Кумбха Мела — самый большой религиозный праздник
Кумбха Мела в переводе с санскрита «праздник кувшинов». Маха Кумбха Мела (Собрание Великого кувшина) — большое религиозное собрание, которое проводится четыре раза в 12 лет, в январе. Это самый крупный религиозный праздник в мире, проводимый в Индии.
Легенда гласит, что в древности боги пахтали бесформенные воды молочного океана, покрывавшего всю землю, до тех пор, пока из них не появилась прекрасная Дханвантари с кувшином-кумбхой в руках. В этом кувшине была амрита, напиток бессмертия. Боги и демоны стали сражаться за обладание драгоценной жидкостью. Вначале им завладели асуры, но Джаянта, сын властителя неба бога Индры, превратившись в огромную птицу, схватил сосуд и полетел на небо, в обитель богов. Во время битвы капли нектара 12 раз упали на землю. Четыре из них находятся в Индии, это Праяг (Аллахабхад), Насик, Харидвар и Удджайан. Эти четыре места почитаютя в Индии, как святые. Раз в 12 лет в каждом из этих мест проводится собрание-мела. Особенно славятся ярмарки, проходящие по этому случаю в Аллахабаде, куда стекается множество йогинов, аскетов и даже бродячих подвижников-садху, всего раз в двенадцать лет покидающих ради этого праздника свои гималайские обители.
Полет Джаянты продолжался 12 божьих дней, равных 12 человеческим годам. Полная Кумбха Мела проводится раз в 12 лет, частичная Кумбха Мела — каждые три года. Раз в 144 года празднуется великая Кумбха Мела.
Кумбха Мела – самый большой религиозный праздник в мире
Вайшнавы на празднике Кумбха-Мела – Фестиваль бессмертия
Начало празднования Кумбха Мелы теряется в глубине веков и, как полагают некоторые исследователи, восходит к доарийскому культу почитания вод. Достоверные данные о Кумбха Меле относятся к VI в. н.э., когда праздник уже был под покровительством властей. Сейчас конкретные даты Кумбха Мелы определяются положением планет на звездном небе, а также фазами Луны; древние жрецы и астрономы установили время проведения праздника на январь-февраль, время перерыва в сельскохозяйственных работах, таким образом, он вписан в биологическое время восточной природы. В индийской астрологии Кумбха соответствует созвездию и знаку зодиака Водолея, но в отличие от западного Водолея Кумбха изображается в виде Джаянты, бережно держащего сосуд с амритой горлышком вверх.
Самым популярным местом проведения Кумбха Мелы является Праяг, переименованный императором Акбаром в город Аллахабад, с древнейших времен славящийся своим тривени — слиянием трех рек: Ганга, Джамны и мифической Сарасвати, невидимой обычному человеку, так как по преданию считается, что она течет в четвертом измерении и может быть воспринята только при условии открытого третьего глаза. Здесь же проводится и основная Кумбха Мела, неподалеку от знаменитого подземного храма Паталпури с 46 статуями индусских богов и нетленным акшайват, обрубком вечного баньянового дерева, растущего на берегу Джамны, возраст которого превышает 600 лет.
Праздник длится 40 дней, в течение которых просят совершать ежедневные омовения, участвовать в массовых молитвах и религиозных дискуссиях, соблюдая при этом все предписанные ритуалы. Количество постоянных ревнителей индуизма — калпаваси — на этом фестивале составляет около полумиллиона человек, а общее число паломников достигает своего пика в определенный день, когда звезды выстраиваются таким образом как и в день появления из океана сосуда с амритой.
Одним из главных дней праздника является Шахи Снан — день, когда омовения могут совершать только жрецы и садху, а простым паломникам в этот день даже запрещено подходить к реке, и они могут лишь наблюдать за ритуалом.
В 1954 г. в Меле участвовали 6 млн. чел, в 1966 — 7, в 1977 — 10, в 1989 г. — 15 миллионов. Кумбха Мела 2001 года собрала, по самым скромным оценкам, 30 млн паломников. Некоторые источники называют цифру 50; в самых смелых публикациях указывается 70 млн. Первая цифра наиболее реалистична, но вполне возможно, что около 24 января 30-миллионная численность населения города Мелы была превышена. 70 миллионная оценка представляется явно преувеличенной, хотя ясно, что удовлетворительного учета организовать не представляется возможным, причем не только из-за гигантского наплыва людей, но и из-за их «качества». На праздник наряду с благовоспитанными индусами собираются представители далеких от городской цивилизации племен с Гималаев и из внутренне-периферийных районов Индии. Мало того, эти племена, периферийные религиозные ордены и секты играют на Меле основную роль, придавая экзотичность и красочность празднику. Лишь они имеют право совершать омовение и вообще ходить обнаженными.
