- Праздники древней Греции, греческий театр
- Дионисий и Анфестерий – проводы зимы и встреча весны по-гречески
- Панафинеи – праздник в честь Афины
- Осенний праздник в честь Деметры
- Лекция 5. Празднества Древней Греции
- Праздники древних греков
- Праздники, сплачивавшие полис
- Древнегреческий театр
- Праздники, объединявшие Элладу
- Олимпийские игры
Праздники древней Греции, греческий театр
Праздники в давние времена греки любили не меньше, чем сейчас, а то и больше. Ведь праздник – это не только развлечение, но и выходной день, которых в ту пору не существовало. Это и возможность хорошо поесть и выпить на всевозможных состязаниях едоков, в которых могут участвовать все желающие (бедняки в том числе). Праздничные дни давали шанс увидеть театральные представления – знаменитые комедии и трагедии, и при этом не только сделать это за бесплатно, но и получить за посещение денежное награждение.
Какие праздники в Древней Греции особо почитались
Самый большой размах имели афинские празднества, куда стекалось большинство народу – приезжих и жителей. Они случались три раза в год: в конце зимы (февраль-март), в середине лета в июле и в начале осени (сентябрь). Разумеется, каждый великий праздник имел отношение к определенному греческому богу, в честь которого и проводилиь шествия, показывался театр и организовывались прочие мероприятия.
Дионисий и Анфестерий – проводы зимы и встреча весны по-гречески
Первый серьезный повод повеселиться древние греки находили уже во второй месяц года. Это было предвкушение весны и проводы зимы – нечто вроде нашей Масленицы. Если мы в России радуемся по большей части, окончанию морозов и холода, то в конце февраля на Анфестерий жители теплой страны Греции радовались окончанию мертвого времени года (как они считали) и устраивали театрализованные шествия, в которых главная роль отводилась богу Дионису.
Так как Дионис – бог веселья и вина, то и приветствовать его надо соответственно: гуляниями и шутливыми созтязаниями. Анфестерий в честь Диониса, судя по всему, выступил прародителем современных конкурсов поедателей гамбургеров и сосисок, а также соревнования по распитию пива – еще в те времена в Греции состязались, кто больше выпьет вина. Призом являлось…чтобы вы думали? Правильно, опять таки амфора с вином.
Праздник Дионисий, опять же в честь Диониса, случался в марте, после Анфестерия. На этот раз греки радовались приходу весны и делали это преимущественно при помощи театра – комедий, трагедий и хора. На эти представления, которые длились несколько дней подряд, зрителей доставляли в добровольно-принудительном порядке, ведь театр в то время – это не сколько развлечение, сколько дань богам. Правительство платило зрителям за то, что они тратят свое время на посещение театра Диониса, ведь для работающего люда четыре дня праздников – это еще и потеря заработка из-за простоя в работе.
Панафинеи – праздник в честь Афины
В июле отмечался праздник в честь главной богини города – Афины. Панафинеи были особенны тем, что проводились спортивные состязании по типу сегодняшних олимпийских игр. Так как богиня Афина являлась прекрасной воительницей, то и соревнования были соответствующие: метания копья и диска, борьба, бег и скачки и прочие конкурсы на силу и ловкость. Призом была афмора с оливковым маслом высшей пробы и народное признание. Помимо этого, Панафинеи известны своим шествием во славу богини, целью которого было украшение статуи Афины особым покрывалом. Чтобы изготовить одеяние, избранные девушки трудились над ним в течении всего года.
Осенний праздник в честь Деметры
Уже через месяц после летнего праздника приходил черед ждать чествования богини Деметры. Происходило это в первый осенний месяц, чтобы поблагодарить богиню Земли за щедрость. На этот раз совершались жертвоприношения и таинства, танцы ночью при луне (по типу нашего праздника Ивана-Купалы), распитие особого вина Деметры. Вино это было с неожиданными для нашего современника ингредиентами – с добавление круп, сыра и специй.
