Ивана купала праздник ведьм

Тайные сокровища ночи на Ивана Купалу

Ночь на Ивана Купалу — самая таинственная ночь языческого года, колдовская, ведьмовская. Пока простой люд веселится, поет и пляшет, купается в озерах и речках, ведьмы и колдуны рыщут по лесам и лугам, собирают травы, обретающие в эту ночь волшебную силу. Чем приворожить, чем принести счастье, чем «засушить» насмерть — все собирается в котомку.

О том, как обычно проходит ночь на Ивана Купалу и следующий день, нам повествует «Стоглав». «Против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены, и дети в домах и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки беси, омываются водою», — гласит он.

Основные элементы праздника описаны исчерпывающе: нужно глумиться (то есть веселиться), петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах («великое кричание» при этом не повредит), а потом купаться в ближайшем водоеме. Короче, этакий День десантника на старорусский манер. Однако если у всех нормальных людей на Ивана Купалу веселье, то у ведьм и колдунов — страдная пора. Судите сами: дела, которые уважающему себя колдуну положено переделать в эту ночь, составляют длинный список. И в первую очередь это сбор трав. Каждый знает, что в ночь на Ивана Купалу расцветает раз в году папортник, но лишь неучи от ворожбы думают, что этим дело ограничивается. Попробуем сделать небольшой справочник — что именно собирали и как.

Читайте также:  С какими событием связаны главные праздники иудеев

В XVI и XVII веках собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками. «Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, — писал летописец псковского Памфилова монастыря, — исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».

«Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла, — пишет Аполлон Коринфский. — Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья». Однако это, судя по всему, не останавливало ботаников-самоучек. Помимо тех трав, которые собирали на Аграфену-купальницу (праздновавшуюся накануне), во время купальских праздников колдуны и ведьмы прятали в котомку и другие растения.

Например, любисток, он же зоря, любим-трава, дудочник, купальная трава. Это лекарственное растение, которое, по поверьям, приносит счастье. Матери купали в настое любистка детей, чтобы их все любили, а невесты зашивали его в подол подвенечного платья. Колдуны же и ведьмы использовали любисток для приворотных и одурманивающих зелий, или наоборот — в составе зелий, которые помогали унять сердечную боль от несчастливой любви. Также любисток сам по себе считается оберегом от русалок и средством для отведения порчи.

Собирали тирлич, она же горечавка, бешеная трава. А может быть и горечавка желтая, джинджура или, как звали в народе, гречавка соколий перелет, тирлич-лихоманник. Или просто золототысячник обыкновенный. Практически все травы, которые собирают Ивановой ночью, — «солнечных» цветов. В этот ряд попадают и купальница, и коровяк, и венерин башмачок (выбивается из ряда только плакун-трава, так она и не «ведьминская»). Так что желтая горечавка выглядит наиболее правдоподобной из всех версий.

Читайте также:  Праздник крестины что это

Это чрезвычайно полезная трава — конечно, если вы колдун и умеете с ней должным образом обращаться. Надо знать, что магическими свойствами обладает не абы какой тирлич, а только собранный в ночь на Ивана Купалу на Лысой горе в Киеве (в крайнем случае — на ближайшей к месту жительства колдуна Лысой горе). Собирают его, не имея при себе ничего железного, но с золотом.

Но все сложности по сборам просто-таки меркнут перед пользой этой волшебной травы. Тирлич ценен тем, что дает способность летать (для этого соком травы натирают подмышки или просто кладут траву за пазуху) и превращаться в любого зверя. С помощью тирлича можно доставить к себе любого человека. Траву бросают в котел с приговором: «Тирлич, тирлич, мого милого прикличь». При этом отвар должен кипеть очень сильно. Если слабо, милого будет нести невысоко над землей, ударяя обо все встречные деревья, так что к ведьме он прибудет, скажем так, в разобранном состоянии.

Помогает тирлич и в других аспектах. «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей», — отмечает Даль. «Сок тирлича отвратит гнев сильных людей и возведет обладателя своего на верх богатства, почестей и славы», — пишет Мельников-Печерский.

Вот симтарин — царь-трава, архилин, царь-архангел, ахтоном. Симтарин — четверолистник: «Первый [лист] синь, другой червлен, третий желт, а четвертый багров… А под корнем той травы человек, и трава та выросла у него из ребр. Возьми человека того, разрежь ему перси, вынь сердце. Если кому дать сердце того человека, изгаснет по тебе… Если которая жена мужу неверна или муж жене — стерши мизинным перстом, дай пить…» (А.А. Коринфский. Народная Русь).

