$ AlexLat $
Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим постом,. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О распространенности масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица: «Без блина не маслена, без пирога не именинник». Обрядовая символика блинов у восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу — для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нем всех — и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.
Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли ее «веселой», «обжорной», «разорительницей». Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать еще больший достаток в будущем.
Повсюду в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю, отведать различных сладостей.
Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор. Способ спуска каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на дощечке, а кто и того проще — на ногах.
Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях.
Память же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу «Не все коту Масленица, должен и пост быть».
Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. «Сударыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.
. За околицей устраивался большой костер. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В воскресенье «сударыня Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори блины, гори Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, ее прихода.
Источник статьи: http://alexlat.ucoz.ru/load/izlozhenii/narodnye_prazdniki_otmechaemye_v_rossii/303-1-0-1249
Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества.
А вы знали об этом? Если нет, то будем разбираться, какие же это праздники.
- Первый праздник, который сразу же приходит на ум, это Масленица. Она олицетворяет приход весны и проводы холодной зимы. Масленица – это торжество солнца, тепла, пробуждения природы. Не зря самым главным угощением на Масленой неделе являются блины – румяные, горячие и круглые, словно само солнце. Длится этот праздник целую неделю. В эти дни люди веселятся, наслаждаются последними зимними забавами (катанием с горок, игрой с захватом снежного городка), угощаются сами и угощают других, ходят к друг другу в гости, поют песни и частушки. Так они показывают, как рады весне. Символично и сожжение чучела, как олицетворения зимы. Но в язычестве этот ритуал имел более важное значение. Он был призван сделать землю плодородной и готовой принять новые семена для будущего урожая. Вторая половина Масленой недели называлась Широкой Масленицей.
До наших дней этот праздник дошел не в первоначальном своем варианте. Большое влияние на него оказало принятие христианства. Например, сместилась дата Масленицы – теперь она стала зависеть от начала Великого поста. Также некоторые традиции этого яркого и поистине веселого праздника остались в забвении. Однако по всей России все равно проводят гуляния (правда не всю неделю, а лишь один-два дня), сжигают чучела, а хозяюшки пекут аппетитные блины с разными начинками. Кому-то подавай с мясом, кому-то с икрой или сметаной, а сластенам – с вареньем или сгущенным молоком.
- Еще один праздник – это ночь Ивана Купала.
Он теперь уже почти не празднуется в России. Однако долгое время он оставался популярен. По легенде, в эту ночь цветет папоротник. Купальская ночь – это время молодых. Девушки плетут венки и гадают на суженых, прыгают через костер и купаются в реке. Вместе с юношами они гуляют и веселятся ночь напролет. Молодые влюбляются, а потом часто и женятся. После Крещения Руси этот праздник стал днем святого Иоанна Крестителя.
- Коляда. С принятием христианства этот праздник стал именоваться Сочельником. Это примерно неделя до Рождества Христова и две недели после него до Крещения. В эпоху язычества в это время ходили колядовать. Молодежь наряжалась разными животными или другими существами и ходила по домам. Хозяева давали ряженым угощения, а взамен получали добрые пожелания и поздравления. И, конечно, никто не отменял зимние забавы – горки, сани, снежки. А девушки после прихода Рождества занимались гаданиями. Последние еще называют святками, колядами. Считается, что в период с Рождества до Крещения гадания самые правдивые. Сегодня сохранились в основном святочные гадания. Женская натура осталась верна языческим традициям.
Вот некоторые народные праздники, отмечаемые в России, которые восходят к эпохе язычества. И это несмотря на то, что прошло уже несколько столетий. Примечательно, что все они восходят к традиции язычества праздновать смену времени года. Например, Масленица была приурочена к дню весеннего равноденствия, Коляда – к дню зимнего солнцестояния, а Купала – летнего. Просто язычники очень трепетно относились ко всем природным переменам и считали обязательным встретить новый сезон весело, сыто и широко.
Источник статьи: http://slavculture.ru/prazdniki/1338-narodnye-prazdniki.html
Текст изложения «Масленица» – Русский язык – 9 класс
Перед вами текст изложения по русскому языку «Масленица». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Масленица
Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим постом. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О распространенности масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица: «Без блина не маслена, без пирога не именинник». Обрядовая символика блинов у восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу — для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нем всех — и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.
Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли ее «веселой», «обжорной», «разорительницей». Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать еще больший достаток в будущем.
Повсюду в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю, отведать различных сладостей.
Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор. Способ спуска каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на дощечке, а кто и того проще — на ногах.
Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях.
Память же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу «Не все коту Масленица, должен и пост быть».
Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. «Сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.
