- Обряд и ритуал как суть праздника
- Праздничные ритуалы
- Читайте также
- Уместен ли физический труд в воскресные и праздничные дни?
- Почему в воскресные и праздничные дни после Литургии монахи совершают шествие?
- 33. Третья заповедь. Почитай и освящай праздничные дни
- Праздники и ритуалы
- Ритуалы
- Праздничные витки с черносливом
- 3. ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
- Праздничные блюда
- ПРАЗДНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ
- Глава 14 Праздничные намазы
- Молитвы в праздничные дни
- Праздничные блюда
Обряд и ритуал как суть праздника
В любой культуре есть традиция отмечать праздники. Праздник является одной из важных форм общественной жизни, так как он связан с переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Каждому празднику свойственна определённая последовательность действий, которая называется обрядом или ритуалом, что можно легко проследить на примере руской культуры.
Ритуал – термин, пришедший в руский язык из Европы. С латыни ritualis переводится как обрядовый (от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония). В английском языке аналогичную нагрузку несут такие слова как Ritual, rite, ceremony, в немецком – Ritus. Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность актов (действий), в том числе вербальных (песнопения и т. п.), связанных со специальными предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп 1 . В том же словаре ритуал рассматривается как одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения.
Под ритуалом понимается традиционный порядок проведения какой-либо церемонии, как правило, религиозной. Но вот в биологии, например, ритуалом называется стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом (например, брачные ритуалы – они же брачные игры). В психологии, психосоматике и психиатрии ритуалом является любое навязчивое действие, движение, которое идёт неосознанно, на уровне подсознания.
Слово «обряд» является исконно руским, общеславянским. Производное от obręditi – «устроить», которое является префиксным образованием от ręditi – устраивать, приводить в порядок, улаживать. Исходное слово – ряд. 1 Т.е. первоначально обряд понимался как приведение чего-либо в порядок (выстраивать в ряд, по порядку, упорядочивать), затем, на основе этого, появился «обычай» (делать так, как привыкли).
В современном словаре по культурологии под обрядом понимаются традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными. 2 Видимо, логичным будет предположить, что обряд – это последовательность действий, приводящих к определённому результату. Поэтому любой аграрный процесс – от подготовки до сбора урожая, или производственный – от идеи до создания механизма, тоже можно назвать обрядом. И в сельском хозяйстве, и в промышленности процесс технологизируется, достигая определённого совершенства и автоматизма. Происходит ритуализация процесса.
Любой праздник, будь он календарным или казуальным 3 , является обрядом перехода. Переход – это всегда мистерия, требующая настроя, входа и обязательно того рубежа, который надо перейти. Настрой создаётся тем местом, где происходит действо. Не случайно оно происходит в храме или на специально оборудованной площадке – пространстве праздника.
В чём суть праздника? Жизнь шла-шла и вдруг начала давать сбои. Жизнеустройство начало рушиться, выходить из нормального русла. И тут возникает потребность — это жизнеустройство восстановить. Человек заметил, что сбои происходят в определённые моменты времени, связанные с космической ритмикой, и, в первую очередь, с движением и пространственным взаиморасположением космических тел (Солнца, Земли, Луны и др.).
Человек давно начал выделять восход и заход Солнца, полдень, полнолуние и новолуние, солнцестояния и равноденствия. Эти точки времени были наиболее критичными, и человек их использовал как праздничные. А в праздники, как известно, не работают. Здесь следует напомнить, что праздник – это не отдых, это особое время, противопоставленное будням.
Однако чаще эти обряды были не по случаю, а на предупреждение (профилактические). Регулярное исполнение обряда рано или поздно будет вводить его русло ритуала – слова, действия, используемые атрибуты повторяются, запоминаются, из разных вариантов выбираются оптимальные. Начинает происходить естественный процесс ритуализации обряда, где действие живое, ситуацией рождённое, нормами и правилами сковано, где сказать по-другому не моги, действо по-другому не сотвори. И обряд превращается в театр со своим сценарием, ролями, артистами.
