Ивана купалы женский праздник

Ивана купалы женский праздник

Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.

Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Читайте также:  Чад праздник день святых

Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Читайте также:  Праздник можно писать оно

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.

Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Источник статьи: http://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/

Шокирующие обычаи славян на Ивана Купалу

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/6/2/672874344532.8801.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Праздник Ивана Купалы (или Купальскую ночь) славянские племена праздновали в день летнего солнцестояния, когда день был самым длинным, а ночь — коротка.

Славяне в древности верили, что в этот день природа поворачивается на осень, на смерть, и поэтому праздник этот был непростым. В народе его называли «бешеной ночью», а закончиться он должен был утоплением Ваньки — чучела, изображавшего божество Купалу. В некоторых случаях чучело Купалы заменяли украшенной лентами берёзкой, которая олицетворяла жизненные силы весны.

Плевальщики репы. Как славяне сажали богатырские продукты и в чём заключались секреты народной посадки.

Подготовка к празднику начиналась загодя. Мужчины рубили и приносили в сёла берёзы — где одну, а где несколько, до пяти-шести деревьев. Они устанавливали их на определённом месте, неподалёку от водоёма, ставили столы. Женщины постарше готовили угощения, а молодые замужние женщины, которые недавно родили, и особенно девицы приступали к обряду кумовства. Мужчины к этому обряду не допускались.

Девушки наряжали берёзки, украшали их лентами и плели венки. Чтобы покумиться, замужние женщины и незамужние девицы целовались через венки. Этнографы отмечают, что главной целью подобного «кумовства» становилась передача жизненной силы, способности к деторождению и объединение женщин в некое подобие одного женского божества, жаждущего продолжения рода.

Явление это было массовым, но кумовство длилось недолго: через неделю женщины и девушки раскумовлялись на этом же месте. Эротики в этом уже не было никакой — они пели определённые обрядовые песни.

Впрочем, в других селениях покумившиеся девушки и женщины год считались лучшими подругами — до следующего праздника.

Не принимали парни участия и в создании чучела Ивана Купалы, или Ваньки. Девушки сами ставили шест, крепили перекладину, вместе с подругами наряжали чучело в мужскую одежду и набивали его травой, причём обязательно цепляли морковку вместо мужского достоинства.

У парней была другая задача — отобрать и заломать берёзку или сломать чучело. Очевидно, это олицетворяло грубую мужскую силу, вторгавшуюся в женское лоно. Недаром глагол «заломать» на Руси часто употреблялся как аналог сексуального обладания женщиной. А деревце могло символизировать девичество.

Подобные обряды до сих пор сохранились в селе Преображенка Кемеровской области. Там старожилы и сейчас рассказывают о том, как молодёжь из разных сёл крала друг у друга Ваньку и отбивала его назад.

Константинопольский дьякон Феодор Вальсамон писал, что многие обряды славян перекликались с обрядами греческих мистерий. Он описывал обряд выбора «первородной девицы», который практиковали «дикие племена», живущие на побережье Чёрного моря. Якобы на Купалу сам дьявол наделял эту девицу даром пророчества — и в праздник желающие погадать клали в сосуд с узким горлом разные предметы и задавали девице вопросы. Та вынимала предметы из кувшина — и это считалось ответом на вопрос.

Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г. Фото © liveinternet.ru

Этот древний обычай практиковался в Полесье, где в сёлах молодёжь выбирала самую красивую девицу, с которой затем срывали одежду, распускали ей волосы, украшали её гирляндами цветов и заставляли пророчествовать.

Устраивали «праздник мокрых маек»

Праздник был самым тесным образом связан с водой. После прыжков через костёр парни одевались в старую одежду, шли с вёдрами на реку и начинали всех «пачкать» — набирали в вёдра самую грязную, мутную воду, возвращались в селение или к костру и обливали грязной водой всех, кого видели. Разумеется, на первом месте были женщины и девушки. Те не оставались в долгу — бежали на реку отмываться, брали с собой ёмкости для воды и в свою очередь «умывали» парней.

Колдовали и жгли ведьм

Славяне верили, что именно на Ивана Купалу можно узнать, кто из односельчанок — ведьма. Считалось, что ей может быть одна из женщин, которые отказываются праздновать вместе с односельчанами.

Именно в эту ночь колдуньи «заламывали» колоски на поле тех соседей, кому хотели навредить. Считалось, что урожая на поле не будет, а если хозяин поля притронется к заломленному пучку колосьев или срежет его косой, то непременно умрёт. «Как пошёл с поля, так на обратном пути и помер», «Тут-то его молнией и прибило!» — рассказывали вплоть до XX века крестьяне Псковской губернии.

Для совершения обряда ведьма должна была зайти на поле задом наперёд или даже ногами вверх, на руках. Тут-то их и могли подловить односельчане.

Кроме этого, верили, что в ночь на Купалу ведьмы превращаются в свиней, поэтому встреча со свиньёй этой ночью считалась плохой приметой.