Мы рассказали о трех основных древнегреческих праздниках, между которыми были и другие, менее масштабные, но также интересные, со своими особенностями.
В настоящее время самые распространенные праздники в Греции – это Панигири в честь какого-либо Святого. Отмечаются они фестивалями, конкурсами и театральными спектаклями, которые кстати, могут посетить и туристы, будучи в этой стране.
Источник статьи: http://www.grekoman.ru/catalog/prazdniki-drevney-grecii
Лекция 5. Празднества Древней Греции
Во все времена, при всех общественных формациях массовые праздники были светлыми днями в жизни всех народов. В них выражались лучшие чаяния и устремления людей, раскрывались их богатые дарования, проявлялось извечное тяготение человека к общим, действиям.
Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга. Массовый праздник, как любой другой вид искусства (а может быть и в большей степени), необходимо рассматривать в конкретном историческом и культурном контексте каждой эпохи. Только такой подход может быть признан целесообразным, т. к. именно он позволяет исследовать явление искусства во всей его смысловой и эстетической полноте.
История массовых праздников восходит к античным временам, и поэтому, прежде всего, обратимся к богатейшим культурным традициям Древней Греции.
Культура Древней Греции — это гуманистическая основа античной культуры. Она была рождена в том районе земного шара, где впервые сложились понятия таких духовных ценностей, как человечность, гармоничность личности, гражданская свобода. Об этой эстетической и гражданственной ценности античного наследия в свое время писал В. Г. Белинский: «На почве Греции выросло новейшее человечество. Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни – гордость личности, неприкосновенность личного достоинства».
Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний. Греки боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Греки верили, что природой управляют многочисленные боги. Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.
Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами — невестами. Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел — есть свой бог-покровитель,
Из простых религиозных обрядов и ритуалов возникали традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными. Истории и литература оставили нам описания прекрасных, немеркнувших в своей красоте праздников античной Греции. В эпоху Древней Греции мы видим тщательно подготовленные и организованные народные празднества, которые уже несли в себе элементы сценарной разработки и режиссуры.
Большое распространение имели в Греции древние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными — над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, на удачу в разведении скота. На этих праздниках люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, обжорства и всяческой разнузданности. Смех, перебранка представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. Звучали насмешливые песни, которые служили средствами обличения, общественного порицания, насмешливой критики. В эпоху классового расслоения обрядовая вольность такой насмешливой, позорящей песни становится одним из орудий борьбы народа с власть имущими.
В Древней Греции не существовало мощных жреческих организаций, сковывающих свободное мифотворчество народа, поэтому антропоморфизм мифологических представлений сохранился у них и при зарождении и дальнейшем развитии классового общества. Этим объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество и свои обряды.
Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога. Дионис – бог виноделия. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются. До нас дошло четыре праздника Диониса.
МАЛЫЕ ДИОНИСИИ (КОМОС)
В декабре-январе месяце, когда происходил поворот к весне, наступал радостный праздник – МАЛЫЕ ИЛИ СЕЛЬСКИЕ ДИОНИСИИ, которые были приурочены к первой пробе молодого вина в честь бога вина и веселья, и сопровождался веселыми процессиями и шутками, ряжеными. Шумные ватаги мужчин и женщин устремлялись к алтарю Дионисия, поливая вино и распевая в честь божества хвалебные песни. Поскольку Дионис имел прозвище Дифирамб, что означает «дважды рожденный», этим словом стали называть восторженные песнопения в честь божества.
На пиршествах было немало ряженых, одетых в козлиные шкуры и маски. Они изображали сатиров, воспроизводили в танцах и песнях различные эпизоды из жизни божества.
Процессия была красочно оформлена. Ее участники несли увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из плодов, и вели жертвенного козла, убранного лентами. Торжественно совершалось жертвоприношение, и затем на алтарь Диониса возлагались плоды и сосуд с вином.
Так первоначально ранней весной праздновался поселянами культ Диониса. Различными обрядами они стремились ускорить появление бога и заставить его приумножить урожай.
