Исследовательская работа «Новый год. История, традиции»
В работе исследуется история праздника Новый Год, традиции празднования нового года в разных странах мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_novyy_god._istoriya_traditsii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Гимназия № 25»
МБОУ «Гимназия № 25»
Тема: Новый год. История, традиции
Руководитель Крылова Ольга Сергеевна
высшей квалификационной категории
Учащийся Маркелов Валерий Игоревич
1.1. История праздника Новый год ………………………………………. 4
1.2. Традиция наряжать елку на Новый год ………………………………………4-5
1.3.Традиция пускать фейерверки на Новый год………………………………….6
1.4. Новый год в разных странах………………… ………………………………… 7-12
1.4.3. Новый год в Японии ………………………………………………………… 10
1.4.8. Новый год в Колумбии ……………………………………………………….11
2. Изучение степени осведомленности школьников о праздник Новый год……12
2.1. Анализ результатов социологического опроса школьников………………..12
2.2. Рекомендации по повышению уровня информированности учеников
1 «Г» класса гимназии № 25 о празднике Новый год……………………………..13
Новый год — один из самых любимых и ярких праздников, который с удовольствием отмечают во всех странах мира. В силу того что у разных народов мира религия, обычаи, традиции различны, и Новый год везде встречают по-разному. Однако все приготовления к празднику, сам праздник и воспоминания о нем у всех людей вызывают яркие чувства и эмоции радости, удовольствия, ожидания, счастья, любви, заботы друг о друге, о своих близких и родных; и в этом все люди очень похожи. Несмотря на это, история празднования Нового года в разных странах различна.
Актуальность темы исследования заключается в том, что многим будет интересно узнать историю возникновения праздника Новый год и узнать традиции празднования этого замечательного праздника в разных странах.
Цель данного исследования: изучить историю праздника Новый год, традиции.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач :
- Изучить историю празднования Нового года в России, традиции и обычаи;
- Ознакомиться с обычаями встречи Нового года в разных странах;
- Провести опрос среди учащихся 1 «Г» класса гимназии №25 для выявления знаний про праздник Новый год .
Объект исследования : справочная информация о празднике Новый год.
Предмет исследования : осведомленность школьников об истории праздника Новый год в России, в разных странах, традициях.
Практическая ценность работы заключается в том, чтобы проанализировав результаты социологического опроса представить рекомендации по данной теме.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
1.1.История праздника Новый год
В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю- 1 сентября, в самом начале осени.
Из энциклопедий я узнал, что, традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России первый император Петр I. Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Петр предложил всем москвичам красить свои дома сосновыми, еловым ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.
1.2.Традиция наряжать елку на Новый год
В новогодний праздник у нас принято наряжать ёлку, на которой сияют разноцветные огни, таинственно переливаются стеклянные шары, мерцают бусы и нити гирлянды.
Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные, тёмные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды.
Прошло много лет, но люди, как и прежде, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами. Позже елку елки начали наряжать, ели украшали свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звезд. Елки украшали розами из цветной бумаги, яблоками, орехами и другими подобными вещами.
На Руси деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Первые елочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаг и фольги. Позже начали производить елочные украшения из стекла.
1.3.Традиция пускать фейерверки на Новый год
Прародителями современных пиротехнических представлений были древние обряды, для проведения которых использовали огонь. С помощью огромных костров и факелов жрецы и монахи создавали первые огненно-световые эффекты, призванные чествовать богов.
Традиция же отмечать наступление Нового года шумом взрывов и яркими огнями пришла из стран Азии, а точнее, из древнего Китая, где существовало суеверие о скитающихся злых духах. В канун Нового Года эти бестелесные сущности ищут себе новые пристанища, и чтобы не позволить духам поселиться в доме и весь следующий год причинять хозяевам разные беды, необходимо как следует их напугать. А сделать это можно с помощью петард, хлопушек, бенгальских огней и, конечно же, фейерверков. Тем более что изобретение пороха дало огромный толчок развитию пиротехники.
Современные пиротехники – настоящие художники, с каждым годом совершенствующие свое искусство. Залпы маленьких и больших фейерверков дополняются музыкальным сопровождением и лазерным шоу, широко используется компьютерное моделирование, помогающее заранее проработать и согласовать все элементы представления. Ведь так важно дарить людям радость в Новый Год!(3)
1.4. Новый год в разных странах
1.4.1. Китайский Новый год
Самое многочисленное государство мира отмечает Новый год в ночь первого новолуния, которое чаще всего приходится на конец января – начало февраля.
