Как произошел праздник наурыз

История древнего праздника Наурыз

С 21 марта в Казахстане и ряде стран отмечается древний праздник весеннего обновления Наурыз мейрамы. По восточному календарю Наурыз совпадает с днем весеннего равноденствия, в древности этот день считался началом нового года, сообщает Zakon.kz.

В переводе с фарси «Навруз» означает «Новый день». Написание и произношение могут различаться в разных странах — Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и другие.

Точной даты возникновения праздника не имеется, однако известно, что его отмечали еще до VII века до н.э.

Празднование начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом очищения истока родника. После исполнения ритуальных мероприятий глашатаи обходили все улицы, дворы и звали всех на праздник. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.

Помимо этого, празднования сопровождались весельем, играми, скачками, песнями и состязаниями, в которых принимали участие все желающие, независимо от возраста и пола. Главным блюдом этого дня является наурыз-коже, который состоит из семи ингредиентов. Вода, мясо, соль, жир, мука, молоко и злаки символизируют семь элементов жизни.

Во многом традиции праздника сохранились и до наших дней, трансформировавшись в современную жизнь. Теперь же стало больше театрализованных представлений, концертов, благотворительных акции, народно-спортивных игр. Однако неизменным остается одно — ощущение нового года, обновления и высказывания добрых пожеланий.

Стоит отметить, что в Казахстане Наурыз отмечался не всегда. С 1926 по 1988 год Наурыз не отмечался всенародно, находясь под запретом советской власти. Официально праздник был возрожден Указом Президента Казахской ССР Нурсултана Назарбаева от 15 марта 1991 года «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы», в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. В 2001 году праздник был объявлен государственным, а с 2009 года он отмечается три дня подряд. В феврале 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза.

Читайте также:  Если работник заболел во время праздников

В 2019 году в честь праздника казахстанцы отдыхают пять дней.

Источник статьи: http://www.zakon.kz/4962691-istoriya-drevnego-prazdnika-nauryz.html

Rel.kz

Қазақша Мәліметтер Сайты

История праздника Наурыз

Наурыз — это праздник идущий из глубины веков, праздник, не­сущий подрастающему поколению духовные ценности народа, про­буждая в них желание постичь таинственный мир кочевой культуры, дошедший до нас в первозданном виде. Значимость национальной культуры и традиций казахского народа велика в воспитании чувства патриотизма, любви к истории страны, пропаганды национальной идеи «Мәңгілік ел». Празднование Наурыза дает возможность сфор­мировать знания у молодежи о кочевой цивилизации, о месте кочевой цивилизации в мировой истории, активизировать знания историче­ских понятий, прививать уважение и любовь к культуре кочевников и истории казахского народа.

Казахский народ, передавая из поколения в поколение свою культуру, пронес через века немало прекрасных обычаев и обрядов, являющихся основными источниками, из которых молодое поколение сможет черпать опыт, знания, нравственные начала, а главное — помнить о своих корнях, прикасаться к истории своего народа. Важная задача старшего поколения — это воспитание в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, ознакомление детей с историей, искусством казахов через традиции, обычаи, обряды, развлечения, игры, спортивные состязания, проведение занятий с использованием народной педагогики.

Одним из древнейших праздников в истории мировой культуры, насчитывающий пять тысячелетий, одним из почитаемых праздников традиций казахского народа является Наурыз мейрамы. Наурыз мейрамы не потерял свое величие и общественное значение до нас­тоящего времени и продолжает являться одним из самых популярных и всенародных праздников единства, радости, счастья, мира, доброты, прощения, милосердия, мечты и надежд на лучшее. Все народы Казахстана независимо от их национальности и вероисповедания с удовольствием и радостью отмечают праздник Наурыз мейрамы.

Всенародный и всеми любимый праздник Наурыз мейрамы, к сожалению, имеет сложную историю и судьбу. Начиная с 1917 года, с установлением Советской власти, по всей бывшей Советской стране — СССР, в том числе и в Казахстане постепенно стали вводиться запреты. В советский период запреты коснулись и Наурыза. На грани исчезновения оказались многовековая история, родной язык, быт, национальная культура, национальные традиции, обычаи, обряды народов, живущих в этой необъятной стране, в том числе и казахского народа, а вскоре и язык, на котором разговаривал казахский народ — казахский. Все национальное и традиционное, язык и культурное наследие кочевой цивилизации Советская власть относила к пережиткам прошлого, древности, считала анахронизмом и поставила под большой запрет.

