Художественная литература праздник наурыз

Наурыз

НАУРЫЗ
(Arkadiy Polshakov)

Весенний праздник Наурыз,
Пришел на землю Казахстана.
Налей-ка брат-казах кумыс,
Сидим за общим достарханом.

Здесь в Казахстане все равны:
Славяне, турки, курды, немцы…
Гостеприимней нет земли,
Народа с добрым, щедрым сердцем.

За Наурыз-коже сидим
В «День обновления природы».
Здесь весь народ всегда един,
В «Великий день народов».

И аксакал – белей зимы,
Разделит мясо по-казахски.
Акиму он отдаст мозги,
Чтоб по уму делил, по-братски.

Подарит уши молодым-
Орымбасарам нашим ушлым.
Не зарились, чтобы на калым,
В делах, работе были шустры.

Акыну вырежет язык,
Деликатес двойной, с подтекстом:
Не зарывайся, мол, мужик…
Знать каждый должен свое место.

Он прокурору отдаст глаз,
Чтоб видел всё и был «в законе»,
А ноздри «операм» раздаст,
Чтоб не теряли нюх в погоне.

Наш аксакал совсем не стар-
Молодке подарил он нёбо,
Знать порох есть, берет азарт,
За все простит Пророк и Небо.

Я Наурыз — жиры пою,
Приветствуя Наурыз тойы,
Сурпу от бешбармака пью,
Помолодевши сбросив годы.

Веселый праздник Наурыз,
Орлом летит над облаками.
Добавь в горилку, брат, кумыс,
«Ёрш» зажую я удилами!

======================================
Остросюжетные и юмористические книги АркПоля можно заказать в Канаде через Интернет по адресам:

1.Сборник любовной лирики — 2.Поэзия космоса — 3.Роман «Кошевой атаман» — 4.Роман «Воскрешение» — 5.Повесть «Исполины» — 6.Сборник юмористических рассказов — 7.Новейший Завет — 8.Книга стихов «СТРАНА ПОЭТОВ»:
9.Повесть «ПАДЕНИЕ БЕЛОГО ДОМА»:

Купив книги, вы поможете волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!
============================

Источник статьи: http://proza.ru/2014/03/21/1699

Праздник Наурыз.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.

Скачать:

Вложение Размер
Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с дн 91.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное автономное учреждение детский сад «Золотой ключик» Ясненского городского округа

«НАУРЫЗ – ПРАЗДНИК ВЕСНЫ»

Средняя группа «Капельки»

Подготовила воспитатель: Кубеева А. А

Г. Ясный 2017 год

Тема: «Наурыз — праздник весны»

Цель: формировать интерес у детей и целостное восприятие традиций казахской культуры.

Задачи: развитие познавательных интересов у детей по освоению элементов народной культуры.

Расширять знания детей о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками.

Воспитывать гордость за свой народ и уважительное отношение к людям другой национальности на сравнении схожести и различий культур.

Ознкакомление с элементами народного танца; обычаями и обрядами, укладом жизни , бытом и казахскими народными костюмами; чтение художественной литературы , прослушивание народных песен; рассматривание иллюстраций.

Народные костюмы, платки, иминация юрты, посуда, домбра,интернативная доска, проектор, ноутбук, микрофон.

— часть зала — казахская национальная юрта;

— народные платки, одежда и т. д.

-презентация на тему « Наурыз»

Место проведения : МДОАУ д/с «Золотой ключик»

Участники: Воспитанники детского сада, сотрудники.

Звучит веселая казахская музыка «Наурыз» дети в ходя в зал и встают полукругом(музыка затихает) . Включается экран и под музыку «Казахская домра»проходит демонстрация слайдов о Наурызе.

Общий танец под песню «Наурыз»

Здравствуйте, ребята. Мы сегодня собрались здесь, чтобы встретить Новый год. Вы удивлены? « Ведь мы его встречаем 1 января», — скажете Вы. У каждого народа своя дата для встречи Нового года. Татары, казахи и другие народы встречают Новый год 21 и 22 марта в день весеннего равноденствия, когда просыпается природа и называется он Наурыз!

Наурыз – это праздник веселья

Наурыз – это праздник Весны.

Наурыз – это праздник цветения

Наурыз – это праздник любви.

Наурыз начало года

Так считает наш народ

И обычаи народа

Людям всем передает.

Слушайте все! Слушайте все!
Не говорите, что не слышали!
Не говорите, что не видели!
Приглашаем Вас на праздник — Наурыз мейрамы!

Ведущий: Поздравляем Вас с наступающим праздником Наурыз. Желаем здоровья, счастья, процветания. Мы начинаем наш праздник!