В Китае любой мог войти в дом и взять, в чем нуждается, если хозяева закрывали свои двери на Новый год, от них с презрением отворачивались все соседи.
Главный признак праздника – море огней в ночном небе и фонарей. Китайцы с удовольствием взрывают хлопушки – ведь считается, что они отгоняют злых духов.
Согласно китайскому гороскопу, существует 5 основных элементов: металл, вода, дерево, огонь, земля. Каждому элементу соответствует свой цвет: металл -белый, вода — голубой, дерево — зеленый, огонь — красный, земля — желтый. Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов.
Существует множество легенд, посвященных происхождению 12 символов китайского гороскопа, наиболее популярная из них — про Нефритового императора.
Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император — повелитель небес — выбрал двенадцать самых интересных животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь: крыса, бык, тигр кролик, дракон, змея лошадь, овца, ,обезьяна, петух, собака, свинья .
2017 год — это год Петуха, да не простого, а Огненного. Вступит в права этот огненно — красный вестник утренней зари 28 января 2017 года.
1.4.2. Новый год во Вьетнаме
Как и в Китае, в этой восточной стране отмечаемый праздник проходит не 31 декабря. Он приходится на раннюю весну, и здесь ставят веточки персикового дерева на стол.
Интересную традицию подарило древнее поверье, что Новый год приплывает на карпе. Вьетнамцы покупают живую рыбу и торжественно выпускают её в озеро или реку. Дома украшают мандариновые деревья с крохотными плодами.
1.4.3. Новый год в Японии
Говоря о том, как отмечается Новый год в разных странах, нельзя не упомянуть о стране восходящего солнца. Японцы празднуют новолетие в тот же день, что и мы, и продолжается это мероприятие три дня. Комнаты дома украшает не ель, а композиция из цветов кадомацу, центром которой является сосновая ветка(4). Она символизирует одну из важнейших для жителя Японии категорий – долголетие.
Когда наступает Новый год, с первых ударов часов, японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году, праздничный стол украшается рисовыми лепешками, поверх которых кладут мандарины — символ счастья и здоровья.
1.4.4.Торжество в Швеции
В Швеции под Новый год прямо у дверей соседей принято разбивать посуду — на Счастье!(5.)
1.4.5. Новый год в Аргентине .
По давней традиции, служащие учреждений в последний день уходящего рабочего года выбрасывают из окон старые календари, ненужные ведомости и бланки. Уже к полудню тротуары и проезжая часть густо покрываются толстым слоем бумаги. Никто не знает, как и когда возник этот обычай. Не обходится без казусов. Однажды не в меру разыгравшиеся сотрудники одной из газет выкинули за окно весь архив.(6)
1.4.6. Новый год в Америке
Главное внимание обращается не на сам подарок, а на его упаковку — коробки и коробочки, футляры и футлярчики. В рождественский вечер семья и друзья с восторгом разоблачают подарки, которые могут быть завернуты в десять одежек,
как кочан капусты. Америка ежегодно побивает все рекорды по количеству и стоимости проданных поздравительных открыток и рождественских подарков.
1.4.7. Новый год на Кубе
На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой. В полночь кубинцы выплескивают воду через открытое окно на улицу, желая, чтобы Новый год был таким же ясным и чистым, как вода. На Кубе в Новый год часы бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год.
1.4.8. Новый год в Колумбии
В Колумбии считается, что без стрельбы, фейерверков и взрывов праздника просто не может быть. Колумбийцы делают кукол, изображающих старый год. Их носят на палках, читают смешные завещания. Затем отбрасывают кукол от себя подальше и в полночь заряды и порох, спрятанные в куклах, начинают взрываться. Старый год, окруженный пламенем и дымом, разлетается на куски, уступая дорогу Новому году.
1.4.9. Новый год в Европе
Традиции христианских европейских стран во много похожи, однако и там есть интересные национальные обычаи. Новый год празднуется после Рождества. Иногда мероприятие включает в себя и древние видоизменённые языческие ритуалы.
Французы пекут пирог, в который прячут боб. Кому достанется этот сюрприз, становиться «бобовым королем!» На него надевают корону, и весь новогодний праздник выполняют его пожелания.
