- Как нужно отмечать праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы?
- Введение 2020: история, традиции и приметы, что нельзя делать 4 декабря
- История и традиции Введения
- Введение и Рождественский пост
- Введение: народные традиции и приметы, что нельзя делать 4 декабря
- Что и зачем мы празднуем в день Введения?
Как нужно отмечать праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы?
Введение во храм Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в православной религии, связанный с первым посещением Девы Марии храма в Иерусалиме.
Это событие практически не описано в канонических Евангелиях, однако упоминается в Протоевангелии Иакова и апокрифах Псевдо-Матфея, причем в разных источниках многие детали Введения имеют различия.
Как рассказывается в апокрифах, перед зачатием Богородицы ее мать Анна дала обет, согласно которому в случае рождения ребенка обещала посвятить его Богу. Спустя 9 месяцев после зачатия у Анны и Иоакима родилась девочка, а еще через 3 года супруги, исполняя обет, привели ее в храм, где Мария прожила до обручения с Иосифом.
Все годы пребывания в церкви Пречистая Дева прилежно изучала Священное Писание, читала молитвы и росла в любви к Всевышнему.
Празднование в память о ее нахождения в святых стенах стали отмечать позже всех других двунадесятых праздников. Некоторые историки утверждают, что впервые событие было отпраздновано в 543 году после строительства Богородичной церкви в Иерусалиме, однако эта версия не имеет документального подтверждения.
Большинство исследователей ориентируется на месяцесловы VIII столетия и гомилии 733 года, написанные Патриархом Константинополя Германом I.
Суть празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы заключается в том, что появление в церкви Девы Марии стало предвозвестием Бога своего благоволения к роду человеческому.
Исполняя свое обещание, Анна и Иоахим невольно и не зная того сыграли роль предвестников пришествия Иисуса Христа и подарили людям надежду на спасение. А Богородице, введенной во храм, было суждено послужить делу замысла Всевышнего и стать новой Святыней человечества.
В большинстве православных церквей, включая русскую, старообрядческую, грузинскую и иерусалимскую, Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 21 ноября по старому стилю. По григорианскому календарю дата приходится на 4 декабря. Католики празднуют событие 21 ноября по новому стилю, а приверженцы Коптской православной церкви – 29 ноября.
Введение имеет один предпраздничный день, связанный с подготовкой к встрече события, и четыре дня попразднства, наполненных молитвами и восхвалением Богородицы.
В православии до XIV столетия праздник Введения не входил в число двунадесятых, поэтому его совершение не отличалось торжественностью. Только с XVII века его стали чествовать так же достойно, как и другие, и праздновать со всей пышностью и великолепием.
В день торжества во всех православных храмах проводятся службы, на утреней читаются тропари и антифоны, а накануне совершается вечерня с всенощным бдением. Широкое распространение в католических храмах Введение получило в XIV столетии. С той пора католики отмечают праздник богослужениями, на которых просят Деву Марию о заступничестве перед Богом и прощении грехов.
Введение во храм Пресвятой Богородицы – празднование трепетной тайны, во время которого нужно постоянно вспоминать о своем истинном предназначении и искренней молитвой очищать душу от прегрешений.
В народе событие знаменует приход зимы, поэтому по традиции после посещения богослужения следует дарить своим крестникам санки, другие подарки и угощать сладостями.
Во многих верующих семьях на Введение ставят в воду под иконами отломленные веточки вишневого дерева – если к Новому году на них появятся листики, значит будущий год будет хорошим, если засохнут – тогда плохим.
Праздник Введения считается чистым и благословенным днем, поэтому на всем его протяжении неприемлемо ругаться, ссориться и употреблять алкогольные напитки. Во время события нельзя заниматься физическим трудом, шить, убирать, стирать и выполнять другие дела по хозяйству.
Поскольку на 4 декабря приходится Рождественский пост, не рекомендуется есть пищу животного происхождения, за исключением рыбы.
Источник статьи: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/kak-nuzhno-otmechat-prazdnik-vvedeniya-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy/
Введение 2020: история, традиции и приметы, что нельзя делать 4 декабря
Введение во Храм Пресвятой Богородицы — один из важнейших праздников в христианстве. Православные церкви, живущие по юлианскому календарю, (в том числе Русская православная церковь) отмечают Введение в пятницу, 4 декабря.