Ведущий :
Из глубокой древности к нам пришла легенда о тюльпане. В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон.
Но однажды по степи шла женщина с ребёнком. Мальчик со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны тем, кто счастлив.

Танец цветов девочек со старшей группы.

Ведущий:
С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Люди дарят друг другу подарки. Специально к празднику из семи индигриентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был хорошим, удачным. В эти дни важно получить благословение стариков – бата. Это пожелание – напутствие старших.В разгар праздника молодежь собирается у больших качель – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!
Наурыз – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.

демонстрация слайдов заканчивается

пригласить детей к имитации юрты, дастархану.

(рассказать о предназначении каждой утвари казазахов)

— Не один праздник у казахов не обходится без звучания казахскаго народного инструмента, который называется добра.

— Сейчас я вам ее покажу! Чтобы изготовить этот инструмент нужна особой породы дерева, домбру мастерят из древесины сосны, березы и клена.

— как звучит домбра? Откуда берется звук? (струны)

— у домбры всего 2 струны! Струны сделаны из лески, но раньше в древние времена струны домбры мастерили из овечьей кишки: обрабатывали, сушили, и натягивали на инструмент.

-сейчас послушайте, как звучит домбра. (ведущий играет на домбре)

— а теперь посмотрим, как играет настоящий музыкант. (показ видео музыканта)

— вот как красиво, очень тонко звучит казахский народный инструмент- домбра!

К нам Наурыз пришел чудесный,

С новым танцем, с новой песней.

Вместе с ним Наурыз встречаем,

Дружно весело играем.

— А сейчас мы под музыку домбры поиграем игру!

Подвижная казахская игра «Дым Кулек»

— «Дым кулек» в переводе с казахского переводиться «красивый платок»

Дети читают стихи на казахском языке

А сейчас девочки покажут нам казахский танец «Камажай»

— а какой праздник без угощения? Примите от нас угощение.

Наш праздник заканчивается! С праздником Вены и Дружбы вас друзья! До свидания!

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/30/prazdnik-nauryz

Русский язык: Чтение рассказа Т.Муратов «Праздник наурыз»

Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе

Technological map of organized educational activity for the middle group

Өткізілетін күні: Дата проведения : The date of the : 16. 03.2018

Апта күні: День недели: Day of the week : пятница

Тәрбиеші: Воспитатель: Educator : Абилова А.М

Білім беру саласы: Образовательная область : Educational area : «Коммуникация»

ОҚҰ түрі: Вид ОУД: Type of OAM: «Руский язык»

Тақырыбы: Тема: Subject : Чтение рассказа Т.Муратов «Праздник наурыз»

Мақсаты: Цель: Goal . : Расширять представление детей о празднике Наурыз, как об одном из сезонном национальном празднике. Формировать знания о том, что это праздник дружбы, доброты, уважения детей со стихотворением .Научить выразительно, передовать с помощью интонации характер произведения, его задушевность. Учить читать выразительно стихотворение.

Міндеті: Задача: task:

1.У уме ть рассматривать иллюстрации и рассказывать о празднике Наурыз;

2.Участвовать в беседе

3. Учится читать выразительно стихотворение.

Көптілдік компонент: Полиязычие: Multilingualism : каз. яз; рус. яз; англиский яз

Құрал – жабдықтар: Оборудование: Equipment : иллюстрации о празднике Наурыз, о весне, разноцветные ленты для шанырака,

Алдын – ала жұмыс: Предварительная работа: Preliminary work : әңгімелер жүргізу

Сөздік жұмыс: Словарная работа: Dictionary work:

весна – көктем, spring

птицы – құстар, bird

солнце – күн. sun

Сюрприз: в руках у воспитателя 10 лент, закреплённых на шаныраке.

-Возьмитесь за концы ленточек, повернитесь друг за другом. Вот какая замечательная юрта у нас получилась:

Вот и весна спешит навстречу,

Зима скатилась с горки вниз.

Пришел к нам радостный и светлый

Веселый праздник Наурыз!

— Поприветствуйте друг друга теплыми пожеланиями в этот весенний день:

— «Наурыз қүтты болсын!»

— «С праздником Наурыз!»

Заинтересовываются, выражают желание поиграть с лентами.

Берутся за концы лент, идут друг за другом, имитируют юрту.

Поворачиваются друг к другу и приветствуют словами несколько раз.

-Наурыз – это древний и любимый праздник казахского народа. Он приходит весной, когда начинается обновление всего живого в природе. Люди приводят в порядок свои дома, кто был в ссоре – мирятся. Все с радостью встречают гостей и ходят в гости. При встрече люди обнимаются и желают здоровья, счастья. В Наурыз накрывают дастархан.

