- Тайные сокровища ночи на Ивана Купалу
- Нибелунги, шабаши ведьм, Иван Купала: изначально летнее солнцестояние в Европе повсеместно отмечали 21 июня. Что же изменилось? (видео)
- Когда отмечают Ивана Купалы
- Почему у праздника такое название
- Празднования в Швеции
- Легенда о Нибелунгах
- Европейские обычаи
- Интересные факты
- Купальские приметы
- Обряды и традиции
Тайные сокровища ночи на Ивана Купалу
Ночь на Ивана Купалу — самая таинственная ночь языческого года, колдовская, ведьмовская. Пока простой люд веселится, поет и пляшет, купается в озерах и речках, ведьмы и колдуны рыщут по лесам и лугам, собирают травы, обретающие в эту ночь волшебную силу. Чем приворожить, чем принести счастье, чем «засушить» насмерть — все собирается в котомку.
О том, как обычно проходит ночь на Ивана Купалу и следующий день, нам повествует «Стоглав». «Против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены, и дети в домах и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки беси, омываются водою», — гласит он.
Основные элементы праздника описаны исчерпывающе: нужно глумиться (то есть веселиться), петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах («великое кричание» при этом не повредит), а потом купаться в ближайшем водоеме. Короче, этакий День десантника на старорусский манер. Однако если у всех нормальных людей на Ивана Купалу веселье, то у ведьм и колдунов — страдная пора. Судите сами: дела, которые уважающему себя колдуну положено переделать в эту ночь, составляют длинный список. И в первую очередь это сбор трав. Каждый знает, что в ночь на Ивана Купалу расцветает раз в году папортник, но лишь неучи от ворожбы думают, что этим дело ограничивается. Попробуем сделать небольшой справочник — что именно собирали и как.
В XVI и XVII веках собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками. «Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, — писал летописец псковского Памфилова монастыря, — исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».
«Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла, — пишет Аполлон Коринфский. — Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья». Однако это, судя по всему, не останавливало ботаников-самоучек. Помимо тех трав, которые собирали на Аграфену-купальницу (праздновавшуюся накануне), во время купальских праздников колдуны и ведьмы прятали в котомку и другие растения.
Например, любисток, он же зоря, любим-трава, дудочник, купальная трава. Это лекарственное растение, которое, по поверьям, приносит счастье. Матери купали в настое любистка детей, чтобы их все любили, а невесты зашивали его в подол подвенечного платья. Колдуны же и ведьмы использовали любисток для приворотных и одурманивающих зелий, или наоборот — в составе зелий, которые помогали унять сердечную боль от несчастливой любви. Также любисток сам по себе считается оберегом от русалок и средством для отведения порчи.
Собирали тирлич, она же горечавка, бешеная трава. А может быть и горечавка желтая, джинджура или, как звали в народе, гречавка соколий перелет, тирлич-лихоманник. Или просто золототысячник обыкновенный. Практически все травы, которые собирают Ивановой ночью, — «солнечных» цветов. В этот ряд попадают и купальница, и коровяк, и венерин башмачок (выбивается из ряда только плакун-трава, так она и не «ведьминская»). Так что желтая горечавка выглядит наиболее правдоподобной из всех версий.
Это чрезвычайно полезная трава — конечно, если вы колдун и умеете с ней должным образом обращаться. Надо знать, что магическими свойствами обладает не абы какой тирлич, а только собранный в ночь на Ивана Купалу на Лысой горе в Киеве (в крайнем случае — на ближайшей к месту жительства колдуна Лысой горе). Собирают его, не имея при себе ничего железного, но с золотом.
Но все сложности по сборам просто-таки меркнут перед пользой этой волшебной травы. Тирлич ценен тем, что дает способность летать (для этого соком травы натирают подмышки или просто кладут траву за пазуху) и превращаться в любого зверя. С помощью тирлича можно доставить к себе любого человека. Траву бросают в котел с приговором: «Тирлич, тирлич, мого милого прикличь». При этом отвар должен кипеть очень сильно. Если слабо, милого будет нести невысоко над землей, ударяя обо все встречные деревья, так что к ведьме он прибудет, скажем так, в разобранном состоянии.
Помогает тирлич и в других аспектах. «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей», — отмечает Даль. «Сок тирлича отвратит гнев сильных людей и возведет обладателя своего на верх богатства, почестей и славы», — пишет Мельников-Печерский.
Вот симтарин — царь-трава, архилин, царь-архангел, ахтоном. Симтарин — четверолистник: «Первый [лист] синь, другой червлен, третий желт, а четвертый багров… А под корнем той травы человек, и трава та выросла у него из ребр. Возьми человека того, разрежь ему перси, вынь сердце. Если кому дать сердце того человека, изгаснет по тебе… Если которая жена мужу неверна или муж жене — стерши мизинным перстом, дай пить…» (А.А. Коринфский. Народная Русь).