Так обряд, который на мироустроение направлен, превращается в театральное представление и результат уже получается другой, потому что у исполнителей другие задачи.
И вот тут, чтобы обряд в ритуал не превратился, необходимо читать знаки. А для этого важно понимать, чем знак от символа отличается.
Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). 4 Мы не будем углубляться в истоки вопроса, отметим только суть, что знак есть материальный предмет для передачи содержания. В другом словаре 5 делается упор на то, что это материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие). Т.е. данный предмет должен чувственно отозваться в твоём сознании, чтобы стать для тебя знаком. Именно поэтому два разных человека, пройдя одним путём, опишут его по-разному – каждый будет воспринимать лишь те знаки, которые воспринимаются. Современному человеку проще всего понятие «знак» можно объяснить через его европейский, пролатинский аналог – сигнал (по латыни – signum, англ. sign, фр. signe, нем. Zeichen, итал. signe). Сигнал сообщает о каком-либо факте или побуждает к какому-либо действию.
Слово «символ» имеет греческое происхождение (от греч. опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. 6 Поэтому идолы, кумиры, столбы, иконы являются лишь символами божественных сущностей.
Понятия «символ», «сигнал», «знак» давно стали терминами и в разных отраслях имеют различные значения. Однако на бытовом уровне их различие можно объяснить, рассмотрев дорожные знаки. Любой такой знак является сигналом, регулирующим движение. При этом мы помним, что красный цвет или восклицательный знак являются символом опасности.
Здесь, говоря о знаках, я предполагаю знаки «свыше», знаки судьбы. В.И. Даль в своём словаре 7 так и определяет это понятие: «признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственное доказательство, свидетельство; чувственное изъявление, обнаружение чего-либо». Однако затем, объясняя этимологию этого слова, он расширяет границы – знакомый, знаемый, известный, ведомый.
Если мистагог 8 умеет читать знаки и может своевременно направить обряд на путь мироустроения – он тот, кого мы называем волхв или жрец. Если он наделён великими знаниями, но не способен совершать обряд, это хороший и знающий экскурсовод. Если у него просто хорошо подвешен язык, то он остаётся мистагогом в третьем смысле этого слова 9 .
Резунков Андрей Геннадьевич. Доктор истории, действительный член Русского географического общества, начальник Отдела организации НИР Смольного института РАО.
1. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичѐв, П.Н. Федосеев С.М. Ковалѐв В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.
2. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Н. М. Шанский, Т.А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004. 35 Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. – М., 2003. 36 Казуальный — случайный, совершающийся в зависимости от случая.
3. Бирюков Б.В. Знак // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичѐв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалѐв, В. Г. Панов, 1983.
4. Философская Энциклопедия. В 5-ти т. —М., 1960—1970.
5. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль, 2012.
6. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004.
7. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1863-1866.
8. Жрец, посвящавший в таинства во время мистерии [мистерия I] (у древних греков) // Толковый словарь. Т. Ф. Ефремова. – М., 2000.
9. Мистагог (греч.). 1) у древних греков, наставник в таинствах. 2) в Сицилии, лицо, водившее иноземцев в разные священные места. 3) теперь же так называют лиц, важничающих пустыми тайнами.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Источник статьи: http://drevoroda.ru/interesting/articles/655/2568.html
Праздничные ритуалы
Морские гребешки
Ежегодно во Франции в апреле проходит Фестиваль морских гребешков. Ритуал этого вкусного фестиваля состоит в том, что все желающие могут принять участие в ловле особых раковин, «сан-жаков». Сделать это не так-то просто. Моллюски быстро передвигаются, отталкиваясь створками раковин от воды, как веслами, или намертво прикрепляются к кораллам. Гости фестиваля могут продегустировать морские гребешки, ароматный деликатес, в разных видах. Этот ритуал старинный, он насчитывает около 1 тыс. лет. Предание гласит, что раковина морского гребешка была изображена на хоругви святого Иакова, а затем стала символом паломников.
