- Сочельник: что это за праздник
- Рождественский Сочельник
- Сочельник: традиции
- 6 января – Рождественский сочельник. Народные приметы! Что нельзя делать в этот день?
- Рождественский сочельник: что можно есть?
- Рождественский сочельник: традиции и обычаи
- 6 января: что можно делать, а что нельзя
- Православные отмечают Рождественский сочельник
Сочельник: что это за праздник
Сочельник — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
Рождественский Сочельник
Собственно говоря, сочельник — это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.
Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.
Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.
Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.
Сочельник: традиции
Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное — выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.
Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления — Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления — крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя — Рождеством Христовым.
Читайте также:
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/sochelnik2/
6 января – Рождественский сочельник. Народные приметы! Что нельзя делать в этот день?
Вечером, накануне Рождества Христова, отмечают праздник, получивший название сочельник. 6 января – особенный день, в который заканчивается Рождественский пост, длящийся сорок дней.
Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп — игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.
Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. В этот день православные христиане готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову .
Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.
В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели ввиду авторы броской заметки о том, «что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник»).
Также сегодня принято навещать своих крестных и родителей, нести им вечерю. А еще приметы на 6 января говорят, что если сегодня колядовать, то таким образом человек принесет в свой дом и дом, где он колядует, счастье, здоровье.
На сочельник взрослым необходимо воздержаться от приема пищи и пить только воду до восхода первой звезды (18 часов). Первая звезда символизирует ту яркую звезду, однажды оповестившую жителей земли, что на свет появился Спаситель, Сын Божий.
Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество — время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество — это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 — 1911гг.), объяснял это так:
«Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та.
Что озарили миру ясли
А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…
Рождественский сочельник: что можно есть?
Название праздника связано со сладкой кашей, которую принято ставить в этот день на стол. Называется каша сочиво или кутья. Готовят её из риса или пшеницы. Добавляют в блюдо мёд, мак, орехи и сухофрукты. Наши предки начинали сочивом практически все трапезы в период с Рождества до Крещения. Ещё сочиво принято кушать на похоронах и поминках, только в этом случае состав блюда немного меняется.
В застолье на сочельник по возможности должны принимать участие все члены семьи. Стол застилают белой скатертью из натуральной ткани. Под неё кладут сено, символизирующее ясли, на которых лежал Иисус после рождения.
Кроме сочива на столе обязательно присутствует запечная или отварная рыба, борщ или грибной суп, кисель или густой компот. Всего блюд должно быть 13. Это число обозначает Иисуса и его 12 апостолов.
Стол украшают еловыми ветвями, свечами, ленточками. На него ставят праздничную посуду. Если не получается приготовить 13 блюд, то можно воспользоваться заготовками на зиму. Поставьте на стол маринованные огурцы и помидоры, капусту, консервированные салаты.
Трапеза 6 января должна быть безалкогольной, а пища – постной (жаренной или заправленной растительным маслом). В состав блюд не должны входить молоко и мясо.
Часто люди задаются вопросом, почему на столе обязательно должны быть кутья, кисель и рыба. Каждое из этих блюд имеет своё значение:
- зерно (рис или пшено) в каше – зарождения новой жизни;
- кисель или компот, в которые входят зрелые плоды – полное созревание жизни и её завершение;
- рыба на греческом языке звучит как «ихтиос»; это название связывают с именем Христа, появившегося много лет назад в этот день на свет.
Рождественский сочельник: традиции и обычаи
У православных христиан трапеза 6 января всегда начинается с приёма кутьи. После ужина принято раздавать подарки. Наши предки дарили друг другу их именно под Рождество, а не в новогоднюю ночь, как это принято сейчас.
Хорошим обычаем в этот день считаются танцы вокруг елки, особенно на открытом воздухе. Ещё после ужина начинаются рождественские колядки. В основном колядовать ходят дети и молодёжь. В колядках принято прославлять Иисуса, поздравлять хозяев дома с его рождением и просить угощения.
Для верующих людей обязательным является посещение Рождественского богослужения. Для людей, желающих причаститься, предписывается строгое постное меню – сухоядение (хлеб, фрукты, овощи и чай).
6 января: что можно делать, а что нельзя
В канун Рождества желательно встать пораньше, умыться и прочитать молитву. В идеале необходимо сходить в церковь, помолиться за здоровье родных и близких, исповедаться и причаститься. Если вы с кем-то поссорились накануне праздника, то постарайтесь помириться. Заниматься приготовлением праздничных блюд нужно обязательно в хорошем настроении. Люди, которые придерживались рождественского поста, не употребляют 6 января пищу до 18.00. На столе в этот день должны присутствовать постные блюда, желательно, чтобы их было не меньше 12. Это число символизирует 12 апостолов Иисуса Христа.