Западные церкви отмечают праздник на две недели раньше — 21 ноября (католическое название праздника — Введение во Храм Девы Марии).
Введение на Руси считалось днем окончательного наступления зимы, праздник был связан с различными приметами и запретами, поскольку приходился на время Рождественского поста.
История и традиции Введения
Праздник связан с евангельским преданием о введении в Иерусалимский храм Девы Марии, которой было суждено стать Богоматерью — родить Сына Божьего Иисуса Христа.
Мария была дочерью праведных Иоакима и Анны, которые долго были бездетными. Супруги очень страдали из-за того, что вынужденно нарушали заповедь «плодитесь и размножайтесь». Когда Анна наконец родила дочь, благодарность родителей Богу не знала границ. Праведники решили отдать ребенка в Храм, посвятив его Богу, как это было принято в древнем Израиле в отношении первенцев, хотя правило действовало только для мальчиков.
Введение Марии во Храм произошло, когда она была совсем маленькой — ей было около трех лет. Легенда гласит, что девочку встретил первосвященник, который проводил будущую Богоматерь в самое святое место Храма, закрытое почти для всех. Согласно евангельским источникам, Мария все детство воспитывалась при Храме, изучая священные тексты и посвящая время рукоделию. По достижении совершеннолетия она была обручена с праведным Иосифом, а затем стала Богоматерью, родив Иисуса Христа.
Введение и Рождественский пост
В православии Введение всегда выпадает на время Рождественского поста (подробнее о котором читайте в материале ФАН). В 2020 году Введение приходится на пятницу, день наиболее строгих ограничений во время поста. Однако в связи с праздником верующим разрешены горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба, морепродукты и вино.
Введение: народные традиции и приметы, что нельзя делать 4 декабря
До прихода на Русь христианства окончательная встреча зимы, когда закончены все сельскохозяйственные работы, а у крестьян достаточно запасов, была временем веселья и общинных праздников с богатыми застольями. Эта традиция сохранилась и с приходом христианства, но застолья стали устраиваться строго без мяса, что помогало экономить запасы.
Скучать и сидеть в одиночку в это время было не принято, это считалось плохой приметой, особенно для девушек — могли не просватать.
На Введение на Руси чествовали молодые семьи — тех, кто обвенчался на Покров. Отказываться от «выхода в свет» для молодоженов также считалось плохой приметой — семейная жизнь могла не сложиться.
Как в любой православный праздник под строгим запретом были ссоры, споры, брань, скандалы, а особенно сквернословие, за которое Богородица, согласно поверью, строго карала.
Под запретом была также работа, особенно женское рукоделие: считалось, что девушка иголкой или спицей может уколоть Богородицу, и слезы Божией Матери отольются всем.
Запрещено было есть скоромную пищу, вообще за нарушение поста на Руси осуждали очень строго.
В этот день старались не ходить в лес, опасаясь, что медведь еще не очень крепко спит и может разозлиться, если его обеспокоить.
Погодная примета гласила, что оттепель на Введение — знак, что Рождество будет морозным и ясным.
Источник статьи: http://riafan.ru/1343110-vvedenie-2020-istoriya-tradicii-i-primety-chto-nelzya-delat-4-dekabrya
Что и зачем мы празднуем в день Введения?
Протоиерей Андрей Дудченко
Большинство прихожан, конечно, об этом не задумываются, а в проповедях вопрос достоверности событий, положенных в основу праздника, как правило, не затрагивается. То ли дабы не смущать верующих, то ли просто оттого, что и священник «не в курсе». Пожалуй, единственная известная мне проповедь, где авторитетный и любимый многими проповедник прямо говорит, что такого события, как введение дитя Марии в Святое святых, не было в истории, — это проповедь митрополита Антония Сурожского. Ее нетрудно найти…
Попробуем разобраться сначала с историей. Праздник Введения Богородицы во Храм известен в Православной Церкви с VIII века, сначала как праздник малый, и только после XIV века он окончательно причислен к праздникам двунадесятым — двенадцати главным церковным праздникам. В основу праздника легли апокрифические тексты — то есть не принятые Церковью в качестве Священного Писания. Это так называемое «Протоевангелие Иакова» (глава 7), написанное около 160 года, и второй гораздо более поздний текст — латинское евангелие псевдо-Матфея (глава 4), датируемое IX веком.
