- Новый год в Иране
- Когда отмечают Новый год в Иране?
- Как празднуют Новый год в Иране?
- Иранский Новый год: традиции и обычаи
- Что принято дарить на новый год в Иране?
- Все, что вы хотели знать про иранский Новый Год
- Иранский новый год по солнечному календарю
- Когда отмечают новый год в Иране?
- История иранского нового года
- Хане текани – генеральная уборка перед иранским новым годом
- Огненная среда Чахаршанбе-сури
- Иранский дед мороз
- Хафт Син – новогодняя елка для Навруза
- Подарки на Навруз – аиди (eydi)
- Тринадцатый день Сизда Бедар (Sizdah bedar)
Новый год в Иране
Когда отмечают Новый год в Иране?
Иранцам очень повезло: они могут отмечать Новый год дважды. Первый раз со всем цивилизованным миром 1 января и по прошествии трех месяцев в момент наступления фавардина (первый месяц иранского календаря).
Иранский Новый год называется Новруз. Это популярный и самый любимый праздник в стране. Для определения даты его наступления используют солнечный календарь.
Новруз отмечают ориентировочно 21 марта, а точнее — в день весеннего равноденствия.
Этот праздник не имеет отношения к канонам ислама. Он зародился в IV-VII веках до нашей эры, когда страной правила династия Ахеменидов. До сегодняшнего дня Новруз празднуют жители Ирана и близлежащих государств, которые придерживаются всех традиций, связанных с новым годом.
Как празднуют Новый год в Иране?
До того, как придет последний вторник уходящего года, жители Ирана начинают разводить кострища и петь в сопровождении национальных музыкальных инструментов. Также они участвуют в факельных шествиях, движущихся в сторону реки. Это напоминает праздник Ивана Купалы: иранцы устраивают купания и прыжки через костры, которые, согласно поверьям, способствуют благополучию, богатому урожаю и защите от злых духов.
На новогоднем столе, который именуется «Хафт-Син», должно быть 7 блюд. Их название должно начинаться на букву «Син».
- Серкех в виде уксуса, олицетворяющего мудрость и терпение.
- Сумах – это растение, символизирующее рассвет. Его ягоды употребляют в размолотом виде.
- Сир – чеснок с целебными свойствами.
- Сиб – яблоки, которые являются символом красоты и здоровья.
- Саману в форме пудинга, для приготовления которого используется пророщенная пшеница.
- Сабзех в виде пшеничных и чечевичных ростков, символизирующих возрождение.
- Сенджед — дикая маслина, выступает символом любви и зороастрийского божества Хордад
Стол украшают свечами и кладут Коран или книгу со стихами Хафиза. Семейное застолье предполагает чтение молитв и цитат из священной для мусульман книги, а после нового года гадают по Хафизу, чтобы узнать, что принесет наступающий год.
Некоторые иранцы идут в мавзолеи, чтобы встретить там Новруз. Таким образом они приближаются к святым, которые покоятся в этих местах.
После наступления Новруза жители Ирана посещают друзей и родственников, одаривают их подарками и занимаются приготовлением вкусной еды. Тринадцатый день фавардина знаменует окончание праздника. Он предназначен для отдыха и прогулок.
Иранский Новый год: традиции и обычаи
После того, как иранцы приняли ислам, празднование Новруза наполнилось духовностью и обрядами религиозного характера. Чтение Корана стало обязательной частью ритуала по встрече нового года, также как и древние обычаи, которые связаны с Новрузом.
Подготовку к празднику жители Ирана начинают заранее. За несколько дней до нового года они устраивают великую уборку, которую называют ханетакани. Она охватывает работы по дому, а также чистку и мойку улиц в разных уголках города. Иранцы очищают от грязи полы и стены. Таким образом они готовятся к приходу весны не только в качестве природного явления, но и преображения своей души.
В период встречи нового года иранцы становятся более доброжелательными. Они чаще улыбаются друг другу и принимают участие в благотворительности.
Что принято дарить на новый год в Иране?
По иранской традиции во время празднования Новруза старшие одаривают подарками («эйди») младших. По традиции детям на новый год дарят новые купюры, которые вкладывают в книгу, лежащую на «хафт-сине». В качестве подарка также может быть новая одежда, которая символизирует возрождение и обновление.