Помимо употребления для приворота, симтарин был традиционной составляющей охранных букетов или венков. Трава защищает от дьявола, «еретика» (колдуна) и врага. В бою оберегает от ран, на суде позволяет одержать победу. «Печень» корня-человечка использовалась при бесплодии (отвар на молоке), «правая рука» и «голова» — в восстановлении супружеской любви, «ребро» — на любовь людей. Также эта трава употреблялась при ворожбе на будущее.

Весьма ценной находкой будет разрыв-трава, она же прыгун, скакун, ключ-трава, спрыг-трава. Этой травы, отмечает Коринфский, никак не добудешь, если перед этим не запастись корнем плакун-травы или цветком папоротника. У кого есть разрыв-трава, тому нипочему замки, запоры, цепи, кандалы и т. д. Если эту траву бросить в кузницу, кузнец не сможет работать. Ломает разрыв-трава и все прочие металлы: золото, серебро, медь. Воры, когда им удается добыть эту траву, разрезают себе палец на левой руке (правая касается оружия и других металлических предметов), вставляют ее внутрь разреза, а потом заживляют. От одного прикосновения такого пальца все замки раскрываются сами. Если же коснуться им человека, он скоропостижно умрет.

Разрыв-трава расцветает в полночь на Ивана Купалу и цветет ровно столько времени, сколько нужно, чтобы прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Добыть ее трудно — нечистая сила всячески старается лишить жизни искателя разрыв-травы (поэтому и нужен цветок папоротника или корень плакуна). Чтобы ее найти, нужно ночью на Ивана Купалу косить траву. На какой траве коса переломится, та и есть разрыв-трава. Для проверки ее бросают в воду — разрыв-трава плывет против течения.

Способ, что и говорить, трудозатратный — попробуйте выкосить целый луг в надежде найти одну-единственную травинку! Но для колдунов-лентяев имелся и способ попроще.

Считается, что разрыв-траву знают вещие птицы — сорока, сова, сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие так, чтобы птица не могла их кормить. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться под ней. Побуждаемая писком голодных детенышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Если она находит ее, то прикладывает к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда и нужно смотреть на скатерть, не упала ли разрыв-трава.

Но разрыв-трава почти недоступна ведьмам и колдунам. Есть у нее одна загадка — как уже сказано, собрать ее можно, лишь имея в запасе плакун-траву. Это же растение, по легенде произошедшее от слез Божией Матери, оплакивавшей распятого Спасителя, ведьмы даже в руки взять не могут и начинают от нее рыдать. Кроме того, это растение отгоняет болотников и прочую нечисть.

Нельзя не упомянуть и совершенно непостижимую перелет-траву — растение, способное переносить своего счастливого обладателя во мгновение ока за тридевять земель и выполнять все его желания. Правда, есть у этого растения которое переливается радужными красками и постояннопереносится с места на место, так что кажется падающей звездочкой, одна прихоть. Волшебные свойства оно обретает, лишь будучи найдено или поймано в полете.

Лишь с молитвой можно было собрать адамову голову — тоже весьма полезную, разнообразную по функциям травку. Собирать адамову голову следовало на Иванов день, вечером или на утренней заре, причем по-особенному. «И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже». Отмечается также, что ее следовало очерчивать предварительно кругом и пронимать через золотую гривну. Способ использования: «И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный — Ред.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе — узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить — держи при себе. А когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три дня заживет» (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь). Интересно, конечно, как относились священнослужители к тому, что на престоле, самой сакральной части храма, лежала и сохла какая-то трава.

Также, по другим поверьям, адамова голова позволяла видеть лешего и безбоязненно сорвать с его головы шапку, чтобы стать невидимым. Кроме того, она защищала от страха высоты («с ней ужаса нет, и земля кажется близко»). Использовали адамову голову для лечения от бесплодия, порчи, для снятия сердечной тоски. Считалось, что человека, который носит ее под шапкой, все уважают. Беречь траву следовало в укромном месте, никому не показывая. На Великий четверг ею окуривали охотничье снаряжение, чтобы обеспечить успешную охоту (особенно на диких уток).

Ну и, без сомнения, нельзя под конец не вспомнить и о цветке папортника, с которым связано столько легенд и мифов. Кочедыжник, жар-цвет, Перунов цвет, папороть, ключ-трава, «царь над травами» обладает уникальными магическими свойствами. Человек, у которого есть цветок папоротника, не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, всегда знает, где находится, так что не может заблудиться. Он понимает язык птиц и зверей, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать нечистью. Цветок позволяет видеть под землей клады, отмыкает все замки и двери. Его владельцу во всем сопутствует удача, деньги сами идут в руки. Но добыть цвет папоротника нелегко. Собирать его следует в полночь на Ивана Купалу (собственно, это единственная ночь в году, когда он цветет).

