Икона праздника покрова божьей матери

Содержание
  1. Покрывающая любовью: от чего нас хранит икона Покрова Пресвятой Богородицы
  2. Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
  3. Содержание страницы
  4. История возникновения праздника Божией матери
  5. Полезные материалы
  6. Значение события на Руси
  7. Описание и композиция образа Богоматери
  8. Как выглядят знаменитые изображения великого события
  9. Святой лик из храма на Лыщиковой горе
  10. Рассказ о чуде Иоанновского монастыря
  11. Что означает
  12. О чём молятся
  13. В чём помогает
  14. 14 октября 2020: Покров Пресвятой Богородицы
  15. Что такое Покров Пресвятой Богородицы
  16. Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
  17. События Покрова Пресвятой Богородицы
  18. История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
  19. Покров день — народные традиции праздника
  20. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
  21. Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.
  22. Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  23. Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
  24. Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
  25. Величание Покрова Пресвятой Богородицы
  26. Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
  27. Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы
  28. Что такое Покров Пресвятой Богородицы
  29. Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
  30. Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
  31. События Покрова Пресвятой Богородицы
  32. История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
  33. Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  34. Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
  35. Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
  36. Величание Покрова Пресвятой Богородицы
  37. Покров день — народные традиции праздника
  38. Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
  39. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Покрывающая любовью: от чего нас хранит икона Покрова Пресвятой Богородицы

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Этот образ Пречистой легко узнаваем по длинному белому или красному плату в руках Владычицы. Она простирает его над молящимся, обещая Свое заступничество. Так выглядит образ давнего события – и одного из любимых на Руси праздников, посвященных Богородице.

Читайте также:  Список праздников март 2021 год

Содержание страницы

История возникновения праздника Божией матери

Тогда к столице Византии подступили враги – сарацины. При подобных бедствиях жители всегда собирались именно во Влахерне, в Богородичной церкви, где собраны были связанные с Ней реликвии – пояс, омофор (головной плат), куда пришел на всенощную также блаженный Андрей, уроженец, как говорит его житие, Скифии (по некоторым данным – возможно, славянин).

Полезные материалы

Всю ночь продолжалась молитва. Около 4 часа утра Андрей увидел Пречистую на воздухе, над прихожанами. Окруженная апостолами, пророками, святыми, Ангелами, Она двигалась от церковных врат к алтарю. Упав перед святым престолом, Богоматерь со слезами молилась за людей, прося Бога отвратить Своей гнев за их согрешения. Затем Владычица сняла со Своей главы плат (омофор, которым покрывали головы еврейские жены), а потом распростерла его над молящимися.

А вот о том, когда Церковь начала особо отмечать это событие, до сих пор существуют самые различные мнения.

  • Церковное торжество стало частью церковного обихода сразу после чудесного видения, оно введено императором Львом Философом. Эту версию высказывает сербский иеромонах, постриженик Афонской горы, Пахомий Логофет (XV в.), написавший немало житий святых, хорошо знавший церковную историю. Однако, современные богословы не видят подтверждения существования праздника в источниках: старинные греческие Уставы ничего не говорят о нем.
  • Покров мог иметь русское происхождение, а затем, под влиянием Русской Церкви. распространиться среди православных Болгарии, Сербии. Если это так, он установлен, скорее всего, с XII в., Владимиро-Суздальским князем Андреем, прозванным Боголюбским, особенно почитавшим Богоматерь.

Не во всем ясно также то, с какими событиями связан праздник. Помимо традиционной версии видения св. Андрея, высказываются мнения о том, что:

  • датой видения св. Андрея мог быть 860 или 923 г., а врагами, напавшими на столицу Византии, могли быть не сарацины, а «русы» или болгары;
  • Византийский праздник (если он был) мог приурочиваться ко дню памяти св. Романа Сладкопевца, автора множества Богородичных песнопений, и, по некоторым данным, Акафиста; он, кстати, служил как раз во Влахерне;
Читайте также:  Проект календарь русских праздников

Покров Пресвятой Богородицы
Иконография:
Покров Богоматери
Датировки: XVI в.
Происхождение: Из Воскресенского собора Воскресенского Горицкого девичьего монастыря, Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне п. Горицы Кирилловского района Вологодской области). Монастырь основан в 1544 году княгиней Ефросинией Старицкой (в иночестве Евдокия).
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 136 см, ширина 112 см
В структурно сложной иконе органично слились два варианта иконографии Покрова &ndash новгородский и суздальский. Внутри храма, который обозначен трехглавием, на новгородский манер, в центре расположена Богоматерь, окруженная ангелами на ‘воздусях’, держащая в руках покров, по суздальскому изводу. Справа и слева от нее святые всех чинов святости в нижнем ряду молящиеся, среди них царь с царицей и св. Андрей, который указывает своему ученику Епифанию на Богоматерь. Нижнее Богоматери, на кафедре, Роман Сладкопевец и чудо, произошедшее с ним. Композиция по-новгородски вертикально делится на три части, как бы представляя храм в разрезе и в то же время на иконе храм показан с фасада, как бы стоящим на втором плане, что составляет устойчивую традицию суздальских, а затем и московских икон.
Поступила в 1930 году.
Реставрация:ЦГРМ, 1927 г., реставраторы &ndash группа под руководством Анисимова А.И.
Инв. № 560/3. &copy Череповецкое музейное объединение
Литература:
Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. С. 19, кат. № 35 (Илл. 36).