Чтобы защитить дом и выявить ведьму, селяне сыпали на порог конопляное семя — верили, что ведьма не сможет переступить через порог. Часто конопляным семенем пересыпали дороги и защищали им пастбища. Была верная примета: если в ночь на Купалу начать трясти коноплю и рядом окажется женщина — она обязательно ведьма.

Праздник справляли бурно: возле чучела на шесте разводили костёр, прыгали через него, пировали за столами, а захмелев — предавались групповому сексу. Изменой мужу это не считалось. Утром замужние женщины старались выкупаться в росе, чтобы «очиститься».

Обрядовая часть праздника заканчивалась утоплением в воде чучела Ивана Купалы или наряженной берёзки — последнюю девушки разрывали руками и бросали в реку. В обязательном порядке все участвующие в празднике окунались в воду.

Этнографы считают, что этот обряд был отголоском древнего обычая жертвоприношения. А советский археолог Борис Рыбаков считал, что климат на Руси в древности был теплее и на Купалу славяне приносили девушек в жертву водяным ящерам, которые обитали в реках и озёрах Древней Руси.

Если лето было засушливым, то на Купалу проводили обряд утопления покойников — носили вёдрами воду на могилы предков и обильно поливали их. В христианские времена для этой цели выламывали кресты на могилах и заливали оставшиеся ямы водой — считали, что покойники могут поспособствовать осадкам, лишь бы их оставили в покое.

Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии

До сих пор в некоторых сёлах Новосибирской области среди потомков переселенцев с Украины сохранился обычай беснования, в котором принимала участие вся молодёжь деревень. Разломать забор, перевернуть сани или телегу, снять двери с сараев, разломать утварь на дворе соседа или перегородить чем-нибудь дороги в селе — вот самые невинные забавы, которым предавались наши захмелевшие предки. Счёт наутро не предъявляли, однако отношения между соседями на этой почве могли испортиться.

Источник статьи: http://life.ru/p/1332429

Народный праздник Ивана Купала

Народный праздник Ивана Купала отмечается в России, Беларуси, Украине 7 июля по юлианскому календарю и в Польше, в ночь с 23 на 24 июня в григорианскому календарю. Празднование Ивана Купала проходит в День летнего солнцестояния или солнцеворот — 21 июня, когда ночи самые короткие, а дни — длинные.

Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века, и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи«Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής — «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание в реках, озёрах, открытых водоёмах.

Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.), по-укр.: «Сонцекрес», «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі»; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца — «Saulės» и росы — «Rаsos, Rasa», по-латышски Лиго – «Līgo».

В этом отношении совершенно особый интерес представляет гора Сленжа, или Собутка, на западной окраине праславянского мира, близ Вроцлава в Силезии. Вокруг этой священной горы славянского племени силезян существует целый комплекс урочищ и языческих сооружений, восходящих, как считают новейшие исследователи, к рубежу позднего бронзового века и железного; здесь есть керамика Лужицкой культуры Гальштатского и ранне-Латенского времени. Встречаются вещи, которые польские археологи определяют как «вещи скифского типа», среди них есть типично скифские стрелы.

Гора Сленжа (Mons Silensis) упомянута в хронике Титмара Мерзебургского начала XI века, который пишет, что гора Собутка «по причине своей красоты и величины, а также по причине проклятых языческих действ, там происходящих, пользуется y всех жителей большим почётом»

Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами, и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало.

Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Наши предки в этот день искали цветок папоротника, разжигали костры и прыгали через них, плели венки из полевых цветов и собирали целебные травы.

Значение огня в ночь на Ивана Купала.

Традиция сжигания огня в ночь на Ивана Купала с 6 по 7 июля восходит к далёкому языческому прошлому славян. Сам огонь символизировал собой летнее Солнце и солнцестояние.

Поздним вечером с 6 по 7 июля молодёжь собиралась за деревней и разводила очищающий костер с помощью «живого» огня, добытого с помощью трения.
Горение костра поддерживали всю ночь до самого утра, подбрасывая в костёр хворост, сложенный пирамидой и шестом по центру.

Деревенские парни поджигали колесо, олицетворяющее солнце, и пускали его с высокого берега в речку.

Наши языческие предки устраивали празднества вокруг костра, танцевали пели, прыгали через огонь, чтобы очистить себя от злых чар и нечисти.
Считалось, что чем выше человек прыгает через костёр, тем счастливее он будет весь год. Любящие пары парни и девушки прыгали через костёр взявшись за руки. Если их руки разъединялись во время прыжка через костёр, то этой паре не суждено было быть вместе.

Женщины в ночь празднования Ивана Купалы, должны посетить очищающий костер. По языческим поверьям, только ведьмы избегали обряда очищения огнём.

Праздник Иван-Купала проходит посвящается языческому богу Солнца Яриле (Купало) и его супруге светоносной Заре-Зарянице, красной девице.

Ещё одно использование очищающего костра в ночь на Ивана Купала — исцеление. Люди полагали, что если одежда больного будет сожжена в в ночь на Ивана Купала, человек скоро выздоровеет.

Целебные травы.

