Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников
Елена Бойченко
Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников
Когда то, в нашем советском детстве, проблема составления и проведения утренников не поднималась совсем. Для всех детских садов страны печатались одинаковые сборники детских утренников, хрестоматии стихов, выпускались одинаковые фабричные костюмы детских и взрослых персонажей. В любом городе Советского Союза у детей был Новый год где безобразничали Лиса Алиса и Кот Базилио, 8Марта со старухой Шапокляк и выпускной с Буратино и Мальвиной.
В современном мире, в эпоху интернета, для работы с детьми есть огромное количество занятий и сценариев. На любой вкус и цвет. Но не всегда этот материал проверяется компетентными людьми, не всегда он правильно адаптирован к данному указанному возрасту.
На своем опыте не раз убеждалась, что брать за основу один взятый отдельно утренник, без корректировки под условия своего детского сада и возможности детей своей группы, это заведомо проигрышный вариант…
Очень часто, выставляя в интернете сценарии таких утренников, воспитатели и музыкальные руководители невольно соревнуются между собой в создании самого сложного, неординарного и креативного сценария. И если, воспользоваться данным материалом без изменений, утренник может и получится незабываемым, но подготовка к такому утреннику вымотает как вас, педагога, так и ваших воспитанников.
Поэтому удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.
Каждый сценарий детского праздникадолжен соответствовать следующим требованиям:
1. Действие должно развиваться по нарастающей линии.Нельзя начинать утренник с очень эмоциональных номеров: под конец утренника дети потеряют интерес.
2. Обязательно все эпизоды по смыслу должны быть связаны между собой, иметь внутреннюю логику, и не пересекаться.
3. Ребенок – персонаж, должен появиться только в одном-двух эпизодах. Ни в коем случае не должен вести праздничную программу в качестве ведущего. Это утомляет самого ребенка и обижает других детей и их родителей.
4. Взрослые в роли персонажей, должны быть сюрпризом для детей. Одновременно в действии могут участвовать один или два героя, не загромождая сцену.
5. Атрибуты для утренника желательно изготовить или приобрести заранее,репетиции делать с ними: дети должны к ним привыкнуть, да и атрибуты пройдут проверку на прочность.
6. Индивидуальные стихи и номера не должны даваться одним и тем же детям, даже если ребенок очень артистичен и своим выступлением всегда украшает любой утренник. Справедливо распределяйте роли, если у ребенка незначительная роль или маленькое стихотворение, значит, в другом утреннике он будет, например, ведущим солистом в танце.
7. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.
8. Заключительная часть (финал) — это проявление активности всех участников.
«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.
Проведение детских музыкальных праздников. Советы для родителей Организация детских праздников — ответственный и интересный процесс, потому что важную роль играет учет возрастных особенностей детей и.
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания Родительское собрание – это основная форма работы с родителями.
Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.
Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников. Выполнил: учитель-дефектолог МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего.
Рекомендации по проведению НОД «Ознакомление детей с комнатными растениями» В своей группе я много внимания уделяю экологическому воспитанию дошкольников. Прививая любовь к природе, ставлю перед собой следующие задачи:.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание,.
Рекомендации по составлению рабочей программы по физическому воспитанию в ДОО. Рекомендации по составлению рабочей программы по физическому воспитанию в ДОО. Подготовила инструктор по плаванию Бутько Е. А. Примерные.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-sostavleniyu-scenariev-i-provedeniyu-detskih-prazdnikov.html
Принципы и формы организации и проведения праздников с детьми раннего возраста
Анастасия Казакова
Принципы и формы организации и проведения праздников с детьми раннего возраста
Принципы и формы организации и проведения праздников с детьми раннего возраста
Праздники и развлечения являются частью культурно-досуговой деятельности ДОО. Через управляемую культурно-досуговую деятельность детей, возможно, развить общую культуру ребенка, его творческую индивидуальность, сформировать основы его положительного отношения к окружающим, позитивную «Я-концепцию» и т. д.
Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников,как:
1) народные и фольклорные;
5) бытовые и семейные;
6) «фантазийные праздники» – Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров, Бумажных корабликов и т. д. [Зацепина М. Б. ]
Н. А. Ветлугиной рекомендуется 1 мая, 8 марта, Новый год отмечать в форме праздничных утренников, а 23 февраля, День Победы – в форме тематических комплексных занятий.
Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.
Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н.Зимина видит в следующем:
· дать детям радость и побуждать их к активности;
· дать яркие художественные музыкальные впечатления;
· привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Организация детского праздника, как пишет Ю. И. Братчикова,включает в себя следующую предварительную работу:
1) тщательный отбор сценария и актеров;
2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;
3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;
4) проведение репетиций;
5) изготовление костюмов и декораций;
6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов.
