Хедерлез что за праздник

Хедерлез

Хедерлез (вар. Хыдырлез; гаг. Hederlez, ay Yorgi, ay Yorgi ; тур. Hıdrellez, Hıdırellez ; азерб. Xıdır İlyas, Xıdır Nəbi ; крымско-тат. Hıdırlez ) — отмечается 23 апреля (6 мая) как день, в который пророки Хидр (аль-Хидр) и Ильяс (Илья) встретились на земле. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. У тюркских народов этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня.

Содержание

Обряды дня

В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами.

Перед праздником тщательно убирают дом. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в золе. В центре села разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины, девочки. Потухший костёр засыпают землёй.

Хедерлез у гагаузов

У гагаузов сохранилось традиционное название праздника в честь св. Георгия — «Хедерлез» (гаг. Hederlez , реже гаг. ay Yorg, ay Görgi ), в котором прослеживаются черты древней скотоводческой традиции.

Отнесение начала годичного цикла к первой половине мая связано с периодичностью скотоводческого хозяйства, с появлением первой зелени и перегоном скота на летние пастбища. В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь между хозяевами скота и пастухами. Св. Георгий также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота.

Читайте также:  Лимузин для детского праздниками

Праздник «Хедерлез» у гагаузов связан с представлениями о цикличном делении года на два сезона (от праздника «Хедерлез» до «Касим» (день Св. Димитрия) — лето, от праздника «Касим» до «Хедерлез» — зима). Этот праздник играл важную роль в экономической жизни народа, так как считался началом Нового (скотоводческого) года. В целом, значение и обрядность праздника Хедерлез у гагаузов и праздника в честь Св. Георгия у народов Балкано-Карпатского региона во многом схожи. Под влиянием христианства, древний языческий праздник, связанный с одним из местных культов в Малой Азии, основанный на поклонении юноше-воину, был приурочен ко дню Св. Георгия.

Термины «Hederlez» и «Kasım» имеют арабское происхождение. Нельзя говорить однозначно о происхождении этих терминов у гагаузов. Возможно, что они использовались предками гагаузов еще до завоевания турками Балкан, о чём свидетельствует использование гагаузами скотоводческого календаря в земледельческой обрядности.

Обряды, связанные с почитанием языческого божества, черты которого в христианстве вобрал в себя Св. Георгий, а в мусульманстве Св. Хыдыр / Хызр, были широко распространены у многих народов Юго-Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Этимологически мусульманский термин Хедерлез обозначает «…‘день пророка Ильи‘ … день Хызыр Ильяса». Мифологический персонаж Хызр связан с водными источниками и выступает в качестве дарителя изобилия, удачи, покровителя добрых людей, тружеников.

Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%A5%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%B7

Хедерлез

Хедерлез (вар. Хыдырлез; гаг. Hederlez, ay Yorgi, ay Yorgi ; тур. Hıdrellez, Hıdırellez ; азерб. Xıdır İlyas, Xıdır Nəbi ; крымско-тат. Hıdırlez ) — отмечается 23 апреля (6 мая) как день, в который пророки Хидр (аль-Хидр) и Ильяс (Илья) встретились на земле. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. У тюркских народов этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня.

Содержание

Обряды дня

В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами.

Перед праздником тщательно убирают дом. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в золе. В центре села разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины, девочки. Потухший костёр засыпают землёй.

Хедерлез у гагаузов

У гагаузов сохранилось традиционное название праздника в честь св. Георгия — «Хедерлез» (гаг. Hederlez , реже гаг. ay Yorg, ay Görgi ), в котором прослеживаются черты древней скотоводческой традиции.

Отнесение начала годичного цикла к первой половине мая связано с периодичностью скотоводческого хозяйства, с появлением первой зелени и перегоном скота на летние пастбища. В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь между хозяевами скота и пастухами. Св. Георгий также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота.

Праздник «Хедерлез» у гагаузов связан с представлениями о цикличном делении года на два сезона (от праздника «Хедерлез» до «Касим» (день Св. Димитрия) — лето, от праздника «Касим» до «Хедерлез» — зима). Этот праздник играл важную роль в экономической жизни народа, так как считался началом Нового (скотоводческого) года. В целом, значение и обрядность праздника Хедерлез у гагаузов и праздника в честь Св. Георгия у народов Балкано-Карпатского региона во многом схожи. Под влиянием христианства, древний языческий праздник, связанный с одним из местных культов в Малой Азии, основанный на поклонении юноше-воину, был приурочен ко дню Св. Георгия.