Источник статьи: http://vsempodarki.ru/article/novyy-god-v-irane/
Все, что вы хотели знать про иранский Новый Год
Иранский новый год – Ноуруз – отмечается не в декабре, а в марте. В переводе с персидского «navrooz» означает «новый день». Этот праздник ознаменовывает не только смену календарных дат, но и приход весны. Навруз – это пробуждение природы от зимнего сна, день возрождения и обновления всего живого. Ноуруз отмечается уже больше 3000 лет и глубоко укоренен в ритуалах и традициях зороастризма. Сегодня расскажу про самые главные и непривычные для нас новогодние традиции Ирана. Ведь осталось-то всего ничего. Новый год в Иране наступит уже во вторник 20 марта.
Иранский новый год по солнечному календарю
Начнем с самого интересного. 20 марта 2018 года в 19:15 по московскому времени Иране наступит новый…1397 год! Дело в том, что в Иране как и во многих мусульманских странах летоисчисление ведется от солнечной хиджры – момента переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину. А было это в 622 году. Солнечный календарь, который привязан к фиксированным астрономическим явлениям равноденствия, считается максимально точным. 1 фарвардана солнце заканчивает свое движение в северном полушарии и пересекает точку экватора, переходя в южное. В этот момент начинается астрономическая весна. Весеннее равноденствие – не абстрактная дата, а конкретная временная точка, которая является астрономической константой.
Когда отмечают новый год в Иране?
По всему миру новый год наступает ровно в полночь. Но только не в Иране. Здесь все напрямую зависит от движения небесных светил, и ровно в ту минуту, когда световой день становится равен ночи, наступает весна. А вместе с ней и новый год по иранскому календрю.
Новый год в Иране в 2018 году наступит 20 марта в 19:15:28. Эта точная секунда называется Саль Тахвил (Saal Tahvil)
Дата точная, но плавающая. Раз Иранский новый год привязан к тропическому году, то и Ноуруз выпадает каждый раз на разные даты. То он выпадает на 20 марта, то на 24, то на 22. В каждом солнечном месяце всегда по 30 дней, а високосный год выпадает не раз в четыре года, а раз в пять. Из-за этого даты плавают из года в год. И кстати, совершенно не совпадают с привычным нам грегорианским календарем! Так, у нас будет 20 марта (20 день первого месяца весны), а в Иране – 1 фарвардина (первый день первого месяца весны). При деловом общении с иранцами всегда стоит иметь под рукой конвертатор дат, чтобы не запутаться. У нас ведь и рабочая неделя с выходными разная, но про это я расскажу отдельно.
История иранского нового года
Навруз – национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры к периоду царствования Кира Великого. Практически все современные традиции ноуруза имеют корни в зороастризме. Это изначальная религия Ирана, которая все еще практикуется в стране. По правде сказать, большинство иранцев по-прежнему считают древнюю Персидскую империю источником гордости. Вскоре после Исламской революции 1979 года некоторые сторонники жесткой политической линии безуспешно пытались подавить праздник из-за своего доисламского происхождения. Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным. «Достижения Ирана после Ислама несравнимы с его прошлым. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», – сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году.
Хане текани – генеральная уборка перед иранским новым годом
Ноуруз отмечают с размахом и начинают готовиться заранее. Одна из главных традиций перед новым годом – Khaane Tekaani – плановая генеральная уборка. В переводе с персидского это буквально означает «тряска дома». Примерно за 10-14 дней до ноуруза семья собирается вместе и начинает намывать, начищать и драить дом от пола до потолка. Перетряхивают все подушки и чистят ковры, намывается и начищается посуда, перестирывается все, что только можно перестирать. В доме расставляются гиацинты, тюльпаны и нарциссы – как символ весны. Каждому члену семьи торжественно вручается новая одежда и минимум две пары новой обуви для праздника.
Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи. По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом. Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести. Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными.
В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты. По всему городу улицы украшаются пестрыми тканями, на деревья вешают яркие ленты, а во всех общественных местах появляются новогодние фигуры и большие расписные яйца. Да-да, как у нас на Пасху, в Иране принято раскрашивать яйца к новому году. И, конечно же, все утопает в зелени, цветах и везде чувствуется долгожданное приближение весны.
