Сценарий праздника «День Ивана Купала»
материал (4 класс)
Сенарий календарного праздника для детей от 8 до 16 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivana_kupala.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
День Иван Купала
(5 лягушат, сидя на стульчиках)
1 ребенок : На Ивана, наКупала, в ночь, на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.
2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.
3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем —
Пусть сгорает зло дотла!
4 ребенок : Это праздник лета, солнца,
Праздник лета и тепла!
5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!
Девица Красная встречает детей : — Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, и большие, и малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды
и матушки Земли!
ВЕД. Иван Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Начинается сенокос (для чего людям сено?), заготавливают целебные травы. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов. Ну-ка, отгадайте загадки!
— Белые горошки на одной ножке (ландыш)
— Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глаз, белые реснички (ромашки)
— Эй, звоночки, синий цвет!
С языком, а звону нет. (колокольчики)
— Золотой и молодой, за неделю стал седой;
А денёчка через два облысела голова. (одуванчик)
1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? ( Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. ( Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? ( Чертополох)
4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах. ( Мяты)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? ( Подорожник)
ДЕВИЦА КРАСНАЯ: На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку. Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла».
ДЕВИЦА КРАСНАЯ: Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню, давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе.
Песня-танец «Купала Ивана Купала».
ВЕД . Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила. И вот первое испытание на нашем пути:
Для этой игры нужна метла (веник). Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга.
Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:
-Бабка-Ёжка, костяная ножка.
Печку топила, ногу сварила.
(И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела. Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу. Играют до тех пор, пока всех «Бабка-Ёжка» не переловит).
- Игра «Полёт в ступе» (2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше. У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах).
Красная Девица: Наш праздник посвящен воде и всему, что с ней связано – купала от купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой. По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.) Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите, решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.
- Проводится конкурс «Самая длинная коса».(победительница награждается медалью)
ВЕД: В день Ивана Купалы все традиции имеют тесную связь с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, — обливание водой прохожих.
На начало дистанции ставят ведра, наполненные водой, а на финиш — пустые ведра. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени (3—5 мин) будет иметь большее количество воды в своем ведре, выигрывает.
«Водоносы» — переносят воду в тарелках.
«Ладошки» — перенести воду в ладошках
«Рыбки» — выловить рыбку из воды
«Губка» — передать мокрую губку через колонну назад, над головой
«Тарелка» — выдуть воду из тарелки
У каждого игрока водяной пистолет или бутылка с дырочками (на 10 игроков — 2 ведра емкостью 3 л. с водой ). Нужно как можно быстрее набрать воды и облить водой соперников. В лицо брызгать нельзя! За разделительную линию заходить нельзя! Как только вода заканчивается- игра останавливается
— ВЕД : Ну, а теперь всем ребятам нужно через огонь прыгнуть, очиститься от всех неприятностей и болезней, набраться силы, здоровья. Готовы?
Красная Девица: Наши детки ещё маловаты, прыгать через огонь им страшновато! Чтобы пятки им огонь не обжёг, предлагаю вам другой костерок! Отгадайте-ка загадку: Не огонь, а жжётся. Правильно, это крапива!
Прыжки через «костер» — крапиву
- Игра «Перепрыгни через костёр».
(Игра «Пламя костра». Игра заключается в том, чтобы удачнее и быстрее перепрыгнуть через костер, пройдя всю эстафету. У каждой команды есть свой «костер » — два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перепрыгивает через нее).
ВЕД: Перепрыгивание через костер
Ночью, когда огонь достигает большей силы и становится самым высоким, парни и девушки прыгают через него с разбега парами и по одному. Во время гуляний и игр девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за руки. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе новую пару.
ВЕД: Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия! Мы приближаемся к заветному цветку. Но тот, кто его найдет, получает невиданные возможности — понимать язык птиц и зверей, видеть скрытые под землей клады, ну, а если даже всего этого не случится, то такой человек будет всю жизнь удачлив и счастлив!
Все строятся парами и, проведя игру «Ручеек», добираются до цветка .
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка — становится водящим)
Дети находят цветок папоротника.
Праздник заканчивается флеш-мобом «А рыбы в море плавают вот так!»