В 1926 году Наурыз мейрамы официально был отменен и запрещен как религиозный мусульманский, всенародный праздник и объяв­лен как проявление национализма, как пропаганда религиозного прошлого. Но на самом деле его от ислама отделяют многие века. На территории Средней Азии и Казахстана мусульманство распространилось только в XIII веке, предки же казахов — степняки уже задолго до этого (две тыс. лет назад) праздновали Наурыз как свой Новый год. Однако, несмотря на запреты Наурыз закулисно, в семейном, родственном кругу, с друзьями все же продолжал праздноваться казахами, бережно сохраняя память о Наурызе.

Для возрождения Наурыза понадобилось долгих 62 года. С 1988 года с разрешения руководства страны Наурыз мейрамы, оставаясь по традиции праздником казахского народа, стал праздноваться открыто и отмечается представителями разных этносов и национальностей Казахстана как новогодний праздник весеннего солнцестояния.

Постепенно Наурыз стал приобретать новый духовно-этический смысл. С обретением Казахстаном Независимости, Указом первого Президента Республики Казахстан 15 марта 1991 года «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы» праздник наконец-то получил официальный статус, а вместе с этим и широкий общественный резонанс, и одобрение всего казахстанского народа.

О том, почему праздник Наурыз возрожден в Казахстане с обрете­нием Независимости и что значит Наурыз для казахстанского народа и Казахстана сказал Президент Нурсултан Назарбаев: «Сегодня осо­бый весенний любимый праздник, который вернулся из глубин веков. В годы независимости мы отмечаем этот праздник ежегодно. Его празднуют представители всех этносов нашей страны. Это празд­ник дружбы, единства, праздник равноденствия, начала восточного нового года, от которого мы ждём всего хорошего и доброго».

Казахскому народу пришлось ждать более полувека- 65 лет, чтобы любимый праздник Наурыз мейрамы был признан и стал не просто всенародным праздником, но и официальным и государственным.

В 1999 году в календаре Республики Казахстан день 22 марта объявлен днем весеннего равноденствия, праздничным днём. В 2009 году в Казахстане согласно Закону «О праздниках в Республике Казахстан» Наурыз мейрамы объявлен трехдневным (21-23 марта) государственным праздником и выходными днями. В 2009 году Наурыз был внесен в Репрезентативный список мирового нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству. В 2010 году ООН объявила праздник Наурыз мейрамы Международным днем Новруза и теперь 21 марта называется в мире Международным днем Новруза.

В 2015 году Наурыз широко праздновали в центре Европы — в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Проведение празднования было подготовлено международной организацией тюркской культуры Turksoy (ТюрКСОИ). В марте 2015 года был дан старт грандиозному концерту мастеров искусств из разных стран в честь празднования Наурыза в Европе. Концерты состоялись в признанной столице европейской культуры — Париже; в одном из крупнейших городов Германии — Кельне; на родине великого Моцарта — Вене.

День весеннего равноденствия празднуют народы многих стран Северного полушария от Индийского субконтинента и Средней Азии до Средиземноморья и Юго-Восточной Европы.

На праздновании Наурыза в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова сказала: «Этот старинный праздник, который породил так много традиций, ритуалов, ассоциируется с возрождением природы и плодородием. Песни, танцы, кулинарные изделия и другие формы празднования Новруза — все это ЮНЕСКО старается представить и популяризировать во всем мире. Основные ценности этого праздника — миролюбие, солидарность, возобновление дружбы между народами, толерантность и гармония с природой — передавались из поколения в поколение. Эти ценности особенно важны сегодня, в наше сложное, беспокойное время».

Надо отметить, что слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений:

  • название праздника Единения;
  • название первого дня Нового года;
  • название праздника Нового года;
  • название первого месяца каждого года животного цикла;
  • название главного угощения, приносимого в этот праздник;
  • название жанра стихов и песен.

Слово «Наурыз» пришло в Казахстан с персидского языка и означало «Первый день нового года». Наурыз наступал 22 марта в момент весеннего равноденствия. Впервые Наурыз начали отмечать в Персии, много сотен лет назад, в эпоху огнепоклонства (Х-IХ вв. до н.э.). Со временем его переняли тюрки в Средней Азии, и в настоящее время он превратился в новогодний праздник, отмечаемый всеми мусульманами, и не только мусульманами, в день весеннего равноденствия, когда солнце входит в созвездие Овна.

