Как объяснить ребенку что такое праздник троицы

Чадца моя

КАК РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ О ПРАЗДНИКЕ ТРОИЦЫ. (Из опыта работы ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области).

Опубликовано в еженедельнике «Дитячий садок» №25, 2012 г. издательства «Шкільний світ».

«А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

Вот уже несколько лет Троица в Украине празднуется как государственный праздник. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов, интернет-сайтов на нас потоком обрушиваются самые разноречивые сообщения и о самой Троице, и о традициях празднования. Как разобраться в этом потоке, который зачастую представляет смешение несовместимого — языческих верований, православных догматов, лже-учений, суеверий и т.д. Оказалось, что никто из сотрудников нашего дошкольного учреждения тоже не смог вразумительно сказать, что представляет собой этот праздник, какова его история, традиция. Именно поэтому мы решили рассказать детям о празднике Троицы, обратившись к первоисточнику – основе традиционной духовности украинского народа – Православию.

Нашим первым открытием стало то, что Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа — Апостолы собрались вместе в большой комнате — и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошел на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.

Читайте также:  Идеи для праздника нового года семья

Известно, что наши земли посетил святой Апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию, Апостол Андрей был на берегу Днепра, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал Апостол Андрей своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей».

Троица – один из самых любимых украинским народом православных праздников. В эти дни украшали дом зелеными ветками и травами. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая трава, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зеленые облачения. Зеленый цвет на Троицу — это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

Если с традицией и историей праздника Троицы было разобраться относительно легко, то объяснить сущность Троицы не так просто даже взрослым. Ребенку можно показать трилистник клевера – это и один листок и три листка. Так и в Святой Троице — Одна Сущность и Три Личности.

Сотни лет наши предки рассказывали детям о Троице на пальцах – три пальца сложены вместе – одно целое, но каждый палец в отдельности тоже существует. Можно взять в пример солнце. На небе мы видим диск солнца, ощущаем тепло и свет, но ведь это не три солнца, а одно.

Какое бы объяснение мы не выбрали, конечно, оно не будет совершенным, так как не все постижимо человеческим разумом.

А для дошкольников будет вполне достаточно, если в их памяти на всю жизнь останется душистый и пряный аромат зелени на Троицу, радость праздника, доброе, хорошее, веселое настроение. Оказалось очень уместным напомнить ребятам в эти дни о том, что рядом могут быть близкие нам люди, которые нуждаются в нашей помощи. Используя сюжет сказки о Красной Шапочке, педагоги ненавязчиво учили малышей тому, что необходимо заботится о стариках, больных. Аромат «волшебных цветов» напоминал и героям сказки и зрителям о совести. Ребята принимали активное участие в спектакле – подсказывая, как поступить Волку, который взял без разрешения корзинку Красной Шапочки.

В большинстве семей наших воспитанников не сохранилась традиция празднования Троицы, поэтому родители ребят старшего дошкольного возраста настаивали на том, чтобы их детей обязательно взяли на экскурсию в Храм. Впечатлений у ребят было очень много, в церкви им подарили букеты из ароматных трав и цветов. Когда ребята шли по улице с огромными букетами, прохожие оборачивались и улыбались – столько было праздничного шума, веселья, радостного детского смеха. А еще, оказалось, что дети принесли в Храм необычное ощущение чистоты и радости, что почувствовали взрослые, которые были в этот день в церкви. Одна бабушка так и сказала: «Как будто ангелы зашли». А мы обратили внимание на то, что наши самые балованные шалуны вели себя очень тихо и спокойно во время экскурсии, чем удивили своих педагогов.

Хорошо зарекомендовал себя еще и такой прием, как рисование старшими дошкольниками своих впечатлений после спектакля. Очень интересно было их проанализировать, ведь ребята рисуют именно то, что произвело на них сильное впечатление. Да и потом по рисунку можно рассказать дома маме и папе о чем был спектакль.

Дети рисуют чаще всего героев спектакля, а иногда даже гостей и ведущих. Правда, у самых маленьких говорить о своих впечатлениях, конечно же, еще не совсем получается, хотя высокой оценкой нашей работы можно считать ответ на вопрос «Понравилось ли тебе на празднике?» 3-летнего малыша, когда ребенок сказал «Да. Мне дали конфету и сказали, чтобы я был хороший».