Помимо употребления для приворота, симтарин был традиционной составляющей охранных букетов или венков. Трава защищает от дьявола, «еретика» (колдуна) и врага. В бою оберегает от ран, на суде позволяет одержать победу. «Печень» корня-человечка использовалась при бесплодии (отвар на молоке), «правая рука» и «голова» — в восстановлении супружеской любви, «ребро» — на любовь людей. Также эта трава употреблялась при ворожбе на будущее.
Весьма ценной находкой будет разрыв-трава, она же прыгун, скакун, ключ-трава, спрыг-трава. Этой травы, отмечает Коринфский, никак не добудешь, если перед этим не запастись корнем плакун-травы или цветком папоротника. У кого есть разрыв-трава, тому нипочему замки, запоры, цепи, кандалы и т. д. Если эту траву бросить в кузницу, кузнец не сможет работать. Ломает разрыв-трава и все прочие металлы: золото, серебро, медь. Воры, когда им удается добыть эту траву, разрезают себе палец на левой руке (правая касается оружия и других металлических предметов), вставляют ее внутрь разреза, а потом заживляют. От одного прикосновения такого пальца все замки раскрываются сами. Если же коснуться им человека, он скоропостижно умрет.
Разрыв-трава расцветает в полночь на Ивана Купалу и цветет ровно столько времени, сколько нужно, чтобы прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Добыть ее трудно — нечистая сила всячески старается лишить жизни искателя разрыв-травы (поэтому и нужен цветок папоротника или корень плакуна). Чтобы ее найти, нужно ночью на Ивана Купалу косить траву. На какой траве коса переломится, та и есть разрыв-трава. Для проверки ее бросают в воду — разрыв-трава плывет против течения.
Способ, что и говорить, трудозатратный — попробуйте выкосить целый луг в надежде найти одну-единственную травинку! Но для колдунов-лентяев имелся и способ попроще.
Считается, что разрыв-траву знают вещие птицы — сорока, сова, сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие так, чтобы птица не могла их кормить. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться под ней. Побуждаемая писком голодных детенышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Если она находит ее, то прикладывает к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда и нужно смотреть на скатерть, не упала ли разрыв-трава.
Но разрыв-трава почти недоступна ведьмам и колдунам. Есть у нее одна загадка — как уже сказано, собрать ее можно, лишь имея в запасе плакун-траву. Это же растение, по легенде произошедшее от слез Божией Матери, оплакивавшей распятого Спасителя, ведьмы даже в руки взять не могут и начинают от нее рыдать. Кроме того, это растение отгоняет болотников и прочую нечисть.
Нельзя не упомянуть и совершенно непостижимую перелет-траву — растение, способное переносить своего счастливого обладателя во мгновение ока за тридевять земель и выполнять все его желания. Правда, есть у этого растения которое переливается радужными красками и постояннопереносится с места на место, так что кажется падающей звездочкой, одна прихоть. Волшебные свойства оно обретает, лишь будучи найдено или поймано в полете.
Лишь с молитвой можно было собрать адамову голову — тоже весьма полезную, разнообразную по функциям травку. Собирать адамову голову следовало на Иванов день, вечером или на утренней заре, причем по-особенному. «И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже». Отмечается также, что ее следовало очерчивать предварительно кругом и пронимать через золотую гривну. Способ использования: «И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный — Ред.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе — узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить — держи при себе. А когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три дня заживет» (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь). Интересно, конечно, как относились священнослужители к тому, что на престоле, самой сакральной части храма, лежала и сохла какая-то трава.
Также, по другим поверьям, адамова голова позволяла видеть лешего и безбоязненно сорвать с его головы шапку, чтобы стать невидимым. Кроме того, она защищала от страха высоты («с ней ужаса нет, и земля кажется близко»). Использовали адамову голову для лечения от бесплодия, порчи, для снятия сердечной тоски. Считалось, что человека, который носит ее под шапкой, все уважают. Беречь траву следовало в укромном месте, никому не показывая. На Великий четверг ею окуривали охотничье снаряжение, чтобы обеспечить успешную охоту (особенно на диких уток).
Ну и, без сомнения, нельзя под конец не вспомнить и о цветке папортника, с которым связано столько легенд и мифов. Кочедыжник, жар-цвет, Перунов цвет, папороть, ключ-трава, «царь над травами» обладает уникальными магическими свойствами. Человек, у которого есть цветок папоротника, не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, всегда знает, где находится, так что не может заблудиться. Он понимает язык птиц и зверей, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать нечистью. Цветок позволяет видеть под землей клады, отмыкает все замки и двери. Его владельцу во всем сопутствует удача, деньги сами идут в руки. Но добыть цвет папоротника нелегко. Собирать его следует в полночь на Ивана Купалу (собственно, это единственная ночь в году, когда он цветет).