У Иранцев — зороастрийцев существовало поверье, что весь мир был сотворен в тот момент, когда солнце изошло из головы Овна и, соответственно, разделились тьма и свет, появились день и ночь. Наступит такой момент, когда Солнце неминуемо и окончательно возвратится в созвездие Овна. Добро обязательно восторжествует над злом. Наурыз — вечный праздник единения природы и человека, взаимопонимания и дружбы между народами.

Некоторые исследователи считают, что история празднования Нау­рыз мейрамы — Нового года берет начало еще за три тысячелетия до нашей эры. С приходом ислама, который боролся с этим праздником, Наурыз был не забыт и был канонизирован, став неотъемлемой частью мусульманской цивилизации.

Таким образом, Наурыз празднуется в день весеннего солнце­стояния. По используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. По древним представлениям казахов и их предков, каждый год делился на шесть месяцев лета и шесть месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года — Наурыз — день весеннего равноденствия. Летние месяцы олицетворяли положительный образ (добро), а зимние — отрицательный (зло). Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом.

Термин «Наурыз» образован из двух персидских слов «ноу» (новый), «руз» (день). По солнечному иранскому календарю Наурыз — это и циклическое начало летоисчисления, и первый день Нового года. Древнее название праздника до наших дней не дошло. Но у тюркских народов, перенявших его идею и сценарий от своих предшественников, саков и усуней, оно звучит в той или иной степени одинаково: Наурыз, Новруз, Невруз, Иооруз, Наороз, Навруз (т.е. обновление, буквально — «Новый день»).

Похожий на Наурыз праздник весны у древних греков назывался «Патрих», народов Бирмы — «Праздник воды», бурятов — «Сааган сара», монголов — «Наркояш», таджиков — «Гулъгардон» или «Гульнавруз», татаров — «Нэурыз» или «Нардуган» или «Нардуган», узбеков — «Навруз», армян — «Навасарди», азербайджан — «Новруз», у курдов — «Невроз», у киргизов — «Нооруз», уйгур — «Норуз», башкир

— «Науруз», чуваш — «Нарас», афганцев — «Руз-е-Дехкан», согдийцы называли «Наусард», хорезмийцы — «Наусарджи», персы — «Нау­руз». Древние славяне до принятия христианства (988 г.) Новый год праздновали первого марта (сухый).

В древнее время казахи встречали утро Наурыза с рассвета.На рассвете женщины поклонялись восходящему солнцу, а к полудню второго дня с детьми посещали могилы предков, начиная с мазара местного святого. Священнодействие начинали с обвязывания ограды белой тканью. Затем в изголовье могилы устанавливали деревянный шест, на который приходящие мужчины нанизывали цветные лоскутки (хирки). А вечером последнего дня жители общины собирались у огня, взявшись за руки, и лицом к лицу семь раз обходили священный огонь по кругу, исполняя ритуальные песни. «Наурыз три дня на троне сидит, три дня царствует», — поется в старинных персидских гимнах. Три дня готовилась ритуальная пища богам, поминались усопшие.

Наличие цифры семь, имеющая сакральный смысл у казахов, являлось обязательным и заключало в себе семь дней недели — временные единицы бесконечности вселенной. Каждый посещал семь домов и приглашал семь гостей, напротив аксакала ставили семь чаш с наурыз-кеже. Магические семь продуктов символизировали дар Солнцу, чтобы оно позаботилось о богатом урожае.

Каждая страна проводит Наурыз по-разному, но с присущими ей национальными особенностями. Однако имеется общая черта в приготовлении праздничной пищи, которая готовится специально один раз в году и состоит из семи элементов, в основном, из растительных продуктов. У каждого народа в приготовлении праздничной пищи отличаются также семь элементов продуктов, присущие только им.

Казахи готовят ритуальное блюдо — «наурыз-коже», приготовлению которого придают большое значение . Ритуальное блюдо наурыз-коже включает в себя семь обязательных элементов: воду, мясо, соль, масло, муку, пшено (рис, пшеница, кукуруза) и молоко. Семь ингредиентов наурыз-коже символизируют семь элементов жизни: Мудрость, Здоровье, Радость, Благосостояние, Удачу, Успех и Божественную защиту.

Азербайджанцы готовят «шакярбура» — блюдо из зеленых ростков пшеницы, а также на столе должно быть семь блюд, названия которых начинаются на букву «с» и много сладостей.