На занятие-утренник «Праздник Троицы» мы пригласили школьников 1-4 классов из соседней школы. Настроение у ребят было уже летнее, веселое. Во время спектакля двое ребят баловались и выкрикивали «не надо прощать Волка». В конце праздника раздавали букеты зелени школьникам и учителям. Ведущая протянула букет ребятам-шалунам и тихонько сказала: «Вы дома, когда будете одни, обязательно понюхайте эти цветы, вспомните наш праздник и, может, поймете, что нельзя так себя вести на спектакле». Мальчишки притихли и «героями» себя уже не чувствовали.

Интересен тот факт, что на одни и те же вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию родители дошкольников и школьников отвечали по-разному. А, именно, в ответах родителей 2-5-летних детей не чувствовалось напряжение или озабоченность, скорее они просто выражали свое отношение к работе педагогов дошкольного учреждения по проблеме духовно-нравственного воспитания. Некоторые делали примечания, «может нам еще рано говорить о духовности, нравственности, ребенок еще такой маленький» или откровенно писали на некоторые вопросы анкеты: «не знаю». А вот в каждом ответе родителей 4-классников чувствовалась боль, озабоченность, тревога. Родители уже понимали, что надо что-то делать, но не знали как, поэтому к вопросам о духовно-нравственных традициях относились очень серьезно и доброжелательно.

Ребята младшего школьного возраста еще более, чем дошкольники, нуждаются в беседах, занятиях по духовно-нравственному воспитанию, итогом которых будет простое желание стать лучше, добрее, быть послушным, честным. Даже такая непродолжительная работа с младшими школьниками, как посещение праздников в нашем дошкольном учреждении приносит очевидные плоды.

Православные праздники оказались тем фундаментом, на котором можно построить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наряду с общекультурным развитием, получением знаний о традициях празднования, истории праздника, ребята получают образцы нравственного поведения, формируются моральные понятия о милосердии, доброте, совести, честности, любви и заботе о ближних, чего так не хватает нам в нашей повседневной жизни.

Протоиерей Андрей Берсенёв – священник Свято-Благовещенского Храма

г. Краснодона Луганской области

Коваленко Ирина Валентиновна — заведующая ДОУ №3 «Ягодка»

г. Краснодона Луганской области

Кондратова Людмила Потаповна — учитель-дефектолог ДОУ №3

Источник статьи: http://chadtcamoya.prihod.ru/publicationscat/view/id/1131820

Беседы с детьми о Святой Троице в православии

Очень важно рассказывать детям о Святой Троице с самого маленького возраста, поскольку христианское мировоззрение и образ жизни закладываются в сознании именно тогда. Праздник Святой Троицы или Пятидесятницы имеет важное значение в христианском богословии и вере, поэтому желательно донести его основополагающие истины до сознания детей.

Воспитанные с детства дети, смогут выстроить свой жизненный путь согласно канонам и положениям христианской веры, тем самым обеспечив себе вечную жизнь и Божье присутствие в каждом дне рядом.

Основные положения

Пятидесятница — это 50 день после Пасхи. В Библии этот день крайне точно описан — ученики Христа вместе молились и Дух Святой сошел на них в виде языков огня. Именно тогда впервые проявилась третья Божья личность — Дух Святой.

Для христианства Троица является основополагающим фактором, именно вера в то, что Христос, Дух и Отец являются ипостасями Одного Господа делают христианство истинной религией. Но как рассказать детям о Святой Троице, чтобы им было это понятно?

По своей сущности Бог Единый и не Раздельный. Но одновременно с этим, Он состоит из трех лиц: Отец, Сын и Святых Дух. Именно это и есть состав Троицы.

Догмат, который определяет основные положения этого, является до конца непонятным человеку. При этом он самый таинственный и слегка противоречивый, ведь человеческое сознание не может воспринять его логически, но именно он отличает христианскую веру от прочих религий (иудаизм, ислам).

Догмат имеет три положения:

  1. Бог тройственен и заключается в трех лицах: Отец, Сын, Святой Дух.
  2. Эти Лица — Бог, но не разные, а по сути своей единый.
  3. У каждого из Них есть свои, личностные свойства.

Каждое Лицо обладает своими свойствами, и они есть суть божественные. В Троице мы имеет три Божественных Лица, каждое из которых имеет свои личностные качества и при этом составляют единое целое — нашего Бога.

Праздник Пятидесятницы отмечает сошествие Духа Святого на учеников Христа. Несмотря на то, что явление Троицы произошло во время Крещения (когда от Господа на Христа сошел голубь — Дух), именно Пятидесятница является важным праздником. Поскольку тогда третья ипостась Господа — Дух Святой взаимодействовал с человеком напрямую. До этого такого не происходило.

