- Праздник Иван Купала на Руси
- Праздник Иван Купала: история возникновения
- Интересные факты о празднике
- Традиции Иван Купалы: языческие и современные
- Современный праздник Иван Купала
- Праздник Ивана Купала: история, традиции и обычаи. Приметы на Ивана Купала
- Ивана Купала и христианство
- Когда отмечают Ивана Купала
- Как отмечают Ивана Купала
- Купальский костер
- Целебная вода
- Магические травы
- Символы солнца в купальских обрядах
- Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков
- Цвет папороти
- Поверья и приметы на Ивана Купала
- День Ивана Купала праздник солнцеворота: народные традиции и история возникновения
- Суть празднования Ивана Купала на Руси
- Что отмечается и происхождение названия
- Мнение церкви
- Поверья: обряды Ивана Купала
- Вознесение еды
- Водные ритуалы
- Ритуалы, связанные с огнем, и особые песни на летний праздник
- Венок – главный символ девушек
- Обрядовые игры вокруг Деревца и летние травы с особыми свойствами
- Защита от темных сил
- Вдохновленные праздником и приметы самой короткой ночи в году
Праздник Иван Купала на Руси
Славянский праздник Иван Купала — это старинная традиция западных и восточных славян, о которой не забыли и по сей день. Праздник отмечают практически во всех странах современной Европы. В некоторых из них он является не только религиозным, но и общенациональным. Изначально он был частью языческих ритуалов очищения и омовения, а позже получил своё название в честь Иоанна Крестителя. Его имя в переводе с греческого означает «купатель».
Интересно, что многие из известных нам обычаев этого праздника изначально пришли от язычников. По старому стилю календаря его отмечали 24 июня, а теперь — 7 июля.
Праздник Иван Купала: история возникновения
Язычники всегда праздновали Иван Купалы, поскольку они верили, что именно в этот день благодаря омовению можно избавить тело от болезней. Само торжество было посвящено богу Солнца и божеству Купале, которому также поклонялись в то время.
До того, как на Руси приняли христианство праздник Купалы отмечали в день летнего солнцестояния (22 июня). Но после того, как этот день посвятили Иоанну Крестителю празднование перенесли на 24 июня, и многие крестьяне начали называть его День Ивана.
Мы празднуем Иван Купалы 7 июля, что обусловлено переходом на григорианский календарь.
Интересные факты о празднике
Мистический праздник Иван Купалы считается лучшим временем для гаданий и поверий, именно в это время травники собирают целебные растения для лечения различных заболеваний. Существует легенда, что собранные в эту ночь травы обладают чудодейственными свойствами и с их помощью можно вылечить даже самое серьёзное заболевание.
Во многих деревнях и по сей день праздник называют «весёлым», «любовным», «чистоплотным», ведь существует немало примет и традиций, проведение которых обязательно в этот вечер. Уже известно, что само торжество посвящено языческому божеству Купале, в честь которого прыгали через костёр, пели песни и проводили различные обряды.
Традиции Иван Купалы: языческие и современные
В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие.
Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую.
Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием.
В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу — от грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы. Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее.
Ночь Иван Купалы — это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору.
Современный праздник Иван Купала
И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением. Хоть девушки продолжают гадать и пускать на воду цветочные венки в надежде поскорее узнать, кто же станет её суженым.
Иван Купала может стать отличным поводом собрать всю семью и провести весело время вместе, но каждый решает для себя отмечать его или нет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43631797049/Prazdnik-Ivan-Kupala-na-Rusi
Праздник Ивана Купала: история, традиции и обычаи. Приметы на Ивана Купала
Один из самых романтических, таинственных народных праздников — это, несомненно, Ивана Купала. Чей праздник, традиции и обычаи этого дня — об этом и пойдет речь далее.
Отмечать его начали еще в седой языческой древности. У восточных славян он приходился на день летнего солнцестояния 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сместилась на 7 июля. Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три главные составляющие: огонь, воду и травы.
Ивана Купала и христианство
История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. Но другие утверждают, что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.