Термины «Hederlez» и «Kasım» имеют арабское происхождение. Нельзя говорить однозначно о происхождении этих терминов у гагаузов. Возможно, что они использовались предками гагаузов еще до завоевания турками Балкан, о чём свидетельствует использование гагаузами скотоводческого календаря в земледельческой обрядности.

Обряды, связанные с почитанием языческого божества, черты которого в христианстве вобрал в себя Св. Георгий, а в мусульманстве Св. Хыдыр / Хызр, были широко распространены у многих народов Юго-Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Этимологически мусульманский термин Хедерлез обозначает «…‘день пророка Ильи‘ … день Хызыр Ильяса». Мифологический персонаж Хызр связан с водными источниками и выступает в качестве дарителя изобилия, удачи, покровителя добрых людей, тружеников.

См. также

Ссылки

  • Хыдырлез — Hıdırlez — у крымских татар
  • Квилинкова Е. Н.Хедерлез // «Независимая Молдова», 4 мая, 2001 г.
  • Гагаузские традиции, праздники, обычаи (недоступная ссылка)

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A5%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%B7

Хедерлез

Хедерлез (вар. Хыдырлез; гаг. Hederlez, ay Yorgi, ay Yorgi ; тур. Hıdrellez, Hıdırellez ; азерб. Xıdır İlyas, Xıdır Nəbi ; крымскотат. Hıdırlez ) — отмечается 23 апреля (6 мая) как день, в который пророки Хидр (аль-Хидр) и Ильяс (Илья) встретились на земли. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. У тюркских народов тот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня.

Обряды дня

В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами. Св. Георгий, которого поминают также в этот день, также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота.

Перед праздниками тщательно убирают дом. Накануне вечером печется специальный хлебец (калакай). В центре села разжигается костер, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины, девочки. Потухший костер засыпают землей.

Праздник Хедерлез у гагаузов связан с представлениями о цикличном делении года на два сезона: от праздника Хедерлез (Егорий Вешний) до Касым (Дмитриев день) — лето, от праздника Касым до Хедерлез — зима.

См. также

Ссылки

  • Хыдырлез — Hıdırlez — у крымских татар
  • Квилинкова Е. Н.Хедерлез // «Независимая Молдова», 4 мая, 2001 г.
  • Гагаузские традиции, праздники, обычаи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Хедерлез» в других словарях:

Егорий Вешний — Запрос «Юрьев день» перенаправляется сюда. О фильме см. статью Юрьев день (фильм). Эта статья о дне народного календаря, отмечаемого в мае. О дне народного календаря, отмечаемого в декабре см. Егорий зимний. Егорий Вешний … Википедия

Чадыр-Лунга — Город Чадыр Лунга молд. Ceadîr Lunga гаг. Çadır Lunga Страна Молдавия … Википедия

Чадыр Лунга — Город Чадыр Лунга молд. Ceadîr Lunga гаг. Çadır Lunga Страна Молдавия … Википедия

Праздники Турции — В Турции на государственном уровне отмечаются восемь праздников, они были установлены Актом № 2429 от 19 марта 1981 года. Кроме того, широко отмечаются общемусульманские даты и многочисленные народные празднования. Государственные праздники Дата… … Википедия

Эдерлези — (цыг. «Юрьев день», серб. Ђурђевдан) сербская народная песня, также популярная и среди цыган Югославии. Следует отметить, что тексты на сербском языке и на цыганском абсолютно разные по смыслу. Эта песня стала известной после фильма «Время… … Википедия

Касым (праздник) — Kaсым (также Касим, Aй Димитри Дмитриев день , гаг. Kasım) гагаузский народный праздник, отмечаемый 26 октября (8 ноября) . Считался началом зимы и окончанием скотоводческого сезона. Обряды дня В праздник Касым хозяева производили… … Википедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1886745

Традиции празднования Хыдырлез

Нет такого народа, который не гордился бы своими праздниками. В них сконцентрирована национальная история, культура и психология, воплощены специфические формы художественного творчества. Для крымских татар таковым является праздник Хыдырлез (Qidirlez).

Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, посвященный завершению весенних полевых работ и отгона скота на летние пастбища. Это праздник, который символизирует плодородие, достаток и благополучие, отмечается он ежегодно в первую неделю мая массовыми гуляньями.

По традиции его праздновали в день, когда на зерновых появлялся первый колос. Это время называют «тепреч». Праздник отмечается в первую неделю месяца къуралай (май).
Его название образовалось из двух имен мусульманских святых: Хыдыр и Ильяс. Хыдыр – проповедник защищает людей при несчастных случаях, от злых духов. Святой Ильяс управляет громом, источниками воды, оберегает скот. Хыдыр появляется с Востока, а Ильяс – с Запада.