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/09/16/stsenariy-prazdnika-den-ivana-kupala
Сценарий летнего развлечения «День Ивана Купалы»
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 203 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Сценарий летнего развлечения
для детей среднего дошкольного возраста
Автор: воспитатель: Осипова Т.В.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
1. Прививать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
4.Ориентирование на местности.
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, хороводами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование: музыкальный центр, диски мр3, нарисованный костер (красные кубики для костра), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, корзина с угощениями.
— просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Водяной», «Ручеек»;
— приготовить ленты (домашнее задание для родителей). Оформление цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Дети под народную музыку собираются на участке.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Сегодня день Ивана Купала,
Танцуйте, пойте, веселитесь,
Играйте в игры, купайтесь много,
О пламя жаркого огня
На берегу реки не обожгитесь!
Чудный праздник настает,
Папоротник вдруг цветет.
Кто его смог отыскать,
Будет счастье тот встречать.
Солнцеворот пришел на Землю,
И в ночь случилось торжество.
Поверишь в древнюю легенду
Про нечисть, ведьм и озорство.
Вас поздравляем с Днем Купала,
Желаем счастья нагадать,
И чтоб трава Иван-да-Марья
Любовь и радость могла дать
Вед.: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»
ХОРОВОД «На Ивана Купала» («Волшебники двора»)
На Ивана на Купала красна девица гадала:
«Где мой милый, ненаглядный, где ты, лада моя».
Закрывай калитку тихонько ночью праздник то какой,
Слышишь песен голос звонкий над кострами, над рекой,
Все дороги засветились это было, не приснилось.
Купала Ивана — Купала, Купала Ивана — Купала.
Погадай, мне не страшно видишь там вдалеке,
Где-то папоротник в чаще и плывут венки по реке
На Ивана на Купала красна девица гадала.
Купала Ивана — Купала, Купала Ивана — Купала.
На Ивана на Купала красна девица гадала:
«Где мой милый, ненаглядный, где ты, лада моя».
Вед.: Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка – становится водящим) ведущая обращает внимание на березку и находит письмо.
Вед.: Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо.
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, на участок бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.
Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай, кого попало (снова обрызгивает водой детей)
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)
Кикимора (дрожит): Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти, и читает первое задание.
В гости к Водяному
Кикимора: Ура. Сейчас вам Водяной задаст!
Вед.: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы
лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».
Игра «Водяной» Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик.
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)
Воспитатель: Чтобы найти волшебный цветок, надо на тот берег реки переправиться. Не просто это сделать. Лодку водяной нам не даст. Нам нужно перебраться подручными средствами.
Игра-эстафета « С кочки на кочку».
Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку – обручи, стараясь перебраться с одного берега на другой. Тот, кто оступился, остается в болоте.
Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!
Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.
Эстафета «Прыжки через костер»
Вед.: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.
Сбор лекарственных трав.
Кикимора: Побольше крапивы, колючек, шиповника…
Вед.: Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.
Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)
Вед.: Итак, приступаем к следующему заданию.
Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха. Надо их отгадать, а то — как напугаю.
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:
Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? ( Иван-да-Марья)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. ( Одуванчик)
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? ( Чертополох)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах. ( Мяты)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? ( Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.
Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим — справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.
К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь. Водяной. Ой-ой-ой! я больше не буду. Я вам предлагаю помощь найти цветок, но водяной его спрятал водяной. Оставил вам конверты с заданиями. Читает 1 конверт,
Вам надо пройти путь до беседке, там найдете оранжевый конверт.
Дети выполняют, отдают кикиморе, она читает в письме – новое задание. Ищите конверт на спортивной площадке,\\конверт малиновый
Задание 3 идите змейкой вдоль елочек на участок младшей группы там найдете синий конверт
Далее уголок сказки в колодце желтый конверт, выполняют задание
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами — молодцы! Все препятствия преодолели… и нашли волшебный цветок (Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед.: ребята это чудесный волшебный цветок, но он не простой в нем что-то есть).
Ведущая: А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.
(Раздает конфеты, звучит русская народная музыка).
Вед.: Ребята наш праздник, по-моему, удался! С хорошим настроением возвращаемся в свои группы, а кто хочет — может еще потанцевать под веселую русскую народную музыку.
Источник статьи: http://www.art-talant.org/publikacii/30728-scenariy-letnego-razvlecheniya-deny-ivana-kupaly