Предлагаю послушать стихотворение казахского поэта Т.Муратова «Праздник Наурыз!»

Мы здесь сегодня собрались,

Чтоб встретить праздник – Наурыз!

Улыбки, шутки, звонкий смех,

Пусть радуют сегодня всех!

Возьмемся за руки, друзья,

Чтобы мечты у всех сбылись

— Здравствуй, праздник Наурыз!

-Когда приходит праздник Наурыз?

-Как люди выражают свою радость?

-Как понять, что у нас в стране единая семья?

Предложить рассмотреть репродукцию картины А. Кастеева «Наурыз». –Эту картину нарисовал казахский художник Кастеев. Какой праздник он изобразил?

Рассматривают иллюстрации, рассказывают, что на них изображено.

Слушают стихотворение , выражают своё праздничное настроение.

-Праздник Наурыз приходит весной.

-Улыбаются, веселятся, смеются. Ходят в гости друг к другу.

-Люди живут дружно, не ругаются

Прослушав стихотворение ещё раз, договаривают последние слова, затем – первые слова, после этого – по строчкам.

Предлагаю встать в круг, улыбнуться друг другу и сказать прекрасные слова.

Наурыз – это праздник веселья!

Наурыз – это праздник весны!

Наурыз – это праздник цветенья!

Наурыз – это праздник любви!

Стоя в кругу, произносят строки о празднике.

Воспроизводят: умение рассматривать иллюстрации и рассказывать о празднике Наурыз;

Понимают: смысловое содержание стихотворения, картины Кастеева «Наурыз», участвуют в беседе;

Применяют: творческую фантазию в дорисовывании кистью волнистых линии, штрихов, мазков, точек.

Источник статьи: http://infourok.ru/russkiy-yazik-chtenie-rasskaza-tmuratov-prazdnik-nauriz-3053421.html

Праздник «Наурыз в Казахстане»

Презентация к уроку

Выбор темы исследования

Наурыз – один из самых ярких и очень древних праздников. Есть сведения о его существовании еще до нашей эры. Но к нам в Казахстан из глубины веков он вернулся не так давно, однако успел занять особое место в календаре, потому что он всегда жил в памяти народной

Цель проекта: знакомство с историей происхождения праздника Наурыза, с традициями и обычаями, связанными с этим праздником и создание электронного пособия для учителя и учащихся.

Задачи проекта:

  • помочь детям осмыслить исторические факты происхождения Наурыза;
  • повысить интерес к традициям и обычаям казахского народа;
  • формировать умение работать самостоятельно;
  • развивать у детей вдумчивость, наблюдательность, воображение, изобретательность.

Гипотеза исследования. Праздник Наурыз является поистине народным праздником, возвращающим нам наследие предков. Это праздник единства человека с природой.

Методы исследования: анкетирование, чтение газетных статей, работа с компьютером, наблюдение, просмотр книг.

Из глубины веков

По восточному летоисчеслению Наурыз соответствует иранскому Новому году (Навруз) . Этот день обычно совпадал с 22 Марта – днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март – Наурыз. Считалось, что в это день происходит
обновление в природе, гремит гром, происходит набухание почек на деревьях буйно прорастает зелень. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Средней Азии, а по некоторым данным – и у восточных славян.

Наурыз возник задолго до принятия мусульманства. Кроме Наурыза, пожалуй, нет сегодня другого праздника, который бы, недавно вернувшись к нам из глубины веков, сразу стал самым любимым в народе. Ему от души радуются все казахстанцы – любых национальностей и возрастов. В переводе с персидского слово «наурыз» звучало как «нау» (новый), «роз» (день) и означало «Новый день» или Новый год – Ұлыстың Ұлы күні. В Казахстане первое упоминание о Наурызе связано с именем Толе би, советника Тауке хана и относится к 1720 году.

У казахов были известны три Наурыза, связанные с различными датами: 1 марта – древний казахский (по некоторым сведениям, «наурызом» казахи называли лишь первый день весны – первое число месяца), 9 марта – персидский, 12-13 марта – қазыбек-наурыз, который признавался всеми казахами. Наиболе часто наступление Нового года связывали с днем весеннего равноденствия – 21-22 марта

В южном Казахстане широкой известностью пользуются легенды о происхождении и названии Наурыза.

Так, по одной из них, Наурыз – имя предка казахов (қазақтың бабасының аты), у которого не было детей. Перед смертью Наурыз обратился к Абдраиму (пророку) со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика, Абдраим дал ему имя Наурыз. Наурыз – день рождения и смерти этого старика.