Чтобы разместить неимоверную массу людей (население самого Аллахабада составляет лишь около 1 млн чел.), власти штата Уттар-Прадеш начинают строительство временного города за полгода до празднеств. Этот главным образом палаточный, эфемерный град строится по большей части на низменных, периодически затопляемых участках, которые не могут быть заняты под постоянные застройки. Но инфраструктура здесь создается как в настоящем городе: прокладываются линии водопровода (к 2001 г. специально было построено 28 водонапорных башен и проложено 340 км водопроводной сети, оборудовано более тысячи пожарных гидрантов: ведь палаточный лагерь горит как порох) и канализации (две сотни тысяч туалетов), линии электропередачи (450 км), обеспечивающие питание тысяч уличных фонарей и свет в палатках. Строятся временные электрические подстанции, медицинские учреждения, специальные полицейские участки. Во время праздника с помощью специальных машин производилось окуривание города от москитов и мух. По улицам палаточного города проложено 90 км мостовых, через реки переброшено 15 понтонных мостов.
Источник статьи: http://kudes.ru/?q=node/1972
Кумбха Мела — что это такое?
Лайк: 23
Кумбха Мела
Не очень часто — раз в сто лет — на Землю льется с неба вода, и не простая, а волшебная. Раз в сто лет она приобретает особенную силу, становится нектаром бессмертия — амритой. Чтобы омыться этой водой, самые продвинутые йоги и мистики Вселенной прибывают в Индию, в Праяг, где всего несколько дней проходит священное купание.
У кого какие интересы, такая и тусовка. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, где тебя искать. А как быть йогам мистикам, если они по 300,000 лет живут в Гималаях? Где им посмотреть на себе подобных и поговорить? И о чем? Если ты лет двести уже без пищи и лет двадцать без воды летаешь по воздуху и вообще непонятно чем занимаешься. Непонятно для нас. А для них — непонятно, чем занимаемся мы на этой Земле. И потому такие йоги-мистики раз в сто лет собираются на Маха-Кумбха Мелле («маха» — значит «великая», «кумбха» — «кувшин»). Но для них это не слишком редко, так как живут они в основном сколько хотят. И когда хотят — тогда и могут оставить этот полный страданий материальный мир, где повторяются рождение и смерть, счастье и несчастье.
Итак, Кумбха Мела. В декабре 2000 — январе 2001 года на слиянии трех рек: Ганги, Сарасвати и Ямуны — в Праяге управляющие божества этих рек выплеснули, не жалея, нектар бессмертного эликсира в виде воды на головы тех, кто пришел в это благословенное место, скрытое от простых обитателей Земли. Считается, что этот нектар, льющийся с неба, может исполнять любые желания.
В этом году на Кумбха Мелле побывали более 50 миллионов человек: анахореты, аскеты, йоги и обычные тусующиеся граждане, которые пришли за мудростью, чтобы соприкоснуться и посмотреть на тех, кто больше них понимает.
Нектар бессмертия
Немножко об истории возникновения этого мистического шоу. В ведах «Гаруда пуране», «Рамаяне» и «Махабхарате» описана вечная борьба демонов и полубогов. Жил да был великий мудрец и мистик из мистиков Дурваса Муни и частенько перелетал он с планеты на планету. И вот один раз решил он сделать приятное царю рая — Индре и подарил ему невянущую гирлянду из цветов. Но Индра не оценил подарок, проку в цветах не увидел и отдал их своему слону, который по невежеству съел неувядающие цветы. Дурваса обиделся и проклял Индру, лишил его доблести и богатства. Демоны воспользовались слабостью царя рая и отняли все его достояние. Полубоги ослабели и обратились к Господу Вишну как к верховному судье с просьбой вернуть им былую силу и славу. Вишну порекомендовал им вспахать небесный океан, на дне которого находился божественный нектар бессмертия. И началось это космическое действо. Сначала из земли вышел весь яд, который проглотил Господь Шива, потом появились: летающий конь, магическая луна, Лакшми — эталон красоты, небесная колесница, корова, дающая что ни пожелаешь, и в самом конце кувшин с долгожданной амритой. Нектар был передан птице Гаруде, которая и должна была отнести его Индре. Но демоны четыре раза вызывали ее на бой. И четыре раза Гаруда дралась смело, а кувшинчик ставила на землю. И вот теперь в этих четырех местах: Аллахабад (Праяг), Харидвар, Уджаин, Насик- проводится Кумбха Мела. А значит, то там, то сям, в зависимости от положения звезд на небе, полубоги проливают в эти места нектар небесной амриты. И каждый, кто омоется в эти дни в указанном месте, получит необыкновенное благо, продлит свою молодость и долголетие, разовьет мудрость и таланты. И потому сюда идут и идут люди. Омываются и уносят воду во флягах и кувшинах с собой. Останавливаются там хотя бы на несколько дней. И удивительная энергия заполняет все пространство. Все стремятся к чистоте, свету и просветлению.