Одним из разновидностей Дионисий был праздник, который называли «Качели», приуроченный к времени, когда гроздья винограда начинают окрашиваться. Существовал миф о том, как Дионис посетил царя Икара. За гостеприимство Дионис подарил ему мех вина и посоветовал получше спрятать, но пастухи нашли мех, выпили и, опьяненные, убили Икара. С тех пор, гласит легенда, греки боятся пить неразбавленное вино. В память гибели Икара и его дочерей, не вынесших смерти отца, и справлялся этот праздник «Качели». Девушки вешали на ветки деревьев куколок, изображавших дочерей Икара, и, качаясь, на качелях, пели жалобные песни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/1_48714_lektsiya—prazdnestva-drevney-gretsii.html
Праздники древних греков
Праздники, сплачивавшие полис
В каждом городе были особые дни, когда его жители – и не только граждане – собирались вместе; это были праздники чествования богов. В них принимало участие множество народа, зрителями были боги. В религии греков обряды и церемонии проводили не жрецы, а избранные по жребию должностные лица. Обряды были несложные, и любой гражданин легко мог с ними справиться. Надо было только помнить, какой бог чего ждет, а чего не желает: Афродите, например, нельзя было принести в жертву свинью, а Деметре можно. В Афинах главными праздниками были Великие Панафинеи и Великие Дионисии.
Панафинеи праздновали сразу после жатвы, они сопровождались торжественным шествием всех свободнорожденных афинян к Акрополю – с жертвенными животными и новым покрывалом для статуи Афины. Это одеяние в течение всего года ткали избранные афинские девушки.
Медленно проходя вдоль Парфенона, шествие видело на его фризе точно такую же толпу, запечатленную в камне: она двигалась в том же направлении, и наравне с людьми в «мраморном шествии» участвовали боги. Так создавалось ощущение вечности и неизменности жизни полиса, его правил, традиций и покровительства богов. Затем проходили спортивные состязания, подобные олимпийским.
Дионисии праздновали в марте как встречу новой жизни. Они тоже сопровождались шествиями и состязаниями, но особого рода – из них вырос древнегреческий театр.
Древнегреческий театр
При тиране Писистрате чествование бога Диониса стало государственным праздником Афин. В эти дни на склоне Акрополя разыгрывались представления, пелись хоровые песни ряженых, славящие бога. Однако начало развития настоящего афинского театра связано с установлением демократии.
Греки называли театр «школой для взрослых» и относились к постановкам как к серьезному государственному делу всего полиса. Почти за год до будущего праздника из числа состоятельных граждан Афин выбирались 16–18 хорегов – людей, которые за свой счет подбирали актеров и хористов, оплачивали их питание и прочие расходы по постановке спектаклей.
Представления проходили во время Великих Дионисий в конце марта – начале апреля, в течение трех последних дней праздника. Греческий театр был состязанием. В первый день представлений выбирались 10 судей из числа зрителей, которые должны были распределить первое, второе и третье места между поэтами, актерами и хорегами. Каждый день с утра показывали три трагедии и драму одного поэта – участника состязания, а после обеда – одну или две комедии, чтобы зрители могли отдохнуть и развлечься.
Любая пьеса ставилась на сцене только один раз. Зрители задолго до рассвета занимали места получше. Театры строили с таким расчетом, чтобы они вместили всех граждан полиса и гостей: в Афинах, например, было более 17 тысяч зрителей. Для бедняков при Перикле выделяли по два обола в день для покупки билета и пропитания.
С самого начала театр был разделен на две части: место для игры хора и актеров (орхестра) и место для зрителей (театр). Актер был один (чаще всего сам драматург), Эсхил ввел второго актера, Софокл – третьего. Ими могли быть только свободные мужчины. В конце V в. до н.э. актеры стали играть отдельно от хора, на возвышении (скене). Благодаря маскам актер мог играть в пьесе несколько ролей. Чтобы увеличить рост, он надевал на ноги котурны – обувь на высоких подставках.
