- Праздники народов Севера
- Особенности праздников Севера
- Пэгытти
- Килвэй
- Выльгыкоранматйэмын
- Тыркыльыкоранмат
- Польа
- Атыгак
- Наскуныхкылык
- Праздник Севера в Мурманске. История праздника Севера
- Характеристика спортивного торжества
- Истоки мероприятия
- Послевоенная активная спортивная жизнь
- Выход на новый уровень
- Современные соревнования
- Открываем сезон 2015!
- Интересные факты
Праздники народов Севера
Народы Севера длительно время были вне влияния европейской цивилизации. Из-за своеобразного уклада жизни, у них сложилось свое понятие о жизни на земле и свои устои.
И главную роль в этом играла их сложившаяся веками языческая религия. Большое доверие и даже страх чукчи всегда испытывали к жрецам языческой религии — шаманам.
Для повышения своего авторитета и влияния на своих односельчан, шаманы выработали определенные ритуалы на многие случаи жизни.
Особенности праздников Севера
Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.
Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.
Пэгытти
Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.
При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. Праздник обычно проводят сообща, собираются люди из нескольких стойбищ.
Килвэй
Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.
Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.
После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.
Выльгыкоранматйэмын
Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.
Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.
Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.
Тыркыльыкоранмат
Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.
Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.
Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.
У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.
Польа
Польа — Праздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.
В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.
Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.
Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.
Атыгак
Атыгак — Праздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.
Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.
Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.
Наскуныхкылык
Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.
Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.
И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.
Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.
Источник статьи: http://national-travel.ru/prazdniki-narodov-severa
Праздник Севера в Мурманске. История праздника Севера
Зимние виды спорта в России примечательны своим разнообразием. Демонстрация таких способностей обычно проходит на севере страны, так как там находится большинство лыжных трасс. Мурманск — это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он является столицей таких мероприятий. В нем находятся 296 спортивных сооружений, из них дворцы спорта, стадионы, бассейны, лыжные базы, горнолыжные центры и так далее. Ежегодно он принимает большое количество спортсменов со всей страны, которые собираются продемонстрировать свои многочисленные таланты.
Как же называется главное зимнее мероприятие страны? И как оно повлияло на спортивную жизнь России? Расскажем далее в статье.
Характеристика спортивного торжества
Праздник Севера – это главное мероприятие по зимним видам спорта, которое проходит в начале весны в Мурманске. Почему же выбрали именно этот период?
Также в зимний период проходит полная организационная подготовка, на регистрацию в соревнованиях отводится целых три месяца, и желающих набирается достаточно много. Ограничений никаких нет, все будут допущены к участию, как только пройдут процесс регистрации. Главное, обладать сильным здоровьем и бодрым расположением духа.
Истоки мероприятия
Первый праздник Севера прошел 30 марта в 1934 году. Специфика этого торжества заключалась в том, что в соревнованиях принимали участие только лыжники. На то время конкурсантов было недостаточно много, но популяризация праздника привела к тому, что число желающих значительно увеличилось.
Организаторы мероприятия в то время сошлись во мнении, что спортивную программу необходимо смешать с военной подготовкой. Поэтому в план торжества ещё вошли дополнительные конкурсы по стрельбе.
Даже война не смогла повлиять на русские традиции. Праздник Севера продолжался в том же духе, спортсмены были настолько охвачены энтузиазмом, что направлялись на соревнования прямо с фронта.
Послевоенная активная спортивная жизнь
После окончания страшных фашистских действий на территории Советского Союза праздник набрал двойные обороты. Организаторы разрабатывали новые концепции, которые бы смогли привлечь больше молодой аудитории, так как на рассвете спортивных соревнований возраст участников начинался от тридцати лет.
В 1961 году была представлена дополнительная программа, которая открыла новые возможности для школьников и студентов. Организаторы позаботились о честности и создали отдельную категорию участников, которая была отделена от взрослых, профессиональных спортсменов. Это была юниорская группа, которая проходила специальную подготовку перед самими соревнованиями.