История праздника Ивана Купала содержит сведения, что такое двойное название возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский. Священники крайне негативно относились к гуляньям и гаданьям, происходившим в этот день. Постоянно пытались их запретить, считая подобные увеселения богомерзкими, бесовскими и связывали их с поклонением нечистому.
Когда отмечают Ивана Купала
История праздника Ивана Купала донесла до нас сведения, что в се основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета. Ночь на Ивана Купала считается волшебной. В это время гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т. д., а травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства.
Как отмечают Ивана Купала
Что делать на Ивана Купала? Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготовливала чучела Марены и Купала, главных действующих лиц праздника. В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами. Марена символизировала собой зимнее увядание, умирание природы, тогда как Купала был символом возрождения и изобилия. Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя таким образом, извечный природный круговорот. Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского кострища.
Купальский костер
Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы – «видьму». Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз.
Еще что делать на Ивана Купала? Также существовал обычай сжигать в этот день старые и ненужные вещи, избавляясь вместе с ними от старых обид и неурядиц. Еще на купальском костре матери сжигали рубашку больного ребенка, чтобы с ней сгорела и хворь, мучающая их чадо. А иногда через купальский костер перегоняли даже домашнюю скотину, чтобы избавить ее от мора и болезней.
Целебная вода
История праздника Ивана Купала рассказывает, что в ода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши.
А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу.
Магические травы
В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. При сборе обязательно читалась специальная молитва-заговор. А в Беларуси, к примеру, считали, что свойства травок еще больше усилятся, если их будут собирать «старые и малые», то есть дети и старики. Ведь у них чистые и невинные души.
Славяне верили, что на Ивана Купала (число — 7 июля) лечебные растения выращивают лесные духи — мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами.
Символы солнца в купальских обрядах
Поскольку праздник Ивана Купала (число — 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать солнечный круговорот. А один из непременных аксессуаров купальских святок — это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а еще молодость и чистоту. С поклонением солнцу были связаны хороводы вокруг кострищ и чучел и специальные обрядовые песни.
Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков
Каждая молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок, который украшал ее головку во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря, что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и, прикрепив к своим веночкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары и ей придется коротать век одинокой.
Впрочем, парни не оставляли без внимания это действо. Наблюдая исподтишка за обрядом, они старались потом выловить из реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй.
Цвет папороти
Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили, что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь земную твердь закопанные клады, открывать любые замки, управлять землей, водой и нечистыми духами, становиться невидимым и так далее.
Поверья и приметы на Ивана Купала
Считалось, что в эту магическую ночь деревья могут двигаться и разговаривать между собой, так же как птицы и животные. А в темном лесу между деревьев можно увидеть множество порхающих светлячков. Это души предков, вернувшиеся на землю лишь на одну ночь.
Также в ночь на Купала активизируется всяческая нечисть: русалки, мавки, лешие, домовые и прочие духи. Они устраивают свои гульбища, развлекаясь всяческими каверзами.
Но больше всего вреда могли нанести ведьмы, чинящие в эту ночь разные пакости и собирающиеся на шабаши. Именно поэтому женщину, которая в купальскую ночь не пришла к кострищу, могли посчитать ведьмой.
Чтобы обезопасить себя от потусторонних сил, использовали самые разнообразные обереги: веточки свяченой вербы, осиновые колышки, конопляный цвет, крапиву и полынь. И даже рваные мужские штаны, которые вешали на притолке хлева, чтобы ведьма не могла войти и забрать молоко у коровы или увести лошадь для поездки на Лысую гору к месту ведьминского шабаша.
Купальская ночь была единственной возможностью для молодежи веселиться и плясать до самого рассвета, не вызывая осуждений со стороны взрослых. Лишь улыбку вызывали их бесчисленные проказы и некоторые вольности. Возможно, поэтому народ на протяжении многих веков так трепетно хранил и оберегал этот жизнеутверждающий и волшебный праздник, его традиции и обряды.
