX век. Разве можно представить, что Христос более полутора тысяч лет мирил- ся с лжеучением и язычеством в Своей Церк- ви и ничего не сделал, чтобы это изменить?
И апостол Павел со своей стороны пи- шет, что Богу будет воздаваться «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21). То есть, созданная Хри- стом и распространенная через апостолов Церковь будет существовать на протяжении всех последующих поколений и прославлять Бога. Идея о том, что Церковь будто бы ис- чезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречит этим библейским словам.
Также стоит напомнить, что Христос обещал ученикам дать Духа Святого и ска- зал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13), «научит вас всему» (Ин. 14: 26). Когда при- шел к апостолам Дух Святой, мы знаем — в день Пятидесятницы, который и считается днем рождения Церкви. То есть, Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет Цер- ковь от искажения, от того, чтобы она укло- нилась от истины. И Сам Христос, Который есть Истина (Ин. 14: 6), невидимо пребывает в ней. Отдельный человек или даже группа людей могут уклониться в заблуждение, еще апостолы об этом предупреждали (см.: 2 Пет. 2: 1; Гал. 1: 6–9). Но чтобы вся Церковь укло- нилась в заблуждение — такое невозможно, поскольку это означает, что она перестала существовать.
Упомянутый «радикальный ответ» нетолько противоречит Библии, но и истори- чески не подтверждается.
Я сам, когда приходил к вере, лично про- верял это. Прочитал сначала Новый Завет. После этого стал читать другие христианские документы, которые сохранились от конца I века. Например, послание святого Климента Римского, ученика апостолов. Затем перешел к тем документам, которые были написаны во II столетии. В том числе и написанные не- посредственно учениками апостолов, такими как святой Поликарп Смирнский, святой Иг- натий Богоносец. Они лично знали апостолов и от них приняли учение.
После этого я перешел к III веку и про- читал все христианские тексты того време- ни. Потом перешел к IV веку и так далее. И я убедился, что на протяжении всех этих сто- летий Церковь в своем учении осталась той же. Могли изменяться формулировки веро- учения, но само вероучение оставалось тем же. На протяжении трех веков Церковь жила в состоянии мученичества, когда тысячи хри- стиан предпочитали смерть, лишь бы не уча- ствовать даже малейшим образом в обрядах язычников. Разве могли эти же люди в то же самое время заимствовать языческие обряды и учения? Они шли на смерть за меньшее.
Я никого не прошу верить мне на слово. Возьмите тексты и проверьте. Все есть в от- крытом доступе. К сожалению, очень часто протестанты почти не знают историю Церк- ви. То, что было после описанного в Деяниях апостольских и до того, как возникла их де- номинация, для них — terra incognita.
Но те из протестантов, кто находит сме- лость без предубеждений рассмотреть этот вопрос, признают, что Церковь, описанная в документах I–II столетий, совсем не похожа на то, что сейчас мы видим на протестант- ских собраниях и в современном протестан- тизме. Приведу один случай, который прои- зошел в 1960-х годах в американских городах Бен-Ломон и Санта-Барбара.
Группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью. И тогда они решили проследить историю Церкви от времен апостольских, чтобы вы- яснить, куда делась та Церковь, которая была описана в книге Деяний. Они последователь- но изучали все исторические документы. При этом в истории много было разделений, воз- никали разные ереси. И на каждой такой раз- вилке эти протестанты непредвзято смотрели и сравнивали: кто именно хранил апостоль- скую веру, а кто вносил новшество?
Процитирую рассказ одного из лидеров этого движения Питера Гилквиста:
«В своем путешествии через историю мы тщательно проследили тысячелетие неразрывной преемственности в Церкви. Мы об- наружили ту же самую Церковь во втором и третьем столетиях, подвергающуюся жесто- ким гонениям, служащую литургию в домах и катакомбах и руководимую епископами, которые часто заканчивали свой жизненный путь как мученики. Мы нашли ее в четвер- том веке защищающей веру в Никее и в пя- том веке — в Халкидоне.
