- 3 июня Церковь совершает празднование Владимирской иконе Божией Матери
- Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери
- Праздник Владимирской иконы Божией Матери православные отмечают 3 июня
- Праздник Владимирской иконы Божией Матери 3 июня
- О чем просят святую, молитвы
- Молитва пред чудотворной иконой «Владимирская»
- Молитва первая
- Молитва вторая
- Владимирская икона Божией Матери
- Владимирская икона Божией Матери. Событие праздника
- Тропарь, кондак и канон Владимирской иконе Богородицы
- Владимирская икона Божией Матери. История почитания
- Образ Владимирской иконы Божией Матери. Иконография
- Храмы Владимирской иконы Божией Матери на Руси
- Старообрядческие храмы Владимирской иконы Божией Матери
- Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса
3 июня Церковь совершает празднование Владимирской иконе Божией Матери
Москва, 3 июня 2004 г.
3 июня совершается празднование Владимирской иконе Божией Матери, которая особо почитается в Сретенском монастыре, основанном в честь Сретения (встречи) Владимирской иконы при ее перенесении из Владимира в Москву в 1395 г.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/10010.html
Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери
Успенский собор во Владимире (Фото: JackF, Shutterstock)
Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В Россию икона была завезена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
Празднество 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.
Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.
Таким образом, неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле Русской через Свою святую икону «Владимирскую». Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли обращался многоскорбный русский народ к Пресвятой Богородице.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1999/
Праздник Владимирской иконы Божией Матери православные отмечают 3 июня
Москва, 08.03.2021, 20:47:41, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Принято Владимирскую икону Божией Матери считать чудотворной. В данном случае лик Богородицы был написан Лукой, который является автором одного из Евангелий. Работа была написана на доске из стола, который послужил местом трапезы Святого Семейства. В свое время за ним сидели Богородица, Спаситель и праведный Иосиф Обручник. Когда Божьей Матери удалось впервые увидеть икону, она сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Праздник Владимирской иконы Божией Матери 3 июня
Священный лик был привезен в Россию из Византийской империи еще в XII столетии. Она выступила в качестве подарка Юрию Долгорукому, который был презентован Лукой Хризоверхом, Константинопольским Патриархом. Изначально лик красовался в женском монастыре Вышгорода, расположенного рядом с Киевом. Затем стало известно о многочисленных чудодеяниях лика. О них узнал и князь Андрей Боголюбский, который принял решение перевезти икону чуть северней.
Когда Великий князь проезжал мимо города Владимир, лошади в упряжке с ликом остановились и отказались подчиняться извозчику. Было приказано сменить лошадей, но новые животные вели себя так же. Князь посчитал, что подобным образом Божья Матерь в этом проявила свое желание остановиться в городе Владимир. Уже спустя два года здесь была возведена церковь Успения Богородицы. Владимирская икона Пресвятой Богородицы является очень популярной, поэтому в течение года сразу несколько раз отмечается празднование в честь святого лика. Оно проходит 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Считается, что наиболее громкое празднование проходит осенью. Данное торжество напрямую связано со сретением Владимирской иконы, когда ту переносили из Владимира в Москву.
На третье июня приходится праздник спасения Москвы, которое состоялось в 1521 году. Именно в это время столица была защищена от нашествия татар. Армию иноверцев возглавил хан Махмет-Гирей. Огромное войско татар подошло вплотную к столице. Они уничтожали с сжигали многочисленные поселения и деревни, вырезая все местное население. Великому князю Василию удалось объединить большое войско, которое было вынуждено противостоять татарам. С молитвенной поддержкой к походу присоединился митрополит Москвы Варлаам, который обратился к Богу с поддержкой жителей столицы. Все они просили Господа избавить горожан от верной смерти.
