Самые важные еврейские праздники: история и традиции
Самые важные дни устанавливаются по еврейскому календарю праздников, структура которого указывается в Торе. Календарь лунно-солнечный и основывается на специальных вычислениях, а начало месяцев всегда совпадает с новолунием. Самые важные праздники свято соблюдаются еврейским народом, как и тысячелетия назад. Каждый из них имеет свои традиции и историю. Культура Израиля богата на обычаи, которые с любовью почитаются гражданами страны. Рассмотрим самые значимые еврейские праздники в марте и в другие месяцы года.
Пурим
Праздник, который отмечается в честь чудесного спасения евреев в Персидском царстве. Это событие произошло боле 2400 лет назад, в то время правил царь Ахашверош. Название еврейского праздника Пурим произошло от слова “пур”, или «жребий». Приходится данный праздник на четырнадцатый день месяца адар, по григорианскому календарю – конец февраля или начало марта. В 2018 году Пурим пришелся на 1 марта. 28 февраля, в канун Пурима — день траура и поста перед праздником. В этот день запрещается пить и есть. Знаменует этот пост то время, когда евреи, проживавшие на территории Персии, неустанно молились и соблюдали пост в течение трех дней. В будущем пост сократили до одного дня, ведь продержаться без воды дольше достаточно сложно. В отличие от остальных четырех общественных постов, пост Эстер не имеет строгих законов, и его соблюдение необязательно для беременных и кормящих женщин, для больных и тех, кто занят тяжелым трудом.
Песах
Еврейская Пасха – главный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. По еврейскому календарю приходится он на 15-й день месяца нисана и празднуется целую неделю. По григорианскому календарю в 2018 году евреи праздновали Песах с 30 марта по 7 апреля. Первый день Песаха, как и последний – официальные выходные дни. Промежуточные пять дней называются праздничными буднями. В переводе Песах – «прохождение мимо». Такое название является памятью о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, расправляясь только с египетскими первенцами. Каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и обозначить его кровью дверные косяки. Таким образом ангел мог отличить их дома от египетских. Уйти из Египта евреям фараон дал возможность только тогда, когда все египетские первенцы были убиты. Песах включает в себя два праздника, которые связаны с сельским хозяйством. Эти еврейские праздники с жертвоприношениями предполагали, что в день нового приплода скота будет принесен в жертву ягненок в возрасте одного года. Второй праздник – день первого сбора урожая ячменя. В это время избавлялись от хлеба и выпекали из пресного теста новый. Называется он маца. В дальнейшем эти праздники было решено объединить в один. Каждый Песах сопровождается традиционной вечерней трапезой в первую и вторую ночь праздника. В оставшиеся дни рекомендуется не работать, но и не запрещается. Нельзя стирать и убирать. В эти дни следует проводить как можно больше времени с близкими, ходить в гости к родственникам, путешествовать по Израилю. Люди из разных уголков Израиля стараются в эти дни посетить Иерусалим. Предписания Торы говорят о том, что в Песах следует посетить Храм в Иерусалиме, а на следующий день принести в жертву ягненка и сноп ячменя в честь соответствующих двух праздников. В последний день праздника евреи отмечают освобождение.
Йом ха-Ацмаут
Нельзя не упомянуть о таком важном для еврейского народа празднике, как День независимости Израиля. Празднуется он в 2018 году 19 апреля. Израиль – молодое государство, независимость которого была провозглашена 14 мая 1948 года. В 1947 году Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение разделить Палестину на два государства. Для евреев это был праздник, для арабов – траур, именно поэтому те начали военные действия еще до создания такого государства, как Израиль, в знак протеста. Но не успел Давид Бен-Гурион зачитать Декларацию независимости, как спустя несколько часов армии других стран вступили на территорию Израиля. Евреям снова пришлось взять в руки оружие и защищать землю своих предков. Война длилась год и три месяца. Более шести тысяч человек отдали жизнь за существование Государства Израиль.