…За околицей устраивался большой костер. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В воскресенье «сударыня Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, ее прихода.
Источник статьи: http://sochinenie-rus.ru/tekst-izlozheniya-maslenicza-russkij-yazyk-9-klass/
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ (на основе церковных и народных праздников)
I Предметно-информационная составляющая
Сформировать уважение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации.
Способствовать освоению определенных умений.
Закрепить логические основы текста (тема, основная мысль, тематическая цепочка, заголовок, план). Формировать способность воспринять чужую мысль, облеченную в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно-необходимое композиционное и речевое оформление. Познакомить с особенностями работы при создании описательных текстов; целевые установки автора.
I I Деятельно-коммуникативная составляющая образ
Через восприятие текста помочь учащимся осознать тему и основную мысль, логику изложения, ведущий функциональный тип и особенности авторского стиля, последовательность изложения, взаимообусловленность микротем, индивидуальный авторский стиль, умение воспроизводить услышанное в пересказе с учетом вида пересказа и в соответствии с функциональным типом и стилем речи.
I I I Целостно-ориентационная составляющая
Самоопределение в ситуации общения.
Самовыражение в речи через выбор речевого жанра и речетворчества.
Четкое понимание своих целей.
Владение типом речи (описанием) как способом, на основе которого строиться речь.
Мы привыкли к тому, что праздники – это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в этом их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?
Не случайно с давних пор праздником считался не только «неработный день, но и прежде всего – день памятный, посвященный определенному событию». Так, есть церковные праздники в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, в честь Мира Ангельского и в честь святых. Позднее многие перешли в народные (Новый год, святки, масленица, Радоница – Красная горка, духов день, день Ивана Купалы, семик).
Немного статистики:
В начале нашего века у французов на 302 рабочих дней в году приходилось 63 праздничных; у итальянцев на 298 рабочих дней – 67 праздников, у англичан на 278 рабочих дней – 87 праздничных, у русских на 267 рабочих дней – 98 праздничных.
Дело тут не в желании отдыхать, а в богатейшей истории, в прочной памяти, в стремлении чтить славные события.
Приведу обстоятельную выдержку из книги «Праздники Православной церкви», выпущенной в свет в начале нашего века. «Как вы мы, верующие, жили здесь без этих праздников? Как бы пуста и безотрадно показалась нам жизнь – посреди всей ее суеты, посреди текущих забот, посреди нужды и неправды! А всякая душа «скорбящая, озлобленная, помощи и милости требующая» без праздника – куда бы девалась, на чем бы отдохнула от своей отчаянной скорби?
Всякую душу, как бы ни была она погружена в молву людскую, или в безмолвие одиночества, праздник призывает петь песнь Вседержителю Богу.
Русский человек всю свою жизнь привык размерять по праздникам церковным. Русская душа отдыхает и радуется в церковный праздник, и благо тому, кого родители с детства приучили чтить праздник, с радостным чувством ждать его и услаждаться его освежающею и возвышающею силой.
А церковь наша своим богослужением так торжественно обставила не только великие праздники, но и таинственное ожидание их, что праздник сам собою постепенно вступает в душу, озаряя ее тихим светом благодати. В старину умели гульнуть, но и грех замолить тоже умели.
Впрочем, великий пост дается нам не столько в наказание, сколько для поученья и возрождение грешного человека.
Но прежде отгадайте загадку:
«Стоит мост на семь верст
По концу моста золотая верста!» (Великий пост – Светлое Христово Воскресенье)
Сегодня на уроке нам необходимо проанализировать текст. Дома вы познакомились с его содержанием, озаглавили его, составили подробные статьи и цитатные планы.
Каково ваше отношение к прочитанному? Что нового вы узнали?
Какое настроение у автора? Почему?
Какого типа речи текст? Докажите.
Определите стиль речи.
Назовите жанр.
Какова тема текста? Что можно сказать о полноте ее раскрытия?
Назовите идею или основную мысль текста.
Зная основную мысль, мы могли бы теперь озаглавить текст. Существует ли его связь с темой или идеей.
Определите, от какого лица ведется повествование? (от 1 или от 3)
Назовите основные действия и порядок их указания. Покажите, как развивается действие.
Дома вы составили план, выделили основные части текста. Давайте озвучим наши планы.
Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст.
Найдите окончание текста. В чем его особенности? (эмоциональное указание на последнее действие). Как связаны начало и конец текста?
Объясните особенности использования языковых средств?
Сформулируйте идею рассказа. Пересказ текста. Анализ пересказа
( по памятке).
IV Определите стиль речи. Докажите. – Художественный
А) Т.к. главный его целью является воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.
Б) Для создания образов используются все языковые средства.