Как рассказывать детям о Троице

Детям всегда надо рассказывать библейские истины максимально просто, ведь их сознание еще не может воспринимать сложные богословские догматы. Поэтому лучше всего выбрать диалог, как способ донесения до них информации. Вначале следует сказать, что тема сегодняшнего урока — это Бог, у которого три Лица.

Детям о православии:

Бог Всемогущий. Он сказал и появилась Земля и все что на ней. Он творит все одним своим словом. Поэтому он не имеет себе равных ни на земле, ни в воде, ни на небе. Он может сделать все, что захочет, используя при этом только Свое Слово. Люди же намного-намного меньше и беспомощнее Бога.

У нас очень ограниченное сознание и ум, который просто не может понять, как это — создать все Словом. Это можно сравнить с домашним заданием первоклассника и старшеклассника. Первоклашка смотрит на страшные дроби, логарифмы и интегралы старшеклассника и думает, что никогда не осилит такого. А для старшего ученика это все понятно и решаемо. Так и люди против Бога — не могут понять, как Он творит все словом.

Совет! Но не понимать — это не страшно, главное верить, что так и есть. Именно вера спасает человека, поэтому веру надо взращивать в себе. Как это сделать? Читать Библию, ходить в храм и участвовать в служении, стараться не врать и не делать дурные поступки.

О духовной жизни:

Господь Един, но у Него три ипостаси или лица: первое — Отец, второе — Сын и третье — Дух Святой. Это и есть Троица — три Лица, но Единосущная и Нераздельная. Можно сравнить Троицу с солнцем. Оно одно, но его множественные лучи везде.

Так и с Троицей — она одна, но состоит из нескольких лиц. Бог есть любовь, поэтому Он (Господь) послал Своего Сына, чтобы тот пострадал за наши грехи, как мама иногда говорит папе, что это она разбила вазу, беря вашу вину на себя. А после того как Христос вернулся на небо, послал и Духа Святого, чтобы Он помогал всем узнавать Бога больше и совершать только добрые поступки.ё

Так, три Личности есть Одна и в праздник Пятидесятницы мы празднуем, что знаем этого.

Источник статьи: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/detyam-o-svyatoj-troitse.html

Занятие Святая Троица
план-конспект на тему

Азбука православной культуры

Скачать:

Вложение Размер
Святая Троица_Конспект 25.27 КБ
Святая Троица_Презентация 2.96 МБ
Святая Троица_Раскраски 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Открыть Презентацию; Храмоведение

Слайд 1. Придумано кем-то и просто, и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Поздравляем вас ребята с Праздником Святой Троицы , который все православные христиане отмечали вчера.

Ребята, скажите, как вы думаете, праздник Троицы – это церковный праздник или обычный? Правильно, это церковный! А какие вы уже знаете православные праздники?

А 8 Марта? Это церковный праздник? Давайте поиграем , я буду называть праздники, а вы хлопайте в ладоши, если это праздник православный или не хлопайте, если это обычный праздник. Хорошо?

Новый год, Пасха, День радио, Рождество, Яблочный Спас, 1 мая, День Победы, Троица, Святого Николая, День Независимости, Покрова, День Конституции, Вербное воскресенье, Масленица.

А знаете ли вы, что это за праздник Троица? И что такое Пресвятая Троица? Ответы детей

Слайд 2. Троица – это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух. Иногда на иконах рисуют Бога-Отца как старца, Бога-Сына – Иисуса Христа, а Бога – Святого духа как голубя.

Слайд 3. А еще Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов .

Три Ангела на иконе — изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная пятьсот лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым .

Слайд 4. Древняя икона преподобного Андрея Рублева сохранилась до нынешних дней и находится в музее, в Государственной Третьяковской галерее. Написал эту икону Андрей Рублев для того, чтобы смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви.

Но как же они трое и в то же время это одно – Святая Троица?

Мы не можем своим умом понять, как Один Бог существует в трех лицах. Но в природе мы можем увидеть единство трех: Храмоведение, стр. 6 ( Солнце : круг, свет, тепло. Круговорот воды в природе: вода в жидком состоянии – в реке; вода испаряется, и водяной пар образуется в облако; затем из облака вода возвращается на землю в виде осадков – дождя или снега).

Так и Бог существует для нас в трех лицах — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух.

