История возникновения тематического праздника

История возникновения праздников и его организация

Самобытность любой культуры отображается в проведении праздников — отличие лишь в костюмах, символике, традиционных блюдах и обрядах. В соответствии с требованием времени и развития цивилизации, ритуалы превращались в праздники, и, пройдя многовековой путь развития, сохранились и до наших дней и стали неотъемлемой частью культуры и жизни этой эпохи.

Начиналось все с плясок у костра, по случаю удачной охоты, рождению новой жизни и другие. Народ не упускал возможности попеть, потанцевать. Отсюда и произошли такие события, как Пасха, Масленица, Гадания на святки. Но и в современном мире человек не может жить без праздников. Это соединяет людей узами общности и коллективизма, наполняет жизнь весельем и радостью.

Организатор праздников – кто он?

Для начала выясним, откуда к нам пришла эта профессия? В разные времена, «устроителей» торжеств называли по-разному. Этому мастерству обучали в институтах культуры, культпросвет училищах. Кто не помнит моменты детства — пионерский лагерь или дискотеку? И кто всегда развлекал и веселил детей, заполнял их свободное время – их досуг? Это был массовик-затейник!

Это потом появилось слово «тамада» — организатор праздников. И то, оно больше соприкасается со свадебным ритуалом. Но, в настоящее время, стало еще более креативное и модное название «человеку- празднику» — Event-менеджер.

Это человек, который придумает и организует мероприятие «от и до», он учтет все Ваши предпочтения, определит, что необходимо для реализации задуманных целей, грамотно спланирует торжество, напишет креативный сценарий, подберет нужных артистов, гармонично наполнит мероприятие шоу-программой, посоветует и поможет внести в Ваш вечер ту самую «изюминку», о которой мало кто говорит, но очень хочет. А создавая необычный сценарий, он постарается воплотить все задуманные идеи. Это и оформление зала (аренда и оформление шарами, цветами, тематической бутафорией и фотозоной), подберет того самого ведущего, который наполнит вечер интерактивами, конкурсами, тостами, сюрпризами и розыгрышами, музыкантов, без музыкального сопровождения которых, не ощутить праздничной атмосферы, организует фото и видео съемку, чтобы потом долго еще вспоминать это событие всем гостям и т.д.

Читайте также:  Название сценария весеннего праздника

Профессия event-менеджера состоит еще в том, чтобы найти клиентов, создать базу артистов, которые талантливы и оригинальны в своем амплуа. Они проведут Ваше мероприятие так, чтобы в нем одновременно сочетались атмосфера радости, сюрприза и четкий сценарий.

Эта самая интересная и яркая профессия, благодаря которой, удается создать настоящую сказку и оставить надолго в памяти незабываемые эмоции участникам события.

Чтобы сделать ваш праздник более ярким и запоминающимся, вы можете обратиться к нам и мы обязательно вам поможем с его организацией!

Источник статьи: http://annalegenda.ru/istoriya-vozniknoveniya-prazdnikov-i-ego-organizatsiya/

История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010

История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010.

В работе освещается праздник как знак культуры и знаки в празднике; историческая детерминанта форм и содержания праздничной культуры, обусловленная характером базисных ценностей; основные движущие силы праздничной деятельности в конкретные исторические промежутки; формирование мировой «копилки» художественно-выразительного языка праздника; вопросы жизнедеятельности праздника в современных условиях.

Обзор научных концепций происхождения праздника.
Сложность построения единой концепции происхождения и исторического развития праздника. Универсальность праздника как условие рождения новых теорий.

Описательная (или реакционная) концепция. Иван Михайлович Снегирев — родоначальник подлинного научного интереса к истории праздника. Его формулировка праздника как антитезы будней, как явления культуры. Охранительные взгляды автора на праздник, продиктованные «материальными и общественными тенденциями эпохи» (Марк Константинович Азадовский).

