Маяковский художник
Владимир Маяковский художник
Маяковский художник в воспоминаниях родных и друзей.
Творческая жизнь Владимира Владимировича Маяковского началась с занятий рисованием. В этой области его дарование проявилось раньше, чем в поэзии. Студии художников — Жуковского и Келина, а потом занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества дали ему профессиональную подготовку.
В анкетах на вопрос о профессии Маяковский неизменно отвечал: «Поэт и художник». Сплав изображения и слова характерен для современников Маяковского: В.Хлебникова, Д.Бурлюка, В.Каменского, А.Крученых и других, да и вообще всей той эпохи, которая, по словам В.Хлебникова, ознаменована была «победой глаза над слухом». Большинство русских поэтов-футуристов пришли к поэзии от живописи.
Многие художники — от Репина до американца Геллерта — считали Маяковского мастером рисунка. О ранних опытах Маяковского-детские впечатления будущего поэта. «Вся наша жизнь,— вспоминала Л.Маяковская,— проходила на природе. Володя в то время рисовал животных и птиц, которых было много в лесничестве. Рисовал с натуры или по памяти, очень редко срисовывал. Объездчики, зная нашу любовь к животным, приносили маленьких медвежат, белок, зайчиков, лисичек. Когда они подрастали, их увозили в лес. Мы все любили это живое царство». Героями рисунков Маяковского часто были различные животные. Впоследствии животная символика занимала значительное место и в творчестве Маяковского-поэта. Он часто отождествлял себя с жирафами, лошадьми, собаками, медведями, которые, подобно поэту, отчуждены, изолированы от мира людей.
В семейном архиве Маяковских сохранились наброски с изображением забавных зверушек: верблюда, змеи, лисы. Сделаны они в 1913 году карандашом и окурком папиросы, обмакнутым в чернила. Как свидетельствуют родные поэта, Маяковский много рисовал пером, карандашом, даже обгорелой спичкой. «Зверье» у поэта — это не чудовища «из древнейшей древности», а милые, обаятельные существа: они плачут, смеются, грустят. В большом, добром и внешне суровом человеке жило нежное обожание «мельчайшей былинки живого», внимание ко всему беззащитному, будь то бездомная собака, брошенный котенок или выпавший из гнезда птенец. Примечательны слова поэта о том, что он «любит животных за то, что они не люди, а все-таки живые». Эту любовь к животным подтверждают и его рисунки, созданные как бы между делом. Еще в кутаисской гимназии,— вспоминал его одноклассник К.Надирадзе,— часто после уроков, когда в классе никого не было, он подходил к доске и мелом рисовал различных птиц и животных. Рисовал он быстро. Как пишет чешский художник А.Гофмейстер, поэт, оживленно беседуя за обеденным столом, одновременно рисовал слонов и зверушек.
На его рисунки обратил внимание учитель В.Баланчивадзе, который впоследствии вспоминал, что у него в альбоме лучших рисунков учеников долгое время хранился и рисунок Маяковского. Уже в то время 12-летний художник уверенно и быстро набрасывал шаржированные портреты соучеников, учителей. «Вкусы и привязанности Володи,— вспоминала старшая сестра,— обладали исключительным постоянством,— интерес к шаржированному портретному наброску, который он испытывал в молодости, острота глаза, наблюдательность, тяга к условному преувеличению — все это осталось у него надолго». И действительно, крайне трудно было бы вне этих обстоятельств понять стиль и характер той области графического искусства, в которой Маяковский проявил себя мастером знаменитых «Окон РОСТА».
В. В. Маяковский. Портрет сестры. Акварель. 1911.
По рассказам матери Александры Алексеевны, в одном из первых, к сожалению, не сохранившихся, шаржей юного Маяковского изображался сам автор — десятилетний силач, жонглирующий шестью стульями сразу.