Вот текст из «Протоевангелия Иакова»:
Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля.
А вот текст из латинского евангелия псевдо-Матфея:
После того Анна зачала, и когда исполнилось девять месяцев, родила дочь и дала Ей имя Мария. Когда она отняла Ее от груди на третьем году, они пошли вместе, Иоаким и жена его Анна, в храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу. Когда Ее поставили перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей, как обычно делают дети. Все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.
Примечательно, что в этих, не принятых Церковью в качестве Священного Писания, текстах, все же не говорится о введении Марии во Святое святых, но только о Ее подъеме по ступеням, ведущим к Храму. Иерусалимский Храм — единственное место, где, согласно ветхозаветному Закону, приносились Богу жертвы, то есть совершалось в полном смысле слова ветхозаветное богослужение (в отличие от синагог, где жертвы не приносились, но лишь читались и толковались священные книги, пелись псалмы и молитвы).
Храм был устроен таким образом, что все верующие молились в его дворе, а собственно Храм состоял из двух частей: 1) Святое, или Святилище, где находился стол с двенадцатью хлебами предложения, золотой семисвечник, или менора, и жертвенник кадильный, на котором священники ежедневно воскуряли фимиам, и входить в Святилище имели право священники; и 2) Святое святых — которое отделялось завесой от Святилища (после перестройки Храма царем Иродом Святое святых от Святилища стали отделять две завесы, но это в данном случае не имеет значения), и куда входить имел право лишь один иудейский первосвященник, и только один раз в год — с кровью очистительной жертвы за грехи свои и всего народа Божия (такое же устройство имел первоначальный переносный иудейский Храм — Скиния, о чем можно подробно прочитать в библейских книгах Левит и Числа, а также в Послании к Евреям). Эти правила свято соблюдались иудейским народом, и нарушить их, введя непосвященного человека во Святое святых, не посмел бы ни один первосвященник под страхом немедленного наказания Божия!
Итак, в апокрифах упоминания о Святом святых нет. Но эта идея присутствует в гимнографии праздника Введения — в богослужебных текстах:
Святых святая во Святых обитати достойно введеся, яко Богоприятна жертва (Мал. веч., на Госп. воззв., стихира 2).
Двери Небесныя, приимите Деву во Святая святых, нескверную же Скинию Бога Вседержителя (Мал. веч., на стиховне, стихира 1).
Во Святых святая, святая и непорочная, Святым Духом вводится… (Вел. веч., на Госп. воззв., стихира 4).
Oтроковицы, радующеся и свещи имуще, Свещи днесь предходят разумней и вводят Сию во Святая святых священно (Вел. веч., на Госп. воззв., стихира 5). — Обратим внимание, что здесь Марию во Святое святых вводят «отроковицы», а не первосвященник!
По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, пришла eси в Храм Господень воспитатися во Святая святых, яко освященна… (Вел. веч., на Госп. воззв., «Слава, и ныне»).
При анализе богослужебных текстов важно отметить, что как сами эти тексты, так и тексты апокрифов, на которых они основаны, были написаны в эпоху, когда уже произошло размежевание христианской Церкви и иудейской синагоги. Авторы текстов не были достаточно знакомы с иудейской традицией, они допускают ошибки в описании, просто потому что сами никогда не бывали в Храме! Однако авторы богослужебных текстов, воспринимая и развивая сюжет из апокрифических евангелий, хотят сообщить нам некую важную идею. Какую же?
Как нам понимать богослужебные тексты праздника? Если они основаны на ошибочном понимании, на подложных «евангелиях», то может, все это надо просто выкинуть? Разве можно христианскую проповедь строить на неправде? Прежде чем спешить с ответом, давайте ответим на следующий вопрос: а насколько правдивы иконы (канонического письма)? Ведь то, что изображено на иконе, очень сильно отличается от реальности, как мы ее видим сегодня. Если поставить рядом икону и фото одного человека, различий, пожалуй, будет больше, чем сходства. Однако, несмотря на это, мы узнаём того, кто на иконе изображен, и не требуем от иконы фотографической точности. Мы понимаем, что язык иконы отличается от языка фотографии. То же самое, например, и с народными сказками. Мы понимаем, что «сказка — ложь», однако «в ней — намек». Разумеется, сказка — не пересказ исторически достоверных событий, но нарратив, который передает ребенку очень важный жизненный опыт поколений — учит добру, верности, справедливости, честности и пр.
