Как написать сценарий праздника для детей

Пишем сценарий детского праздника

В первую неделю октября мы празднуем день рождения проекта, в этом году уже 5 лет. Сейчас Праздник в коробке это не только наборы детских праздников, но и всевозможные квесты, интеллектуальные игры, методички, чемоданы-квесты и прочее. Но начиналось все с праздников. И пять лет назад появился не только проект Праздник в коробке, но и методичка “Пишем сценарий детского тематического праздника”. Поскольку мы до сих пор используем эту методику при создании праздников, хочется о ней рассказать.

Тут мне придется отойти от традиционного “мы”, на которое опирается сейчас наш проект, и вернуться к исходному “я”. Я, Луговская Юля, придумываю детские праздники уже 9 лет. Когда делаешь праздник для своего ребенка не думаешь о методике. Просто появляются идеи, то, что хочется попробовать, что кажется интересным. Избыток идей заставляет делать новые и новые праздники. В итоге за первые два года я провела их пару десятков – не шумных торжеств, а спокойных домашних игр для сына и одного-трех его друзей. Актерских талантов у меня никогда не было, реквизит использовался самый простой и создавался “на коленке”, все приключения обеспечивались главным образом воображением – так что требования к сценарию сразу были высокие.

Необходимость оформить придуманный подход методикой возникла только тогда, когда появились желающие делать праздники, похожие на мои. До сих пор удивительно, каким простым получился алгоритм. Пять несложных шагов — и сценарий готов. Теперь я и сама пользуюсь этой методикой – без формализма, но всегда удобно пробежать пять шагов, а потом уже экспериментировать и добавлять что-то новое.

Читайте также:  Что за праздник сочельник как его отмечают

Если вы мечтаете научиться придумывать праздники для детей 3-10 лет, лучше купить и прочитать методичку. Здесь же хочу рассказать о принципах, на которых она построена, поскольку знать о них важно и тем родителям, что покупают у нас готовые сценарии и наборы. Мне трудно судить, насколько методика оригинальна. Отличных сценариев с каждым годом в интернете попадается все больше, но их авторы могут быть как моими последователями, так и просто людьми со схожими взглядами. Действительно важно то, что за последние годы многие стали понимать, что хороший сценарий детского праздника – это не просто подборка конкурсов и не спектакль, в котором жестко прописаны слова ведущего и ответы детей. Тематический праздник – это приключение, погружение в сказку – одна из самых невероятных вещей, которая может случиться в детстве.

У праздника всегда должна быть конкретная, достаточно узкая тема. Нельзя останавливаться на абстрактных “пиратах “ или “космосе”. Собираем имена, места, факты, на которые сможем опереться. С головой погружаемся в тему и ищем что-то, что нас самих удивит. Или выдумываем сказочную страну и ее жителей. Главное – представить все в деталях, прочувствовать характеры героев, ощутить ход истории и законы мира.

Пусть даже мы придумываем сценарий для трехлеток — все равно стараемся избегать ложной информации и с уважением относимся к фактам. Никаких бананов на пальмах и погонь динозавров за первобытными людьми, а дружба пингвинов с белыми медведями – только после установления транспортной связи между двумя полюсами.

Самое важное, то, что я называю главным секретом моих праздников, – сценарий (и сказочный, и познавательный) – это всегда связанная, логичная история. Такую историю дети смогут проживать, погружаться в нее, дополнять своими фантазиями. У них не возникнет вопросов “кто мы?”, “где мы?”, “какая у нас цель?”. На эти вопросы должны ответить мы, придумывая сценарий. Благодаря этому, каждый момент времени на празднике дети будут понимать, что происходит и что их ожидает впереди (см. статью как мы этого достигаем). Никаких пустот и перебежек между конкурсами, только непрерывная цепь событий.

Читайте также:  Сюжет для спортивного праздника

С опытом приходит понимание в какие места сюжета лучше вставлять задания (в методичке есть подробные инструкции об этом), но тогда же осознаешь, что все эти задания не имеют особого значения. Мы стараемся подбирать интересные активности, выдумывать каждый раз что-то свое, не повторяться. Но если с каким-то заданием ошибешься – это абсолютно никак не повлияет на праздник, и уж точно его не испортит. Когда не боишься сделать ошибку легче выдумывать и экспериментировать.