По документам известно, что С.П.Краснуха во время пребывания в академии окончил с успехом курс наук и за хорошие познания в живописи получил Малую золотую медаль за программу «Исцеление св. Себастьяна». Закончив академию, он работал в Пятигорской гимназии, а затем в Кутаиси, впоследствии жил и преподавал в Саратове. В воспоминаниях членов семьи Маяковских и в письмах его имя всегда упоминается с большим уважением. Л.В.Маяковская вспоминала: «Мы должны были заниматься два часа, а мы добрых пять часов всегда сидели. Рисовали с натуры, ставили нам всякие вещи, гипсы, чисто академическое было рисование. Так что известные элементы подготовки Володя получил у Краснухи. Он ставил нам гипсовые головы, натюрморты и требовал точного и хорошего рисунка, причем очень строго требовал. Я сохранила свои рисунки, Володя рисовал приблизительно так же».
В 1906 году, когда после смерти отца семья переехала в Москву, тринадцатилетний Володя использовал рисовальные способности, чтобы материально поддерживать семью. «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать»,— писал Маяковский. Его соученик по московской гимназии А.Л.Пастернак вспоминал: «Он показал мне свои картинки выжигания по дереву, правда красивые, но сделанные по трафаретным образцам, под Русь, что было, увы, еще далеко от искусства».
КРИЧЕВСКАЯ СШМЕШКА
В этот период Маяковский вместе с младшей сестрой Ольгой, помимо гимназии, усердно посещал вечерние и воскресные классы Строгановского училища.
Маяковского постоянно видели с карандашом и альбомом в руках. Ему приходилось заниматься рисованием реклам для аптекарской фирмы Гален. Платили по 5 рублей за рекламу. К этому времени относятся и воспоминания
В.Герасимова: «Владимир показывал мне много хороших рисунков, выполненных карандашом и акварельными красками. Преобладали эскизы пейзажей. К своему огорчению, я узнал, что почти все рисунки будут проданы, так как это составляет его небольшой заработок на личные расходы».
По выходе из тюрьмы он возобновил свои занятия в Строгановке. Здесь он научился работать красками, главным образом клеевыми. Работал всегда порывисто. По свидетельству близких, он говорил, что ему хочется серьезно заниматься живописью. В музее хранятся его три живописные работы.
В. В. Маяковский. Письмо сестре. 1905.
Позднее он не без иронии вспоминал, как вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Натюрморт, бывший на выставке учеников Жуковского, был автором подарен Н.Артемьеву: чайный сервиз и лиловые цветы. Особенно удались солнечные блики на фарфоре. К сожалению, картина утеряна родственниками.
Эта характеристика, данная учителю, довольно ясно указывает, что именно привлекало Маяковского в искусстве — мастерство, реализм, гибкая меняющаяся творческая система. Маяковский всегда с удовольствием вспоминал время своего обучения живописи в студии Келина.
Друзьями его в те годы были: Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Чекрыгин, М.Ларионов, Н.Гончарова, О.Розанова, А.Лентулов. Встречи с молодыми художниками, участие в совместных художественных выставках и диспутах — все это в значительной мере предопределило дальнейшее художественное развитие поэта. В карикатуре для «Окон РОСТА», он блестяще применил все многообразие своего таланта, и чувство юмора, и экономность деталей, и все те достоинства реалистического письма, которые подчеркнул еще в юном Маяковском И.Е.Репин.
Источник статьи: http://culture-art.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA/
И это — Маяковский
С тихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.
Художник
Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.
Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина, Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.
Рекламист
В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР.
Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими емкими стихами.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.
Также Владимир Маяковский писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», «Московского пролетария», — Манежа, учебных заведений и даже музеев.
Редактор
В 1923–1925 годах Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое объединение «Левый фронт искусств». В редакционную коллегию входили Осип Брик, искусствовед Борис Арватов, поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков и Борис Кушнер, литературный критик Николай Чужак.
В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи — Маяковского и Асеева, Крученых и Каменского, Пастернака и Хлебникова. В журнале были опубликованы некоторые произведения Исаака Бабеля, которые позже вошли в сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». На страницах «ЛЕФа» появлялись современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция рассказывала о событиях в области искусства — как правило, левого.
За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года — до того, как покинул творческое объединение.
Актер, режиссер, сценарист
В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.
В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.
К 10-летию Октября поэт написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА».
Драматург
«Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал Владимир Маяковский. К годовщине Октября он написал свою первую пьесу — социально-бытовую «Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич. Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: «Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.