Источник статьи: http://fb.ru/article/342489/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-traditsii-i-obyichai-primetyi-na-ivana-kupala
День Ивана Купала праздник солнцеворота: народные традиции и история возникновения
День летнего солнцеворота (солнцестояния) – самый длинный в году, когда отмечается праздник Ивана Купала, вместе с тем привлекает зиму. Ведь ночи с этого момента становятся все длиннее. Этот день принадлежит Ярилу, древнему огненному богу славян. Языческих культов, прославляющих солнце, не счесть. Обожествлять светило – это не просто традиция или ритуал. Это нерушимое правило каждого, кто имеет смелость называться язычником.
У многих народов в этот день было принято приносить жертвы: травы, ветки, сухостой, ненужные вещи, оставшиеся с прошлого года. Все это собиралось в большие костры и сжигалось во славу солнца. Пришедшее на смену древнему многобожеству христианство привнесло в понимание дня Ивана Купала новый смысл. Его приурочили к чествованию Иоанна Крестителя (рождество Ивана Предтечи). Давайте вместе разберемся, что же это за день, почему его отмечают в солнцеворот и откуда пошла такая традиция.
Суть празднования Ивана Купала на Руси
Праздник Ивана Купала, это день торжества солнца, история которого начинается в далеком прошлом. Раньше он отмечался через несколько дней после летнего солнцестояния (солнцеворота) двадцать четвертого июня. Это не случайно, ведь он посвящен буйству, торжеству природы. В начале двадцатого века у славян появился григорианской календарь. Тогда все даты немного сместились, и нетрудно просчитать, какого дня Ивана Купала – теперь это седьмое июля.
В христианской традиции день седьмого июля тоже имеет сакральный, мистический смысл. Он называется Рождество Иоанна Предтечи, а установлен в честь появления на свет долгожданного младенца у престарелых родителей. Мальчишка, рожденный в этот день, впоследствии прославится. Он станет тем самым Иоанном Крестителем, совершающим ритуал очищения водой в реке Иордане. Именно он будет тем, кто окрестил Иисуса Назаретянина, Спасителя для всего человечества.
Что отмечается и происхождение названия
У многочисленных славянских народов бытуют самые разнообразные обычаи и традиции на Ивана Купала. Причем более важным событием зачастую оказывалась ночь накануне, когда и происходило все наиболее интересное, необычное и мистическое. В эту ночь жгли костры на берегах водоемов, чтобы отметить единство стихий. Молодые девушки и парни скакали через огонь, чтобы очиститься от скверны. Названия этого торжества разнообразны. Большинство из них так или иначе имеют отношение к язычеству, но в основном – эти обозначения имеют явный христианский «подтекст».
- Купала.
- Ярилин день.
- Кресь.
- Лада.
- Иванов день.
- Иван Калдунски.
- Иван чистый (цветной).
- Сонцекрес.
- Кокуй.
- Купалле.
- Колосок.
Отечественный филолог-славист, историк литературы и этнограф-исследователь Николай Гальковский еще в начале двадцатого века задавался вопросом о сути Ивана Купала. Он считал, что в современном варианте праздника тесно сплелись относительно новое христианство и древнее язычество. Однако многие более поздние специалисты с ним не согласны и считают, что не могло быть никаких дохристианских истоков. Ведь неизвестно ни его точное название, ни имя божества, которому этот день был посвящен. Неоязычники имеют на этот счет собственное мнение, называя «виновника торжества» Купалкой, Купайлой или просто Купом.
Если кратко, Иван Купала – собирательное христианско-народное название. В вольном переводе с греческого, а именно «в греках» мы получали основные знания, личное имя Креститель ( βαπτιστής ) будет звучать, как «погрузитель в воды», «купатель». Более того, православный термин kǫpati как раз и обозначает ритуальное, обрядовое омовение. Что же касается языческого бога Купала, то впервые о нем упоминает Густынская летопись в семнадцатом веке. Ученые считают, что это недоразумение, но достоверных данных нет. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится.