Считается, что благочестивая святая монахиня в этот период увидела знамение. По ее словам, за пределы Спасских ворот Кремля вышли московские святители. Уходя из Москвы, они взяли с собой Владимирскую икону Божией Матери, которая считалась главной святыней города. Таким образом, Господь наказал жителей столицы за грехи, совершенные ее населением. Навстречу святителям возле Спасских ворот вышли преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Они обратились со слезами к небесным посланникам, чтобы те не покидали пределы города. Каждый из них обратился к Господу с искренней просьбой простить согрешивших и избавить Москву от вражеского нашествия. По завершении молитвы святые вновь вернулись в Кремль, чтобы вернуть на место Владимирскую святую икону.
Все бы ничего, но подобное видение пришло и блаженному Василию, который впоследствии станет московским святым. Он увидел, как благодаря заступничеству Божьей Матери и многочисленным молитвам горожан город Москва будет защищен от нападения врагов. Татарский хан также во сне увидел сошествие с небес Богоматери, которая снизошла вместе с большим войском, которое пришло, чтобы истребить полки татар. Войско, пришедшее из Азии, спешно убежало. Чудесным образом Москва, а также все Русское государство, были защищены от нашествия грозного врага.
О чем просят святую, молитвы
Неоднократно благодаря вмешательству иконы удавалось защитить столицу от набегов крымских татар и других врагов. Так, в 1395 году икона Владимирская помогла спасти горожан от наступления полчищ Тамерлана. Уже в 1480 году под стены Москвы пришли войска другого ордынского хана. Уже в 1521 году был успешно отбит набег татар.
Несмотря на общепринятое мнение о пользе святого лика против вражеских нашествий, икона защищала верующих не только от войн. Ее чудодейственная сила помогала избежать многих проблем:
- К лику обращались, чтобы найти исцеление от самых разных болезней.
- При возникновении бед и нужд.
Следовало молиться перед иконой во многих случаях, поэтому лик признан универсальным и помогает страждущим при любых напастях. К примеру, часто она становится предметом поклонения людей, просящих о мире и хорошей семье. Также к ней обращались с прошениями о браке, детях, здоровье самых близких людей.
На сегодняшний день храмы не принимают прихожан. Можно посетить святое место, чтобы обратиться к лику с молитвой вне службы, поставить свечу. Тем более, в ближайшие дни нас ожидает светлый праздник всех христиан — Троица.
Молитва пред чудотворной иконой «Владимирская»
Молитва не будет маленькой, и это хороший знак. Лучше распечатать ее на большом изображении, чтобы легче было обращаться к Господу. Можно также открыть ее на смартфоне, если нет возможности воспользоваться принтером.
Молитва первая
«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва вторая
«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Источник статьи: http://pronedra.ru/prazdnik-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi-pravoslavnye-otmechayut-3-iyunya-482634.html
Владимирская икона Божией Матери
Образ Владимирской Божией Матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).
Содержание
Владимирская икона Божией Матери. Событие праздника
По преданию, Владимирская икона Божией матери была написана св. апостолом Лукой на доске от стола, на котором трапезничало Святое Семейство в доме св. пр. Иосифа — обручника Пресвятой Богородицы. До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иеросалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее. Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.
В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул:
Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!
Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.
Икона прославлена дарованием многих побед русским людям над врагами нашего Отечества, главным образом, татарами. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета, в 1459 году.
Тропарь, кондак и канон Владимирской иконе Богородицы
Тропарь, глас 4.
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши Владычице чюдотворную Твою икону. К ней же мы ныне притекающе, и молящеся Тебе взываем сице, о Пречюдная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианские невредимы, от всех навет вражиих, и спасет душа наша яко милосерд.
Кондак, глас 8.
К Возбранной Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, в чистей совести верою утвердившеся русстии народи, невозвратно надежду имуще притецем, паче же к чюдотворному Ея и Пречистому образу, и возопием Ей, радуйся Невесто Неневестная.
Библиотека Русской веры
Канон Владимирской иконе Пресвятой Богородицы →
Владимирская икона Божией Матери. История почитания
Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают три раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).
Празднование 3 июня установлено в 1521 году в честь избавления Москвы от нашествия казанского хана Махмет-Гирея. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую икону. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.