День встречи их на данной местности (первая неделя мая) и есть начало праздника.
По мусульманской мифологии Хыдыр одевается в одежды зеленого цвета, а Ильяс – в голубые.

Перед праздниками хозяйка проводит тщательную уборку дома. Накануне вечером печет специальный хлебец (калакай). На центральной площади села разжигается костер, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины и девочки. Это обряд символизирует очищение.

Одна из самых важных и значимых частей праздника – это перекатывание или спуск с горки заранее испеченного къалакая, большого каравая с национальным орнаментом на верхней стороне. Если хлебец упал лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, а если наоборот, то год будет неурожайным. Делали это почтенные старики, все остальные наблюдали, а затем все вместе съедали хлеб. Этот обряд можно назвать кульминацией праздника.

Проводятся и спортивные состязания – национальная борьба куреш и бросание камней; игры и танцы давали молодым пастухам, прежде всего, показать свои возможности и получить работу на лето на лучших или худших условиях.

национальная борьба куреш

В начале мая начинался пастуший сезон – овец переганяли на яйла. В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой – это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа.

В древние времена любой крымскотатарский праздник, в том числе и Хыдырлез, завершался обязательным исполнением общего кругового танца хоран. Под звуки давула и зурны начинался танец. Олицетворяя солнце, танцующие обычно двигались по кругу, держа друг друга за плечи, под одобрительные возгласы присутствующих людей двигались ритмично вокруг костра и танцевали. И сегодня ни один праздник, ни одно торжество, особенно свадьба, не обходятся без хорана.

Национальный праздник Хыдырлез, широко отмечаемый в Крыму во всех местах проживания крымских татар, вскоре стал общекрымским символом, свидетельствующим об утверждении на полуострове коренным народом Крыма принципов добрососедства и взаимного уважения культур.

В празднике Хыдырлез отражается сложная этническая история крымских татар. В его обрядах и обычаях прослеживаются истоки верований, социальной жизни и хозяйственной деятельности народа.

Источник статьи: http://almenda.org/tradicii-prazdnovaniya-xydyrlez/

​«Их нравы»: как турки и крымские татары празднуют Хыдырелез

Почему для османов понедельник начинается в субботу, а лето начинается в мае

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он рассказывает о том, как отмечают праздник весны Хыдырелез в далекой Анатолии. Как известно, последний также празднуют и крымские татары.

День живой воды

В ночь с 5 на 6 мая во многих провинциях Турции, и в некоторых странах тюркского мира до сих пор отмечается древний праздник Хыдырелез, знаменующий окончание зимы и приход лета. В доисламский период год у жителей Анатолии делился на два сезона: Хизр или лето – период с 6 мая по 4 ноября и Касым или зима — период с 8 ноября по 5 мая.

По одной из легенд в армии одного из правителей служили два воина по имени Хизр и Ильяс. В один из дней правитель со своим войском отправился на поиски «Абы Хайат» (живой воды). В пути Хизр и Ильяс отстали от остального войска, и присели перекусить сушеной рыбой на берегу моря. На море были волны, хлеставшие прибрежные скалы и, несколько капель морской воды попало на сушеную рыбу. Рыба ожила и прыгнула в воду. Таким образом, оказалось, что Хизр и Ильяс нашли живую воду и обрели бессмертие. Тогда явился ангел и сказал, что они будут жить до Судного дня, но Хизр будет жить на суше, а Ильяс на море, и до конца дней они будут помогать нуждающимся с чистыми сердцами. Лишь раз в год 6 мая они будут встречаться. Согласно преданию, встреча Хизра и Ильяса, то есть Хыдырэлез (производное от их имен), символизирует оживление мертвой природы, и начало летнего сезона. Люди верили, что если 6 мая идет дождь, то это оттого, что Хизр и Ильяс плачут от радости встречи друг с другом, а дождевые облака составляют им кампанию.

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Фото handvorec.ru

Не отказывай просящему

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Тюркская народная литература изобилует рассказами, преимущественно о Хизре, видимо из-за того, что суша более привычное место обитания для тюркских народов. Хизр является героем сказок, дастанов, преданий, различных баек и суфийских притч. Например, в одном из преданий говорится, что Ходжа Ахмет Ясави с самого детства был знаком с Хизром. Если Ильяс был пророком, то относительно Хизра имеются противоречивые мнения. Некоторые считают, что он был пророком, а некоторые, что он был одним из аулийа (друг Аллаха). Возможно, Хизр — это собирательный образ, чаще всего предстающий в образе немощного старца или путника с синей или белой бородой, который вознаграждает тех, кто помогает ему и наказывает тех, кто в помощи отказывает.