В 1929 году Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.
Обе пьесы и критики, и зрители обсуждали очень горячо. В них видели и остроту, и «антисоветский душок». «Баню» в 1930-х годах поставили всего три раза. После этого пьеса была запрещена, и в следующий раз ее сыграли лишь в 1953 году.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/175334/i-eto-mayakovskii
Маяковский Владимир Владимирович, поэт и художник, Россия, Москва
МАЯКОВСКИЙ—ХУДОЖНИК
Партийная работа, аресты, тюрьма, тяжелое материальное положение не давали Маяковскому возможности систематически учиться и только после последнего ареста, после одиннадцатимесячного сиденья в Бутырках, выпущенный на свободу под надзор полиции и под родительскую ответственность, он решил поступить в какое-нибудь учебное заведение, научиться какому-нибудь ремеслу. Единственное училище, куда ему удалось поступить, было Училище живописи, ваяния и зодчества.
Маяковский рисовал с малых лет. Когда после смерти отца семья Маяковских переехала в Москву, Маяковский использовал свои рисовальные способности, чтобы материально поддерживать мать и сестер. В своей автобиографии он вспоминает: «денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца — круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10—15 коп. С тех пор бесконечно ненавижу Бем’ов, русский стиль и кустарщину».
Маяковский стал учиться живописи. Первое время он добросовестно копировал головы, торсы и натюрморты, но инстинктом, по его выражению, «ревинстинктоль», поглядывал в сторону дерзких новаторов — Ларионова, Машкова. Окончательно вывел Маяковского из училищной рутины Давид Бурлюк. Маяковский вспоминает об этом так: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнет. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Благородное собрание. Концерты. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались. Расхохотались друг в друга. Вышли вместе шляться.
Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную. От училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера. У меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старого. Родился российский футуризм».
В группу футуристов, в которую вошел Маяковский, входили художники-новаторы: Ларионов, Гончарова, Кульбин, Бурлюк, Розанова и др., и вполне вероятно, что к этим художникам прибавился бы еще один художник-новатор — Владимир Маяковский, если, бы не обнаружилось одно неожиданное обстоятельство. Об этом обстоятельстве Маяковский рассказывает так: «днем у меня вышло стихотворение, вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатанные. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю стихи Бурлюку. Прибавляю: это один мой знакомый. Давид остановился, осмотрел меня, рявкнул: «Да это ж Вы сами написали, да Вы ж гениальный поэт». Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».
С этой ночи Маяковский перестал учиться на живописца, но художнических навыков не бросал. Во-первых, потому, что ему нравилось рисовать, и рисовал он хорошо, а во-вторых, потому, что это был его единственный заработок. Футуристические стихи, естественно, денег не давали. Он любил рисовать портреты, рисовал их быстро пером, карандашом, окурком. Рисовал всех своих знакомых, просто так, из любви к искусству, а для заработка рисовал карикатуры в юмористических журналах. Во время войны изготовлял военные лубки с собственными стихотворными подписями.
После революции Маяковский стал рисовать обложки, плакаты, театральные костюмы и декорации для своих книг и пьес. Он сделал обложку к сборнику футуристов «Ржаное слово», к первому изданию «Мистерии Буфф». Сделал плакаты и эскизы костюмов к первой постановке «Мистерии Буфф» и плакаты к кинокартинам «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся», поставленные по его сценариям и с его участием.
Все эти живописные работы были как бы иллюстративным дополнением к его поэтическому творчеству, но, конечно, во многом уступают в мастерстве и в новаторстве. Но, во всяком случае, в них не было ни капли академизма, и их можно было отличить среди сотни других.
Работа в РОСТА сыграла огромную роль во всем творчестве Маяковского, и для его живописной работы она сыграла роль не меньшую. Из футуриста он превратился в агитработника, переменилась установка, переменились приемы.