Мы проследовали за ней вплоть до вось- мого столетия, изучили ее великие Соборы, полюбили ее апологетов, святых, учителей, то, как они проповедовали Евангелие, боро- лись с еретиками и подтверждали почита- ние святых икон. Мы были поражены тем, как смело встречали в Церкви этические и догматические искажения вероучения и как постоянно удавалось избежать возможного разрушения. Бог был с Церковью в девятом и десятом веках…
Но затем наступил 1054 год, и мы оказа- лись перед лицом выбора. Произошел раскол. Я до сих пор помню физическое ощущение, ко- торое у меня было, когда я сказал своим едино- мышленникам: “Восток прав в сопротивлении папству и в отрицании дополнения filioque”. После этого я сделал глубокий вздох. “Я ду- маю, что это делает нас… православными”».
В результате этого серьезного исследова- ния, в котором никоим образом не участво- вала православная сторона, вся эта община — более 2000 человек — в 1974 году попроси- лась в Православную Церковь и была приня- та. Кто желает, может подробнее прочитать об этом в книге Питера Гиллквиста «Возвра- щение домой».
Конечно, не все люди готовы приступить к столь серьезному историческому исследо- ванию. Но в таком случае им должно быть достаточно того, что говорит о Церкви Го- сподь Иисус Христос и Его апостолы, чтобы понять, что истинная Церковь не могла ис- чезнуть. И, соответственно, все ныне сущ- ствующие церкви, которые прямо позици- онируют свой разрыв с предшествующей христианской традицией и отсчитывают свою историю от основания их деноминации смертными людьми, заведомо не могут быть той Церковью, которая непрерывно суще- ствует от времен апостольских и до Второго Пришествия Христова.
Многие протестанты понимают эту проблему. И они разработали то, что выше я условно назвал «мягким ответом» на пробле- му исторического преемства. В отличие от приверженцев «радикального ответа», они говорят: да, конечно, во все века была Цер- ковь. Но она, эта настоящая Церковь, была невидимой. Она состояла из отдельных пра- ведников, которые формально могли отно- ситься к разным христианским деноминаци- ям, могли находиться среди православных, несториан, монофизитов, католиков и т.д., но в душе верили правильно (то есть как со- временные протестанты), и вот из всех их и состояла эта невидимая Церковь Христова. А после такого-то года она стала видимой в лице нашей деноминации.
Многие протестанты могут сказать, что Церковь и сейчас пребывает невидимой, и все «правильные» с точки зрения данного направления люди из других конфессий в нее будто бы входят. И что вот будто про эту невидимую Церковь Христос и говорил, что врата ада ее не одолеют и что Он будет с нею. Согласуется ли с Библией концепция «невидимой Церкви»? Давайте вспомним слова Господа Иисуса Христа, в которых Он указывает, как обличать человека, если тот согрешил. Он говорит, что нужно привести свидетелей. И «если не послушает их, скажи Церкви, если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Вот совет, который Господь дает всем христианам, всем, кто хочет быть Его учени- ком. Этот совет подразумевает, что Церковь всегда будет обнаружима. Церковь не есть нечто аморфное, умозрительное, невидимое. Нет. Она представляет собой нечто кон- кретное, видимое и четко отличимое от дру- гих сообществ. Это сообщество со своим порядком, допускающим возможность об- ратиться за разрешением недоуменных во- просов. И так всегда в Церкви и было. Как в древние времена состоялся первый апостоль- ский Собор, так и впоследствии все спорные вопросы в Церкви решали Соборы. И церков- ный суд существовал тоже, который осущест- влял власть Церкви выносить суждения, «вя- зать и разрешать» (см.: Мф. 18:18). Только к такой видимой Церкви и можно обратиться за разрешением тяжб. А к «невидимой Церкви» как обратишься? Это все равно что посылать пострадавшего от разбойников обратиться в «невидимый суд», про который никто не зна- ет, где он и из кого состоит.
Сказано, что «Господь ежедневно при- лагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Это была вполне конкретная, видимая Церковь. Люди знали, что если ты хочешь стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу и креститься, ты должен быть вме- сте со всеми. И, как это хорошо описывается там же, все христиане «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломле- нии хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).