Мы создаем мир, где дети думают друг о друге, не стараются протиснуться вперед и первыми что-то получить, поджидают младших и радуются их успехам. Не всегда выходит гладко, но мы держимся за свои идеалы. Так что навсегда забыли в сценариях о личных наградах и соревнованиях, об особом отношении к имениннику и о требовании “пока каждый не выполнит задание, вы никуда не пойдете”. Все только вместе, только единой командой.

Ведущий обычный человек, не актер или аниматор. Вернее, ведущий может выбрать себе любое амплуа (подробнее об этом читайте здесь), но может и просто остаться собой, праздник от этого не станет хуже. Вот чего делать никак нельзя – так это совмещать роль ведущего с обязанностями фотографа, повара, хорошей хозяйки и др.

На празднике дети – всегда активные участники. Достичь этого можно только если избегать жестких правил и оставлять свободу выбора (хотя бы в некоторых заданиях). Так если на мосту лежит крокодил, можно придумать сто вариантов переправы на другой берег. И перебор способов, поиск совместного решения по вовлеченности и эмоциональным переживаниям никогда не сравнится с лучшим решением-игрой, навязанной ведущим.

Есть ощущение, что в каждое детское публичное мероприятие стараются добавить еще радости включив погромче песни из мультфильмов. Мы же вообще против музыки на детском празднике (исключение – небольшие вставки живой тихой музыки, пара спецэффектов и 5-10 минут веселых звуков в финале). Мы не считаем детским весельем ситуацию, когда все хаотично бегают, визжат и захлебываются смехом. В каждый сценарий обязательно включаем задания, регулирующие состояние детей и стараемся, чтобы дети сохраняли восприимчивость весь праздник. Изначально я заботилась о своем сыне, для которого любое бурное веселье заканчивалось истерикой, но теперь кажется, что всем детям на празднике полном фантазий, рассуждений, беготни по правилам, размышлений и спокойного сосредоточенного творчества хорошо.

Если бы требовалось выбрать только один совет по проведению праздника, я бы ответила: “Не торопитесь”. Не важно, как много вы успеете за праздник, сколько игр проведете, какую кучу полезной информации сообщите. Мы часто бежим сломя голову и тащим за собой детей, пусть хоть в сказочном мире все идет в своем темпе.

Хорошие праздники множатся, но важно изменить, сломать еще одну вещь. Хочется, чтобы родители перестали воспринимать детский праздник как подвиг, чтобы не было у них повода потом пенять ребенку, что не спали ради его дня рождения ночами и потратили все выходные на создание декораций. Хочется, чтобы выдумывание, подготовка, проведение праздника наполняло родителей радостью, и чтобы к детям мы испытывали только благодарность за то, что они у нас есть, и нам есть с кем отправиться в Муми-дол или к динозаврам, есть с кем разучивать магические заклинания и устроить домик под столом. Собственно весь наш проект Праздник в коробке работает для того, чтобы вы могли научиться делать праздники, могли при желании переложить то, что трудно и неинтересно на нас, и получить удовольствие от остального.

Источник статьи: http://prazdnik-v-korobke.ru/post/method/

Как написать сценарий
методическая разработка ( класс) на тему

Методические рекомендации по написанию сценария, основные этапы

Скачать:

Вложение Размер
kak_napisat_stsenariy.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать сценарий массового мероприятия?

Общее понятие о сценарии

СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.

1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)

2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.

3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)

1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)

2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)

3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ

ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора

ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.

Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.

Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.

Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)

Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)

Литературная обработка материала.

Основные этапы работы над сценарием:

Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.

1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).

2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы

3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)

4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи

5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)

6.Литературная обработка материалов

7.Отбор художественно-выразительных средств

8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности

Композиционное решение сценария

Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».

Сценарий начинается с

1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)

2 . завязка -момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.

ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.

3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.

Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА

Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.

Контрастность – новое ощущение

Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера

Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.

Контрапункт — развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.

Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.

Метод коллективной импровизации : — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.

Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.

Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.

Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно :

Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5

Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.

Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.

На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации

Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.

Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).

Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.

В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое

В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/18/kak-napisat-stsenariy

Оцените статью