Нельзя в этот день ругаться, сквернословить, осуждать кого-то. Постарайтесь настроиться на позитивный лад. Также нельзя проводить уборку. До 15:00 нужно закончить все приготовления. Именно в это время в храмах готовятся к торжественной службе.
Стол накройте красивой скатертью, достаньте праздничную посуду. Во время ужина выключите свет и зажгите свечи, чтобы наполнить дом живым огнем.
Обязательно подарите свою любовь и тепло родным и близким, постарайтесь быть мудрее, добрее, окажите помощь нуждающимся.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vital2u/6-ianvaria—rojdestvenskii-sochelnik-narodnye-primety-chto-nelzia-delat-v-etot-den-5ff435a8fe4e686f6a8ef689
Православные отмечают Рождественский сочельник
День накануне праздника Рождества Христова — особый, он называется Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Слово «навечерие», означает вечер накануне праздника. А слово «сочельник» происходит от названия блюда из вареной пшеницы, или риса, с медом — «сочива». В церковной традиции Навечерием Рождества Христова, или Рождественским сочельником, называют последний день Рождественского поста, день, предшествующий празднику Рождества Христова.
Завтра Рождество Христово — один из самых таинственных, и одновременно понятных, даже детям, праздников. Таинственный, потому что в Боговоплощении, то есть в рождение Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии заключены величайшее чудо и тайна. А понятен этот праздник нам, потому что каждый из нас причастен к тайне появления новой жизни — к рождению.
Церковные праздники — не просто повод вспомнить и воспроизвести события, произошедшие в далеком прошлом и этому же прошлому принадлежащие. Когда мы принимаем участие в богослужении церковного праздника, мы становимся причастными к тому божественному событию, которое имеет корни в божественной вечности — ведь Бог вне временных отрезков. Сама вечность вторгается в нашу жизнь. Но для того, чтобы это произошло, человек должен подготовить себя. Подготовить так, чтобы не только воспринять внешнюю, обрядовую сторону праздника, но и его духовную суть. Для этого надо на эту духовную суть настроиться, выйти за рамки повседневной суеты, сосредоточиться не на внешней стороне жизни, а на внутренней, духовной. Такому сосредоточению на духовной жизни способствует пост. Именно поэтому четырем великим праздникам Церкви предшествуют многодневные посты: по словам о. Александра Ельчанинова, во время поста человек «становится доступнее воздействиям иного мира».
Великому празднику Рождество Христово предшествует сорокадневный Рождественский пост (с 28 ноября до 7 января), предуготавливающий наше тело и наш дух к самому событию Рождества и к участию в нем. И если цель поста — помочь человеку сосредоточиться на духовной жизни, то задача богослужений во время поста — настроить человека на правильную духовную жизнь. Помочь человеку в том, чтобы его «духовное наполнение» в период поста стало спасительным.
Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова — Рождественский сочельник — день самого строго поста. В Рождественский сочельник не принято есть «до первой звезды». В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма. Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а только «сочиво» — отварные зерна пшеницы, или риса, с медом — блюдо, которое и дало название сегодняшнему дню. А сам пост закончится только после наступления праздника, то есть после ночной праздничной Литургии. Так мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя.
На утрене или на вечерне Рождественского Сочельника принято исповедоваться, с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить родившегося Христа.
К одному из самых поэтических и самых любимых праздников — Рождеству Христову — всегда готовились заранее. И внешняя подготовка — елки, подарки, домашний кукольный вертеп, изображающий место рождения Богомладенца, праздничное угощение, столь радостное после поста — всё это настраивало на радостную встречу праздника. «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки, — писал Иван Сергеевич Шмелев. — У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачики горячи. » В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик мерзлый, стаканчик, сбитню, толстенький такой, граненый, — пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло.
В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено.
Почему. А будто — дар Христу. Ну. будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды. Форточку откроешь — резанет, ожжет морозом. А звезды. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул.
Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.
Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет» (И. С. Шмелев «Лето Господне»).
Пусть и морозы сейчас не такие, и наши елочные базары приурочены не к Рождеству, а к Новому году по новому стилю, и не всем удается держать самый строгий пост, который как раз и приходится на нашу сегодняшнюю новогоднюю и после новогоднюю неделю, но суть праздника Рождества Христова — встреча родившегося Богомладенца, встреча прихода Господа в наш мир — остается неизменной. Так праздник из вечности соединяет разные эпохи, и мы в этот день переживаем не только события, произошедшие в Вифлееме две тысячи лет назад, но и не столь далекое прошлое нашей Родины.
Источник статьи: http://rg.ru/2014/01/06/sochelnik-site.html