Есть своя легенда у учительницы Чкаловской СШ – Гордейчук Л. П. Eе художественное восприятие сути праздника как символа весны и обновления.
Зима не хотела уступать свои права Весне. Люди устали от зимней стужи и холодного ветра. А Весна все никак не приходила. И тогда люди обратились к мудрецу.
Мудрец подумал и сказал: «Очистите свои жилища от снега, соберите и сожгите весь мусор. Огонь костра растопит снег, побегут ручьи. Они пробудят землю, зацветут цветы. А когда в вашем ауле родится девочка , назовите ее Наурыз. В честь дня ее рождения устройте праздник, и чары Зимы исчезнут навсегда».
Так люди и поступили. И Весна не заставила себя долго ждать: засияло солнце, побежали ручьи, прилетели птицы, зацвели цветы. С тех пор люди, соблюдая традицию, встречают весну праздником Наурыз.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта – днем
весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март – Наурыз. Считалось,
что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.

В 1926 году Наурыз в нашей республике был запрещен советской властью как религиозный мусульманский праздник. На самом же деле это не так. Ведь мусульмане на территории средней Азии и Казахстана распостранились только в 7 веке, а наши предки Новый год праздновали задолго до этого ( более 2000 лет назад).
После запрета Наурыз вернулся в Казахстан лишь в 1988 году. А официальное признание он приобрел в 1991 году 15 марта после выхода Указа Президента Казахстана О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта Днем народного праздника – Наурыз мейрамы. С этого времени началось широкое празднование Наурыза по всей республике.
С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником.
Сегодня его также встречают в различных уголках нашей планеты. Только в Европе называют карнавалом, а вот в Азии – Наурызом, Наврузом.

Традиции и обычаи

Что такое традиция? То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от прошедших поколений. Традиции Наурыза складывались тысячелетиями. Какие-то из них изменились, некоторые остались в прошлом. Но многое продолжает жить. По-прежнему перед праздником принято рассчитываться со старыми долгами и заканчивать все дела. Как и в старину, везде следует наводить идеальный порядок – в доме, дворе, на улице перед домом. Кругом должна царить чистота – тогда болезни, неудача, невзгоды обойдут стороной. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.

По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется «Кызыр тули» (Ночь счастья), это также «день прихода добра на землю», «день прилета грачей», «начало года», «день когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза», «день спуска на Землю Года», «День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются и они дают молоко», «День, когда растает синий камень Самарканда» и т.д. «Жер бетте жаксылык уялагап куц» (День, когда на земле устанавливается добро).

Древние тюрки – предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Если же не было обновки, то ходили просто в чистой и опрятной одежде.

Существует казахское выражение «Одежда» словно белый снег Наурыза.
В ночь перед празднеством девушки, приготовив блюда из мяса и молозива, называемые «уйкы-ашар» (пробудить ото сна) угощали женихов. Этому блюду приписывались способности увеличивать духовную и физическую силу джигита, пробуждать в нем чувства любви, чтобы юноша не проспал начало пробуждения природы. В свою очередь джигиты должны были преподносить невестам подарки «селт еткізер» (удивляющий, заставляющий встрепенуться).

В новогоднюю ночь на самом почетном месте юрты зажигались 2 лампады, чтобы было светло, когда в нее зайдет Наурыз. А всю посуду заполняли молоком, айраном, шубатом, другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшеницей и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений прост – пусть в новом году будет изобилие молока, дождей, пусть будет щедрым урожай.

В первый день нового года, на заре, мужчины аула, взяв в руки кетмени, лопаты, а женщины – молоко, курт, вареное мясо, собирались в условленном месте. Мужчины с кличем «Булақ көрсең – козін аш» (увидишь родник – очисти его) принимались расчищать родники. А аксакалы здесь же высаживали деревья со словами « Атадан мал калғанша, тал қалсын» (Пусть лучше от предков останется дерево, нежели стадо.) Женщины, поклонившись восходящему солнцу, кропили молоком очищенные родники и посаженные деревья, что означало пожелание благословения земле и воде. Правда в климатических условиях северного края не приходится в Наурыз заниматься посадкой деревьев или очисткой водных источников. Но поле деятельности для желающих ощутить радость труда всегда найдется. Настало время возродить добрую традицию оказания помощи больным и пожилым людям по хозяйству. В наши дни одной из примет Наурыза стало посещение детских домов, домов престарелых Эта гуманная сущность Наурыза востребована во все времена.

В полдень жители всего аула собирались на открытом месте вблизи селения и устраивали праздничный достархан. На установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость.