В Узбекистане готовят «сумаляк» — блюдо из пророщенных зерен пшеницы, иногда с добавлением пряностей, «туграма-плов», «халим» — каша из пшеницы с мясом.

В Кыргыстане — «сумелек», «чон кеже» — суп из мяса, в который добавляют рис, горох, пшеницу, кукурузу, талкан (толокно), муку, картофель, пшено и специи.

В Иране в преддверии Наурыза готовят традиционный плов из рыбы, а в сам праздник готовят блюда из риса с добавлением вермишели, «хафт син» — блюдо из пророщенных злаков пшеницы, «гуджа» — из семи видов злаков с добавлением мяса и «сумалак», которые готовят раз в году, только к новогоднему столу. На столе обязательно ставят сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка как символ счастливой жизни, полной движения.

В Афганистане «хафтмева» — особый компот, в который также входят семь компонентов (грецкие орехи, фисташки, миндаль, изюм темный и светлый, сенджед (облепиха).

На Северном Кавказе в традициях Наурыза — обязательно обильное угощение.

В Турции подают на праздничный стол пророщенные зеленые ростки пшеницы с крашеными яйцами, сладостями и «сумалак» (халва), которая готовится из проросшей пшеницы с небольшим добавлением муки и сахара.

В Таджикистане — пророщенные ростки пшеницы, сладкий плов из риса и других злаков, шашлык, а также должна стоять пища из семи блюд, название которых начинается на букву «с» и «ш».

В Туркменистане в день праздника готовят плов, а также специальную еду «семени» — ритуальное блюдо из муки, воды и сахара которое варится день и готовится несколькими семьями совместно.

В Китае в праздничный день готовят постную кашу, которую разливают по чашками и обильно посыпают сахаром и корицей.

Как и в древние времена, Наурыз приходит как вестник мира и добра, как символ весны и всеобщего пробуждения ко всем тюркским, иранским и кавказским народам. В Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, Северном Кавказе, Таджикистане, Туркменистане, Афганистане, Иране, Турции, Китае — это самый важный национальный праздник, который связывают с началом нового года в день весеннего равноденствия. Во время подготовки к нему забывают все ссоры и обиды, укрепляют узы дружбы. Так что, именно до Нового года, вы имеете возможность уладить все разногласия с родными, друзьями или знакомыми.

Праздник весны Наурыз издавна широко праздновался у мусульман Востока и всегда был самым главным праздником. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али, а благотворительные угощения, приносимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Идейные истоки Наурыза животворно связаны с народными традициями и обычаями, и проявились, найдя свое отражение, в старейших памятниках литературы, священных текстах, трудах древних мыслителей.

Еще в старейшем источнике упомянуто празднование Наурыза — в священных текстах книги зороастризма «Авесте» имелись сведения о поклонении огню, о символах добра и зла. Согласно учению Авесты (Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию), люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, создание богом мира, которое происходило «в шести видах» в течение года (небо, вода, земля, растения, животные и человек). По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа, несущего тепло и свет. На праздничный стол зороастрийцы готовили сосуды с проросшими семенами пшеницы и ячменя, готовили различные сладости, ставили яйца как символ зарождения жизни. И это яркое свидетельство тому, что традиция празднования Наурыза берет свое начало с доисторических времен.

Древнегреческий историк Страбон писал о дне равноденствия: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».

Великий персидский поэт Абулькасым Фирдоуси в известном творении «Шахнаме» утверждает, что Наурыз праздновался еще во времена одного из древнейших царей Персии Каюмарса.

Духовное богатство народа передавалось из поколения в поколение народной педагогикой через фольклорные и музыкальные произведения, кюи и танцы, народные и спортивные игры, песенные состязания на праздничных мероприятиях, на которых собирались многочисленные гости, в том числе и на Наурыз.

Наурыз как праздник традиций, обычаев и обрядов возрождает этническое самосознание, государственную и культурную идентич­ность казахов, консолидирует казахстанский народ, сохраняет исто­рическое и культурное наследие. Этнокультурное воспитание на­правлено на развитие и сохранение этнокультурной идентичности личности через приобщение его к родному языку и культуре. Глубо­кое познание духовного богатства своего народа, освоение культуры других народов воспитывает гражданина и патриота, знающего и лю­бящего свою Родину.

Источник статьи: http://rel.kz/istoriya-prazdnika-nauryz/

Оцените статью