В раковине просверливали отверстие, вставляли в него шнурок и носили на шее как талисман.
Аласита
В Латинской Америке, в Боливии, на протяжении нескольких веков распространен праздник Аласиты. В этот день все стараются задобрить бога Экеко, особо почитаемого боливийцами божества изобилия и домашнего очага. Считается, что если на Аласиту попросить Экеко исполнить желание, оно непременно сбудется. К алтарю приносят горячие домашние пирожки с мясом и перцем чили, шерстяные одеяла ручной выделки, шерсть гуанако (разновидность ламы).
Составной частью ритуала, кроме приношения даров к алтарю, является приобретение священного талисмана, выполненного руками боливийских колдунов из коры дерева, засушенных трав, красных и черных ниток. Каждый талисман может принести человеку богатство или любовь, славу или супружеское счастье, но, конечно, не все сразу.
Третья часть ритуала – приобретение сувенирных машин, домов, вилл, компьютеров, выполненных как копии с настоящих оригиналов. Бедные боливийцы, не имеющие возможности приобрести подобные предметы роскоши в натуральную величину, надеются, что маленькие копии доставят им удовольствие и принесут удачу.
Завершается ритуал участием в хороводах и молитвой, вознесенной к Деве Марии, – на тот случай, если Экеко не услышит. Так в религии современных боливийцев переплелись языческие и католические верования.
Палио
2 раза в год, 2 июля и 16 августа, в старинном итальянском городке Сиене проводятся ритуальные старинные скачки на лошадях без седел. Этот обрядовый праздник называется «Палио», он проводится в Сиене на протяжении 700 лет. Когда-то в городе было 80 отделенных друг от друга районов, из которых в наше время осталось только 17. Они даже сохранили свои ритуальные названия: «Башня», «Единорог», «Сова» и т. д. В старину для выяснения отношений между этими районами-контрадами проводились ритуальные состязания, популярные и в наше время.
Заранее отбирают лошадей и жокеев, шьют костюмы и знамена, почти все решают с помощью жребия. Начинается ритуал с благословения конюшен священниками, затем город украшают старинными парчовыми знаменами. Праздник открывает всадник, въезжающий в город в средневековых доспехах. За ним следуют музыканты и представители контрад с флагами. Все жители одеваются в средневековые одежды и идут к центральной площади города, где состоятся грандиозные скачки. Возможность посмотреть на церемонию с балкона или из окна дома на площади стоит около 300 евро.
Кульминация старинного ритуала – скачки, во время которых главное для жокеев – не соскользнуть со спины лошади. Правилами позволяется толкать друг друга, пытаясь сбросить на землю. Победителю достаются невероятные почести, но главным призом является палио с божественным ликом Девы Марии, которой посвящен ритуал. Палио относится жителями победившего района на почетное место перед алтарем. Завершается праздник фейерверками, парадом оркестров и дегустацией местных блюд и напитков.
Месяц Аади
На территории Индии до сих пор живы старинные ритуалы, связанные с доарийскими верованиями. Самыми распространенными праздничными ритуалами являются чествования священного лунного месяца Аади (конец июля – начало августа). Все воскресенья, вторники и пятницы этого месяца считаются благоприятными днями. Праздник начинается с ритуального приготовления особых блюд с кокосовым молоком и походов в гости к теще. Центр праздника – храмы Матери-Кобры, в которые женщины на 5-й день после полнолуния несут дары, яйца и молоко. В селах кормят настоящих змей, а в городах богине приносят в дар ритуальные змейки-браслеты из золота или серебра. Главный день праздника – 12-й день месяца Аади. Мужчины-поклонники культа Матери-Кобры демонстрируют свою нечувствительность к боли: они протыкают свое тело металлическими спицами или тащат тяжелые мешки с кокосовыми орехами, прицепив их железными крючьями к голой спине. Кульминация праздника – подвешенные за крючья мужчины берут на руки своих сыновей. Так происходит ритуальное подчинение Матери-Кобре, так как весь праздник проходит около ее храмов.
