Конспект НОД «Посуда для Мишки. Хохломская роспись»
Зоя Тымбаева
Конспект НОД «Посуда для Мишки. Хохломская роспись»
«Посуда для Мишки. Хохломская роспись»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
— Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
— Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
— Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
— Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
— Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
— Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Чтение художественной литературы:
— Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
— Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
— Развивать потребность в двигательной активности.
— Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5.Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
8.Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно –прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи
№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
3. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход непосредственно –образовательной деятельности:
1. Организационный этап (3 мин).
(Под русские напевы дети заходят в группу).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, я очень рада Вас видеть. Приветствие. «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)
«Здравствуйте, скажем дружно все вместе!» (Машут руками)
(В группу забегает Маша). Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?
Маша: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.
Воспитатель: Да, Маша, Миша теперь огорчиться.
Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.
Воспитатель: Маша, конечно мы тебе поможем.
Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).
Воспитатель: Ребята, как называется такая посуда? (Хохломская).
2. Основной этап (24 мин)
Воспитатель: Да, ребята, натворила Маша дел. Надо ей помочь. Но прежде я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
— А вы идти со мной готовы? (Да) (Звучит тихая народная мелодия).
— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды).И чего здесь только нет:
Чашки, ложки и диковины — ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку).
Воспитатель. Ребята, чтобы помочь Маше надо побыть мастерами – умельцами? А для этого надо ответить на вопросы. Справитесь? (да)
Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Радостное, весёлое и др.).
— Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
— Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
— Вся посуда не простая, а словно – золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками! А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
— Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
— Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
— Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
— А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да). Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»— Умницы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Открытие новых знаний
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать и мастерами – умельцами.Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы». (Дети проходят к своим столам и занимают свои места)
Закрепление опорных знаний.
Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
— С чего начнёте рисовать? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
— Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
— Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
— Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом –мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
— Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
— Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
— Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
— Молодцы, ребята, всё знаете!
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами (Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа).
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Пока наши работы сохнут, можно и повеселиться. Машенька, послушай как наши дети поют веселые частушки.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому —
Алой краской от зари.
Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома!
3. Заключительный этап (4 минуты).
Воспитатель: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд. (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ)
Воспитатель. Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Маша: Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).
Маша. Красота неописуемая! Мише обязательно понравится ваше творчество. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Воспитатель: Ну вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу.Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три детьми снова стали мы». Вот вы опять превратились в ребят и оказались в нашей группе. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Хохломская роспись» в подготовительной группе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6». Конспект «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное.
«Снежное одеяло для мишки». Конспект НОД по аппликации в средней группе «Снежное одеяло для мишки» /Конспект НОД по аппликации в средней группе/ Н. М. Польская «Снежное одеяло для мишки».
Конспект занятия «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись» Программное содержание: • Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; • Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и.
Занятие по декоративно-прикладному искусству «Хохломская роспись» в подготовительной группе Декоративно — прикладное искусство. Хохломская роспись. Познавательное развитие в подготовительной группе. Родиной хохломской росписи стала.
Конспект беседы в подготовительной группе «Хохломская роспись» Хохломская роспись. Выполнила Хомутова Елена. Для подготовительной группы. Цель: Знакомство детей с росписью»Хохлома» Задача: Воспитать.
Хохломская роспись как средство эстетического воспитания Как привить любовь детей к народному искусству и научить навыкам художественной росписи, в частности, хохломской? Этим вопросом задались.
Беседа «История возникновения Хохломы. Хохломская роспись» Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и.
Конспект НОД по изобразительной деятельности «Чашка в горошек для Мишки» (нетрадиционная техника) Цель: Закреплять навык рисования красками способом примакивания пальцев к листу бумаги. Задачи: Образовательные:.
Конспект НОД по рисованию «Мячики для мишки» Цель:рисование мячей Задачи:учить детей рисовать мячи,закрепить представление о геометрических формах,развивать чувство композиции и цвета.