Идеализация праздничного быта русского народа в работах Ивана Петровича Сахарова и Александра Васильевича Терещенко. Отсутствие социального фона и общей теории праздника в трудах ученых данной школы. Определение взаимоотношений празднеств и свободного времени и времени вообще. Первая попытка периодизации типов праздника по сезонам.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. ПРАЗДНИК И КУЛЬТУРА
Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры
Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника
Часть 2. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
Раздел 1. Календарно-обрядовые праздника
Тема 3. История изучения календарных обычаев н обрядов
Тема 4. Русский праздничный календарь
Кузьминки (Кузьмодемьянки) — праздник встречи зимы
Колядки, Святки — праздник солнцеворота
Масленица — проводы зимы
Встреча весны
Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту
Велик день (в церковном календаре — Пасха)
Праздник Красной горки
Радуница (Радоница) — день поминовения умерших
Егорьев день (Юрьев день) — праздник наступления
настоящего весеннего тепла
Первое мая — праздник конца весны, начала лета
Праздник стрелы
Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) — праздник весенне-летнего календарного периода
Праздник Ярилы
Иван Купала (Иванов день. Ярилин день) — праздник летнего солнцестояния
Петров день (Петровки) — праздник проводов весны
Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины)
Тема 5. Морфология календарного праздника
Знак пространства
Знак времени
Солярный знак
Знак огня
Знак воды
Знак растительности
Знак ритуальной пищи
Знак даров и жертв
Знак культа предков
Знак маскирования и ряженья
Знак гаданий и примет
Знак эротических действ
Знак смеха
Тема 6. Архаичный (обрядовый) праздник как текст культуры
Раздел 2. Христианско-обрядовые праздники
Тема 7. Православный обрядово-праздничный календарь
Рождество Христово
Крещение Господне (Богоявление)
Сретенье Господне (Громницы)
Благовещенье
Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Пасха (Христов день, Великдень)
Вознесение (Вознесеньев день, Ушествие)
Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на апостолов)
Преображение (Второй Спас, Второй Калинник, Спас на Горе, Яблочный Спас)
Успенье Богородицы (Первая Пречистая, Госпожа Первая, Дожинки, первые Осенины)
Рождество Богородицы (Вторая Пречистая, Госпожа Вторая, Аспосов день, вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день)
Воздвиженье (капустки)
Введение
Тема 8. Соотношение народных и церковных праздников
Раздел 3. Семейно-обрядовые праздники
Тема 9. Родильно-крестильные обряды
Тема 10. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы
Тема 11. Похоронные обрядовые действа
Часть 3. ПРАЗДНИК И ИСТОРИЯ
Раздел 1. Праздники древнего мира
Тема 12. Праздничный календарь Древней Греции
Тема 13. Праздники и зрелища Древнего Рима
Раздел 2. Праздники эпохи средневековья
Тема 14. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе
Тема 15. Праздничный площадной театр средневековой России X — ХVII вв
Раздел 3. Русское праздники в период от преобразовании Петра I до социальных революций ХVIII — начала XX вв
Тема 16. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672-1725 гг.). Новое «лицо» праздничного календаря
Тема 17. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца ХVIII — начала XX вв
Раздел 4. Праздник и революция. Характер праздничного календаря времен социальных революций
Тема 18. Празднества Великой Французской революции (1789-1794 гг.)
Тема 19. Праздники Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.): тематическое и жанровое многообразие
Раздел 5. Праздники в Советском Союзе
Тема 20. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920-1940 гг.)
Тема 21. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945-1985 гг.)
Раздел 6. Праздник и современность
Тема 22. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985-2000 гг.)
Тема 23. Научные концепции современного праздника
Приложения
Приложение 1. Тематический план
Приложение 2. Русский праздничный календарь
Приложение 3. Круглый год праздничного календаря
Приложение 4. Великий пост
Приложение 5. Соотношение народных и православных праздников
Приложение 6. Праздники солнцеворотов и равноденствий и знаки соответствующие им.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник статьи: http://obuchalka.org/2016011087950/istoriya-i-teoriya-prazdnikov-lazareva-l-n-2010.html

История массовых праздников

Массовые праздники и зрелища имеют достаточно богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», то есть наука о празднествах.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое, в свою очередь, прежде всего, состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет достаточно глубокие социально-психологические корни, в полном объеме исключает элементы случайности во время постановки. Массовый праздник не может быть проведен и намечен тогда, когда этого хочет определенный организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация [11].