Шавуот
Через 50 дней после Песаха евреи получили Тору на горе Синай – этот день получил название Шавуот (праздник дарования Торы). Евреи дали обещание следовать Торе во что бы то ни стало, во все времена и в любом месте. Со дня получения Великой Книги и по настоящее время жизнь еврейского народа основывается на вере в Бога и преданность Его заветам. Евреи выполнили данное у горы Синай обещание и, несмотря на то что многие были разбросаны по всему миру, они остались единой нацией.
Рош ха-Шана
Или так называемый еврейский Новый год. Летоисчисление в Израиле ведется практически с появления первых людей, и в то время как мы встретили 2018 год, 9-11 сентября в Израиле наступил 5779. Этот праздник отмечают все, по всей стране люди обмениваются подарками и поздравлениями, отправляются в гости к друзьям и родственникам, устраивают семейные ужины и вечеринки.
Йом Киппур
Самый главный праздник в иудаизме – день покаяния и молитвы. В 2018 году приходится на 18-19 сентября. Йом Киппур – день поста, отпущения грехов и окончание Десяти дней покаяния. Перед Судным Днем следует вспомнить все, что произошло в прошлом году, проанализировать свои поступки и произошедшие события, вспомнить о своих грехах не только перед Богом, но и перед другими людьми. И как бы устрашающе ни звучало, Йом Киппур – день радости, восстановления сил и настроя на хорошие дела. Человеку свойственно ошибаться, но истинное раскаяние дает Божье прощение. Именно поэтому не муки совести и страх перед небесным судом сопровождают этот день, а душевный подъем и хорошее настроение. Этот день дарит надежду на то, что новый год будет счастливым и удачным.
Суккот
Этот праздник имеет множество названий: праздник шалашей, конец странствий по пустыне, праздник мира, день сбора урожая. На самом деле, Суккот – паломнический праздник, в который еврейский народ собирался в Иерусалиме. Празднуется с 23 по 30 сентября. Отличительная особенность этих дней в том, что евреи оставляют свои дома и отправляются жить в шалаши, которые предварительно устанавливают на улицах. Именно поэтому день имеет название «праздник шалашей». Суть Суккота – почтить историческое прошлое еврейского народа, выразить связь с Родиной. А шалаши – символ сорокалетних странствий евреев по пустыне.
Ханука
День Освящения Храма празднуется в 2018 г. со 2 по 10 декабря. История праздника начинается с того, что по приказу сирийского царя Антиоха Епифана была прекращена служба в иерусалимском храме. И только в 165 году до нашей эры, когда евреи одержали победу над сирийцами, богослужение возобновилось. Существует легенда, что в храме была обнаружена емкость со священным елеем для поджигания семисвечника. Традиция поджигать свечи осталась и по сей день. Еврейские праздники сегодня соблюдаются в точности так же, как и тысячи лет назад.
Шаббат
Последний день в неделе по еврейскому календарю – суббота, а не воскресенье, как мы привыкли. В Шаббат Великая Книга предполагает воздержание от работы. Считается, что этот праздник был провозглашен Богом еще во время сотворения мира и является первым Праздником Господним. «Заходит» Шаббат в пятничный вечер. Начинается праздник с ужина в кругу семьи с зажженными свечами и вкусной едой. А следующие после ужина 24 часа даны для общения с Богом. Это время встречи еженедельно неизменно и является назначенным самим Господом для встречи с его народом. В Шаббат запрещено готовить горячую еду. Поэтому если захочется насладиться теплым обедом, рекомендуется приготовить все необходимое до «захода» Шаббата и сохранять блюда в теплом состоянии до следующего дня. Вот тут у хозяек идут в ход всевозможные хитрости. Существует огромное количество еврейских блюд, которые от сохранения тепла становятся только лучше на вкус.
Отличительная особенность всех еврейских праздников – они начинаются вечером. После захода первых трех звезд. Ответить на вопрос, какой еврейский праздник важнее всего, сложно, ведь все традиции почитаются народом с одинаковым благоговением и любовью.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/379730/samyie-vajnyie-evreyskie-prazdniki-istoriya-i-traditsii
Как проводят праздники евреи
Личность человека формируется под влиянием окружающего его социума. Прописная истина.
