КАК ПРИНЯТЬ ПОДАРОК
КАК ПРИНЯТЬ ПОДАРОК
Довольно часто учреждения получают подарки от физических и юридических лиц. Здесь возникает много сложных моментов, не только касающихся отражения данных операций в учете, но и правовых. Разобраться нам поможет А.Ю. Бунина, аудитор. Сразу оговоримся, существуют некоторые ограничения на дарение учреждениям (ст. 575 ГК РФ). Так, не допускается дарение материальных ценностей, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.:
— работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций (в том числе для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), гражданами, находящимися в них на лечении,
содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
— лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Этот запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом подарки, которые получены указанными лицами и стоимость которых превышает 3000 руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Зачастую подарки вручаются учреждению и его работникам без каких-либо документов. Это ведет к неблагоприятным последствиям для бухгалтеров. Чтобы избежать проблем, следует составить договор дарения (ст. 572 ГК РФ). При этом следует помнить, что договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ).
Обратите внимание: при наличии встречной передачи вещи (имущественного права) либо встречного обязательства договор не признается дарением. Так, если учреждение берет на себя встречное обязательство по договору дарения оказать какие-либо услуги дарителю, то такой договор будет признан ничтожным (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Получение дара можно оформить и договором пожертвования (ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут предназначаться:
— лечебным и воспитательным учреждениям;
— учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям;
— благотворительным, научными учебным учреждениям;
— фондам, музеям и другим учреждениям культуры;
— государству и другим субъектам РФ (республика, край, область, города федерального
значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования).
При безвозмездном получении учреждением имущества следует учитывать, что могут возникнуть дополнительные расходные обязательства, связанные с содержанием данного имущества, уплатой налогов и т.д. ПБС принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 219 БК РФ). А операции со средствами по приносящей доход деятельности осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения (пп. 4 п. 11 ст. 5 Закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ). Таким образом, учреждение может принять подарок только в том случае, если у него имеются соответствующие средства на его содержание, предусмотренные в бюджетной смете или смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Если таких средств нет, учреждение вправе отказаться от подарка в любое время до его передачи. В этом случае договор дарения считается расторгнутым (п. 1 ст. 573 ГК РФ).
При получении подарка учреждение прежде всего должно определить, к какому виду нефинансовых активов он относится (к основным средствам или материальным запасам). От этого и зависит то, как подарок будет принят на учет. Однако в любом случае следует помнить, что имущество, полученное в качестве дара от коммерческой организации или физического лица, следует отражать в рамках приносящей доход деятельности (п. 1.1 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н).
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных
учреждением по договору дарения, признается их рыночная стоимость (сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи на дату принятия к учету) на дату принятия к учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 13 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция N 148н).
Пример 1. Учреждение получило в качестве дара телевизор стоимостью 6000 руб. Дополнительных расходов учреждение не понесло. В этом случае при принятии к учету по сформированной стоимости объекта основных средств, полученного в качестве подарка, бухгалтер сделает записи на сумму 6000 руб.:
Дебет КРБ 2 106 01 310
“Увеличение капитальных вложений в основные средства“
Кредит КДБ 2 401 01 180
Дебет КРБ 2 101 09 310
“Увеличение стоимости прочих основных средств“
Кредит КРБ 2 106 01 410
“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“.
Пример 2. Воспользуемся данными предыдущего примера. Но теперь предположим, что учреждение понесло дополнительные затраты на транспортировку основного средства в сумме 500 руб. (услуги оказаны сторонней организацией). Тогда записи будут выглядеть следующим образом (п. п. 21, 75 Инструкции N 148н):
Дебет КРБ 2 106 01 310
“Увеличение капитальных вложений в основные средства“
Кредит КРБ 2 302 05 730
“Увеличение кредиторской задолженности по оплате транспортных услуг“
— 500 руб. — отражены дополнительные расходы, произведенные учреждением
в связи с безвозмездным получением объекта основных средств;
Дебет КРБ 2 106 01 310
“Увеличение капитальных вложений в основные средства“
Кредит КДБ 2 401 01 180
— 6000 руб. — отражена текущая рыночная стоимость полученного объекта основных средств;
Дебет КРБ 2 101 09 310
“Увеличение стоимости прочих основных средств“
Кредит КРБ 2 106 01 410
“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“
— 6500 руб. (6000 + 500) — принят к учету по первоначальной стоимости объект основных средств, полученный в качестве подарка;
Дебет КРБ 2 302 05 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по оплате транспортных услуг“
Кредит КИФ 2 201 01 610
“Выбытия денежных средств учреждения со счетов“
— 500 руб. — оплачены услуги по перевозке.
Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету и сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции N 148н).
Принятие к учету подарка в составе материальных запасов отражается в бюджетном учете следующей записью:
Дебет КРБ 0 105 (01-07) 340
“Увеличение стоимости материальных запасов“
Кредит КДБ 0 401 01 180
— приняты к учету по фактической стоимости материалы.
Пример 3. Учреждение получило следующие пожертвования:
— наличными в кассу в сумме 5000 руб. от физического лица А;
— безналичным перечислением в сумме 6000 руб. от физического лица Б через его работодателя (работодатель по заявлению произвел удержание суммы пожертвования из заработной платы сотрудника и перечислил данную сумму учреждению);
— безналичным перечислением в сумме 100 000 руб. от коммерческой фирмы.
В этом случае бухгалтерские записи должны выглядеть следующим образом.
— получено наличными пожертвование от физического лица А в кассу на сумму 5000 руб.:
Дебет КИФ 2 201 04 510
“Поступления в кассу“
Кредит КДБ 2 205 10 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Дебет КДБ 2 205 10 560
“Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит КДБ 2 401 01 180
— получено на лицевой счет пожертвование от физического лица Б через работодателя на сумму 6000 руб.:
Дебет КДБ 2 205 10 560
“Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит КДБ 2 401 01 180
Дебет КИФ 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на счета“
Кредит КДБ 2 205 10 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“;
— получено на лицевой счет пожертвование от коммерческой фирмы на сумму 100 000 руб.:
Дебет КДБ 2 205 10 560
“Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит КДБ 2 401 01 180
Дебет КИФ 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на счета“
Кредит КДБ 2 205 10 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“.
Внимание! Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, между учреждениями разных уровней бюджетов, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, осуществляется по фактической стоимости, увеличенной на суммы, уплачиваемые учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Для целей налогообложения прибыли имущество, полученное по договору дарения, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ) в момент фактического получения имущества, то есть на дату подписания сторонами акта приема-передачи имущества (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ). Амортизация по имуществу, полученному по договору дарения, начисляется по общим правилам (ст. 259 НК РФ).
От обложения налогом на прибыль освобождаются целевые поступления в форме пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом (пп. 1
на прибыль на основании п. 14 ст. 250 Налогового кодекса.
Источник статьи: http://vkaznu.ru/index.php?showtopic=9425
Учет подарков и сувениров: Минфин всех запутал
Деятельность многих учреждений бюджетной сферы связана с проведением массовых или публичных мероприятий: спортивные соревнования, юбилейные торжества, конкурсы юных талантов, научные конференции и т.д. На таких мероприятиях его участникам и призерам вручаются памятные подарки и сувениры. Еще в прошлом году бухгалтерский учет подарков и сувениров не вызывал особых вопросов у бухгалтеров, но в 2019 году возникли проблемы. Найти оптимальное решение не помогли и разъяснения Минфина России.
Особенности сферы
Подарки и сувениры, которые распространяются учреждениями на массовых и публичных мероприятиях чаще всего содержат символику мероприятия или организатора: ручки, календари, брелки, блокноты и т.п. Для подтверждения факта проведения мероприятия в бухгалтерию может представляться фотоотчет. Соответственно в бухгалтерском учете отражаются хозяйственные операции по приобретению, оприходованию и списанию таких подарков и сувениров.
Еще в прошлом году такие объекты учета согласно пункту 345 Инструкции № 157н отражались на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». А их приобретение производилось по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ и, затем они, как правило, сразу списывались на нужды учреждения.
Суть проблемы
Что интересно — в текущем году в порядке учета подарков и сувениров, предусмотренном Инструкцией № 157н ничего не изменилось. Но брожение умов вызвал приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н, вступивший в силу с 1 января 2019 года. Согласно этому приказу по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ следует производить оплату договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в частности, и подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (в том числе: поздравительных открыток и вкладышей к ним; приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и тому подобное; цветов и т.п.). Но так как с применением КОСГУ 349 отражаются операции по балансовому счету 10500 «Материальные запасы», то, если следовать букве Приказа № 209н, всю сувенирную продукцию надо ставить на баланс. А это не всегда удобно и целесообразно! Кроме того, никто не отменял учета подарков и сувениров на забалансовом счете 07.