Кстати, именно потому, что Церковь апостольская была видима, ее и можно было гнать — «в те дни произошло великое гонение на Церковь» (Деян. 8:1), и еще не обратив- шийся Савл «жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал. 1:13). А как можно под- вергать гонению невидимую Церковь?
Стоит напомнить и слова Писания о при- чащении Телу и Крови Христовых: «всякий раз,когдавыедитехлебсейи пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он при- дет» (1 Кор. 11:26). То есть, Евхаристия в Церк- ви будет совершаться от времен апостольских и вплоть до Второго Пришествия Христа, «до- коле Он придет». А преломление хлеба, как называется в Писании Евхаристия, — это то, что совершается видимым образом. И чаша, и вино и хлеб, предложенные для пресуществле- ния, и само причащение происходит видимым и осязательным образом. В «невидимой Церк- ви» это все просто невозможно.
Надо сказать, что в протестантском мире есть еще одна теория, которая пытается снять проблему, о которой мы говорим. А именно «теория ветвей». В отличие от «те- ории невидимой церкви», которая пытает- ся придумать некое мистическое единство отдельных индивидов вопреки разделени- ям между церквями, к которым они могут принадлежать, «теория ветвей» объявляет сами по себе разделения и различия между христианскими конфессиями неважными и утверждает, что все, кто называет себя хри- стианами: и протестанты разных толков, и католики, и православные, и монофизиты, – все вместе составляют эту единую Церковь Христа как ветви единого древа.
Но и с этой концепцией согласиться не получится, поскольку Сам Господь говорил, что будет у Него «одно стадо» (Ин. 10:16). Даже при большом желании невозможно на- звать все перечисленные выше сообщества единым стадом. Поскольку в действительно- сти — и это ни для кого не секрет — они не имеют между собой никакого единства. Не имеют ни единства веры, ни единства в таин- ствах, ни единства в церковно-администра- тивных, канонических вопросах, ни един- ства в нравственных взглядах. Даже в среде самих протестантов нередко утверждаются прямо противоположные вещи.
Например есть протестанты, которые утверждают, что гомосексуализм — это грех, а есть протестанты, которые говорят: ниче- го подобного, никакого греха здесь нет. Есть и расхождения вероучительного характера. Одни говорят, что ад есть, другие говорят, что ада нет и не будет, а это просто аллего- рия. Кто-то верит в бессмертие души, кто-то его отрицает. Где же здесь единство?
Но приверженцы обсуждаемой идеи упрямо говорят: «Да это все несущественно! Конечно, есть различия, но так ли они важ- ны? Самое главное — что у нас есть то, что нас объединяет».
Однако разве такому отношению нас учит Библия? В ней мы мы находим прямо противоположные мысли.
Например апостол Павел пишет: «Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы при- няли, да будет анафема» (Гал. 1:9).
Как видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостол прямо предписывает предавать та- ких людей анафеме, отделять их от церков- ного тела. А в другом месте апостол говорит, что предающийся ереси Царства Божия не наследует (см.: Гал. 5:21–22).
Как же после этого думать, будто все рав- но, во что мы верим, лишь бы называли себя христианами, и это все будет единая Церковь. Это не так. Мы не едины тогда ни в вере, ни в нравственном учении, ни в Евхаристии. Пи- сание говорит, что у христиан должны быть «одинГосподь,однавера,однокрещение» (Еф. 4:5). А в существующих конфессиях и деноми- нациях вера как раз не одна, вера разная, по- чему и произошли разделения. Да и крещение не одно, поскольку большинство протестан- тов, насколько я знаю, перекрещивают при- шедших к ним православных, таким образом не признавая их православного крещения.
Кое-кто, бывало, говорил мне: ну а как же семь церквей, упомянутых в Апокалип- сисе, там ведь написано одновременно про несколько церквей. Такой аргумент может возникнуть разве что от невнимательности, поскольку там упоминаются местные отделе- ния единой апостольской Церкви, точно так же, как Русская, Сербская и Грузинская Церк- ви являются частью одной Православной Церкви. Или как Бостонская и Нью-Йоркская баптисткая церкви являются частью одной баптистской церкви и т.д. Но вот Русская Православная и Нью-Йоркская баптисткая не являются частями единой Церкви.