Мнение церкви
Православная церковь, да и вообще все христианство, с особым осуждением относиться к разного рода языческим игрищам. Зажигание костров, массовые песни и пляски, странные обряды. Традиции и обычаи на Ивана Купала откровенно «попахивают» чем-то бесовским и сатанинским. Люди плетут венки, а потом в одних сорочках в исступлении носятся вокруг костров, перепрыгивая через огонь. На что это еще может быть похоже? Потому еще в седьмом веке нашей эры в канонах (правилах) Трулльского собора подобные действия называются нежелательными и даже запрещенными.
В две тысячи тринадцатом году произошло беспрецедентное событие для новой и новейшей истории. По требованию русской православной церкви, назначенные и уже организованные гуляния Ивана Купала и Нептунова дня были запрещены в Россошанском районе. Несмотря на то, что Конституция РФ, а именно статья 14.1 определяет государство, как светское, запрет был приведен в действие. Это возмутило общественность, люди все равно собрались на праздник, но большинство забавных костюмов пришлось оставить дома.
Константинопольский патриарх двенадцатого века Михаил III Анхиальский отдал приказание раз и навсегда покончить с языческими обрядами. Но искоренить обычаи славян ему так и не удалось. На Руси, несмотря на явное осуждение церкви, поселяне цепко держались за них, не желая утратить свои корни и связь с ними. Советский философ и российский духовный деятель отец-иеромонах Иов Гумеров говорит, что это напрямую связано с предрассудками и суевериями, свойственными малообразованным людям.
Поверья: обряды Ивана Купала
В христианстве было принято возносить молитвы за детей и внуков. Можно было просить у Крестителя облегчения болей, в особенности головных. Канун праздника Ивана Купалы, история и традиции которого дошли до наших дней, полон самыми разнообразными обрядовыми действиями. Они касаются воды и огня, трав и деревьев.
Обязательно было начинать празднование чистым, предварительно хорошенько вымывшись. В теплых регионах люди купались в реках, но ближе к северу для этого топили бани. Там пели обрядовые песни, а девушки гадали на суженого. Считается, что сохранить традиции в максимально приближенном к оригиналу виде удалось белорусам и украинцам. В начале двадцатого века они несколько изменились, но основа осталась нерушимой.
Они и сейчас ставят в центре большого купальского костра высокий шест, на верхушке которого заранее крепится колесо или чучело, что уже давно не считается обязательным у подавляющей массы россиян. Однако суть Иванова дня сохранилась: выбирались суженые и проводились свадебные гуляния, люди прыгали через огонь, незамужние девицы плели большие венки – символ чистоты и невинности, а потом обменивались ими с парнями. Нужно было искупаться в росе и ждать рассвета. Спать этой ночью нельзя. По преданию, восходящее солнце на Купалу «играет», то есть переливается разными оттенками.
Были и запреты, преступить которые было непросто дурной приметой. После гуляний уже нельзя было петь веснянки, так как лето с этого дня шло на убыль. До этого дня ни в коем случае нельзя было есть ягоды, а главное – вишни. Поверья гласят, что после этого женщины теряют детей. Купаться в открытых водоемах до наступления Купальской ночи было нежелательно. Там якобы водятся водяные и русалки, что могут легко утащить на дно даже самого крепкого и здорового мужчину.
Вознесение еды
Как отмечали славяне солнечный праздник Ивана Купала в древности? В язычестве зачастую приносились жертвы. В качестве подношений использовались фрукты и овощи, что поспевали раньше других. В некоторых областях России было принято заваривать «обетную кашу». Для этого девушки за два дня до Купала толкли зерна ячменя, а потом варили их. Накануне праздника этой кашей кормили нуждающихся и нищих, прохожих и путешественников. Чаще всего девушки брали ячмень для угощения из собственных домашних запасов. Кроме этого, варили и другие обрядовые блюда.
- Кулага готовится из творога и черной ржаной муки. В нее добавлялся солод и различные ягоды, чаще всего калина.
- Вареники с творогом – традиционная еда на Купалу в Белоруссии и на Украине. Они должны были быть несладкими. Зато употреблять их нужно было со сметаной и медом.