В) Реализуется в форме прозы, драмы, поэзии, которые делятся на соответствующие жанры. Например: трагедия, басня, рассказ, романс.
«Сударыня – Масленица»
Основная мысль: Русский карнавал веселый, широкий, обжорный, призванный сегодняшним изобилием призвать еще больший достаток в будущем, благодарность за прошлое, ожидание прихода весны.
Масленица – сжатый план:
Языческий праздник на Руси – проводы зимы.
«Без блина – не масленица, без пирога – не именинник»
И стар, и мал, простолюдин, и знатный – участники русского карнавала.
Приметы масленицы:
Торговые шатры
Катание с гор
Представления Петрушки
Ряженных
Домашние концерты
Катание на тройках
Отголоски языческой старины или проводы масленицы.
V Назовите жанр
— рассказ, исторический рассказ.
VI Какова тема текста? Что можно сказать о полноте ее раскрытия?
А)Отвечая на вопрос (о чем?) мы определяем тему текста.
Б)Формулировать тему удобнее словом или словосочетанием.
Проводы зимы
Не отклониться от темы, «удержать» ее при составлении текста нам помогает цепочка опорных слов, проходящая через весь текст.
Ее еще называют – тематической цепочкой
Каждое предложение текста должно способствовать раскрытию темы.
Вывод: поэтому тематическая цепочка должна зацепить все предложения в тексте.
Определив тему текста, прочитайте его тематическую цепочку.
Масленица, праздник, карнавал, сырная неделя, блины, разорительница, шатры, горячие сбитни, сладости, катания с гор на салазках, санях, в тройках, балаганы, Петрушка, ряженные, домашние концерты, «Сударыня-Масленица», масленичные поезд, «Гори блины, гори Масленица», прочь стужа, ждем весну.
Сравните слова тематической цепочки со словом, называющим тему «Проводы зимы»? Масленицы?
Вывод: Все слова в тематической цепочке соответствуют теме рассказа.
Помогают достижению в тексте целостного и смыслового единства информатизации.
Практическое задание: Определите тему (святые вечер, святки)
Колядование, ряженые, посиделки с гаданием и надблюдными песнями, обход дворов, праздный день – из масленичного обряда.
Все ли слова соответствуют тематической цепочке по данной теме?
Вывод: Отступления от темы нарушают целостность и смысловое единство монологического текста.
VII Назовите основную мысль текста
А чтобы это выполнить для этого необходимо найти в тексте предложение, передающее главную и, соответственно, ответить на вопрос: зачем написан данный текст?
Основная мысль: масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко.
Ее можно расширить:
«Русский карнавал веселый, широкий, обжорный, призванный сегодняшним изобилием призвать еще больший достаток в будущем, благодарность за прошлое, ожидание прихода весны.
Вывод:
Основная мысль – это главное, что хочет сказать автор читателю или слушателю, это то ради чего создан текст.
Основная мысль раскрывается, объясняется, доказывается на протяжении всего текста.
Слова тематической цепочки проходят через все предложение текста.
Отклонение от основной мысли ведет к нарушению целостности смыслового единства текста.
Основная мысль – обеспечивает смысловую целостность текста, его единство, делает его непохожим на другие.
VIII Зная основную мысль, мы могли бы теперь озаглавить текст, помня при этом что
Заголовок может отражать тему текста (о чем?)
Быть близким основной мысли и теме (зачем)
Обратите внимание, что заголовки, отражающие основную мысль, часто оформлены простым предложением с подлежащим и сказуемым.
— «Сударыня-масленица»
— «Проводы масленицы»
— «Прощание с зимой»
Существует ли связь заголовка с темой текста и идеей?
— (Кругом идет речь о народном русском празднике «Масленице» — проводы зимы).
IX Определите, от какого лица ведется описание? Докажите
— от 3 лица (блины пекли, клали, давали, катались, провожали)
Какой формой речи пользуется автор? (монологической, диалогической?)
X Составив тематическую цепочку, мы легко сможем назвать основные действия и порядок их указания
Покажите, как развивается действие?
Пекли блины, посвящали умениям, клали в божницу, давали нищим, называли «веселой», «обжорной», «разорительницей», появлялись шатры, продавались сбитни, любили катания, попадались ряженные, устраивались концерты, катались на тройках, употребляли пословицы, взгромождали масленицу, становилась красивая девушка, впрягались парни, шествовал масленичный поезд, устраивались проводы, сжигалось на костре, хоронили масленицу, приносили в жертву, благодарили за хорошее, гнали прочь стужу, ждали весну.
XI Дома вы составляли планы, выделяли основные части текста. Давайте озвучим эти части
План:
Языческий праздник на Руси – проводы зимы.