Чудные люди
Это явление невозможно постичь, но его можно хотя бы увидеть. С одной стороны — просто земля под солнцем и палатки на ней. Или циновки на голой земле. А тем, кому все равно на чем спать, вообще ничего не нужно. Могут просто сидеть на песке или глине, обняв коленки руками и смотреть несколько часов удивительными глазами в непостижимое пространство. И массы людей. Толпы. Потоки. Реки. Или океан.
Йоги с огромными уложенными особыми гнездами спутанными волосами и седыми и длинными бородами, с разнообразными и могущественными знаками — рисунками на теле, означающими: тело — храм Бога. Мужчины почти без одежды. Или набедренная повязка, или тряпка вокруг бедер и немыслимые амулеты на шее. Нужно ли говорить, что почти все — босиком. И, глядя на их стопы, понимаешь, что многие так ходят от рождения.
Бесполезно смотреть на происходящее здесь скептическим западным взором или приезжать сюда в надежде устроиться в пятизвездочном отеле с горячей водой и шампанским. Тут тебе сразу дадут понять, кто ты есть в этой вселенной, и укажут на субординацию и приоритеты. От наших западных регалий никто в обморок падать не станет, а вот когда по лучу света на Землю спустятся наги, все упадут в поклоне, ибо видеть их — милость для всех собравшихся.
Возникновение нагов — самое интересное мероприятие на Кумбха Мелле. Они опускаются напрямик с неба абсолютно голые и худощавые, загорелые и довольно заросшие — истинные джинны. Кто-то думает, что они обитают в горах Гималаев, кое-кто говорит, собственно что они обитатели иных планет. Себя они не афишируют, и в основном общаются на духовные темы. Временами, по особенным случаям, наги опускаются по собственным делам на Землю, а это мероприятие, по всей видимости, сочли наиболее необходимым.
Наги пришли внезапно. Все орали и демонстрировали на их руками. А они шли большущий гурьбой, не проявляя интереса к окружающим. Ведь пришли они для того, чтобы испить молодильного нектара, совершить омовение в священных водах Ганга.
Затем появляются молодые ребята не старше тринадцати лет, в руках они держали большие блестящие жезлы, и вышли они из священных вод абсолютно сухими. Но далее один из садху нам объяснил, что это не мальчики, а йоги возрастом от шестьсот до тысячи лет и спустились они с Гималаев, используя реку Ганга как канал для телепортации из другого мира. Он сказал что это не трудно для настоящих йогов, обладающих сидхами. Я с удивлением рассматривала всех юношей, думая об их долгожительстве, но те к сожалению не подали виду.
Между йогами и мистиками на Кумбха Мелле совершаются тайные состязания. Они показывают свои мистические способности, стараясь превзойти друг друга. Один из таких йогов мистиков предстал перед нашем шатром и вынул из пустой ладони кольцо с драгоценным камнем. Стало немного жутковато. Он рассмеялся и размолол кольцо порошок своими ладонями. Затем один за одним в его руках начали появляться разные вещи: кувшин, трость, священная книга. После взглянул на европейцев из соседней палатки и загипнотизировал их, как будто заморозил. Но тут ученик другого святого позвал его в палатку своего учителя. Тот повиновался. А через некоторое время йог со слоенными ладонями выполз из палатки и, периодически кланяясь, миренно обошел палатку мудреца три раза, что означало: он великий, а я его ученик.