- Бабка – пресная булка, испеченная без дрожжей. Для пышности в нее могли добавлять старый зачерствелый хлеб.
- Верещаги чаще готовили в Белоруссии и Сербии. Это обычная яичница, но приготовленная в печи и обязательно на свином сале.
Принято было пить хмельные напитки. Самым распространенным в древности было пиво. Позже появилось вино и водка. Все это употреблялось ендовами (большими деревянными черпаками) в честь праздника тоже в качестве жертвы богам.
Водные ритуалы
С водой в этот день было связано множество обрядов, среди которых и массовое купание в озерах и реках. Считалось, что все бесовское после празднования покидает воды, а русалки и водяные уходят или прячутся. Потому можно было купаться, не опасаясь быть утопленным, до самого Ильина дня в конце июля.
Только в этот день влага могла «примириться» с огнем, потому кострища обычно разводились на берегах водоемов. Считалось, что воды приобретают магическую и целебную силу. Потому купаясь, было принято просить здоровья, счастья, благополучия, обильного урожая, крепкого потомства. Девушки гадали на купальских венках. Они ставили на них свечки и лучинки, а потом отпускали на волю течения. Если венок тонул, это было плохим знаком, если же плыл долго, то предвещал длинную и счастливую судьбу.
Ритуалы, связанные с огнем, и особые песни на летний праздник
Краеугольным камнем купальской ночи были костры. Чаще всего их составляли из заранее собранного хвороста, ненужных вещей и одежды, обуви, разломанных деревянных предметов. Огонь нужно было добыть натуральным путем – при помощи обычного трения деревянной палочки о специальную подставку. Кремень и кресало тут не подходили, не говоря уже о спичках. Посередине кострища ставился большой шест, на котором крепилось колесо, как символ вселенского дерева. Оно должно было объединить все сферы мироздания. Костры разжигали с вечера, а потом поддерживали огонь до самого рассвета.
К моменту восхода солнца огни как раз должны были потухнуть и остаться только угли. С вечера у костра собирались все девки и замужние женщины. Не явившихся могли назвать ведьмами, потому чаще всего прогульщиц не было. После заката молодые парни, дети и девушки, держась за руки, прыгали через огонь. Этот обряд олицетворял очищение от всего нечистого, бесовского. Прогоняли через огонь скот для тех же целей. В некоторых регионах поджигали колёса и бочки. Их спускали с горок, что было символом солнцеворота. Можно было достать головни из купальских костров и размахивать ими. Тогда ни один колдун не мог повредить человеку.
Все это действо обязательно сопровождалось специальными ритуальными песнями. Разбираясь, что за праздник Иванов день, нельзя упускать это из виду. Многие фольклористы считают, что тематика и жанровая направленности купальских песен имеет слабую связь с исконной сутью действа. Но в этом можно усомниться, ведь мотивы их четко обращаются к любви, надежде, семье. Это были баллады, припевки, перебранки и хороводные запевы, которые не принято было петь в иное время.
Венок – главный символ девушек
Характерным предметом, который неотрывно связан с традициями Ивана Купала, был девичий венок. Трудно представить это гуляние без такого атрибута. Делать его каждая девушка должна была самостоятельно из луговых, степных или лесных (дикорастущих) растений. Он был еще одним символом солнцеворота на этом празднике жизни и буйства Матери – Природы.
Каждая травка, каждая веточка и каждый цветок добавляли собственные свойства в общий «букет». Нужно было при плетении специально не подбирать растения, а сосчитать их уже после праздника перед тем, как бросить в огонь или в воду. Если их набиралось двенадцать и больше видов, значит счастья обладательнице не миновать. Сквозь венки пролазили, цедили козье и коровье молоко, протаскивали еду, украшения и даже умывались. Это считалось хорошим знаком.