Новый год в Британии подарил нам традицию преподнесения красивых открыток с добрыми пожеланиями друзьям и близким.
На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года» — символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой. Когда часы бьют 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
Темпераментные Итальянцы перед Новым годом выкидывают в окна старые вещи – утюги, столы, стулья, чайники, считая, что тогда их место займут новые. На столе обязательны виноград и чечевица – символы долголетия, плодородия, богатства.
В Германии люди самого разного возраста забираются на стулья, столы, диваны, как только часы начинают бить 12 раз. Таким забавным образом с двенадцатым ударом они как будто впрыгивают в новый год.
Жители Суоми любят гадать по восковым фигуркам. Для этого они плавят свечу, капают в холодную воду и достают получившиеся кусочки воска затейливой формы. В них финны пытаются увидеть своё будущее.
Отправляясь в гости, люди берут с собой нугу в корзинке. К полуночи все собираются на площади, где под бой часов нужно успеть съесть 12 виноградин.
Разные народы, разные обычаи, но объединяет их одно — встреча Нового года, доброго праздника!
2. Изучение степени осведомленности школьников о праздник Новый год
2.1. Анализ результатов социологического опроса школьников
Мы все любим праздник Новый год, и знать историю этого замечательного праздника, традиции, как встречают Новый год в различных странах это очень познавательно.
С целью узнать осведомленность школьников об этом празднике мною была разработана анкета и проведено анкетирование 25 учеников 1 «Г» класса гимназии №25, в которой я учусь.
Проведенный опрос показал, что у …. учеников любимым праздником является праздник Новый год.
У …. Учеников Новый год ассоциируется……..
25 опрошенных учеников наряжают елку на Новый год вместе со своей семьей.
… учеников думают, что раньше елки наряжали………
. считают что традиция пускать фейерверки , салюты на Новый год……
….. учеников знают о традициях празднования Нового года в других странах.
… учеников знают , что символом 2017 года является красный петух.
Примечательно, что все ученики хотели бы знать об истории праздника Новый год, его традициях, о праздновании Нового года в разных странах.
Вывод: Проведенное мною исследование показало: мои одноклассники не очень хорошо знают истории праздника Новый год, традиции встречи Нового года в разных странах.
2.2. Рекомендации по повышению уровня информированности учеников 1 «Г» класса гимназии № 25 о празднике Новый год
Я считаю, что могу поделиться своими знаниями, полученными из энциклопедий и интернета для того, чтобы мои одноклассники и друзья больше знали об истории праздника Новый год, традициях встречи Нового года в разных странах, провести презентацию.
С одноклассниками мы можем продолжить изучать эту интересную тему и делиться друг с другом полученными знаниями на внеклассных занятий.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/03/20/issledovatelskaya-rabota-novyy-god-istoriya
Проект «Зимние народные праздники»
проект (старшая группа)
Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimnie_narodnye_prazdniki.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Проект: «Зимние народные праздники»
(Старший дошкольный возраст)
Выполнил: воспитатель 1кв. категории
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема проекта: К сожалению , мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).
- Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
- Познакомить детей и родителей с обрядовыми праздниками;
- Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
- Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развивать народные традиции;
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
- по числу детей – групповой;
- по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
- по продолжительности – краткосрочный.
Интеграция с другими образовательными областями:
Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.
Участники проекта: Воспитатели подготовительной группы.
Дети подготовительной группы.
Сроки реализации проекта – с 10.01.13 г. – 19.01.13 г
Гипотеза проекта:
Если:
- Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
- Помочь ребенку накопить необходимые знания;
- Направлять совместную работу воспитателя и родителей на нравственное развитие ребенка;
То:
Дети и родители получат знания о зимних народных праздниках, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей и родителей к традиции проведения народных зимних праздников через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов).
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Материалы к проекту:
- План проведения проекта «Зимние народные праздники».
- Приложение:
- Организованная образовательная деятельность по теме «Рождественские колядки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
- Технология изготовления «Рождественского печенья».
- Консультация для родителей «Колядование на Руси».
- Народная газета «Коляда, коляда накануне рождества» приметы, поговорки».
- Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста»
- Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов»
- Театрализованная игра «Емеля на колядках»
- Сценарий развлечения «Раз в крещенский вечерок».
- Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».
План проведения проекта «Зимние народные праздники»
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/03/proekt-zimnie-narodnye-prazdniki