Понять, кто есть кто, без истинного гуру здесь практически невозможно. Слишком много вещей, которые не может оценить наше сознание. Вроде та же Земля, вроде те же люди, но интересы непривычные, глаза другие. Куда эти мудрецы смотрят, и что они там видят — то их тайна.
Я наблюдала за одним йогом: молодой и очень красивый. Может быть, ему всего лет сто, а может быть, и двадцать. Возраст определить невозможно. Но в глазах ничего: ни печали, ни тревоги — одна сплошная мудрость, благость и покой. Что спросить — не понятно, все вопросы кажутся бессмысленными, но можно благословения попросить. Что, собственно, все белые здесь и делают. Это самая лучшая позиция. Смирение — самое безопасное состояние, потому что есть тут и всемогущие тантрики (мистики), которые, если им что не понравится, могут и превратить во что-то или заколдовать по-своему. Потом не выпутаешься, так что без опытного сталкера лучше с ними дружбу не заводить. И только, если на сто процентов уверен, что тантрик хорошо относится к западным людям, корыстных мотивов не имеет и подшучивать не собирается, можно обратиться к нему со своей просьбой. Тантрик может исполнить все. Если захочет, конечно. Для таких просто и легко управлять тонкими энергиями. Этому они обучаются в скрытых от нашего взора местах, совершая аскезы и епитимии, боготворя своего учителя.
Здесь представлены все течения и направления, все парампары (цепочки последователей) йоги, мистики духовных практик. Всех влечет сюда непреодолимая сила и великая тайна.
Про то, что хранят в себе мудрецы, нам судить трудно. Они сидят очень тихо и смиренно, обхватив колени руками, и загадочно глядят в неведомую даль, ничего не требуя от мира. Так сидеть они могут очень долго, видимо, есть этому внутреннее оправдание. Точно могу сказать, что найти подобное выражение лица у нас на Западе просто невозможно.
Есть, конечно, и пронизывающие черные-пречерные глаза из-под черных бровей. Они проходят тебя насквозь, и кажется, что такой йог зрит все твои недостатки. Лучше всего перед ним сложить руки и поклониться. Как я уже говорила, смирение располагает. А так как они заведомо подозревают белых западных людей в несмирении, то проявление такой «продвинутости» тут же вызывает счастливую улыбку на всю ширину лица. Ну, мол, слава Богу, они не будут вредить нашим святыням.
Расскажу про наиболее ярких персонажей на Кумбха Мелле. Один тантрик уже 100 лет сидит с поднятой рукой, зажатый в ней камень и пальцы уже слились с ним в один монумент. Кровообращения уже, конечно, никакого, рука отсохла почти, ногти завиваются длинной спиралькой, так как за это время он их ни разу не подстригал. Эта рука совсем тоненькая и сухенькая, а вторая — здоровая, работоспособная. И так он привык к этой поднятой вверх руке, что она стала чужеродным предметом каким-то. Ест он левой рукой. А ученики ему помогают совершать материальные действия. Так он сидит, чтобы произвести впечатление на полубога, умилостивить его. И если тот будет удовлетворен такой аскезой, то выполнит любое его желание. А желание может быть, например, такое: родиться в следующей жизни на очень высокой райской планете, куда по-другому просто не проникнуть, где все живут по нашему времени по сто миллионов лет. Мудрецы считают, что во Вселенной существуют три планетарных системы: низшая, средняя и высшая. Каждая в свою очередь делится на 17 подуровней. Начиная от самой темной — юдоли страданий, переходя к средней — типа Земли и заканчивая планетами райскими и духовными, о которых в Библии сказано — «царство Бога».
Согласно этой системе, почти все земные существа кружатся тут в водовороте самсары (колесо рождения и смерти), далеко от Земли не удаляясь, и за неимоверно хорошие поступки, поднимаясь чуть повыше. Но, чтобы пойти на высшие райские, — тут нужны, извините, аскезы (добровольное лишение себя материальных благ во имя духовных). И все великие и прекрасные герои, отдавшие свою жизнь миру, уходят именно туда.
Чего ищут мудрецы
Всего несколько дней длится Кумбха Мела, но попадаешь в другой мир ценностей. Телевизора нет, машины не ездят. Только мудрецы, путешественники и омовения в святой реке. Вот эти купания и есть самое ценное, ради чего прилетают наги и сползают с гор святые-мистики. Это не вода какая-нибудь из крана — это према, эликсир бессмертия.