Содержание детских праздниковвесьма разнообразно и представлено: танцами, пением, художественным словом, инсценировками стихов и сказок, постановками небольших пьес, шутками, репризами, сюрпризными моментами.
Оформление праздника включает декорации, костюмы и атрибуты для детей, музыку. Желательно, чтобы дети участвовали в подготовке оформления праздников. Каждый вид праздника имеет свои обычаи и традиции.
Особое место на детском празднике занимает музыкальное оформление. Музыка с раннего возраста занимает важное место в развитии и воспитании малыша. Это связано с тем, что она благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно для себя учатся говорить правильно. [Зимина А. Н. ]
Многие учёные как П. Я. Гальперина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Люблинская считают, что «психологические основы обучения закладываются уже с рождения, и именно в раннем детстве нужно
создавать условия для успешного развития природных задатков ребёнка». Малыш в первый раз пришёл в детский сад. Для него всё ново, необычно, не так как дома, начинается очень сложный, порой напряжённый, а иногда и болезненный период адаптации. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Ребёнок, легче привыкнет к новой обстановке, если заботливые воспитатели смогут завладеть его вниманием, позабавить. И в этом может помочь музыка.
Первые две-три недели группы раннего возраста все занятия и развлечения проводят в групповой комнате. На первом этапе важно занять и увлечь малыша музыкой, вызвать у него радостные эмоции, интерес к играм-забавам, чем обучить каким-либо движениям и навыкам.
С целью развития речи, общей и мелкой моторики, двигательных возможностей ребёнка используют в своей практике песенки и стихи с движениями (например, «Мишка косолапый», «Зайчик серенький», «Идёт коза рогатая» и др.). Поначалу малыши будут только «наблюдателями», пассивными участниками, но со временем с удовольствием начнут выкрикивать отдельные слова и жестами изображать то, о чём говорится в стихотворении.
На следующем этапе работы начинают решать задачи, определённые программой по музыкальному развитию детей раннего возраста.
1) Формировать устойчивый интерес к музыке.
2) Развивать основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ).
3)Развивать активность детей в музыкальной деятельности: побуждать к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных движений в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу и т. п.) по показу и самостоятельно, а также к игровым действиям.
4) Побуждать детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям.
Эти задачи осуществляются в разных формахмузыкальной деятельности: на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе, при проведении праздников и развлечений.
С целью порадовать, повеселить детей, закрепить пройденный материал, обогатить яркими радостными впечатлениями два раза в месяц проводят развлечения. Формы разнообразны: кукольные спектакли, игры-забавы, театрализованные представления, музыкальные сказки, физкультурные досуги. В течение учебного года организуют праздники по временам года: осенью — праздник осени, зимой — праздник Ёлки и весной — 8 марта.
К данным формам музыкальной деятельности привлекают родителей. Они активные участники мероприятий. С детьми танцуют и поют, вместе играют. За неделю до предстоящего праздника проводят с родителями консультацию, где обговариваются правила поведения, форма одежды, правила фотографирования и съёмки; разучиваю музыкальный материал, знакомлю с сюжетом сценария; привлекаю к изготовлению атрибутов, масок, костюмов. Как показала практика, совместные мероприятия с родителями лучше проводить во второй половине учебного года (весной).
Сценарии праздников и развлечений разрабатываю на основе имеющейся методической литературы, с учётом навыков музыкальной деятельности малышей на конкретный период. При работе над сценарием учитываются следующие принципы:
Придерживаются следующих правил:
1) интересный сюжет;
2) основа праздника – игра;
3) единая игровая тема;
4) чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
5) построение программы на хорошо знакомом музыкальном материале, ранее освоенном с детьми;
6) включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
7) продолжительность праздника не более 15 – 20 минут.
Работа строится в тесном сотрудничестве с воспитателями. За месяц до предстоящего мероприятия новый сценарий обсуждаю, и адаптируют к характерным особенностям конкретной группы. В ходе обсуждения распределяют роли, организацию детей, взрослых, оформление декораций, атрибутики.
Роль взрослых на празднике особенно важна, ведь дети раннего возраста не могут самостоятельно петь, плясать, исполнять даже маленькие роли. Ведущий, он же воспитатель, должен хорошо знать программу развлечения, в ходе праздника постоянно активизировать не только действия детей, но и их восприятие. Любой приглашённый персонаж, должен быть хорошо знаком малышам. Это могут быть зайчик, петушок, лисичка, Матрёшка, Петрушка и др. Он должен быть добрым, ласковым, приветливым, обязательно общаться с детьми. Герою праздника очень важно завладеть вниманием малышей, вызвать у них ответные действия (на просьбу похлопать в ладоши, попрыгать, позвать, отнести, отдать). Именно поэтому
провожу неоднократные консультации и репетиции предстоящего мероприятия, на которых взрослые отрабатывают речь, интонационную выразительность, движения.