Значение события на Руси

Издавна верующие России на Покров собирались в храмах славить Пресвятую Владычицу, Чьим домом всегда называли Русскую землю. Видимо, именно поэтому историческое событие, не отмечаемое православными греками, было с любовью чтимо на Руси.

Данные о появлении церковного торжества относятся к XII в., судя по всему, местом, где широко начали отмечать Покров, было Владимиро-Суздальское княжество. Более того, князем Андреем Боголюбским не только введено празднование, но также построена первая (около 200 лет — единственная) в мире церковь, получившая название в честь праздника, на реке Нерль.

А в Суздале, какое-то время бывшем столицей Владимирского княжения, сохранился древнейший образ Покрова, относящийся к XIII в. – на царских вратах собора Рождества Богородицы. Дальнейшем праздник распространяется по другим русским землям и становится частью богослужебной традиции Руси.

Видимо, уже с XIII-XIV вв. складываются народные традиции празднования «Покрова дня», как его называли:

  • праздник называли «встречей осени с зимой», с этого дня обычно начинали топить печь, утеплять дом;
  • так как праздник приходился на осень, время свадеб, в это время сугубо молились об устройстве семейной жизни;
  • принято было посещать родных, знакомых, соседей; хозяйки пекли особый, богато украшенный каравай, угощали гостей блинами, пирогами.

Описание и композиция образа Богоматери

До XV в. существовало два известных извода иконы:

  • Суздальский; Пречистая написана на воздухе, перед Влахернской церковью; Она держит плат, простирая его над верующими; внизу – амвон, на котором стоит св. Роман, держащий свиток;
  • Новгородский, представляющий Богоматерь внутри церкви, над царскими вратами; Ее плат поддерживают Ангелы, Сама Пречистая подняла руки горячо молясь о погибающем мире Спасителю, чей образ написан вверху иконы.

В дальнейшем оба варианта постепенно объединяются, и к XVI в. иконография праздника складывается окончательно. Центр композиции – Богородица, простершая свой омофор (белого или, реже, красного цвета) над молящимися. Цвет плата выбирался иконописцами согласно с житием св. Андрея, описывающим его как «подобный молнии», блистающий. Как белый, так и красный являются цветами Царства Небесного.

Ниже Матери Божией изображается св. Роман и блаж. Андрей с учеником Епифанием, показывающий десницей на молящуюся Матерь Божию.

Кроме того могут изображаться предстоящие Пречистой святые:

  • слева – Ветхозаветные праотцы, пророки;
  • справа – мученики, святители, преподобные Новозаветного времени; среди этих изображений нередко можно увидеть патр. Тарасия, а также императора Льва Философа, при котором произошло чудесное явление, его супругу;
  • среди новозаветных праведников с XVI в. можно увидеть иногда некоторых русских святых;
  • на отдельных вариантах образа можно видеть также известное из житийной литературы явление Матери Божией св. Роману Сладкопевцу, когда Она даровала ему способность писать богослужебные песнопения.

В более позднее время появляются иконы, отклоняющиеся от сложившейся традиции изображения события.

  • Пресвятая Дева может изображаться вне храма, без свв. Андрея и Романа, покрывающий Своим омофором предстоящих Ей. Плат не снят с главы Матери Божией, Она простирает его, как полы плаща, над святыми. Именно такой образ создан в XVII в., например, на Украине.
  • Существуют также образы, на которых Богородица представлена держащей плат, но не изображены ни храм, ни предстоящие Владычице святые. Подобные изображения широко распространились в XIX – начале XX в. Несмотря на некоторую неканоничность, среди них ныне есть прославленные чудотворениями.

Как выглядят знаменитые изображения великого события

Самыми известными иконами считаются

  • Новгородская (XIV в.), принадлежавшая Покровскому Зверину монастырю;
  • Суздальская (XV в.), находившаяся в посвященной празднику обители.

Это древнейшие из сохранившихся образов Покрова на Руси. Обе иконы сейчас находятся в музейных собраниях.

В современной России, как в дореволюционные времена, существует множество храмов Покрова Пресвятой Богородицы с чтимыми образами, прославленными чудотворениями.