При этом папоротник расцветает очень ненадолго, чуть ли не на минуту. Найти его случайно, видимо, шансов не было, поэтому желающие, как правило, поступали иначе — искали подходящий папоротник заранее и караулили около него в надежде в полночь увидеть цветок. Около растения следовало очертиться огарком лучины, зажигавшейся в Васильев вечер, либо огарком свечи, которую держал поп на пасху, или же огарком или воском от запрестольного образа Богоматери. Затем постелить чистую бумагу или белое чистое полотно. При этом нужно было преодолевать страх, не кричать, не говорить (но читать молитву «Да воскреснет Бог»), не оглядываться назад, не выступать из черты и не подавать через нее руки нечистой силе. Расцветший папоротник должен был осыпать цвет на полотно, цвет надо было смести перышком и залепить в воск. По другим вариантам, в воск влепляли отрезанный цветок. При этом следовало «страх терпеть и с места не сходить, покудова петухи не вспоют». По дороге домой не оглядываться, не отвечать на голоса, не пугаться.

И это далеко не полный список трав, которыми ведьмы, лекари и ворожеи пополняли свои «гербарии» в ночь на Ивана Купалу. А ночь-то недлинная, рассвет недалеко. И когда простой деревенский люд, навеселившись на берегу рек, намиловавшись, напевшись и, в конце концов, умаявшись, засыпал после бурно проведенной ночи, колдуны и колдуньи, набродившись по лесу и окрестным лугам, возвращались на рассвете в свои хижины. Со сказочным богатством — волшебными травами…

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник статьи: http://www.pravda.ru/faith/1121264-kupala/

В ночь с 6 на 7 июля отмечается Ивана Купала

Как отмечать праздник Ивана Купала. Гадания, ритуалы, приметы, традиции и поверья на Ивана Купала. Чего нельзя делать на Ивана Купала.

Ивана Купала — старинный восточнославянский праздник, отмечаемый в ночь с 6 на 7 июля. Своими корнями он уходит в дохристианские, языческие времена.

Изначально праздник проводился в сильный энергетический день — летнего солнцестояния. Время выбора праздника свидетельствует о том, что наши предки неплохо разбирались в астрономии и календарях. Позже, в связи с переходом на новый календарь и появлением христианства, праздник несколько видоизменился. В частности, ныне по времени он совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. А в календарном цикле Иван Купала симметричен Рождеству (Коляде).

У древних славян праздник символизировал объединение всех стихий — воды, огня и воздуха. Согласно поверьям наших пращуров, набравшее полную силу Солнце в этот день сочетается браком с Водой.

Особенно важной является ночь перед Иваном Купалой, наполненная энергетикой, мистикой и различными волшебными свойствами. По своей чудодейственной силе и магическим характеристикам эта ночь равноценна разве что ночи перед Рождеством.

Сразу отметим, что Христианская церковь не одобряет языческих празднований. Так, характерное для Ивана Купала празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает еще 65-ое правило Трулльского собора 692 года. В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) осуждается разгул купальских празднеств на Руси.

Однако, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций церковью, восточные славяне продолжали держаться языческих традиций, пытаясь совместить их с христианскими.

Приметы на Ивана Купала

♦ «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке».

♦ «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься».

♦ «Иванов день пришел, траву собирать пошел».

♦ «На Ивана Купала появляются светляки».

♦ «Первый покос. Выходи на косовицу».

Как праздновать Ивана Купала

В этот день принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.

Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Основная часть купальских обрядов производится именно ночью.

Обязательно нужно искупаться до захода солнца: в старину на севере русские купались чаще в банях, а на юге — в реках и озерах. Считается, что с этого дня из рек выходит вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделена живительными и магическими свойствами.

Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигаются костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево.

Белорусы в центре купальского костра ставят столб, на котором сверху крепится колесо. Иногда на колесо кладут конский череп, называемый «видьма» и сбивают его в огонь, чтобы он сгорел. Далее молодежь веселится, поет и танцует у костра. В старину в Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

В ночь на Ивана Купалу выбираются «суженые» и совершаются брачные обряды: прыганье через костер взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), происходят поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

В старину в этот день опахивались сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался.