Нам сегодня кажется, будто люди раньше мыслили точно так же, как мы, и предъявляли к текстам те же критерии, которые мы предъявляем сегодня. Да, к историческим текстам — несомненно. Поэтому и апокрифические евангелия не вошли в канон Библии. Но богослужебные тексты — это совершенно иной жанр. Это не историческая хроника, не жизнеописания, но — гимнография, поэзия. Поэтому и анализировать их нужно как поэзию. Искать не достоверного описания исторических событий, но раскрывать идеи, которые вложены в поэзию.
Проведя нарративный анализ богослужения Введения во Храм Божией Матери, мы можем прийти к следующему. Нам совершенно не известно, воспитывалась или нет Дева Мария при Храме, приводили ли Ее туда в трехлетнем возрасте родители, поднималась ли Она самостоятельно по высоким (сохранившимся до сегодня!) ступеням. Разумеется, совершенно невозможно, чтобы девочка Мария физически вошла во Святое святых или даже просто Святилище Храма. Но этого и не нужно. Богослужебная поэзия говорит нам о другом, гораздо более важном.
Мария, ставшая Матерью Иисуса Христа, сама стала Святым святых. Святое святых, куда нельзя было никому входить, кроме как раз в год одному лишь первосвященнику, являло собой присутствие Бога посреди Своего народа. Святое святых на первый взгляд было совершенно пустым (Ковчег Завета, который хранился во Святом святых Соломонова Храма, был утрачен во время Вавилонского плена, и когда Храм отстроили после плена, во Святом святых Ковчега уже не было). Но — парадоксально — несмотря на видимую пустоту, Святое святых было заполнено «славой Божией» (евр. «Шехина»). Этого, кстати, совершенно не могли понять язычники, которые при удобном случае норовили поставить там какую-то свою статую — как это может быть: главное сакральное пространство, в котором нет никакого изображения божества или вещественной «святыни»!
Так вот, Шехина, слава Божия, наполняет Марию, так что Она Сама становится Храмом, который вместит в себя Сына Божия. Она в этом служении уникальна — но у Нее будут преемники, ведь всякий, кто истинно верует в Бога, сам становится Его храмом. Позже апостол Павел будет писать христианам, что наши тела — это храмы живущего в нас Святого Духа.
Во Святилище и Святое святых входили священники для богослужения. А жизнь Марии — как и всякого истинного христианина — есть служение Богу. Позже свт. Иоанн Златоуст напишет, что после крестной смерти Иисуса Христа храмом стала вся вселенная. И христиане — народ священников, по слову апостола Петра, живя в этом мире-храме, совершает то дело, на которое призвал их Господь. Мария — первая из царственного священства народа Божия. Первая, но не единственная, ибо за Ней — все мы.
Человек создан Богом как царь и священник в Божьем мире. В чем же заключается священническое служение народа Божия? Само слово «священник» означает прежде всего того, кто приносит Богу жертвы. Но единственную истинную и не требующую восполнения жертву уже принес Иисус на Кресте. Значит, наша жертва — в том, чтобы жить со Христом и во Христе. А еще — по слову апостола, все, что ни делаем, делать во славу Божию. Помнить о Боге при всех своих занятиях. Относиться к каждому человеку так, как мы бы отнеслись ко Христу. И, наконец, высшее призвание человека как священника — это благословлять и благодарить Бога. Человек, способный благодарить Бога за все, способен к жизни в Божьем Царстве — потому что уже живет в нем.
Такой была Мария. Такими призваны быть и все мы, услышавшие весть об Иисусе и откликнувшиеся на нее всем сердцем. Этому учит нас праздник. Только говорит он об этом не привычным для нас языком репортажей или исторических хроник, но языком поэзии — где много образов, точек зрения и перспектив.
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/chto-i-zachem-myi-prazdnuem-v-den-vvedeniya/