Когда я жила в бывшем союзе меня окружали советские люди. Это какая-то загадочная, новая сущность. Ибо тема национальности старательно затушевывалась.
И русские люди были оторваны от своих корней, что уж говорить о других нациях. Так, вскользь, между прочим.
Многое влияет на процесс формирования ребенка. Праздники в том числе. А что мы праздновали в союзе? 1 Мая, 7 Ноября, 8 марта, 23 февраля и Новый год. Все праздники, кроме любимого всеми Нового года, — идеологические, новые, не прошедшие испытания временем. И потому так легко почти исчезнувшие нынче.
Приехав в Израиль мы, естественно, столкнулись с еврейскими праздниками. Я росла в семье, далекой от иудаизма. Ну знала Пейсах, даже сама пекла мацу, когда стала взрослой, что-то краем уха слышала про еврейский Новый год (знать бы еще когда он бывает!), что-то про праздники, когда детям раздают подарки в виде сладостей. Всё.
И вдруг мы оказались в среде, где отмечаются совершенно незнакомые праздники. Сначала мы даже не полностью понимали их смысл. Не было праздника на душе в эти дни.
Со временем я стала понимать как, несмотря на страшные трагедии, сохранилась еврейская нация сквозь тысячелетия. В основе сохранения еврейской нации — религия. Вот как приняли евреи скрижали Завета на горе Синай, так и пронесли свою веру до нынешнего времени. И это в условиях раздробленности, изгнания народа со своей земли и светскости части современного населения Израиля.
По сути все праздники евреев связаны с Торой. Только День Независимости — светский праздник в Израиле.
Первый праздник в каждом году — Новый год, Рош а-шана. Буквально — голова года. Этот праздник наступает каждый раз в разное время по современному календарю, но всегда осенью.
У евреев свой календарь, лунно-солнечный. Сложный — не по моему разумению. Высчитывают наступление праздника с учетом фазы луны и прочих необходимых условий. Как мы привыкли встречать Новый Год? Во первых — в 12 часов ночи. Во- вторых — это праздник веселья, ряженного Деда Мороза, подарков, хмельной надежды на лучшее. У евреев день начинается вечером предыдущего дня. Т.е. если Новый год 3 октября, то встречаем мы его вечером 2-го.
Будучи совсем молодыми репатриантами в Израиле мы взяли путевку и поехали на Рош-а-шана в составе группы в кибуц. Это нечто, отдаленно напоминающее колхоз. При кибуцах есть гостиницы, куда любят приезжать на отдых израильтяне. Горожанам тишина и прелести сельской жизни на пару-тройку дней, кибуцу — дополнительный доход.
Вечером мы все собрались на ужин в кибуцной столовой. Были накрыты столы, стояло вино, все честь по чести. Мы приготовились к развеселой пирушке. Но все было тихо, спокойно, не весело. Мы — в полном недоумении, праздник же! И вот тогда мы узнали, что Новый год в Израиле — это очень невеселый праздник, ибо после него наступают 10 дней раскаяния, а затем Судный День, Йом КипУр.
По еврейской религии у Всевышнего имеется Книга Судеб. И каждый Год Всевышний делает в ней запись каждому человеку. Что там будет: жизнь или смерть, удача или разорение — знает лишь Вседержитель.
Потому люди в дни, предшествующие Судному Дню, и в сам этот День усердно раскаиваются в своих грехах и молятся, просят Бога о милости к ним.
На Новый год люди поздравляют друг друга и желают нового, сладкого года. На столе обязательно стоят порезанные на дольки яблоки и мед. Нужно окунуть в мед яблоко и съесть, чтобы год был удачным, сладким. Обязательно на столе должна быть рыба с головой.
В Судный День верующие больше суток не едят, не пьют, много других ограничений. Особо верующие проводят эти сутки в синагоге в постоянной молитве. И перед Судным Днем все желают друг другу хорошей записи на следующий год.
Йом Кипур — Судный День особенный день в году. В этот день не работает никто. Только особые производства, где невозможно остановить технологический процесс, больницы, полиция, армия — находятся на работе.