♦ В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы прекращали петь веснянки.

♦ У восточных и западных славян существовал запрет есть вишню до этого дня.

♦ У восточных славян считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

♦ По представлениям гуцулов, после Купалы наступают «воробьиные ночи», когда часто гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии. «И тогда между темным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю. И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника», после чего, как говорят «громы становятся не бойными».

♦ К празднику Ивана Купала приурочивают жертву первых плодов, созревших к этому времени.

♦ На Ивана Купалу готовят вареники из творога, угощения из сыра и мучной каши (кулаги), пресные лепешки (бабки) с толченым конопляным семенем, луком, чесноком, квас (холодник), яичницу на сале (верещагу).

На Ивана Купала нельзя давать деньги – ни просто так, ни в долг. Брать их у кого-то тоже не рекомендуется, и даже если вы нашли крупную сумму на дороге, не поднимайте ее. В народе верили, что иначе ближайший год придется провести в бедности.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек.

В купальскую ночь гадают при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывет, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Купальский костер

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Молодежь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы (полес.) и т. п. Символ высокого шеста, с установленным на нем колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева.

Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костер непременно «живым огнем», добытым трением. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве.

Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой — ее обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнем.

Девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака; то же, если вслед им полетят искры.

Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колеса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Купальский венок

Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.).

На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.

Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению — витье, плетение. Для венка часто использовали: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и березы и др.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, а огороды от «червей».

Купальское деревце

Для изготовления купальского деревца выбирали в зависимости от местности: молодую березку, вербу, клен, ель, либо срезали верхушку яблони.

Девушки украшали его венками, полевыми цветами, фруктами, лентами, иногда свечами; затем выносили купайлу за село, втыкали в землю на поляне, и водили вокруг него хороводы, гуляли, пели. Позже к игрищам подключались парни: они делали вид, что пытаются похитить деревце или украшения с него, повалить его или поджечь, а девушки его защищали. В конце концов заканчивалось тем, что все вместе шли топить купайлу в реке или сжигать его в костре.

Для обряда деревце могли не рубить, а просто нарядить выбранное дерево, находящееся в удобном для хороводов месте.

Обычаи и предания на Ивана Купала

Характерная примета праздника Ивана Купала — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днем до обеда, а некоторые по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву (заговор).

Купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети — как наиболее чистые.

Цветок папоротника

С папоротником и цветком Иван-да-марья были связаны особые купальские предания. Названия этих растений фигурируют в купальских песнях.

У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы дает тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть нечистыми духами, повелевать землей и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Купальские песни связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок.

Считалось, что в купальскую ночь оживает и проказит всякая нечисть, что нужно остерегаться «проказ нежити — домовых, водяных, леших, русалок».

Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко, русские втыкали освященную вербу на пастбищах, а на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешали в хлеву на ворота крапиву, рваные мужские штаны или зеркало. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, «каб ведзьми не адняли спор».

Для защиты от нечистой силы принято было также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п.

У восточных славян при входе в дом ведьмы и т. п. снизу в стол втыкали нож, чтобы помешать ей выйти из дома. У южных славян считалось что если нож или ветки боярышника, воткнуть в дверь, то это убережет от вампира или моры.

В купальскую ночь восточные славяне в окна и двери домов и хлевов втыкали снаружи косы, вилы, ножи, а также ветки определенных деревьев, защищая «свое» пространство от проникновения нечистой силы.

Считалось, что для того чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву.

На Украине и в Белоруссии магические свойства приписывались головешкам из купальского костра. В западном Полесье молодежь вытаскивала из костра головни, бегала с ними как с факелами, размахивала над головой, а затем забрасывала их в поле «для защиты урожая от нечистой силы».

В Полесье женщину, не пришедшую к купальскому костру, молодые люди называли ведьмой и высказывали в ее адрес проклятья, а также дразнили. Для того чтобы узнать и обезвредить ведьму, дорогу, по которой обычно гоняют скот, в купальскую ночь перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее отвар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие.

Согласно славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, способен обезвредить чары колдунов и ведьм. С помощью этого корня можно было изгнать бесов из одержимых и бесноватых.

Согласно поверью, на Ивана Купала солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят, что солнце играет или скачет (в отдельных традициях также купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветет, красуется) — солнце до венца идет.

В Болгарии считается, что на рассвете в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные — его братья — светят в другое время и над другими землями.

Источник статьи: http://stuki-druki.com/facts4/Ivana-Kupala.php

Оцените статью