- Башкирский народный праздник «Сабантуй» статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сабантуй
- Содержание
- Этимология и похожие праздники
- История сабантуя
- Празднование сабантуя в прошлом
- Сабантуй
- Содержание
- Этимология и похожие праздники
- История сабантуя
- Празднование сабантуя в прошлом
- Сабантуй в настоящее время
- Федеральный Сабантуй
- Всероссийский сельский сабантуй
- Общеевропейский Сабантуй
Башкирский народный праздник «Сабантуй»
статья
Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sabantuy.docx | 90.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, —
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой….
Башкирский народный праздник «Сабантуй»
«Сабантуй» – башкирский национальный народный праздник. Имеет статус федерального праздника, находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества. Это праздник плуга, обозначающий завершение весенних посевных работ в поле.
Сабантуй называют праздником труда и здоровья, единства и дружбы. На Сабантуе люди желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.
Национальный праздник Сабантуй – старинный и вечно молодой. Он сочетает в себе традиции народа и нововведения, как:
— награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
— новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях;
— бега с участием лучших рысаков России и зарубежья.
Как празднуют Сабантуй?
Национальный праздник Сабантуй организуется на специальной праздничной площадке (майдане) в июне, проводится в 3 этапа:
— начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
— через неделю народные гулянья проходят в городах;
— через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Башкортостана.
Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают, обычно на большом поле – майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Жители селений демонстрируют силу, ловкость и пропагандируют здоровый образ жизни.
Основные игры и состязания праздника: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.
- Куреш – борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.
Цель соревнования – захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары – мужчины средних лет.
Кульминация состязания – борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.
- Конные скачки – проводятся отдельно на ипподроме или устраиваются непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.
Цель соревнования – развитие интереса к лошадям и к их разведению.
- Поднятие камней. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг.
Цель состязания – поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.
— с яйцом в ложке;
— с полными ведрами воды на коромысле;
— прыжки в мешках;
— парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.
— бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
— с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
— командное или одиночное перетягивание каната, палки;
— лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.
Награждения на празднике :
— полотенца, украшенные вышивкой из национальных узоров;
Угощения на празднике
Веселый народный праздник Сабантуй, еще и очень гостеприимный. Здесь принято угощать мясной и сладкой едой.
На Сабантуе обычно готовят следующие блюда: плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемечи – нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак – традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.
Таким образом, Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник лучше проводить на открытом воздухе, с песнями, стихами, танцами и играми, способствующими развтию национальных чувств.
Цель: 1. Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа.
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой.
Познакомить детей с народным праздником волжских татар — Сабантуй. Обогащать словарь детей,вызвать интерес к этому празднику, формировать партиотические чувства через художественное слово,музыку, любо.
Сабантуй- праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая,демонстрирующий силу и ловкость народа и пропагандирующий здоровый образ жизни. Празднуется каждый год в июне.
Сабантуй — это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ.
Опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками".
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/01/04/bashkirskiy-narodnyy-prazdnik-sabantuy
Сабантуй
Сабантуй | |
Тип | народный праздник |
---|---|
Отмечается | башкирами, татарами и др. |
Связан с | окончанием посевных работ, земледелием |
Сабантуй на Викискладе |
Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3] . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4] .
Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.
Содержание
Этимология и похожие праздники
Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6] .
В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).
У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) [7] .
Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем [8] .
Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».
Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10] .
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11] . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12] .
В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
История сабантуя
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13] .
В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя» [14] .
Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников [15] , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба [16] . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [17] .
У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей [18] .
Празднование сабантуя в прошлом
До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.
Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9
Сабантуй
Сабантуй | |
Тип | народный праздник |
---|---|
Отмечается | башкирами, татарами и др. |
Связан с | окончанием посевных работ, земледелием |
Сабантуй на Викискладе |
Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3] . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4] .
Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.
Содержание
Этимология и похожие праздники
Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6] .
В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).
У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) [7] .
Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем [8] .
Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».
Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10] .
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11] . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12] .
В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
История сабантуя
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13] .
В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя» [14] .
Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников [15] , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба [16] . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [17] .
У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей [18] .
Празднование сабантуя в прошлом
До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.
Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.
Сабантуй в настоящее время
Федеральный Сабантуй
Федеральный Сабантуй (тат. Федераль сабан туе , башк. Федераль һабантуй ) — национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник Сабантуй проходил в следующих городах:
Всероссийский сельский сабантуй
Учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар, Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.
I (29 мая 2010 года) — с. Алькино (Похвистневский р-н, Самарская обл.)
II (19 июня 2011 года) — с. Шыгырдан (Батыревский р-н, Чувашия)
III (7 июля 2012 года) — д. Дубровка (Красноармейский р-н, Челябинская обл.)
IV (29 июня 2013 года) — с. Барда (Бардымский р-н, Пермский край)
V (24 мая 2014 года) — с. Малые Чапурники (Светлоярский р-н, Волгоградская обл.)
VI — д. Татарская Каргала (Самарский р-н, Оренбургская обл.)
VII — д. Старая Кулатка (Ульяновская область)
VIII (22 июля 2017 года) д. Средняя Елюзань (Пензенская область)
IX (14 июля 2018 года) с. Альменево (Курганская область) [19]
Общеевропейский Сабантуй
Общеевропейский Сабантуй (тат. Европа сабан туе , башк. Европа һабантуйы ) — национальный праздник, проходящий на международном уровне. Национальный общеевропейский праздник Сабантуй проходил в следующих городах:
Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9