Праздник духов рек
В Индии одновременно с праздником месяца Аади проводят ритуальные церемонии, посвященные духам рек. Основная часть праздника – ритуальное купание в океане на рассвете в день полнолуния. В этот день миллионы верующих приезжают на самый южный мыс Индии Кумари, чтобы совершить старинный ритуал омовения. На рассвете в шиваистский храм на золотой ладье Гаруды приплывает божество и в рамках театрализованного представления благословляет участников ритуала. Считается, что в этом празднике могут принимать участие только те, кто родился в Индии. Праздник тесно связан с йогами-шиваитами, в этот день многие довольно влиятельные люди, относящие себя к йогам, рисуют на лбу 3 горизонтальные широкие белые полосы. Праздник имеет корни в древности, когда при отсутствии систем мелиорации люди очень нуждались в полноводных реках.
День огня у викингов
День огня с древних времен отмечался среди викингов, живущих на Шетландских островах. В наше время этот праздник сохранился и приобрел новую жизнь в Леруике, центре архипелага, он проходит ежегодно в последний вторник января. Вечером начинается шествие ряженых по улицам города. На головах викингов, несущих факелы, рогатые шлемы, а перед процессией непременно плывет корабль с рострой-драконом. В шествии участвуют около 900 человек, которые растягиваются на километр и обходят весь город. Впереди идет выбранный городом предводитель викингов, которого условно зовут Джерл. Процессию сопровождает духовой оркестр и мужчины, несущие сундуки, в которых должны находиться сокровища викингов. Кульминация праздника – торжественное сожжение корабля в центре площади. Но перед этим 9 (число, священное у викингов) командиров отрядов викингов произносят речи, повествующие об основных событиях прошедшего года. Колонна воинов закручивается в спираль, образуя двойной круг, и факелы летят в корабль.
День огня – ритуал символического возвращения власти викингов после многолетнего владения островами шотландцами. Этот праздник, скорее всего, языческого происхождения. Обычно в январе викинги отмечали конец зимы факельными шествиями, а с XIX в. этот ритуал стал носить особый характер возвращения викингов. В настоящее время Праздник огня сплачивает общину, напоминает о великих днях великого народа.
Санферминес – день быков
В XII в. в Испании был распространен обычай в День святого Ферминеса, 6 июля, перегонять быков из одного загона в другой. Праздник, со временем получивший название Санферминес, остается популярным и в наши дни. В 12.00 6 июля на центральной площади собирается народ; все одеты в белые костюмы с обязательными красными поясами и красными платками на шее, символами праздника. Толпа поднимает вверх руки и кричит: «Слава Сан Фермиесу!», после чего с балкона мэрии запускается ракета, залп которой получил название «чупинансо». Утром следующего дня по улице идет процессия, впереди которой торжественно несут статую святого Ферминека, взятую на время из его часовни. Вокруг процессии – песни, танцы, ряженые.
Главная часть праздника – забег быков, энсьерро. Такие забеги устраивались, начиная с XVI в., но в те времена они имели только практическое значение – перегон быков. В наше время этой действие превратилось в спортивно-увеселительное шоу. Взрослые мужчины могут принять участие в смертельной забаве, они бегут наравне с быками часть дистанции, а некоторые и до самого финиша. Длина пробега 850 м, в конце пути – поле для боя быков.
В празднике участвуют ритуальные гиганты Памлоны, неизменный атрибут шоу. Огромные фигуры представляют короля и королеву Европы, Азии, Африки и Америки. Некоторые фигуры – это большеголовые куклы, изображающие мэра города, бабушку, японку и японца. Завершают парад люди в костюмах лошадей; всего более 100 фигур участвуют в празднике.