6 июля празднование Сретению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской установлено в память избавления Руси от монголо-татарского ига в 1480 году. Об этом знаменательном событии русской истории подробно говорится в летописной «Повести о стоянии на Угре». После одержанной победы Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.
Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат отправился в поход на Русь, отказавшуюся с 1476 года платить дань татарам. Продвигаясь вперед к Москве, он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынской коннице удалось форсировать реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам все броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. В это время вся Русь возносила молитвы к Пресвятой Богородице, особенно усердно перед Владимирской Ее иконой, которая уже не раз являла свою чудодейственную помощь, спасая страну от погибели.
В ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, и хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, вдруг сильно испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены лишь небольшие русские силы, но они окончательно изгнали неприятеля с родной земли. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.
8 сентября праздник установлен «избавления ради от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темир-Аскака». В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа (ст. ст.). «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».
И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее. Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
Образ Владимирской иконы Божией Матери. Иконография
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни — «пяточка».
Богоматерь Владимирская. Рублев Андрей (?) Конец XIV — начало XV вв. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
«Владимирская» с клеймами икон Божией Матери Не рыдай мене Мати, Утоли моя печали и Благовещение. Псковская школа, ок. 1500 года
Сретение Владимирской иконы. XV век
По оценкам искусствоведов, Владимирская икона Богородицы написана в XII веке, по всей видимости, в Константинополе. Первоначальный размер иконы был 78×55 см. Позже были нарощены поля. На обороте иконы находится изображение Этимасии (что в переводе значит «престол уготованный») и орудий страстей, которое относится предположительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.
Образ Божией Матери Владимирской. Константинополь. Первая треть XII века
На протяжении своей истории икона была записана по меньшей мере четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках. Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты. К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.
Богоматерь Владимирская. Первая четверть XV в. Успенский cобор Московского Кремля, Москва
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате). В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее.
Храмы Владимирской иконы Божией Матери на Руси
В 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в Москве был основан Сретенский монастырь в память о чудесном событии, о котором сообщают летописные источники. 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежавшая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия и был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа на место сретения чудотворного образа Богородицы переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. На сегодняшний день первоначальные постройки монастыря не уцелели. Пятиглавый соборный храм монастыря (единственный уцелевший в XX веке) построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. В 2008 году к собору была пристроена галерея со звонницей.
Сретенский монастырь в Москве
В честь Владимирской иконы Богородицы освящена церковь в г. Вологде. Точная дата ее основания не известна, однако надпись на храмовой иконе Владимирской Божией Матери свидетельствует, что в 1549 году деревянная церковь уже существовала. В 1759 году (согласно храмозданной грамоте) вместо прежней церкви на новом месте построена новая каменная Владимирская церковь (холодная). Закрыта в 1929 году, в 1970-х здание церкви отреставрировано.
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (холодная). Вологда
Старообрядческие храмы Владимирской иконы Божией Матери
В честь Владимирской иконы Божией Матери освящены несколько старообрядческих храмов. В Москве находится храм во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Остоженской общины. Церковь была построена в 1907–1911 гг. изначально в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но по причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве этот храм позже был переосвящен. Также в церкви имеется придел во имя Рожества Святителя Николы, престол отмечается 11 августа.
Храм РПсЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Москва
В РПсЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящены храм в пос. Тонкино Нижегородской области, часовня в пос. За Родину Краснодарского края и домовой храм в г. Красноярске.
Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в пос. Тонкино Нижегородской области
Часовня Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в пос. За Родину
В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в пос. Арья Нижегородской области.
Храм РДЦ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в пос. Арья
В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в г. Санкт-Петербурге.
Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в пос. Осташово Московской области.
Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса
В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Ее Владимирской иконой.
- Первое чудо: на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
- Второе: жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
- Третье: во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
- Четвертое: супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
- Пятое: спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
- Шестое: исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
- Седьмое: исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
- Восьмое: женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
- Девятое: некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
- Десятое: случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.
Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Источник статьи: http://ruvera.ru/vladimirskaya_bogorodica