Обрядовые игры вокруг Деревца и летние травы с особыми свойствами
В некоторых регионах России, Украины, Сербии и Белоруссии было принято наряжать специальное Деревце. Для этого выбирались молодая березка, клен, дубок или верба. Она украшались лентами, венками, колокольчиками и цветами. Ее выносили на место игрищ, водили вокруг хороводы. Они пели, танцевали, а потом рубили и сжигали в огне, бросали в реку, канаву или озеро. После этого сразу сбегали, чтобы ни одна «ведьма не могла догнать».
Наиболее мистическим являлся обряд сбора цветов папоротника. По легенде, мифический цветок давал не только понимание языка животных, но и общее счастье для того, кто сохранит его до рассвета. Кроме всего, он указывал на места зарытых кладов и делал владельца ясновидящим (прозорливцем).
Колоссальное количество ритуалов и обрядов на Ивана Купала напрямую связано с лекарственными травами и вообще с растениями. Они применялись в качестве оберегов-защитников от темных сил, сглаза, наговора, клеветы, хищников и даже от неурожая или стихийного бедствия. Иван-да-марья была символом содружества воды и огня. Говорят, что в цветок обратились несчастные брат и сестра, которые по незнанию вступили в интимные отношения, за что и пострадали. Собирать растения могли все, но самыми «эффективными» считались те, что были принесены юными девушками, не достигшими половой зрелости, и стариками. Потому к ним было особое отношение, уважительное и трепетное.
Защита от темных сил
История праздника Ивана Купала подразумевает большое количество мистических и таинственных событий. В этот день давалось полное раздолье нечистой силе. У наших предков не существовало «плохих» богов, потому чествовались русалки, лешие, водяные и домовые. Но человеку лучше было предварительно защитить себя и домашних от их происков.
- Деревцо, воткнутое на пастбище, защищало скот от ведьмовских «штучек».
- Во дворе забивались небольшие осиновые колья по углам.
- На ворота было принято вешать «веники» из крапивы. Их можно было разложить у двери и под окнами, у калитки, ворот и по периметру забора.
- Кто побогаче мог вывесить у дверей дома зеркало, а кто победнее – рваные старые штаны.
- Хорошими «антимагическими» свойствами обладал корень плакун-травы, заранее выкопанный, накануне Купала.
Интересной особенностью празднования были так называемые бесчинства ритуального порядка. На Руси «под шумок» крали дрова, замазывали окна дегтем, забрасывали калитки и ворота на крыши жилищ, подпирали двери. Молодые люди могли закрыть дымоход, бросить улей в колодец, “перевязать” собаку от хаты на огород. Никто за подобные действия и не думал никого ругать или наказывать. Все это было в порядке вещей.
Вдохновленные праздником и приметы самой короткой ночи в году
Тематика, ритуалы и обычаи праздника Ивана Купала во все века занимала творческие умы писателей и поэтов. Особо впечатлительные не могли обойти стороной таинственность и колдовство, что по преданиям творятся в эту ночь. Николай Гоголь, с детства наблюдал народные гуляния. Они его настолько впечатляли, что он написал рассказ «Вечер накануне Ивана Купала». Сергей Есенин тоже неоднократно обращался к этой теме в своем творчестве. Интересны приметы Купальской ночи.
- Если на Иванов день идет дождь, то через пять дней засияет солнышко. Тогда все лето будет засушливым.
- Змею повидать – беды не миновать.
- Всех коней нужно запереть, чтобы нечистая сила их не использовала в своих «грязных делишках».
- Если на небе всю ночь видны звезды, значит уродятся овощи и грибы.
- Дождь накануне праздника – дурная примета. Это означает, что год будет голодным.
- Паук, найденный в доме на праздник, значил скорую прибыль или пополнение семейства.
- Больной, услышавший утренний крик петуха на Купалу, вскоре выздоравливал.
Это далеко не все приметы, которые пророчат судьбу или помогают справиться с неприятностями, связанные с купальским праздником. Множество из них утрачено, другие же потихоньку стираются из народной памяти, но некоторые и сегодня остаются актуальными.
Источник статьи: http://perstni.com/magazine/prazdniki/den-ivana-kupala-prazdnik-solnczevorota-narodnye-tradiczii-i-istoriya-vozniknoveniya.html