При этом папоротник расцветает очень ненадолго, чуть ли не на минуту. Найти его случайно, видимо, шансов не было, поэтому желающие, как правило, поступали иначе — искали подходящий папоротник заранее и караулили около него в надежде в полночь увидеть цветок. Около растения следовало очертиться огарком лучины, зажигавшейся в Васильев вечер, либо огарком свечи, которую держал поп на пасху, или же огарком или воском от запрестольного образа Богоматери. Затем постелить чистую бумагу или белое чистое полотно. При этом нужно было преодолевать страх, не кричать, не говорить (но читать молитву «Да воскреснет Бог»), не оглядываться назад, не выступать из черты и не подавать через нее руки нечистой силе. Расцветший папоротник должен был осыпать цвет на полотно, цвет надо было смести перышком и залепить в воск. По другим вариантам, в воск влепляли отрезанный цветок. При этом следовало «страх терпеть и с места не сходить, покудова петухи не вспоют». По дороге домой не оглядываться, не отвечать на голоса, не пугаться.
И это далеко не полный список трав, которыми ведьмы, лекари и ворожеи пополняли свои «гербарии» в ночь на Ивана Купалу. А ночь-то недлинная, рассвет недалеко. И когда простой деревенский люд, навеселившись на берегу рек, намиловавшись, напевшись и, в конце концов, умаявшись, засыпал после бурно проведенной ночи, колдуны и колдуньи, набродившись по лесу и окрестным лугам, возвращались на рассвете в свои хижины. Со сказочным богатством — волшебными травами…
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник статьи: http://www.pravda.ru/faith/1121264-kupala/
Нибелунги, шабаши ведьм, Иван Купала: изначально летнее солнцестояние в Европе повсеместно отмечали 21 июня. Что же изменилось? (видео)
Наверное, каждый из нас слышал, а то и сам отмечал праздник Ивана Купалы. Это удивительный и загадочный день, полный различных легенд и поверий. Он знаком нам по знаменитому произведению Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы» и роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Но мало кто знает, что у этого праздника языческие корни и отмечался он еще до крещения Руси. Что интересно, схожие обряды и обычаи в день летнего солнцестояния проводились не только славянами, но и кельтами, и другими народами, но праздновали его в разное время. Почему так происходит, и что за древние загадки таит в себе этот праздник, давайте разбираться.
Когда отмечают Ивана Купалы
У нас привыкли считать, что вся нечисть выходит на поверхность 7 июля, но начинать праздность этот праздник принято еще с вечера 6 числа, как только солнце скрывается за горизонтом. Гулянья проводятся всю ночь, до рассвета. Это время всегда считалось особенным.
Наши предки верили, что именно в это время вся нечисть выходит на охоту, и можно встретить русалок, водяных, леших, чертей и прочих мифических существ. Вода в эту ночь становится магической. Ну и, конечно же, где-то начинает цвести папоротник, и сорвавший этот цветок сможет находить клады. Изначально праздник Ивана Купалы отмечали в день летнего солнцестояния. Самая короткая ночь в году выпадает на 21 июня.
После прихода христианства все языческие праздники старались искоренить и его перенесли на 24 июня, совместив с днем рождения Иоанна Крестителя. Тогда дата исчисления шла по юлианскому календарю, а он немного отличается от современного. Как только перешли на григорианский календарь, даты всех праздников тоже сместились. Так и вышло, что у нас вместо 24 июня его стали праздновать 7 июля.
Почему у праздника такое название
Перед крещением Руси наши предки совершали различные обряды и ритуалы в день летнего солнцестояния 21 июня. Они верили, что в этот день вода наделена магической силой, и если искупаться в водоеме, то можно избавиться от всех недугов. Поэтому один из главных ритуалов – обряд очищения и омовения. В связи с этим многие предполагают, что праздник назвали Купалой в честь этого обряда.
Есть также мнение, что причиной появления такого названия стало некое божество полевых цветов и плодов, чье имя – Купала.
Но обе эти теории имеют серьезное противоречие, ведь, что в первом, что во втором случае непонятно, почему в начале стоит имя «Иван». История гласит, что до крещения Руси его и не было. Добавили, чтобы превратить старый языческий праздник в празднование дня рождение святого Иоанна. Они не могли запретить людям почитать традиции предков, поэтому просто «переквалифицировали» его в христианский праздник в надежде, что с годами люди забудут историю.
Частично так и произошло. Хотя, учитывая обряды и легенды, связанные с этим днем, сложно назвать его христианским. Но связь все же прослеживается: Иоанн Креститель является пророком, который предсказал будущее появление Миссии и после крестивший его в реке Иордан. В итоге сейчас мы имеем смесь христианского и языческого праздника. Им удалось изменить его название, но все же обряды остались языческими. Правда, отмечаем мы его не в день летнего солнцестояния, а гораздо позже.