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы – зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи сказок – Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашай. После этого начинались праздничное представление. Празднование Наурыза всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш», что в переводе означает «Навстречу друг другу», и «Аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Самой интересной была борьба, где женщины вызывали на состязание мужчин. В те далекие времена в аулах жили девушки – знаменитые борцы-палуаны, не знавшие поражения.

Согласно правилам игры победивший их джигит имел право на руку и сердце побежденной. В этом случае Наурыз продолжался свадебным тоем. Отсюда в народе сохранилось пожелание «Той тойға ұлассын» (пусть продолжением праздника будет праздник).

Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если
победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Особой популярностью в дни Наурыза пользовались состязания в беге – непременно босиком. Считалось, что таким образом от весенней земли получаешь новые силы и жизненное тепло. Детям же накануне праздника, наоборот, опутывали ножки, чтобы потом самый старый и уважаемый аксакал перерезал путы, передавая тем самым малышу опыт и долгие годы жизни.

Перед наступлением сумерек начиналось театрализованное представление, где два акына в поэтической форме символизировалижизнь и смерть, добро и зло, уходящий старый и новый год. Затем разжигались костры и все прыгали через них лил. Следуя один за другим. По старшинству проходили между ними. В руках у каждого были заранее приготовленные факелы, которые зажигались от огня этих костров – ими изгоняли злых духов. В представлении наших предков огонь обладал магической силой.

«Наурыз-коже» главное блюдо

В праздничные дни, а Наурыз обычно праздновали в течение месяца, готовилось много еды, которая символизироваладостаток и изобилие в наступающем году.
Достархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В него кладут те продукты, которые люди хотели бы видеть на своем столе круглый год. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

В каждом доме существовал свой рецепт приготовления ритуального блюда наурыз- коже. По своим вкусовым качествам «наурыз-коже» – блюдо замечательное и очень необычное. Готовить его лучше накануне вечером, чтобы оно ночь постояло. Тогда «наурыз-коже» получается вкуснее, как бы настаивается. А включает оно в себя воду,соль, молоко, айран, крупу (рис или перловку), изюм и мясо (можно и казы). Если «наурыз-коже» готовится с мясом, то оно варится отдельно.
Среднюю кастрюлю нужно наполнить водой, положить в нее крупу. Как для густого супа, посолить по вкусу и варить до готовности. А пока крупа варится , к ней постепенно нужно будет добавить пол-литра или литр молока. Когда крупа будет готова и немного остынет, к ней добавляют пол-литра кефира.
Отваренное мясо или казы режут на мелкие кусочки и кладут в «наурыз-коже». В последнюю очередь туда же опускают 100 г очищенного и промытого изюма. Затем кастрюлю накрывают крышкой, сверху полотенцем и оставляют на ночь в комнате.

Некоторые готовят «наурыз-коже» из семи разных злаков. Другие – из мяса, лука, курта или иримшика (творога), соли, жира и воды. Интересно, что «наурыз-коже » считается напитком. Хотя скорее всего это похлебка.

В дни Наурыза гостям подавались и лучшие мясные блюда – казы, шужук, вареное мясо.

Считалось, что угощение служит поводом для установления добрых отношений, демонстрирует национальную щедрость, гостеприимство. Отведав его, люди надеялись питаться так же вкусно в течение года.

Праздничные пожелания

По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: »Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!»
В этот день люди приветствовали друг друга по-особому. Например, выражали взаимные пожелания при встрече: «Пусть год будет обильным, счастливым, удачным! Пусть сгинут все напасти! Пусть много будет молока! Пусть тучным будет скот!» При встрече мужчины здоровались обеими руками, прижимая друг друга к груди. Женщина и мужчина, встречаясь в этот день, также заключали друг друга в объятия.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен).
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Карнавалы для детей, айтысы акынов, демонстрации национальных одежд, обрядов и кухонь народов, проживающих в республике, выступления фольклорных ансамблей, спортивные состязания, национальные игры…

Праздник для всех – такова особенность Наурыза сегодня. Теперь он по праву называется интернациональным. Потому в день Наурыза на празднично украшенных площадях сел и городов, в местах массовых гуляний вырастают целые городки. Где рядом с юртами уютно чувствуют себя русская изба и украинская хата. А девушки с удовольствием угощают тающими во рту баурсаками всех желающих. С желанием и интересом в веселых театрализованных представлениях принимают участие все – казахи и русские, немцы и украинцы, татары и ингуши, демонстрируют обряды и ритуалы разных народов многонационального Казахстана.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/620454

Читайте также:  Праздник победы годовщина году
Оцените статью