Кстати, некоторые западные знаменитости, зная об этом, решили не упустить столь редкий случай. За омоложением и бессмертием сюда, например, поп-звезда Мадонна прилетела. Омылась и улетела. Джордж Харрисон с друзьями тоже был замечен. И даже говорят, что Михаил Сергеевич Горбачев, услышав об этом событии, не упустил такую возможность.
На протяжении всего периода Кумбха Меллы есть и самые важные дни, когда вода, воздух и все вокруг обретают особую концентрацию. Тогда на Землю спускаются полубоги. Без летающих тарелок, мистически. И те, кто подготовлен, видят их, хотя они из скромности людьми прикидываются. Одна местная женщина, знающая всякие премудрости, сказала мне: «Ты на ноги смотри, они над землей ходят, на землю не становятся», — не любят пятки пачкать.
Все можно увидеть на Кумбха Мелле, монахов любого ордена и уровня. И местное телевидение снует туда-сюда. И возле каждого знаменитого седовласого старца своя тусовка. И одежды не от великих кутюрье — истинный, природный дизайн. Иногда — просто кусочки коры вокруг тела, а иногда — ничего. Чтобы поговорить с великой личностью, нужно 3-4 переводчика одновременно, потому что говорят они обычно на каком-то давно забытом местном диалекте.
Западному человеку трудно сориентироваться, к какому мудрецу бежать и в ноги падать. Мудрые рекомендуют, что лучше всего обращаться не к тому, кто может исполнить наши неисчерпаемые желания, а бежать к тому, кто познал науку о Боге, и просить у него покровительства. Такие мудрецы имеют все мистические сиддхи (возможности), ноне пользуются ими и не на йоту не могут отступить от абсолютной нравственности и порядочности, ибо в ту же секунду лишатся своей реализации. Они видят Бога и общаются с Ним. Им не нужны все земные сокровища, ибо они достигли уровня «самадхи» — постоянного лицезрения образа Бога. По их описанию, нет ничего прекраснее, моложе, чище, сильнее и т.д. и т.п. Он «вечно юный», и общение с самым умным и вечным дает им все. Оно наполняет высшей энергией — вот почему можно и о еде-питье не думать. Вода-еда — это тоже энергия, и когда есть возможность выбора — выбирают что повкуснее.
Когда такой мудрец в экстаз впадает, его ничто не может отвлечь, он не отнесется серьезно к прекрасным, но временным женским формам, чары его не берут. Там никто не страдает от роковой любви. Какая роковая любовь? Шутка, что ли? «Тело временно». Сегодня — красивое, завтра — старое и больное. Душа вечна, и она — источник всей красоты. Вам даже не поверят, что можно умирать ради чьей-то временной оболочки. Ты душу полюби. И во всех. А потом и Сверхдушу, и тогда освободишься от излишних привязанностей и страданий. «Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых», ибо знают, что «тот, кто родился, — обязательно умрет, а после смерти опять родится вновь», что душа вечна и вечны наши воплощения в теле. И только когда, наконец, человек возвысит свое сознание до самого высокого уровня — до постоянного общения с полным вечности, знания и блаженства властелином всего сущего, только тогда он может закончить череду бесконечных перевоплощений и странствий и возвратиться в мир, из которого уже никто не захочет сюда, так как там нет рождения и смерти, нет старости и болезней, а есть духовное, подобное Богу, тело — очень красивое и неразрушимое — и все, из чего создана наша душа. Главное — всепроникающая и все время увеличивающаяся любовь, которая и есть наша истинная природа.
И именно к этим мудрецам больше всего советуют обращаться. Ибо одним своим взглядом и благословением они могут поднять наше кун-далини и открыть нашим невидящим глазам истину. Вот за этим сюда стоит ехать. «Самое главное, — говорил Экзюпери, — то, что глазами не увидишь».
Все на Земле конечно. И Маха-Кумбха Мела тоже. Но можно привезти в Россию немного бессмертной амриты, капнуть по три капли на макушки родственников и знакомых. Они, конечно, мало что почувствуют, но дело сделано. Милость получена.
Следующая Кумбха Мела в Праяге — через 12 лет. Но уже не такая великая, а мини — маленькая. И если доживем — увидим.
Видео Кумбха Мела
Источник статьи: http://vedy-krishna.com/content/kumbha-mela-chto-eto-takoe