В этот день НИКТО не ездит по дорогам и улицам. Даже арабы не нарушают, в основном, традицию. Только скорая помощь и полиция в экстренных случаях осторожно проезжает по дорогам и улицам.
Потому, что это день детей! Помните, я начала с того, что ребенок формируется и в зависимости от праздников тоже? Так вот на всех праздниках дети участвуют в них наравне со взрослыми, а иногда им отводится и особая, важная роль.
Как было в союзе? Хорошим тоном считалось не сажать детей за общий стол. Потому, что там начинались возлияния, иногда до неумеренности. Развязывались языки до анекдотов и скабрезностей. Кто-то падал личиком в салат. Иногда доходило и до драк. Дети здесь лишние. Поэтому их кормили и выпроваживали погулять, чтобы не мешали взрослым веселиться.
Евреи всегда сажают детей за общий стол, даже самых маленьких. Во время трапезы читаются молитвы (верующими), поются соответствующие празднику песни и дети горланят вместе со взрослыми.
А в Йом Кипур для детей специально покупают самокаты, велосипеды (по возрасту и потребностям). И как только наступил вечером этот день — вся детвора высыпает на улицы. Ездят по дорогам, мамочки с папами везут в колясках младенцев — день непослушания правилам дорожного движения. Да собственно движения никакого и нет! Дети обожают этот, развеселый для них, день! Подростки и молодежь выезжают на велосипедах на загородные трассы и гоняют там пока не свалятся от усталости — вольная воля и пустые дороги!
Заканчивается Йом Кипур вечером следующего дня и уже вечером начинают горожане ставить суккИ -шалаши, занимают места рядом с городскими домами во дворах. Как правило около каждого дома есть своя небольшая территория.
СуккА — это такая сборная конструкция из труб. Она устанавливается в виде граней куба или четырехугольника, в зависимости от размера. «Стены» обтягиваются тканью со специальными завязками, чтобы было легко собрать-разобрать. А вот на крышу нужно положить нечто такое, чтобы сквозь крышу просвечивали звезды. Обычно кладут пальмовые ветви или тростниковую, несплошную «занавеску».
Стены сукки украшаются гирляндами, игрушками, тем, что мы привыкли видеть на новогодней елке. Детишки принимают самое деятельное участие в строительстве и украшении сукки. Внутри сукки устанавливается стол, стулья или лавки, проводится временное освещение.
Наступает праздник СуккОт.
У этого праздника удивительное значение. По идее еврей должен прожить неделю (столько идет этот праздник) в сукке. Для того, чтобы он понял: насколько ненадежно его жилище (сукка), его может промочить в ней дождь, для этого и строят «дырявую» крышу, сукку может запросто сдуть сильный ветер.
Настолько же и он, человек, слаб и ничтожен перед Богом. Сегодня ты силен и богат, а завтра тебя «сдует» с лица земли болезнь и смерть. И должен всегда помнить не только о себе и своих потребностях, но и вспоминать о бедных, неимущих в течении года. Это бедные живут в таких хибарах и им нужна помощь.
На самом деле в сукке, как правило, только едят. Завтракают, обедают и ужинают. Спать, в основном, уходят домой. Но настоящие верующие живут по-честному в сукке все эти дни.
Для детей это такое веселое приключение! Кушать не дома!
Каждый может зайти в сукку, его посадят за стол. Есть еще очень много обрядов в этих праздниках, которые я не описываю.
Но что я хочу подчеркнуть? Все эти праздники идут из глубины тысячелетий. И неизменно, каждый год евреи верующие и неверующие празднуют их. Это укорененность народа, неизменность традиций.
Глубокий, философский смысл в этих праздниках, который постигают и дети по мере взросления. И дети всегда рядом с родителями на всех обрядах, трапезах.
Может быть в этом загадка живучести и силы еврейского народа?
Не претендую на истину. Это мои размышления. Спасибо вам, дорогой читатель, если вы добрались до этих строк. Да благословит вас Бог здоровьем и благополучием! С праздником, дорогие евреи и примкнувшие к ним! Хорошего года вам всем, щедрого на удачи и благополучие!
Источник статьи: http://isralove.org/load/10-1-0-1322