Как известно, маленьких детей всегда привлекают яркие краски, что-то новое, необычное, красивое, поэтому особое внимание уделяю оформлению зала, пошиву костюмов, изготовлению реквизита к танцам и играм.
В последние годы традицией во многих ДОО стало проведение совместных детско-родительских праздников. Такой праздник, как отмечает Е. В. Огородова,может состоять из четырех частей:
1) первая часть – театрализованное представление, в котором свое мастерство могут показать дети, родители, воспитатели;
2) вторая часть – общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой праздника;
3) третья часть – игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры могут быть подвижными и дидактического характера, с музыкальным, интеллектуальным, шуточным и другим содержанием;
4) четвертая часть – рефлексия (подведение итогов праздника).
В праздники, проводимые в начале учебного года, включается игры, зрелищ, так как дети еще не успели освоить сложный репертуар.
Подчеркнем: каждый праздник (утренник, развлечение) должны опираться на продуманный сценарий и быть тщательно подготовлены. Сценарий отражает основную идею праздника, не дает ходу праздника «рассыпаться». Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей. Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.
При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко, необходимо учитывать принципы доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности.
Рекомендуется придерживаться правил:
· игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника;
· чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
· построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее освоенном с детьми;
· включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
· соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников). [24, с 64],
Большое внимание должно быть уделено подбору музыкального материала праздников. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений. Следует помнить, что многообразие ярких впечатлений может вызвать у детей заторможенность или, напротив, излишнюю подвижность. Во всех непредвиденных случаях ведущий должен проявлять выдержку и находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.
После проведения праздников чрезвычайно важно закрепить впечатления и знания, полученные детьми. Впечатления от праздника могут быть запечатлены в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Итак, для того чтобы праздник удался, а дети в ходе праздника получали только положительные эмоции, при подготовке и проведении праздника для детей раннего возрастаследует соблюдать следующие педагогические условия:
— Учет возрастных особенностей развития детей раннего возраста;
— Тщательное планирование сценария; учет в нем принципов сезонности, повторяемости содержания с постепенным усложнением;
— Планомерная и постепенная подготовка детей к празднику (разучивание стихотворного, музыкального и игрового материала, подготовка детей к публичным выступлениям);
— Раскрытие идеи праздника в ярком оформлении группы, зала;
— Разнообразие видов деятельности детей в ходе праздника;
— Участие родителей в подготовке и проведении праздника;
— Обсуждение и подведение итогов проведенного праздника.
Выводы по Главе 1
Таким образом, в течение раннего возраста ребенок овладевает ходьбой, предметной деятельностью, начинает говорить. Детям раннего возраста свойственны ситуативность поведения, яркая эмоциональность восприятия, неразвитость волевых процессов, действенное отношение к окружающему. Постепенно развивается музыкальное восприятие, голос, запоминание музыки, движений, стихотворений. Музыкальная деятельность строится на основе подражания взрослому. Эти особенности и возрастные ограничения следует учитывать в организации и проведении праздников с детьми раннего возраста.
Основными педагогическими условиями проведения и организация праздников с детьми раннего дошкольного возраста являются: учет возрастных особенностей развития детей раннего возраста; тщательное планирование сценария; учет в нем принципов сезонности, повторяемости содержания с постепенным усложнением; планомерная и постепенная подготовка детей к празднику; раскрытие идеи праздника в ярком оформлении группы, зала; разнообразие видов деятельности детей в ходе праздника; участие родителей в подготовке и проведении праздника; обсуждение и подведение итогов проведенного праздника.
Конспект проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возраста Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики. Задачи: Обучающие: 1. Упражнять в ходьбе на.
Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Изучение формы» Конспект занятия с детьми раннего возраста. «Кукла Оля» Цель: формировать восприятие формы. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании.
Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.
Игры, конкурсы, эстафеты для проведения осенних досугов, развлечений, праздников .
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.
Перспективный план развлечений и праздников, организуемых воспитателем в группе раннего возраста с сентября по октябрь Тема праздничного утренника, развлечения. Программное содержание. Сентябрь Развлечение «В гости к бабушке» Развивать навыки творческой.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/principy-i-formy-organizaci-i-provedenija-prazdnikov-s-detmi-ranego-vozrasta.html