Активное обсуждение возникшей проблемы на портале Клерка велось с января по апрель. Одни участники обсуждения склонялись к целесообразности учета подарков в отдельных случаях на балансовом счете, других напрягал параллельный учет, как на балансе, так и за балансом. Высказывались предположения, что Минфин в Приказе № 209н просто ошибся и имел в виду совсем иное. В итоге многие решили вести учет одновременно как по балансовому счету 10500, так и по забалансовому 07 — во всяком случае, это удовлетворит как требованиям Приказа № 209н, так и положениям Инструкции № 157н.
Письма Минфина
— если сувениры и подарки поступают сначала на склад, то их нужно приходовать на 10536 349, а затем с момента выдачи со склада до момента вручения учитывать на забалансовом счете 07;
— а если сувениры и подарки приобретаются и сразу вручаются, то такие расходы надо сразу относить на счет 40120 272.
Логика в позиции Минфина есть, но его предложения, еще больше запутали бухгалтерское сообщество.
Во-первых, если подарки и сувениры подлежат учету на балансовом счете, значит ли это, что они являются активом согласно требованиям Федерального стандарта «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н? Ведь в соответствии с пунктом 36 данного стандарта активом признается имущество, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. А какие выгоды и потенциал ожидать от подарков и сувениров, раздаваемых детям, ветеранам или спортсменам? Поэтому учет таких предметов за пределами баланса, то есть на счете 07, согласно требованиям Инструкции № 157н выглядит более целесообразным.
Во-вторых, Приказ № 209н предполагает приобретение подарков и сувениров по КОСГУ 349, но Инструкция № 157н не содержит бухгалтерских записей, позволяющих произвести списание, минуя балансовый счет 10500, сразу на счет 40120 272. Очевидно, что до появления в Инструкции № 157н необходимых проводок, последовать совету Минфина не получится. Кроме того, при этом возникают сомнения в корректности формирования ряда показателей отчетности. Тем не менее, Минфин сообщил, что при подготовке очередных изменений в Инструкцию № 157н приведенный в письме порядок отражения в бухгалтерском учете сувениров будет уточнен.
Спустя месяц Минфин России предпринял еще одну попытку разъяснить свою позицию о приобретении подарков (сувенирной продукции), направив письмо от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230. В этом письме в целом повторяется смысл предыдущего письма от 14 марта. При этом уточняется, что подарки и сувенирная продукция, по мнению Минфина, являются материальными ценностями, которые следует учитывать на балансовом счете 10500 «Материальные запасы». Далее финансовое ведомство даже предполагает, что подарки и сувениры могут быть «реклассифицированы», то есть перестать быть таковыми. Наверное, это можно изобразить так: руководитель учреждения принял решение шариковые ручки и календари с логотипом учреждения не раздавать на праздниках, а отправить на нужды учреждения (раздать в подразделения). Но тут возникает вопрос с целевым использованием средств: ведь подарки и сувениры приобретаются за счет средств, выделенных непосредственно для проведения соответствующих мероприятий. Если сувенирку, например, раздать в подразделениях учреждения, то очевидно, что программа мероприятий не будет выполнена полностью!
В письме от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230 Минфин все же допускает списание подарков и сувениров сразу счет 040120272, но только в том случае, если порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, утвержденный субъектом учета, не предусматривает их хранение(на складах учреждения).Но для того, чтобы воспользоваться таким разъяснением Минфина в учреждении должно быть разработаны и утверждены:
— порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, которым НЕ предполагается хранение подарков и сувениров до момента их вручения;
— соответствующие положения в учетной политике.
При наличии этих локальных актов бухгалтера смогут сократить число учетных операций и немного облегчить себе работу. Но как уже было сказано выше, в Инструкции № 157н пока не содержится учетных операций, позволяющих списывать материальные запасы на счет 40120272, минуя счет 10500.
Из содержания упомянутых писем Минфина: финансовое ведомство настаивает на том, что подарки и сувениры — это материальные ценности, являющиеся активом, то есть обладающие полезным потенциалом и экономической выгодой. Тут намечается некоторая интрига, так как положения Гражданского кодекса, Налогового кодекса, федеральных стандартов учета не согласуются с такой позицией Минфина. Поэтому рекомендуем внимательно следить за развитием событий!
Источник статьи: http://www.klerk.ru/buh/articles/485633/