И в Апокалипсисе и в Деяниях Апостоль- ских Церковь предстает как единый орга- низм, единая реальность, единая структура, которая может позволить себе провести апо- стольский Собор в Иерусалиме и принимает к исполнению решения этого Собора (см.: Деян. 15: 6–31). Она имеет единое догмати- ческое и нравственное учение, общение в Ев- харистии, единое управление. Разве все это есть в современном протестантском мире, не говоря уже про вообще всех, кто называет себя христианами? Давайте будем честны!
Думаю, с тем, что у всех так называемых «ветвей» нет одной веры, и наши друзья про- тестанты не будут спорить, поскольку это очевидный факт. А вот про единство Евха- ристии нужно поговорить подробнее. Зна- чимость этого момента для протестантов за- частую непонятна, потому что они не верят, что обряд, который они проводят, называя его причастием, действительно дает им под- линные Тело и Кровь Христа. Они говорят, что это просто символы. И они правы в том, что у них это не Тело и Кровь Христа, у них это действительно только хлеб и вино. Но нельзя согласиться с мыслью, что вообще невозможно в причастии соединиться с под- линными Телом и Кровью Христовыми.
Наш Спаситель говорил об этом не про- сто как о возможном, но как о необходимом деле: «Если не будете есть Плоти Сына Че- ловеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пи- ющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…» (Ин. 6: 53–54). Господь сказал, что без причастия Его Тела и Крови невозможно иметь в себе жизнь вечную, то есть, невозможно спастись. И позднее Он показал, как исполнить эти Его слова. Это произошло на Тайной вечере, ког- да «Иисусвзялхлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, яди- те: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благо- дарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28). Христос не сказал: «приимите, ядите: сие есть символ Моего Тела» и «символ Моей Крови». Он сказал ясно: «сиеестьТелоМое» и «сие есть Кровь Моя». Хотя апостолы продолжали видеть те же хлеб и вино, но при этом силою Божиею они стали тем, чем их назвал Всемогущий Господь, про Которого Писание говорит: «Он сказал, — и сделалось; Он пове- лел, — и явилось» (Пс. 32:9). И Господь, как мы знаем, заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описыва- ется, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три ты- сячи человек, далее написано, что они «по- стоянно пребывали… в преломлении хлеба» (Деян. 2: 42), то есть совершая Евхаристию.
Протестанты скажут мне: да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но да- вайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Апостол Павел говорит: «Чашаблаго- словения, которую благословляем, не есть ли приобщениеКровиХристовой?Хлеб,который преломляем,неестьлиприобщениеТелаХри- стова?» (1 Кор. 10:16). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христо- вой? или: не есть ли это воспоминание о Хри- сте? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых.
И в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). И «так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф. 1:22–23). Для апостола все это было реальностью — и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы стано- вимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой.
И в Православии две тысячи лет сохра- няется эта непрерывная связь через Евхари- стию. Например, я три года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослуже- ния причащался из одной чаши с отцом Ми- хаилом Ли (1922-2016). Это китайский право- славный священник, которому тогда было 90 лет. Сам же отец Михаил во времена сво- ей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским (1896-1966). А святой Иоанн Шанхайский, в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадт- ским (1829-1908). И так из поколения в поко- ление вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым бого- человеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет.
И поэтому неудивительно, что наши свя- тые говорят: границы Церкви — это грани- цы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, основанной Христом, тот вне ее.
И, возвращаясь к «теории ветвей», мы ви- дим и с этой стороны ее несостоятельность — поскольку не может быть так, чтобы совер- шенно разделившиеся между собой сообще- ства, называющие себя церквями, все в рав- ной степени имели подлинное таинство Тела и Крови Христовой. Как пишет апостол: «раз- ве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13). Христос один, и Тело Его одно. Поэтому и Евхаристия одна, совершаясь непрерывно на протяже- нии двух тысяч лет в единственной подлин- ной Церкви Христовой. Наша задача — найти эту Церковь, которую основал Господь Иисус Христос и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая Евхаристию.