Святой лик из храма на Лыщиковой горе

Этот образ из Покровской церкви (Москва), известен чудотворениями еще со времен Великой Отечественной войны.

Рассказ о чуде Иоанновского монастыря

В Иоанновской обители Санкт-Петербурга, известной как место упокоения честных мощей ее основателя, прав. Иоанна Кронштадтского, с 1991 г. находится святой образ, также почитаемый чудотворной.

Как явствует из надписи на оборотной стороне, он написан священником Иоанном Смирновым в 1908 г. Пречистая представлена стоящей на облаке, держащей на простертых к верующим руках белый платок.

Новая святыня найдена сестрами обители при Никольской церкви Петербурга, что на Большеохтинском кладбище. Здесь хранились старые образы, ожидающие реставрации или вовсе непригодные для богослужебного употребления. Первоначально эта большая, написанная на холсте икона, размещалась в алтаре монастырского храма Двенадцати Апостолов. Изображение Матери Божией было с трудом различимо.

Но вскоре после Пасхальных торжеств 1991 г. оказалось, что икона мало-помалу начала обновляться. Сначала стал виден Лик, затем, как рассказывают инокини, «образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой».

Стала видна надпись над главой Богоматери: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

Ныне этот образ помещен в резной киот и доступен для поклонения всем прихожанам.

Иконография: Покров Богоматери Датировки: XIX в. Вторая половина XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 35,5 см, ширина 29,8 см Сцена изображается на фоне Влахернского храма. Богоматерь представлена в трехчетвертном повороте к Христу стоящей на облаке. В руках у нее омофор и развернутый свиток. Христос изображен в небесном сегменте, правой рукой Он благословляет, в левой держит развернутый свиток. За фигурой Богоматери в пять рядов расположены ангелы, апостолы и святые. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева расположена группа молящихся, среди которых обобщенные изображения императора и патриарха. На полях помещены фигуры ангела-хранителя и святого.Поступление: в 1985 г. из ВПХК им. Е.В. Вучетича МК СССР.Инв. № РЖ – 1667. © Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. ЭрьзиЛитература:Русское искусство XVIII — XX века: живопись, икона, культовая деревянная скульптура, графика, скульптура: каталог. Т.1 / МРМИИ им. С.Д. Эрьзи; [редкол.: Л.Н. Нарбекова и др.; авт. — сост.: Т.В. Елисеева, Е.А. Вишнякова]. Саранск, 2009. № 136. С. 100.

Что означает

Покров – прежде всего, видимое знамение заботы Богоматери о Своих чадах. Какими бы ни были грехи людей, Она всегда готова отвратить гнев Божий, умолить Христа. По слову свт. Димитрия Ростовского, «мы погибли бы уже за свои беззакония, если бы за нас не предстательствовала премилостивая Владычица»

Но есть также еще одно значение святого образа – покрытые любовью Богородицы, люди не должны предаваться ссорам, зависти, распрям, ведь все мы – Её дети. Это хорошо понимали наши предки. Не случайно сам праздник широко распространился на Руси во времена сильнейших междоусобиц русских князей (XII-XIII вв.). Понимают это многие также в наше сложное время разделения народов, смут, церковных нестроений.

О чём молятся

Перед святым образом, где бы он ни был повешен в доме, часто возносят молитвы и акафисты:

  • о помощи при преодолении пагубных страстей;
  • о заступлении от врагов;
  • о любой помощи при сложных обстоятельствах.

В чём помогает

По молитвам перед этой иконой Пречистая особенно часто помогает:

  • исцелить тяжелые болезни;
  • преодолеть грехи, особенно мучающие душу, нуждающиеся в уврачевании свыше;
  • справиться с гонениями от различных недоброжелателей;
  • известны случаи Её поддержки воинам, спасения во время боя;
  • Роману Сладкопевцу, изображенному на иконе, наши предки часто молились при трудностях во время учения, тем более, что память самого святого совершается на самый день Покрова.

Руси всегда особенно была близка Богородица, заступница за людей, даже самых грешных. Именно здесь – причина продолжающегося до сих пор глубокого почитания иконы Покрова. Пречистая и сейчас не посрамляет уповающих на Нее, посылая множество чудес всем, приходящим с верой.

Источник статьи: http://pravoslavie.wiki/pokryvajushhaja-ljubovju-ot-chego-nas-hranit-ikona-pokrova-presvjatoj-bogorodicy.html

14 октября 2020: Покров Пресвятой Богородицы

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

События Покрова Пресвятой Богородицы

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Покров день — народные традиции праздника

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих.

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят. И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей. Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется. В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник статьи: http://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-presvyatoj-bogorodiczyi.html

Оцените статью