Трагедией называлась серьезная пьеса, заканчивавшаяся чьей-либо гибелью. Аристотель считал, что трагедия должна одновременно вызывать ужас и сострадание. В демократических полисах ее представление становилось общественным событием. Зрители переживали сильнейшие чувства и ощущали свою сплоченность, когда в едином порыве осуждали порок и одобряли благородство персонажей.
Римский философ Сенека передал историю о том, как во время реплики персонажа, говорившего, что ради богатства он готов на все, «все зрители как один вскочили с мест, чтобы прервать эту трагедию и прогнать актера». Автора могли штрафовать, если зрители выходили из театра не в приподнятом, а в подавленном состоянии: ведь даже смерть героев должна была возвышать ум и сердце граждан, звать их на подвиги во имя высоких целей.
Самыми знаменитыми трагиками были Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхила называли «отцом трагедии», в его пьесах поднимались проблемы взаимоотношений мира богов и мира людей, человеческой судьбы. Друга Перикла Софокла интересовали характеры людей; он говорил, что создает людей такими, какими они должны быть. Еврипида считали «философом сцены»: он выносил на обсуждение зрителей вопросы равенства рабов и свободных, отношений в семье, положения женщины, критиковал мифы.
Перед веселыми комедиями столь же важные воспитательные задачи поставил лучший греческий комедиограф Аристофан. Именно он сделал эти пьесы не просто развлекательным зрелищем, а острой сатирой. Его смех поучал и критиковал стратегов, исправлял нравы граждан, боролся за мир во время Пелопоннесской войны.
Праздники, объединявшие Элладу
Греки, разделенные на независимые, нередко враждующие между собой полисы, ощущали себя единым народом в дни проведения общеэллинских праздников. Они сопровождались объявлением священного перемирия, чтобы любой эллин мог беспрепятственно добраться до места их проведения. Таковыми считались Пифийские игры в Дельфах, Истмийские в Коринфе, Немейские в тех местах, где Геракл убил льва. Самыми древними из них и самыми любимыми были Олимпийские игры.
Олимпийские игры
Они проводились в честь Зевса в местечке Олимпия, раз в четыре года летом в течение пяти дней. Первоначально это были игры только дорийцев Пелопоннеса, а с середины VII в. до н.э. они стали общеэллинскими. Позже от первой Олимпиады 776 г. до н.э. греки стали вести свое летосчисление. Олимпия состояла из священного округа с сокровищницами, алтарями и храмами богов, включая храм Зевса со знаменитой статуей сидящего Зевса работы Фидия – одно из семи чудес света. Рядом у подножия холма было место для состязаний, на склонах на скамьях удобно располагались зрители.
Участвовать в состязаниях разрешалось лишь гражданам мужчинам, не запятнанным каким-либо неблаговидным поступком. По мере роста популярности игр их программа стала включать бега колесниц, скачки, бег, метание диска, копья, прыжки, состязания мальчиков, кулачный бой, панкратион, бег в вооружении (сначала в полном, а с IV в. до н.э. – с одним щитом). Греки были неутомимыми болельщиками, просиживая целый день под палящим солнцем. По преданию, философ Фалес умер на Олимпиаде от «жары, жажды и дряхлости».
Победителей олимпиоников (от слова «нике» – победа) награждали лавровым венком со священной оливы. Их возвращение домой превращалось в триумф. Олимпионику ставили статую на городской площади или в храме, предоставляли право на занятие почетных должностей, оставляли почетное место в театре и на праздниках.
«Победитель всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного», – сказал поэт Пиндар. Олимпиады были не только спортивными играми, но и школой-выставкой для скульпторов, художников, архитекторов, «смотром достижений» греческого мира. В 444 году до н.э. именно здесь Геродот прочел собравшимся отрывки из своего труда, сделавшись знаменитым.
Источник статьи: http://sitekid.ru/istoriya/drevnyaya_greciya/prazdniki_drevnih_grekov.html