Огненная среда Чахаршанбе-сури
После того, как дом вычищен и прибран, в последнюю среду года иранцы отмечают Чахаршанбе-сури. Это еще одна традиция зароастризма со своими огненными ритуалами и поклонениями. Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования. Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди. Знакомые, незнакомые – неважно. Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь». Из-за логичной опасности и нарушения общественного порядка, все больше молодежи отдают предпочтение фейерверкам. Ночь на Чахаршанбе-сури напоминает первые пару часов после нашего нового года, когда во всех дворах взрываются салюты и петарды.
Есть и другая традиция на Чахаршанбе-сури. Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш. Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей.
Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов (фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм) на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин. Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок. Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом. Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним.
Иранский дед мороз
Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз. На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз (в переводе «Дядюшка Навруз») и Хаджи Фируз – его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Но у Дядюшки Ноуруза есть своя «бабушка» – Нане Самра (Тетушка Мороз). Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год.
Хаджи Фируз – иное дело. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль. В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз – образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо.
Хафт Син – новогодняя елка для Навруза
На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син.
- Сабзе – проросшая пшеничная трава – для возрождения и обновления
- Саману – персидский сладкий пудинг – для изобилия и плодородия
- Сеньед – сладкие высушенные плоды лотоса – для любви
- Серке – уксус – как символ терпения и мудрости, полученных с опытом
- Сэр – чеснок – для крепкого здоровья
- Сиб – яблоки – для молодости и красоты
- Сумак – красная пряность – для напоминания о восходе солнца
Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины – сенджед – подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом т.е. победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году.
За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз:
- Сомболь – цветущие гиацинты – символ молодости и весны.
- Секке – золотые монеты – чтобы привлечь достаток в будущем году.
- Коран и томик Хафиза – две главные книги Ирана.
- Живые рыбки – по рыбке на каждого члена семьи.
- Раскрашенные яйца – по одному на каждого ребенка в семье.
- Зеркало – символ многообразия мира.
- Свечи – символ огня и очищения.
- Апельсин в миске с розовой водой – символизирует Землю.
Подарки на Навруз – аиди (eydi)
Какой же новый год без подарков! А вот на Ноуруз дарить коробки в яркой оберточной бумаге не принято. Ни полезных, ни приятных, ни памятных подарков. На иранский новый год нужно дарить деньги! Эта традиция называется аиди и как бы определяет достаток будущего года. Старшие дарят младшим золотые и серебряные монеты или просто купюры. Причем, деньги принято дарить по строгой иерархии возраста и половому разделению. Дедушка дарит бабушке, бабушка – папе, маме, дочке и сыну, папа – маме, мама – своим детям, внук – внучке. Внучка, как вы догадываетесь, самая богатенькая в любой семье. Младшая дочка в Иране – главная и всеобщая любимица.
Тринадцатый день Сизда Бедар (Sizdah bedar)
Последний день затяжных новогодних праздников называется Сизда Бедар. Слово «Sizdah» означает «тринадцать», а «bedar» – «избавиться». Это тринадцатый день нового года, означающий переход от веселья к обычной повседневной жизни. Название этого праздника буквально означает «избавление от тринадцати». Это число, как и во многих культурах, считается неудачным и несчастливым. В древние времена первые 12 дней Ноуруза были связаны с порядком, а тринадцатый день символизировал хаос. Люди покидали свои дома, не делали никаких серьезных дел и старались выбраться на природу, чтобы избежать предзнаменований. Сидза Бедар является еще и Праздником Природы, которая полностью просыпается после зимы и входит в свои права именно на 13-й день.
Главное условие Сидза Бедар – не сидеть дома. В этот день нужно выходить из дома и по возможности выбираться на природу. Иранцы, которые и без того обожают пикники, устраивают настоящие фуршеты в ближайшем парке. В древнем Иране день 13-й Навруза также был связан с божеством воды, которое изображалось в виде лошади. В этот день пророщенные ростки пшеницы (сабзе), которые являлись обязательным элементом Хафт Сина, нужно вынести из дома и выбросить в реку или где-то на природе. Считается, что ростки пшеницы на протяжении 12 дней после Навруза впитывают в себя всю боль и неприятности наступившего нового года. Поэтому на 13 день от него нужно избавиться.
Источник статьи: http://bazariran.ru/novyj-god-v-irane/