Луау – детский праздник
Луау – особый праздник, традиционно справляемый гавайцами в честь дня рождения маленьких детей.
На праздник приглашаются родственники и хорошие знакомые. Перед длинными накрытыми столами стоят полые тыквы, в которые гости кладут принесенные дары или деньги.
Столы накрываются по-особому: застилаются пергаментной бумагой, а сверху на листьях папоротника раскладывается обильная еда – и так несколько слоев. Когда с верхнего слоя все съедено, остатки заворачивают в бумагу вместе с листьями и выбрасывают, и перед гостями предстает новый слой, и так до тех пор, пока праздник не закончится. Главным блюдом праздника становится целая свинья, набитая раскаленными камнями и запеченная в яме. В честь именинника стол богато украшается огромным количеством цветов, а ритуальные танцы, часто эротического характера, являются составной частью всего праздника. Сопровождают танцы ритмы на особых барабанах, покрытых материей из древесной коры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Уместен ли физический труд в воскресные и праздничные дни?
Уместен ли физический труд в воскресные и праздничные дни? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПраздники — священные дни, в которые дух наш возвышается над земными попечениями, а душа и тело освобождается от ежедневных, утомительных забот и
Почему в воскресные и праздничные дни после Литургии монахи совершают шествие?
Почему в воскресные и праздничные дни после Литургии монахи совершают шествие? иеромонах Иов (Гумеров)По окончании Божественной Литургии братия попарно исходит из храма на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в
33. Третья заповедь. Почитай и освящай праздничные дни
33. Третья заповедь. Почитай и освящай праздничные дни Третья заповедь – Почитай и освящай праздничные дни. В Ветхом Завете Бог определил почитать и освящать субботу. В Новом Завете третья заповедь предписывает освящать воскресный день и другие праздничные дни,
Праздники и ритуалы
Праздники и ритуалы Какие основные праздники и ритуалы отмечали и проводили индейцы как под открытым небом, так и под сенью своих святилищ?В первую очередь это были традиционные праздники, связанные с наиболее важными событиями в жизни каждого из членов племени.К
Ритуалы
Ритуалы Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание. Невинность высоко ценилась, и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми»
Праздничные витки с черносливом
Праздничные витки с черносливом 2 стакана муки, 1 пакетик сухих дрожжей, 16 шт. чернослива (без косточек), 125 г йогурта, 2 ст. ложки сахарного песка, 1 яйцо, 3–4 ст. ложки сливочного масла, 2 ст. ложки кокосовой стружки, сахарная пудра, соль.1. Йогурт слегка нагреть в небольшой
3. ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
3. ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ Адвентисты строго соблюдают благословенный Богом Творцом день» покоя, субботу. И это похвально. В субботу они проводят собрания, моления, изучают Библию, слушают проповеди, посещают больных и делают всяческие богоугодные дела милосердия. В общем делают
Праздничные блюда
Праздничные блюда Праздничное застолье обычно проходит веселее и торжественнее, чем обычно. После многодневного воздержания вкусная еда действительно становится праздником. Между тем некоторые блюда тесно связаны с установившимися православными традициями, например
ПРАЗДНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ
ПРАЗДНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ Рождество Христово Тропарь, глас 4Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда – звездам, как Богу, служившие – звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава
Глава 14 Праздничные намазы
Глава 14 Праздничные намазы 473.Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Праздник разговения – это день, когда люди прекращают пост, а праздник жертвоприношения – это день, когда
Молитвы в праздничные дни
Молитвы в праздничные дни Икона «Преображение
Праздничные блюда
Праздничные блюда Праздничное застолье обычно проходит веселее и торжественнее, чем обычно. После многодневного воздержания вкусная еда действительно становится праздником. Между тем некоторые блюда тесно связаны с установившимися православными традициями, например
Источник статьи: http://religion.wikireading.ru/64523