Празднования в Швеции
Отмечают этот праздник не только у нас. В северной Европе, например, ежегодно проводят фестиваль летнего солнцестояния. Обычаи и обряды очень похожи между собой, разница лишь в том, как называется праздник. В Швеции его называют Йоханнистагом и отмечают в субботу, которая ближе всего к 24 июня, начиная с 1952 года. До этого его отмечали в день летнего солнцестояния 21 числа, но потом подстроились под христианский лад ради дня Иоанна Крестителя.
Легенда о Нибелунгах
В древней Германии также отмечали летнее солнцестояние, разводили костры и проводили обряды, спасающие от нечистой силы. О том, что праздник существовал задолго до появления христианства, говорится в легенде о Нибелунгах, согласно которой Хаген фон Тронье убил знаменитого героя Зигфрида во время солнцестояния, а затем затопил сокровище Нибелунга в Рейне. Вообще, такие традиции и поверья существовали по всему миру, но христианские священники постарались на славу, и теперь сложно понять, какой именно смысл несли в себе все эти обряды.
Европейские обычаи
С давних времен в день летнего солнцестояния принято вешать венки из дубовых листьев на входные двери дома. Дело в том, что дуб – это дерево, символизировавшее скандинавского бога Тора, и такие подношения должны были задобрить его и защитить дом от гнева небес.
Очень большое значение для европейцев имеет Экстернштайне, природная скалистая местность в Тевтобургском лесу. Это своеобразное место силы, где ежегодно проводятся праздничные мероприятия в день летнего солнцестояния. Считается, что именно в этот период каменные круги обретают магическую силу.
А вот шабаш ведьм в ночь на Ивана Купала – совсем не древняя легенда. Согласно записям всех европейских стран, сама идея общего сбора ведьм для встречи с дьяволом появилась примерно в 16 веке.
Интересные факты
Считается, что версия о происхождении названия праздника в честь бога плодородия Купалы ложная, поскольку такого божества в языческой мифологии не существует. А появился он из-за того, что летописец записал информацию с ошибкой.
С давних времен Ивана Купала был самым разгульным праздником, в котором участвовали совершенно все жители. А если кто-то из женщин отсутствовал на гулянье, то их сразу начинали считать ведьмами.
Раньше никто не решался ложиться спать в ночь на Купалу, поскольку верили, что нечисть в это время может навредить. Люди следовали всем традициям и бодрствовали до рассвета, чтобы защитить себя и свое жилище от происков темных сил.
Именно в Иоаннов день заготавливали веники в баню, поскольку считалось, что они будут иметь магическую силу и исцелять от недугов.
Купальские приметы
Считалось, что если в этот день идет дождь, то все оставшееся лето будет жарким и засушливым.
Если случайно увидели змею, ждите проблем со здоровьем и неприятностей.
Если в ночь на Купала яркие звезды, то урожай овощей будет хорошим.
Нельзя есть ягоды, иначе усопшие родные будут голодать в загробном мире.
Не стоит принимать подарки, ведь в этот день активируется нечисть и ведьмы заговаривают любые презенты на зло.
Услышать кукушку — к холодной осени.
Уходя с празднования нельзя оборачиваться, иначе нечисть увяжется следом.
Если кто-то родился в эту ночь, то всю жизнь ему будут сопутствовать успех и удача, а в его крови будет течь магия.
Обряды и традиции
Наши предки были уверены, что в Купальскую ночь нельзя спать, поскольку вся нечисть выходит на белый свет. Чтобы отогнать, ее нужно жечь костры, используя березовые дрова и полынь. Кстати, огонь не только отгоняет злых духов, но и помогает человеку очиститься от болезней и неприятностей. Для этого нужно всего лишь перепрыгнуть через него. Если хотите, чтобы исполнилось какое-то желание, нужно загадать его, когда будете прыгать. Главное, успеть, пока вы в полете.
Чтобы исцелить человека от болезни, нужно сжечь в купальском костре его вещи. Также можно поставить защиту от темных сил, обойдя костер по часовой стрелке трижды. Если вы хотите избавиться от проблем, напишите их на листочке и киньте в купальский костер. Можно также вытереть лицо платком и сжечь его, тогда все горести и печали уйдут, а останется только хорошее.
Молодые девушки в этот день ворожат на своих возлюбленных, плетут венки и пускают их в воду. Считается, что если парень найдет венок и поднимет его из реки, то их любовь будет вечной.
На Ивана Купала принято собирать травы, поскольку в этот день они обретают особую магическую силу и способны отгонять нечистую силу, исцелять болезни и дарить спокойный сон.
Источник статьи: http://fb.ru/post/religion/2020/6/20/220285