Презентация для детей старшего дошкольного возрастая «Хохломская роспись» Презентация составлена для детей старшего дошкольного возраста группы «Любознайка, для использования в занятиях изо-деятельности по ознакомлению.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-posuda-dlja-mishki-hohloma-rospis.html
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА (4479)
- развиваем речь, память, мышление, воображение (325)
- демонстрационный материал (312)
- картинки, клипарт (272)
- стихи (250)
- игры (250)
- математика для малышей (216)
- аппликация (203)
- раскраски (191)
- книги (162)
- для уголка природы (158)
- театральный уголок (137)
- игры, игрушки и пособия своими руками (133)
- учимся читать (126)
- журналы (106)
- развиваем мелкую моторику (96)
- конспекты занятий (93)
- для стенда (89)
- развиваем мелкую моторику/прописи (85)
- поделки (84)
- разные поделки из бумаги (83)
- рисование (83)
- шаблоны, трафареты (82)
- поделки к Новому Году (78)
- оригами (77)
- уголок сенсорики (74)
- грамоты, плакаты, портфолио, медальки (73)
- демонстрационный материал/народные промыслы (66)
- учимся пересказывать (62)
- уголок ПДД (58)
- поделки к Пасхе (57)
- поделки к 8 Марта и Дню матери (53)
- для родителей (44)
- лабиринты, кроссворды, головоломки (41)
- уроки рисования (41)
- лексические темы (39)
- физвоспитание (38)
- бумажные куклы (36)
- поделки из природного материала (36)
- разные поделки из бросового материала (34)
- лепка (31)
- артикуляционная гимнастика (29)
- нетрадиционные техники рисования (28)
- картины художников (28)
- иллюстрации (21)
- поделки к празднику папы (18)
- интересные сайты (12)
- аудиосказки (12)
- разрезные картинки, пазлы (10)
- оформление сада и участка (7)
- сценарии (5)
- опыты и эксперименты (3)
- готовимся к школе (2)
- ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (1950)
- вязаные игрушки (358)
- топы (138)
- для дома (116)
- платья и сарафаны (105)
- жакеты и кофточки (94)
- шарфики, палантины, бактусы (81)
- новогодние вязалочки (80)
- жилеты (67)
- сумки (64)
- журналы (60)
- вязаные цветы (60)
- болеро (57)
- аксессуары (55)
- головные уборы (54)
- юбки (52)
- мотивы и узоры (50)
- туники (43)
- блузы и кофточки (42)
- вязаные аппликации (40)
- летние жакеты (37)
- тесьма и обвязка (35)
- салфетки (34)
- учимся вязать (32)
- шали и накидки (30)
- купальники и нижнее белье (29)
- пальто, кардиганы (28)
- крючок плюс ткань (24)
- пуловеры (23)
- теплые жакеты (22)
- вязаные бабочки (18)
- для ручек (12)
- вязаная обувь (12)
- ленточное кружево (9)
- для моих мужчин (8)
- костюмы (7)
- все о пряже (7)
- уход за вязаными изделиями (2)
- КУЛИНАРИЯ (672)
- салаты (165)
- закуски (138)
- сладкая выпечка (114)
- несладкая выпечка (64)
- десерты (54)
- заготовки на зиму из овощей (45)
- торты (33)
- украшение тортов и пирогов (17)
- вторые блюда (17)
- напитки (15)
- заготовки на зиму из фруктов (7)
- рецепты для мультиварки (6)
- блюда для детей (5)
- ДЕЛАЕМ САМИ (609)
- новогодние поделки (148)
- поделки из бумаги (113)
- поделки из бросового материала (80)
- поделки из пластиковых бутылок (63)
- открытки (40)
- переделки (33)
- шьем сами (29)
- страна мастеров (27)
- из старых дисков (27)
- украшения своими руками (25)
- идеи (16)
- рамки для фотографий (6)
- поделки из природных материалов (5)
- ДЛЯ МЕНЯ (77)
- маски (17)
- для волос (15)
- фитнес (15)
- маникюр (14)
- макияж (7)
- ПОЛЕЗНОСТИ (51)
- ДЕТСКОЕ (40)
- онлайн-игры (7)
- КРАСИВОЕ РЯДОМ (36)
- ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА (29)
- ЗДОРОВЬЕ (25)
- ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ (10)
- ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (7)
- ИСТОРИЯ (4)
- О ЛИТЕРАТУРЕ (3)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться сю могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригинальная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.
Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили — обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным». Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.
Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.
Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми.
Для начала работы необходимо иметь:
• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
• кисти беличьи № 2 и № 3;
• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;
• листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
Рассматривая солонку с травным узором, обращаем внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post325447913