Слайд 5. Это так же, как солнышко . От него исходит свет . Правда? От него исходит тепло ! Чувствуете? Может даже нагреть воду. И мы видим его на небе. Так это три разных солнышка или одно? Правильно одно! Так же и Святая Троица. Мы видим на иконе и Бога-Отца и Бога-Сына и Бога-Святого Духа и это все Святая Троица.

Слайд 6. А еще в этот день Святой Троицы празднуют День Рождения нашей православной церкви .

Троица – один из самых любимых народом православных праздников. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая травка, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Белые березы стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из березовых веточек и цветов. Это знак обновления, цветения жизни.

Зеленый цвет – символ обновления, цвет новой жизни. В этот день в Храмах священники надевают зеленые одежды → Слайд 7.

Слайд 8. В этот день люди ходили в Храм, освящали там букеты из трав, цветов или веток. Украшали зелеными ветками свои дома. Работать в этот день не ходили. А после обеда выходили все в поле или в лес. Там водили хороводы, пели, показывали представления.

Слайд 9. Троица — великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины.

Слайд 10. С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки — торжество в честь цветущей природы. Березка белая — символ расцвета природы.

Читают ученики: № 1

Нас сегодня в лес позвали

Мы для храма собирали

А потом мы сами церковь украшали.

Было просто диво-

До чего красиво!

Каждый день я вижу

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

Зелёной лёгкой дымкой

И ветер — невидимка

Колышет лист резной.

Слайд 11. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Эти венки и просто березовые веточки хранили и свято верили, что они — надежный оберег, спасающий от напастей, от бед и дарующий счастье, поэтому украшали дома ветвями берёз.

Слайд 12. Давайте вспомним, как же выглядела русская изба.

Избы строились из сосны или ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм. Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

Слайд 13. А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?

Слайд 14. А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней). Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями.

И в наше время сохранилось много изб с русской печью.

ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. ( Гуси-лебеди )

Слайд 15. Божница находилась в красном углу. Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.

О буфете, шкафах

Слайд 16. Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, росписью.

Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.

Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.

Позже появились стулья, и табуретки для сидения.

За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.

Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.

Слайд 17. Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.

Слайд 18. Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.

Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

Слайд 19. Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.

Слайд 20. Расположение предметов.

Я вам буду загадывать загадки , а вы постарайтесь правильно ответить.

— Стройная девица, платьице из ситца, черные сапожки, по весне – сережки. (Береза)

— Какие есть грибы, чье название связанно с березой? ( Подберезовик )

— У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? ( Береста )

— Где применяется в народе березовый веник? ( Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания )

— Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок, на него подуй слегка, был цветок — и нет цветка. ( Одуванчик )

— Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а их всего трое. Кто это? ( Мать, дочь, внучка )

Песня «Во поле береза стояла» (02.02)

Слайд 21. Берёза, русская берёза , русская красавица. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Сколько песен о ней сложено! Сколько стихов написано! И всё кажется мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные слова.

Берёза — лебедь белая,
Рядком с тобой стою,
Тебе, моя несмелая,
Я песенку спою.

Зелёная, раздольная,
Ты гибче камыша,
Березка белоствольная.
Ну, всем ты хороша!

У красы берёзки
Платье серебрится,
У красы берёзки
Зелены косицы.

Защитить берёзку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса берёзка
Выросла большою.

Слайд 22. Следующий за Троицей идет Духов день . Считается, что в этот день вся земля — именинница. Землю не пашут, не тревожат, дают отдохнуть. В Духов день Церковь вспоминает и прославляет Святого Духа — третье лицо Пресвятой Троицы.

Слайд 23. В день Троицы девицы плели венки и вечером пускали их в воду, ручей или речку и смотрели: чей венок первый к берегу приплывет.

Пойду – выйду я на реченьку,

Стану я, стану на крутом берегу,

Кину я, кину веночек на воду,

Отойду подальше, погляжу.

Сохранились до наших времен праздничные игры на Троицу.

Дети берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей. Под музыку русской народной песни « Плетень » каждая из шеренг идёт навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место.

С началом весёлой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по залу, танцуют, используя известные им плясовые движения. Как только музыка заканчивается, каждая шеренга занимает своё первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплетают плетень» (берутся за руки крест – накрест).

1 и 2 шеренги шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень –

В зной прохлада радует.

1 и 2 шеренги шагают обратно и говорят такие слова:

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/03/03/zanyatie-svyataya-troitsa

Оцените статью