Маяковский назвал сборник своих ростовских работ «Грозный смех». Название, удачно выражающее своеобразный характер ростовских «Окон сатиры». Это был смех, но не веселый смех и даже не смех сатирический, а смех с угрозой. Мишенью этого грозного смеха были Врангель, белогвардейцы, белополяки, лодыри и им подобные враги советской власти. Над ними мало было посмеяться. Надо было поднять «ярость масс» на борьбу с ними. Вот это-то соединение сатирического смеха и революционного воззвания и создало своеобразие «Окон сатиры РОСТА». Со стороны поэтической, со стороны текстовой, Маяковскому нетрудно было найти соответствующий тон и форму. «Грозный смех» был органическим свойством его поэтического таланта. Оставалось найти соответствующий стиль и прием для плаката.
Рассматривая теперь, через 10 лет, тогдашние плакаты «Окон сатиры» видишь, что плакаты таких опытных художников, как Черемных, Малютин, совершеннее плакатов Маяковского с точки зрения графического и живописного мастерства. Но вместе с этим они менее плакатны, менее выразительны. В них больше от журнала, чем от улицы. Плакаты Маяковского замечательны своей примитивностью, лаконичностью, отсутствием лишних подробностей и деталей. Это почти идеограммы, понятия, выраженные не словами, а рисунками. Любопытно, что в ходе работы Маяковский, действительно, выработал в себе нечто, вроде идеографического словаря. Так, напр., огромное количество плакатов включало в себя фразу «что же делать?» И дальше шел ответ. Вот этот-то вопрос — что же делать — идеографически изображался Маяковским всегда одним и тем же рисунком: голова рабочего в профиль смотрит на большой вопросительный знак.
«Окна сатиры РОСТА» сыграли огромную не только агитационную, но и художественно-политическую роль. Эти сатирические плакаты поставили вопрос об участии художников в политической жизни страны. Стало ясно, что участвовать в пролетарской революции, — не значит сюжетно ею вдохновляться, а это значит реально своей работой помогать ей бороться с врагами и строить социализм.
«Окна сатиры» раскололи художественный мирок на две резко противоположные группы: «чистовиков» и «производственников». Чистовики были те художники, которые, пытались протащить в революцию старые индивидуалистические художнические навыки, наскоро приспособить тематику своих станковых картин к революционным событиям. Производственниками были те, которые, забросив свои холсты и палитры, взялись за плакаты, за вывески, за госрекламу и не в ателье, а на улице развешивали свои произведения. К этому призывал Маяковский в своем стихотворении «Приказ по армии искусств».
Довольно грошевых истин!
Из сердца старое вытри!
Улицы наши — кисти,
Площади наши — палитры.
Как ни странно, но нашлись люди, которые относились подозрительно и недоброжелательно к производственной живописи Маяковского, особенно, когда он стал усиленно работать на моссельпромовскую рекламу. Эти люди упустили из виду, что реклама госторговли в то время была делом политическим, а не коммерческим. Реклама Моссельпрома и реклама частного торговца — вещи несоизмеримые. Знаменитые строчки Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме», ставшие чуть ли не советской пословицей, перефразированной на тысячу ладов, создали известность Моссельпрому не только в России, но и на Западе.
Странно недооценивать политическое значение этого обстоятельства. Моссельпромовские рекламы Маяковского интересны как стилевое значение стиха и плаката. Дело в том, что большинство плакатов Моссель- прома, сделанные художниками Родченко, Лавинским и Левиным, сделаны были по эскизам Маяковского. Этот эскиз компоновался одновременно с текстом, совпадая с ним тематической и стилевой установкой. В дальнейшем Маяковский таким же методом осуществил ряд плакатов на производственные, профсоюзные, санитарные и прочие темы.
К чистой живописи Маяковский уже никогда больше не возвращался.
Путь Маяковского-художника тот же, что и путь его как поэта. Неуклонная борьба с академизмом, эстетическим трафаретом, с буржуазной красивостью, за искусство активное, за искусство агитационное, за искусство пролетарской классовой борьбы. И сейчас, когда ликвидируются последние остатки буржуазной эстетической теории и практики, работа Маяковского приобретает особое значение своим принципиальным радикализмом и политической заостренностью.
Источник статьи: http://folkacademy.1c-umi.ru/literaturno-fol_klornaya_galereya/vladimir_vladimirovich_mayakovskij_poet_i_hudozhnik_rossiya_moskva/