Массовый праздник подразумевает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный именно для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном некотором объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между игровым и серьезным, строго некоторым и произвольно свободным. Если в обыденной жизни игровое и практическое действие разделены между собой, то праздник подобного разделения не знает, в силу того, что в нем всегда есть символический, условный, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил в наибольшей степени переломных, существенных моментов человеческой жизни [6].

«Является совершенно несомненным, что основным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник обязан быть организован как все на свете, что имеет тенденцию произвести достаточно высоко эстетическое впечатление. Именно для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое, в свою очередь, празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих, талантливые организаторы» (А.В.Луначарский) [10].

Социальная сущность праздника, прежде всего, проявляется в том, что он представляет собой специальный тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение этого общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

25)))Коллективиза́ция— процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссиии Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве.

Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год. 7 ноября 1929 г. появилась статья И.В. Сталина Год великого перелома, в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения (хотя к тому моменту лишь 6,9% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности (положенная в основу первого пятилетнего плана) и был взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая, как считают некоторые исследователи данной проблемы, включала в себя три главные цели:

— осуществление социалистических преобразований в деревне;

— обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

— развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.

34))))Эволюция содержания университетского образования и народные университеты в Европе во второй половине XIX – начале ХХ в. Вторая половина XIX в. в Европе и России была отмечена изменениями в содержании университетского образования. Университеты возникли в эпоху средневековья. Уже само их название показывало, что университет представлял собой «universitas» — совокупность знания и образования. Цели университетского образования не были дифференцированы. Долгое время университетское образование и профессиональное и специальное обучение существовали отдельно друг от друга. Итогом университетского образования была подготовка ученого – исследователя. Доминирующим в университетской деятельности был принцип единства образования и исследования. Постепенно параллельно с университетами возникают специальные высшие школы (технические, коммерческие, сельскохозяйственные, ветеринарные высшие школы). В течение XIX в. соотношение общего и специального образования изменялось в университетах в направлении доминирования специального образования. Понимание образования в широком смысле слова подразумевало умение видеть целостность мира, широкий кругозор, формирование личности. В России Народные университеты возникли и развивались как органическая составная часть широкого общественного движения за распространение в народе грамотности и образования. В 1859 г. в Киеве была открыта первая в России воскресная школа. Воскресные школы стали широко распространяться с 1870-х гг. Первоначально их деятельность ограничивалась обучением грамоте. В России первые попытки распространения в народе университетского знания начались почти одновременно с Англией. В 1871 г. Новороссийское общество естествоиспыталей стало читать систематические лекции в Одессе. В России первые попытки распространения в народе университетского знания также относятся к 1870-м годам. В Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Петербурге, Николаеве и в других городах читались систематические лекционные курсы.

20))) Древние славяне были язычниками. Они почитали природу как одухотворенное начало. Природа жила в их представлении в конкретных одушевленных образах, населенная добрыми и злыми духами, одни из них становились союзниками в борьбе со стихиями, других необходимо было умилостивить и усмирить. С верованиями славян связано поклонение божествам, олицетворявшим силы природы: солнце, воду, землю. В художественном творчестве народа ярко и многообразно проявилось восприятие им окружающего мира. В изделиях его рук, в старинных сказах, мифах, легендах и песнях передано ощущение близости человека к природе и, прежде всего – к родной земле как главному источнику жизни.

Зарождение досуговых форм деятельности тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию — единения. Своеобразие досуга обусловлено религиозными представлениями и особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времени года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ.

В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками.

[1] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288

Источник статьи: http://lektsii.org/16-28322.html

Оцените статью