На примере историй, связанных с Хизром, у подрастающего поколения воспитывают такие качества как милосердие, доброе отношение к немощным и старцам, гостеприимство и содействие путнику. Как известно, на востоке, первые три дня вообще не принято спрашивать гостя или путника о его планах и целях. Им просто на некоторое время предоставляется кров и еда. А вдруг это Хизр в образе путника? Так или иначе, Хизр — это символ взаимопомощи, обновления жизни, помощи людям с чистым сердцем, изобилия, богатства и довольствия, излечения от болезней, плодородия пашен и скота, проявления чудес и удачи.

С приходом ислама немного поменялся и образ Хизра и праздника Хыдырэлез. Например, в некоторых районах Анатолии в честь праздника три дня держат пост, всю ночь читают специальный намаз и приносят в жертву барашка. Если в этот день нет дождя, то читается специальная дождевая молитва. Однако сохранились и довольно сильны традиции доисламского периода.

Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Фото saraygazetesi.com

Праздник к нам приходит

Обычно Хырыэлез празднуют в местах, где много зеленых насаждений, на берегу водоемов и рядом с мавзолеями святых и праведников. Во многих деревнях за день или же за три-четыре дня до праздника начинают к нему готовиться. Девушки и новоиспеченные невесты надевают специальные наряды. Обращают особое внимание на то, чтобы эти наряды были разноцветными и обязательно содержали цветочный орнамент. Существует традиция кушать в этот день свежевыращенные весенние продукты и свежее мясо барашка. Люди верят, что мясо первого весеннего барашка излечивает от различных болезней и укрепляет здоровье. Обычно, на столах бывает очень много сладостей и мясных блюд. Также, в этот день собирают полевые травы и цветы, из которых готовят отвар. По преданию, если выпить этот отвар, то можно излечиться от многих болезней, а если мыться этим отваром в течение сорока дней, то это произведет омолаживающий эффект.

Существует поверье, что в ночь перед Хыдырэлезом, места, которые посещает Хизр и вещи, к которым он прикасается, приобретают изобилие и достаток. По этой причине, осуществляются некоторые весьма интересные обряды. Коробки, где хранится еда, кошельки и амбары с зерном оставляют открытыми. Те, кто грезят о приобретении дома или машины, в ночь перед Хыдырэлезом ставят их маленькие модели под розовым деревом. Считается, что Хизр может им помощь в осуществлении мечты. Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети.

В некоторых районах Анатолии ночью 5 мая ставят перед дверью сосуд с молоком, если наутро молоко превратилось в йогурт, то считается, что достаток этого дома будет увеличиваться. Также к стеблю одного зеленого лука привязывают белую нитку, а к стеблю другого — черную нитку. Если на утро оказывается, что стебель с белой ниткой вырос больше, чем с черной ниткой, то год принесет удачу, а если наоборот, то в этом году будет много страданий.

Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети. Фото cesme.bel.tr

Обними меня крепко

В качестве развлечений устраиваются различные игры и танцы, в которых принимают участие все, от мала до велика, или, как говорят турки, от семи до семидесяти. Поют веселые песни и прибаутки, проводятся различные конкурсы.

Для того, чтобы быть здоровым и крепким из традиций Хыдырэлеза весьма примечателен обычай обнимать какое-нибудь большое дерево (привет русским березам). Если обнять старое дерево, то это символизирует долголетие. Довольно необычным способом во время Хыдырэлеза люди пытались увеличить свое благосостояние: брали немного земли из муравейника, помещали ее в небольшой мешочек и подвешивали на ветки розового дерева, перед рассветом щепотку земли из мешочка насыпали в кошелек. Считалось, что это принесет больше денег. Незамужние девушки устраивали гадания с помощью охапки дров. Охапку бросали на землю, если количество дров было нечетным, то это означало, что в этом году девушка вряд ли выйдет замуж, а если четным, то считалось, что вскоре девушка станет счастливой обладательницей мужа.

Конечно же, обычаев, связанных с Хыдырэлезом, довольно много и каждый из них способен раскрывать целые культурные пласты доисламской Анатолии, Османской империи и современной Турции. В этом небольшом очерке была произведена попытка раскрыть наиболее примечательные моменты.

Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Источник статьи: http://realnoevremya.ru/articles/65113-kak-v-turcii-otmechayut-prazdnik-hydyrelez

Оцените статью