Эта Церковь — истинная. Остальные со- общества, которые называют себя церквями, если они отделены от нее, — не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: «Я соз- дам Церковь Мою» (Мф. 16:18), а не: «Я соз- дам Мои церкви». Церковь одна, непрерывно сохраняющая свое единство на протяжении веков. Именно Библия говорит нам, что не- прерывность существования и неизменность учения это сущностные признаки Церкви.
Сколько ни доводилось мне беседовать с протестантами об этих вопросах, я не мог из- бавиться от ощущения, что мои собеседники не понимают реальности Церкви, что это вообще такое. Они зачастую представляют ее как просто человеческое собрание: «Вот приехал я в некий город, нашел нескольких единомышленников, мы стали собираться вместе, читать Библию, молиться — вот это и церковь». Но на самом деле это просто кру- жок по интересам, который ты сам создал. А где же та Церковь, которую создал Христос? Обычно при разговоре о Церкви наши протестантские друзья ссылаются на одну и ту же цитату: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Им кажется, что эти слова сказаны как принцип определения Церкви (любые двое- трое, собравшиеся во имя Христа), но если мы вместе внимательно прочитаем данный еван- гельский отрывок, то увидим, что толкование это ошибочное. Потому что всего на несколь- ко стихов выше, в этой же самой речи Хри- стос говорит: «если же не послушает, возьми с собоюеще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:16-17). Значит — двое или трое единомышленников это еще не Церковь. Церковь это нечто другое и гораздо более авторитетное.
А «двоеили трое собраны во имя Мое» это вообще-то сказано про молитву, ведь Господь приводит эти слова как объяснение сказанно- му перед этим: «еслидвое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни по- просили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). Совместная молитва тех, кто уже является членом Церкви, действительно при- влекает особое внимание Господа… Но не мо- литва и не тем более просто встреча «во имя» делает человека членом Церкви.
Когда апостол Петр пришел к семье Корнилия сотника (Деян. 10:17-48), апостол Филипп познакомился с эфиопом (Деян. 8:29-39), а апостол Павел встретил учеников Иоанна Крестителя (Деян. 19:1-5), они не сказали: «ну, мы же собрались сейчас во имя Иисуса Христа, значит, вы уже в Церкви». Нет, они всегда считали необходимым при- соединять таких людей к реальной Церкви посредством реального крещения. Значит, и нам нужно быть в единстве с этой реальной Церковью, сохраняющей непрерывную пре- емственность с апостольских времен.
Один пятидесятнический пастор, же- лавший поспорить со мной на данную тему, говорил: «Я должен прежде встретиться с Христом, чтобы стать частью Церкви. в тот момент, когда человек обратился к Христу, он сразу же становится частью Церкви».
Но это не так, ведь даже апостол Павел после чудесной встречи со Христом по до- роге в Дамаск оставался чужим для Церкви, пока Анания не сделал его членом Церкви посредством таинства крещения. Сам апо- стол Павел посчитал это необходимым. Это было первым, что он сделал после того, как прозрел. Он не сказал: «я уже встретился со Христом, уже обратился, так что посред- ством этой встречи стал христианином и членом Церкви, больше ничего не нужно».
Как мы знаем из Нового Завета, много у кого была встреча со Христом, в том числе у фарисеев и саддукеев, но не все встретив- шиеся последовали за Ним. Вместо понятия
«встреча со Христом», мне кажется более умеcтным говорить о «соединении со Хри- стом» (ср.: Деян. 5:14, 1Кор. 6:17). Стоит под- черкнуть, что узнать о Христе можно, конечно, и вне Церкви. Уверовать во Христа как в Бога можно и вне Церкви. Испытать возвы- шенные чувства при мыслях о Христе мож- но и вне Церкви. Читать Библию, стараться исполнять заповеди, разговаривать о Христе с другими — все это можно делать вне Церк- ви. Но только в Церкви можно соединиться со Христом. Только в настоящей Церкви, где есть таинство крещения, в котором «всемы,крестившиеся во Христа Иисуса. соединеныс Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5) и та- инство Евхаристии, о котором Сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55).
