Как можно еще назвать праздник масленицу

Масленица 2021 по дням: традиции и название каждого дня Сырной недели

Краткое содержание:

Совсем скоро, уже 8 марта 2021 года начинается празднование Масленицы или Сырной недели. Нас с вами ждут всяческие угощения, гуляния, веселые развлечения и ярмарки.

Масленица предшествует каждый год началу Великого поста, который длится в 2021 году с 15 марта по 1 мая. Это самый строгий из всех постов, установленных православной церковью.

Каждый день Масленицы имеет свое индивидуальное название и полон своих традиций и обрядов.

Мало кто знает, но в эту неделю строго запрещено мясо и любые мясосодержащие продукты. Зато разрешены любые молочные продукты. Поэтому у Масленичной недели существует еще 2 названия – Мясопустная (мяса нет) неделя и Сырная неделя.

Еще одна интересная особенность Масленицы-2021: в этом году ее начало совпадает с Международным женским днем – 8 Марта.

Проводы зимы в 2021 году состоятся 14 марта. Это Прощеное воскресенье. В этот день сжигают чучело Масленицы (чучело зимы) и ожидается, что совсем скоро станет по-весеннему тепло. С завтрашнего дня начинается Великий пост.

В народе Масленицу называют Широкой, Веселой, Честной (ударение на “о”), Перебухой, Ясочкой.

Каждый день Масленицы имеет свое индивидуальное название и полон своих традиций и обрядов

В понедельник все подготовки к Масленице должны быть завершены – наготовлены основные блюда, наведена чистота и порядок в доме. Везде напечены блины – главный символ Масленицы. Ими обязательно угощают всех и каждого. Первый блин, по традиции, принято отдавать нищему, чтобы он тоже мог помянуть ушедших близких.

Во вторник начинали сватовство. В Великий пост свадьбы не играли – запрещено, поэтому сватовство прозодило заранее, а свадьбы игрались уже после празднования Пасхи и Красной горки.

В это время теща готовит стол и приглашает зятя к столу – они вместе лакомятся, мирятся, если были ссоры, и веселятся. Стл было принято накрывать как можно богаче. Чем пышнее стол – тем лучше отношения между зятем и тещей.

С четверга начинается Широкая Масленица. В это день начинались самые пышные гуляния – игры, забавы, кулачные бои, всяческие конкурсы, возведение снежных городков, разведение больших костров и так далее.

Пятница – «тещины вечерки»

В этот день снова общаются зять и теща. Но уже блины для тещи готовит зять. Принято, чтобы на тещины блины теща сама приносила все необходимое для выпечки блинов. Зять должен сам все приготовить, напечь блины и потчевать маму своей любимой жены. Теща могла прийти на вечерки со своими подругами – они оценивали, как хорошо зять относится к теще.

Суббота – «золовкины посиделки»

В субботу в гостях собираются все сестры мужа и их подружки – они вместе лакомятся блинами, угощениями, рассказывают байки и свои истории, веселятся и проводят гадания.

Сегодня принято посетить кладбище, помянуть усопших, оставить на могилке блины – угощение для нищих на помин. Также это воскресенье называется Прощеным – все просят друг у друга прощения и прощают сами. Третья главная традиция – сжигание чучела зимы. Чем ярче горит чучело – тем скорее весна придет.

Что еще готовят на Масленицу, кроме блинов?

В течение Масленичной (Сырной) недели помимо блинов можно готовить блюда и выпечку из любых кисломолочных продуктов: сливочного масла, сыра, молока. Также готовят яйца, рыбу, оладьи, лепешки, драники, пироги, хворост, пироги с разными начинками (кроме мясных). В почете сырники и вареники с творогом.

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771232439/

Масленица

Масленица

«Масленица». П. Н. Грузинский, 1889.
Тип народно-христианский
Иначе Масленая неделя, Мясоед, Блинница
Также Сырная седмица(церк.)
Значение проводы зимы
Отмечается восточными славянами
В период с Мясного воскресенья
По Прощёное воскресенье
В 2017 году
    • с 6 февраля (19 февраля)
    • по
    • 13 февраля (26 февраля)
В 2018 году
    • с
    • 29 января (11 февраля)
    • по
    • 5 февраля (18 февраля)
В 2019 году
    • с
    • 18 февраля (3 марта)
    • по
    • 25 февраля (10 марта)
Празднование народные гулянья
Традиции печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы
Связан с Великим постом
Масленица на Викискладе

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста [1] . Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные» [2] .

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка.

По данным опроса, проведенного в феврале 2018 года ВЦИОМ, 88 % опрошенных россиян собирались в Масленичную неделю 2018 года есть блины, 83 % — просить прощения у родных и близких, 70 % — ходить в гости/принимать гостей [3] .

Содержание

Другие названия праздника

рус. Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя [4] , Мясопуст [5] , Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье [6] , Блинщина, Блинная неделя [7] , Поползуха, Объедуха [8] , Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица [9] , Кривая неделя [10] , Боярыня-масленица, Госпожа Масленица [11] , Молочная неделя [12] , Молочница [13] ; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя [14] ; белор. Масленіца, Масленка, Масніца [15] ; укр. Ма́сниця, Пу́щення, Сиропу́ст [16] , Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень [17] .

Происхождение обрядов празднования

По мнению Б. А. Рыбакова [18] в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года.

В то же время Н. Дубровский [19] , замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власьего дня, когда у Власия «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Власа бери ковшом масло» (белор. На Аўласа бяры каўшом масла ) [20] . В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий» [21] .

Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [22] . Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [23] . Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном – об увеличении урожая или приплода» [24] . Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы») [25] , их гостевания [26] , катания с гор [27] и на упряжках [28] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [29] . Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [30] .

Со стимуляцией плодородия В. Я. Пропп связывает третью сторону Масленицы — поминальную. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы, обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1] . В. Я. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках, и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [31] [32] . Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [33] .

Служители церкви преследовали тех, кто праздновал Масленицу. Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней [34] . Со второй половины XVIII века русская православная церковь «адаптировала» Масленицу для своих целей и уже не запрещала прихожанам участвовать в общем праздновании, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов и строгий «регламент» молитв [35] .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [36] . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [36] .

По мнению современного фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [37] .

На Пёстрой неделе

Малая масленица

В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями [11] .

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище [38] , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района) [39] .

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят [40] .

Мясное воскресенье

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья» [41] . В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят» [39] . В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной [42] .

Масленичная неделя

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье [43] . В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица [44] . В народе каждый день Масленицы имел своё название.

Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В селе Камызино Красненского района Белгородской области всю неделю водили по селу корову в лаптях [45] .

В первый день Масленицы [46] в некоторых сёлах Витебской области совершается белорусский обряд (обрядовая игра) «Похороны Деда». Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают [47] . Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруссии [46] .

Вторник — заигрыши

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!» [48] .

Среда — лакомка

Другое название: рус. Лакомка [49] ; полес. Скоромная середа [14] .В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей [50] .

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Читайте также:  Праздник 75 лет шахтеру
Оцените статью