День летнего солнцестояния – это праздник солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых. В день Ивана Купала травы и цветы приобрели особенные целебные свойства и получили особую силу от Солнца и земли . Вот почему женщины собирали в лесу травы и цветы, высушивали и использовали в течении года для лечения и защиты от болезней. Одни травы было принято собирать днем, другие — ночью, третьи — на утренней росе. Наши предки считали, что буйная летняя зелень защищает от порчи и сглаза, ведьм и колдунов, пожаров и ураганов.

Люди верили, что все чудесные и лечебные травы расцвели в ночь на Ивана Купала. Деревенские целители, никогда не забывали об этой магической ночи и искали целебные травы и коренья растений, и запасались ими на целый год вперёд.

Зелень трав и растений была символом плодородия и плодовитости. Контакт со свежими листьями и травами, по поверьям, способствовал плодовитости скота, богатому урожаю на полях и в огородах.

Во время сбора трав обязательно читали особую молитву или заговор. В некоторых регионах наиболее целебными называли травы, собранные детьми и стариками. То есть теми, кто не имеет любовных контактов и у кого нет месячным. Таких людей считали самыми чистыми.

Купальское дерево.

Ещё один атрибут праздника Купалы – это зелёное деревце.

Деревенские девушки наряжали деревце лентами, венами, фруктами, полевыми цветами. После чего уносили за пределы селения и на полянке вонзали в землю.

Вокруг купальского дерева пели и плясали, водили хороводы. Чуть позже к веселью присоединялись парни. Они изображали, будто хотят похитить или поджечь дерево. Но девицы не допускали этого.

Все вместе направлялись к речке, где топили деревце, либо к костру, чтобы его сжечь. Сгоревший ствол кидали в реку и убегали, чтобы скрыться от ведьмы, которая якобы могла их преследовать.

Цветок папоротника

Народная молва распространила в легенду о том, что в ночь на Ивана Купала, зацветает цветок папоротника, который указывает на спрятанные в земле сокровища. Согласно легенде, если человек около полуночи найдёт в лесу цветущий папоротник, он должен сорвать цветок и убежать из леса, спасаясь от злых духов, и тогда любое его желание исполнится.

Легенда утверждает, что человек сорвавший цветок папоротника сможет понимать язык растений и животных, а ему удастся легко находить любые сокровища.

Иван-да-Марья

Другим волшебным цветком праздника считается Иван-да-Марья. Откуда у него такое удивительное название? Всё дело в любопытной легенде.

Парень крепко полюбил девушку, она ответила взаимностью. Молодые поженились, но они не знали, что на самом деле приходятся друг другу братом и сестрой.

Когда правда выяснилась им следовало разлучиться. Не желая оставлять друг друга, молодые превратились в цветок, две части которого окрашены в разные цвета: жёлтый и фиолетовый. С той поры Иван-да-Марья считается символом верности.

Этот цветок часто срывали на праздник Ивана Купало. Считалось, что цветок получает волшебные свойства, и позволяет ускакать от любой погони даже на старой кляче.

А если выпить выжатый сок из цветка, то можно вернуть утерянный слух или разум.

Многие традиции Ивана Купало связаны с водой.

7 июля православная церковь отмечает день рождения Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордании. Именно поэтому люди считают, что именно с этого дня купание в открытых водоёмах становится безопасным. Купания были разрешены вплоть до Ильина дня.

Непременной традицией Иванова дня было всеобщее купание. В дополнение к целительному купанию в любом водоёме, можно исцелить тело и душу, если умыться утренней росой 7 июля. Считается, что умывшись росой, девушки и женщины становятся ещё красивее и привлекательнее.

Вечером 6 июля девушки гадали, запуская свои цветочные венки по воде, таким же образом гадают и на Троицу.

Часто набирали воду, считая её чудодейственной. По аналогии с крещенской водой.

Запреты на Ивана Купала.

Считалось. что в ночь на Иван Купала пробуждаются все злые духи леса, поэтому нельзя было спать этой ночью. Есть и другие запреты, например, в ночь с 6 на 7 июля беременные женщины, дети и пожилые люди должны держаться подальше от воды. Злые водные духи, и русалки могут нанести ущерб их здоровью.

Для того, чтобы семья не потеряла свои сбережения, никто не должен был давать деньги в долг, ничего нельзя не продавать и ничего не брать что-либо в день Ивана Купала.

Безусловно, день Ивана Купала — это летний языческий праздник, полный различных магических обрядов, для исцеления, привлечения богатства и счастья. И действительно, народная молва хранит множество рассказов о происходящих чудесах.

В ночь на Ивана Купала следовало опасаться не только русалок, но и ведьм, которые тоже выходят к людям в эту ночь, и если человек не прошёл очищение костром и водой, они могут причинить ему много вреда.

Купальские песни.

Большинство песен в Иванов день связаны с любовной или семейной тематикой. Множество шутливых стишков и прибауток про отношений парней с девицами.

Песни отличаются особыми запевами или концовками, например, повторение слова Купала или Купалялё.

Нередко в песнях повторяется мотив про братца и сестрицу – Ивана и Марью.

Источник статьи: http://ru-sled.ru/narodnyj-prazdnik-ivana-kupala/

Оцените статью