Христос не сказал: «Читающий Библию во Мне пребывает и Я в нем». Он это сказал о Евхаристии. Чтением о еде не утолить голод.
К слову, среди российских протестантов есть разные взгляды на Евхаристию. Иногда бывает так, что рядовые члены общины верят, что причащаются подлинных Тела и Кро- ви Христовых, при том, что их собственный пастор говорит, что это всего лишь символы.
Тем, кто считает это лишь символами, ка- жется, что православное учение о Евхаристии как о реальном соединении со Христом — не- кий «нездоровый мистицизм», хотя на самом деле это то, что напрямую следует из слов Спасителя. Вспомним, как после этих слов о при- частии Его Плоти и Крови «многиеиз учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать. С этого момента многие из Его учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:60, 66). Не тот же ли рационализм движет сегодня теми протестан- тами, которые не желают довериться тому, что прямо сказано в Библии о Евхаристии?
Но вернемся к нашему диалогу с пастором. Единственный аргумент, который он привел в пользу того, что он и его последователи тоже члены Церкви, это наличие у них «добрых плодов»: «если сегодня мы видим, как духов- но слепые люди прозревают и обращаются к Христу, как исцеляются жизни и семьи, как освобождаются одержимые наркоманией и алкоголизмом, слышим, как возвещается Евангелие — разве это не свидетельствует о Его действии среди Своего народа? Какие ос- нования отрицать присутствие Христа (а зна- чит — и принадлежность подлинной Церкви) там, где реально явлены Его действия?»
Но какие основания признавать действия- ми Христа все перечисленное? Есть, например, свидетели Иеговы и мормоны. Практически все протестанты не признают их частью Церк- ви, хотя и те и другие могут точно так же сослаться на то, что они и Евангелие возвещают, и приводят ко Христу духовно слепых людей и меняют их жизни и т. п. Но сами протестанты не считает эти аргументы достаточными для того, чтобы признать их частью Церкви. Раз данные аргументы недостаточны, когда их за- являют иеговисты и мормоны, то почему они должны стать достаточными, когда их озвучи- вают пятидесятники или баптисты?
Многие протестанты убеждены, что сама искренность их веры — доказательство того, что они в истинной Церкви. Но ведь и заблуждаться можно искренне, разве нет? Разве язычники не искренне верят в своих идолов? Значит, одной искренности мало.
Я понимаю, что, возможно, эти мои во- просы неудобны. Особенно когда ты в об- щине, где тебя любят и ценят, где, кажется, ты нашел свое место. Страшно задаваться вопросами, которые могут привести к сомне- ниям. Можно по-житейски понять, когда не хочется рисковать тем хорошим, что уже есть. Но в этом случае искреннему христианину, на мой взгляд, стоит спросить себя: а чего хочет от меня Иисус? Неужели Он создал Свою Церковь ради того, чтобы я ее не искал и к ней не присоединился? Неужели можно любить Христа и пренебрегать Его Телом?
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ И СВЯТЫХ
Перейдем теперь к рассмотрению тех вопросов, которые чаще всего смущают наших протестантских друзей в Православии.
Начнем с почитания святых и, в том чис- ле, Богородицы Девы Марии. Некоторые про- тестанты прямо говорят, что это грех, другие спрашивают, зачем обращаться с просьбами к святым вместо того, чтобы обращаться с ними напрямую к Богу?
Давайте разберемся. В этой теме есть мно- го того, чего обычно протестанты не знают.
Во-первых, молитвословия святым в Православной Церкви бывают не только про- сительные, но и восхвалительные. Например, этому посвящены каноны и столь любимые в народе акафисты — в них молящиеся вспо- минают о жизни и подвигах святых, прослав- ляют и ублажают их за веру и жизнь согласно воле Божией. Это являетс
Просмотров: 517
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Источник статьи: http://hramsamara.ru/news/sektyi/druzyam-protestantam/podarok-protestantskomu-drugu.html