«Без блина не масленица – без пирога не праздник»
И стар, и мал, и простолюдин, и знатный – участники русского карнавала.
Приметы масленицы: а) торговые шатры, б) катания с гор, в) представления Петрушки, ряженных, г) домашние концерты, д) блины, сбитни, сладости, е) катание на троиках, ё) масленичный поезд.
Отголоски языческой старины.
Прочь стужа, ждем весну.
Вывод:
Намечает последовательность (порядок) раскрытия темы, при этом используются слова из «тематической цепочки»
Помогает следить за сохранением (удержанием) темы и основной мысли.
XII Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя (слушателя в текст?
XIII Найдите окончание текста. В чем его особенность?
(Эмоциональное указание на последнее действие) .
XIV Как связаны начало и конец текста?
Многодневный праздник у древних славян знаменовал проводы зимы (начало)
Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить за все хорошее (конец)
Вывод: их объединяет единая тема и тематическая цепочка.
XV Как передана в данном тексте авторская позиция?
(Целевая установка. Через основную мысль, идею, которая должна сохраняться на протяжении всего текста неизменно).
Но необходимо помнить, что авторскую позицию делают яркой – языковые средства, выбранные автором.
Какими средствами пользуется автор?
Обилие сказуемых, которые обеспечивают динамику ее реальных действий
Определений (обрядовая, сырная, широкий размах, веселый, обжорный, торговые, горячие, каменные, кипящий).
В тексте автор использует повторения, чтобы запечатлеть создаваемый авторский образ в сознании читателей.
Например:
За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.
Чтобы выделить слово, задержать внимание читателей, автор нарушает обычную расстановку слов в предложении. Такое нарушение называется – инверсией.
Например:
Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления.
В тексте использована как цепная, так и параллельная связь, что позволяет стать тексту монотонным.
Используется много пословиц.
Соответствует ли авторский вывод слов, т.е. тематическая цепочка точности и уместности?
Вывод:
Авторская позиция – признак текста: она обязательно должна быть в нем.
XVI Пересказ текста
XVII Какие народные праздники любимы и празднуются в вашей семье?
Святки – (святые вечера) и обряды, им сопутствующие, известны с давних времен. Но они существуют не только у нашего народа и, значит, зародились в глубокой древности. Поэтому особенно интересно узнать об их корнях.
Святки – так называются двенадцать дней, с 25 декабря по 6 января ( по старому стилю).
Однако святость этих дней нарушается в народе всевозможными суеверными обычаями – гаданиями, переодеваниями в шутовские костюмы, пляскою и пением, оставшимися со времен язычества.
Вот так пишет о русских Святках И.П.Захаров:
«Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженных; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств»
Ни один русский классик не отказал себе в удовольствии рассказать о Рождестве, Святках, Крещении и все что с эти связано. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», Толстой «Война и мир», Пушкин «Евгений Онегин».
Призывают Масленицу, улещают,
И чего ей только не обещают:
Горы блина,
Реки вина,
Лишь бы скорей приехала она –
Честная, веселая,
Широкая боярыня!
Маслена зиму прощает
Холодную жизнь кончает.
Есть до икоты,
Орать до перхоты,
Петь до надсаду,
Плясать до упаду.
На севере вместо мужика
Возили племенного быка,
А в Сибири – соломенное чучело,
Которое зиму замучило.
Схороним глубоко,
Запрячем далеко,
Затопчем – застукаем,
А летом раскопаем!
Ждали мы Маслену, поджидали
И блина, и вина ей дали.
Думали: она – семь недель,
А она как один день.
Обманула- провела,
Деньги протрясла,
Сыр да масло унесла,
В закоулок завела,
А там великий пост –
Аж до лета мост!
XVIII Величайший мелодист Чайковский и скрипка. Двенадцать картин – 12 столетий. Нетерпеливо разгульная «Масленица» и танцевальная стихия в заключительных святках» разве не есть это выражение русского раздолья души.
А таинство «Снегурочки» Римского-Корсакова, а вечная песня любви Леля, а волшебное таинство «Щелкунчика» Чайковского?
Великие русские художники выросшие на великом русском наследии могли остаться в стороне. Уж слишком загадочна и до сих пор не разгадана русская душа.
А. Саврасов «Хоровод»
Неизвестные художники «Народное гуляние», «Троицын день»
По плану сжатого изложения
А)
Б)
В)
— Выступление ученицы.
— По плану приготовить сжатый пересказ текста.
— Подведение итогов. Оценки.
— Домашнее задание: Письменно сжатое изложение.
Источник статьи: http://schoolfiles.net/3137749