1962 год ознаменовался тем, что в перечень состязаний добавился хоккей с шайбой. К тому времени Праздник Севера уже имел полную комплексную программу, в которой могли принимать участие представители любого зимнего вида спорта.
Выход на новый уровень
1971 год стал не менее знаменательным для этого торжества. Праздник Севера (фото соревновательного процесса имеются в статье) вышел на мировой уровень и собрал на мероприятиях немало иностранных представителей зимних спортивных игр. Это были участники из Болгарии, Венгрии, Соединенных Штатов, Кореи и так далее.
Также в этом же году в программу были включены первые соревнования парашютистов, а уже ближе к 1974-му начали проводиться состязания по биатлону.
С 1984 года праздники народов севера начинаются торжественной церемонией открытия, идея была позаимствована с Олимпийских игр. В день открытия происходит зажжение праздничного огня, затем его несут по всей центральной площади города.
Современные соревнования
Каждое десятилетие приносило свои изменения в это торжество. Если рассматривать начало двухтысячных годов, то с этого периода начали больше преобладать экстремальные виды спорта: скалолазание, кайтинг и виндсерфинг. В дальнейшем добавились и неординарные разновидности: футбол на снегу, состязания для заядлых рыбаков по закидыванию удочек.
Следует отметить, что из года в год люди сами предлагают новшества и добавляют разнообразия в праздник Севера. Мурманск постоянно принимает гостей, приехавших для участия в спортивных соревнованиях. Для повышенного комфорта мероприятие перенесли далеко за пределы самого города, в лесной массив Долина Уюта. Это мощный спортивный комплекс, где созданы все условия для проведения спортивного мероприятия.
Но всё же организаторы не останавливаются на одном единственном месте в области и стараются найти новые альтернативы для большого праздника.
Одной из изюминок этого замечательного спортивного праздника является марафон, который объединяет сразу несколько государств. Название говорит само за себя – «Лыжня дружбы». Соревнования подобного рода появились относительно недавно, после 1994 года.
Это лыжные гонки, которые проходят на территории нескольких государств – России, Норвегии и Финляндии. Самое главное, что для участия не потребуется возиться с документами. Даже если вы иностранец, то без проблем сможете принять участие без загранпаспорта.
Открываем сезон 2015!
Этот год стал переворотным для спортивного торжества, так как оно проходило в селе Больше Уки. Праздник Севера на славу удался, и приехавших участников было хоть отбавляй. Несмотря на то что поменялось место проведения соревнований, энтузиазма не убавилось, и все с большой охотой участвовали в различных конкурсах.
Также проходило множество пресс-конференций, на которых организаторы отвечали на все интересующие вопросы.
Участники были активны во всех сферах спорта, а также в тех нетрадиционных видах, которые были описаны ранее.
Интересные факты
Каждый год соревнований делает историю конкурса и открывает новые возможности для участников. За столько лет проведения мероприятия произошло множество интересных событий, информация о которых собрана в архиве. Представляем вашему вниманию несколько интересных фактов:
Именитым комментатором праздника Севера являлся Вадим Синявский – известный журналист, радиовещатель, основатель первой советской школы спортивного комментирования.
В 2009 году мероприятие вошло в список победителей конкурса «Семь чудес на краю света» по результатам народного голосования.
Также спортивный праздник не обошелся без чествования многократных чемпионов. Среди мужчин выделился Сергей Долидович, представитель Белоруссии (семь побед), из женщин — Юлия Чепалова из Хабаровска (три победы).
Благодаря этому мероприятию Россия вошла в крупнейшие организации по зимним видам спорта: Euroloppet, Russialoppet и Союз марафонов «Лыжная Россия».
Открывайте в себе новые таланты, которые смогут вас привести на вершину Олимпа, в этом поможет замечательный праздник Севера. Лыжные гонки в особенности раскроют спортивный потенциал и покажут то, насколько быстро можно одолеть конкурента.
Источник статьи: http://fb.ru/article/184926/prazdnik-severa-v-murmanske-istoriya-prazdnika-severa